конспект урока
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Мартьянова Ирина Васильевна

Глагол

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Глагол21.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Глагол. Что обозначают глаголы.

Цели урока:

1) повторить и закрепить сведения о глаголе; формировать умения находить глаголы  в тексте, употреблять в речи;

2)  развивать навыки правописания, анализа текста; способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти учащихся;

3) воспитывать у детей чувство доброты, толерантности, взаимоуважения, стремление к настоящей дружбе; поднимать интерес к изучению русского языка.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, раздаточный материал.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Орфографическая разминка.
  3. Определение темы и целей урока.
  4. Работа по теме урока.
  5. Подведение итогов.
  6. Домашнее задание.

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада всех вас видеть! Давайте сегодня подарим друг другу хорошее настроение. Садитесь. Мне хочется вам пожелать, чтобы этот урок обогатил вас  новыми знаниями, умениями, чтобы вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее.

  Все вы знаете, что такое формула.  Есть формулы для вычисления  площади, периметра, а я хочу вам предложить формулу успеха на уроке. (слайд 1)

Улыбка + хорошее настроение + вера в себя = результат.

Согласны работать по такой формуле?  Тогда начнём наш урок. Приготовьте всё к уроку, садитесь прямо  и обратите внимание на доску.

  1. Орфографичекая разминка.

- Ребята, посмотрите, на доске предложения.  (слайд1  на интерактивной доске)   Всё ли правильно написано в них?  Ваша задача – найти и исправить ошибки.

Крепкую дружбу водой неразольёшь.  Вместе сходится – рекой становится, врозь расходится – ручейками стать. Неузнавай друга в три дня, а узнавай в три года.

- Молодец!  Ребята, в словах какой части речи были допущены ошибки и на какие правила? (в глаголах, правописание  -тся, -ться; правописание не с глаголами)

- А вы обратили внимание , что на доске написаны не просто предложения, а пословицы. Скажите, какой общей темой  можно их объединить? (Дружба)

III. Определение темы и целей урока.

- Ребята, как вы думаете, исходя из проделанной работы, какая у нас будет тема урока и чем мы будем сегодня заниматься? (Глагол.  Мы будем  выполнять задания с глаголами)

- Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число и тему урока:  « Глагол. Что означают глаголы» Пишите красиво, аккуратно. (слайд 2)

- Раз уж вы такие молодцы, догадались о теме урока, то давайте все вместе  определим цели урока. В этом нам помогут опорные предложения:                повторить  сведения  о   ………..  ; формировать умения  ………...  …………  в устной и письменной речи;  раскрыть значение понятия  …………………   .

 Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова известного всем вам писателя Л.Н.Толстого. (слайд 3)

             «Глагол является основой языка»

Русский язык очень богат глаголами. По данным учённых в русском языке около 35 процентов слов – глаголы.

  1. Работа по теме урока.
  1. – Давайте же  вспомним, что такое глагол?  (Глагол – это часть речи, которая обозначает действие, отвечает на вопрос что делает)

  – Правильно, а хотите узнать, что обозначало это слово в древнерусском языке? (представление ученицей мини-проекта )

- Молодец, очень интересная работа. Садись.

2.  А теперь, ребята, обратим внимание на доску. Давайте выразительно  прочитаем два  стихотворения.(слайд 4)

И вот он         

Начал свой рассказ:

«Они ползут,

А он им – раз!

А тут как раз

Она ползла.

А он как даст ему со зла!

Они ей раз!

Она им раз!

Но тут как раз

Её он спас.

                      А. Барто.

Может быть, тебе сосед
Разорвал штанишки,
Поломал твой табурет
И порвал две книжки?

Может, он и сам не рад,
Что так получилось –
Столько шалостей подряд
У него случилось?

Ты заплачешь, закричишь,
Застучишь ногами,
И, конечно, побежишь
Жаловаться маме...

                               Неизвестный автор

- Спасибо! Мы прочитали два стихотворения. Чем они отличаются друг от друга? (ответы детей)

 - Да, вы близки к правильному ответу.  В первом стихотворении глаголы почти не употребляются, и хотя события описаны очень эмоционально, но саму картину действий мы не видим, потому что в тексте мало глаголов. Во втором же стихотворении большое количество глаголов, которые уточняют, поясняют действие. Благодаря им мы представляем, что произошло на самом деле.  

- Так что же ребята, мы можем сказать о роли глаголов в речи?

- А теперь вдумайтесь в содержание  стихотворений? О чём говорится в них?

(о соре, конфликте, вражде, драке)

Чтобы избежать таких ситуаций, какими надо нам быть?

(дружными, терпимыми, прощать ошибки)

- Правильно, ребята, дружба – это готовность оказать помощь, понять и простить обиды. У каждого человека должен быть настоящий друг, на которого он во всём может положиться.

3. - Следующее ваше задание – выписать из второго стихотворения глаголы, поставив их в начальную форму.(стихотворение на карточках)  Все помнят, на какие вопросы отвечают глаголы в начальной форме? Скажите, пожалуйста.

- Закончили задание, посмотрите на доску,  проверьте себя.

Разорвать, поломать, порвать, получиться, случиться,  заплакать, закричать,  застучать, побежать, жаловаться.

4. Физкультминутка.

 - Устали, давайте отдохнём, но отдохнём с пользой. Все встали рядом с партами.  Я читаю предложение, а вы, когда слышите глагол, быстренько приседаете.

Дядюшка Глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, , заплатил, угодил, повредил, крокодил, вылепил, зажёг, флажок, дружок.

Молодцы, проверили и внимательность, и ловкость.

 5. - Ребята, посмотрите на доску, пока мы с вами отдыхали, с пользой для себя, у наших друзей-глаголов случилась беда.  Они тоже все очень дружные между собой, долго гуляли, играли и устали. А когда подошло время возвращаться домой, то совершенно забыли, где кто живёт. Помогите, пожалуйста, вернуться им в свои домики. А как мы узнаем, кто в каком доме живёт? В этом нам поможет наш хороший друг – учебник. Прочитайте правило на стр.164  и помогите глаголам.

Молодец, добрались глаголы до своих домов. А как же вы их разделили?

(одни глаголы обозначают действие, другие – состояние)

Какой же вывод мы сделаем?

(Глагол обозначает не только действие, но и состояние человека или  предмета)

- Ребята, а что перед нами? (Кластер)

- Давайте, опираясь на кластер, повторим , о чём же мы сегодня говорили на уроке.

(о глаголе, о правописании глаголов, о его значении, о роли глагола в речи)

- Молодцы, а какую ещё очень важную тему мы затронули? (Тема дружбы)

- Чтобы подвести итог нашей теме, давайте составим синквейн на тему дружба. Слова все даны на доске, вам нужно составить из них синквейн на тему «Дружба». Кто пойдет к доске?

Согласны с товарищем, такие у вас получились синквейны? Молодцы.

v. Домашнее задание.

VI. Самооценка.

- А теперь, ребята, мне бы хотелось, чтобы вы оценили наш сегодняшний урок, свою работу на уроке.  На доске вы видите корзину и смайлики. Если вы довольны уроком, всё поняли, выбираете весёлый смайлик и кидаете его в корзину, если не очень довольны , то вот такой нейтральный, ну уж если совсем недовольны, то самые грустные смайлики.

Спасибо всем вам за урок. Вы просто молодцы! Я хочу вам пожелать, чтобы вы всегда  были добрыми, весёлыми, верили  в свои силы, а рядом с вами был бы настоящий друг, который во всём вас поддержит.  До свиданья.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...