Имя прилагательное. Употребление имён прилагательных.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Ооржак Сайлык Николаевна

Вспомните, о какой части речи мы говорили на прошлом уроке, и найдите слова этой части речи в строчках Сергея Есенина:

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы.

Шелестят зелёные серёжки

И горят серебряные росы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_fgos.docx17.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Имя прилагательное как часть речи. Употребление имён прилагательных в речи.

Цели урока:

1. Обобщение и систематизация изученного по теме:" Имя прилагательное"

Дать понятие об употреблении имён прилагательных в речи;

2. Развитие критического мышления, познавательных навыков.

3. Воспитание бережного отношения к животным.

Вводная часть урока:

1. Орг. момент. Мотивация.

- Прозвенел звонок весёлый,

  Мы начать урок готовы!

 Будем слушать, рассуждать

 И друг другу помогать!

2. Чистописание.

Н

НН

3.Вызов. Актуализация знаний. Определение темы и цели урока.

- Какое правило напоминает вам это соединение? (написание удвоенных согласных). 

- Вспомните, о какой части речи мы говорили на прошлом уроке, и найдите слова этой части речи в строчках Сергея Есенина:

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы.

Шелестят зелёные серёжки

И горят серебряные росы.

-В течение 2-х минут коротко запишите всё, что вы можете сказать об этих прилагательных ("Корзина идей").

-Обсудите с соседом информацию и составьте общий ответ (2 минуты).

-Что у вас получилось? (Зачитывание ответов пар)

- Давайте систематизируем полученную информацию (составление кластера).

Прилагательное 

1. Общее значение

А. признак предмета

а) цветовой признак

б) качественный признак

2. Морфологические признаки прилагательного

А. род

Б. число

В. падеж

3. Синтаксическая роль прилагательного

А. определение

- Очень занимательное имя прилагательное,

Трудно будет без него, если пропадёт оно.

- Посмотрите ещё раз на строчки Есенина и скажите, что случится, если из них убрать все прилагательные? (Станут неинтересными, бесцветными, исчезнут звуки и т.д.)

- Итак, на какой вопрос нам предстоит ответить сегодня на уроке? (Зачем нужны прилагательные?/ Какую роль играют прилагательные в тексте?)

Запись темы на доске и в тетради.

Основная часть урока:

IV. Работа по проблеме урока.

1 задание.

- Внимательно прочитайте записанные на доске слова (коллективно)

Лса, верная, тигр, сбака, хитрая, пушстая, кошка, плсатый.

Словарная работа

- Какие буквы пропущены? Докажите свой ответ. (Лиса, проверочное слово лис. Собака, словарное слово. Пушистая, сочетание жи, щи пиши с буквой и. Полосатый, сочетание оло, проверяем - полосы, полоска)

- На какие две группы их можно поделить (существительные, прилагательные)

- Запишем существительные (по 1 уч.)

Лиса, собака, тигр, кошка

- А что такое имена существительные? (часть речи, которая обозначает предметы и отвечает на вопросы – кто? что? кого? чего? кем? чем? о ком? о чём? кому? чему?)

На доске рисунки

- Это кто? (животные)

Запись учеником слова животные - какая орфограмма? (сочетание жи)

- На какие две группы можно разделить животных? (дикие и домашние)

- Чем отличаются дикие и домашние животные? (за домашними животными ухаживает человек, а дикие заботятся сами о себе)

- Всегда ли домашние животные живут дома, сытые, ухоженные? (нет, иногда люди выгоняют своих питомцев на улицу)

- Какой нужно сделать вывод? Кем они для нас являются? (перед тем, как завести животное, надо подумать, сможешь ли ты за ним ухаживать, ведь они зависят от нас. Они - наши друзья, любимцы)

На доску учитель вывешивает:

Друзья человека

Братья наши меньшие

Чтение хором.

А теперь запишем прилагательные (самостоятельно), которые подходят к данным существительным.

хитрая

верная

полосатый

пушистая

Проверка.

- Чем помогли нам эти слова? (слова помогли узнать о данном животном, описали их)

2 задание – по вариантам

А)1 вариант: выбрать и записать слова, описывающие лису.

2 вариант: выбрать и записать слова, описывающие собаку.

Хищная, хитрая, умная, рыжая, пятнистая, белая, верная.

Проверка(1 в.- хищная, хитрая, умная, рыжая; 2 .- умная, хитрая, рыжая, пятнистая, белая, верная).

Б) - Поиграем, я вам загадаю загадку: уши, лапы, хвост. (Кот, лиса, волк, мышка, собака)

- А почему у вас разные ответы? (нет описания)

- Загадаю ещё раз: Длинные уши

Пушистый хвост

Мягкие лапки (заяц)

- Почему во второй раз дан точный ответ? Значит, зачем нужны прилагательные? (имена прилагательные описывают предметы, характеризуют их)

3 задание.

Составляем предложения по схеме: Какой? Кто? Что делает? (по рисункам)

Запись 1 предложения учителем, 1 учеником, 1 сам-но, 1 устно

(Белый зайчик скачет. Злой волк бежит. Пёстрый дятел летит. Добрый врач лечит.)

4 задание.

Работа по учебнику.

Стр. 141упр.270- спиши, вставляя подходящие по смыслу прилагательные.

(1. Белка (какая?) рыжая. 2. Волк (какой?) злой. 3. Лиса (какая?) хитрая.

4. Слон (какой?) сильный.)

5. Игра «Угадай-ка!»

С помощью прилагательных на доске описать одноклассника, остальные должны угадать, кто это.

Лицо____________

Лоб______________

Глаза____________

Волосы___________

Характер_________

(округлое, широкий, голубые, светлые и длинные, добрый и спокойный – это Ильмира)

- Смогли ли бы мы поиграть в эту игру без прилагательных? (нет, мы бы не догадались, о ком речь)

6 задание.

У каждого ученика рис. животного (чёрно- белый). Надо разрисовать его и написать предложение. (Разноцветный попугай сидит на ветке. Рыжая лиса бежит по узкой тропинке. Полосатый тигр живёт в зоопарке.)

Стадия "Рефлексия". Итог урока:

- Мы славно потрудились, пора подводить итоги. Скажите, пожалуйста, на какой вопрос мы искали ответ? (Какую роль выполняют прилагательные в речи?)

- Что нового узнали и хотите рассказать родителям?

- Что не до конца получилось, какие вопросы возникли?

- Что самое главное мы теперь можем сказать о прилагательном и его роли в нашей речи? Попробуем ответить на этот вопрос, составив синквейн. (дети могут работать как самостоятельно, так и в парах):

        Прилагательное

изобразительно-выразительное

описывает, характеризует, рисует.

Трудно будет без него, если пропадёт оно.

              Художница.

- Прочитайте, что у вас получилось. Молодцы! С каким настроением вы заканчиваете урок, опишите его при помощи прилагательных.

-Дома я вам предлагаю приготовить описание предмета, не называя его, а чтобы вам было интереснее выполнять это задание, загадаю на прощание загадку. Подумайте, о чём идёт речь:

- Она чёрная?

- Нет, она красная!

- А почему же она белая?

- Потому что ещё зелёная. (Смородина).

 Подведение итогов. Выставление оценок.

Д.З: составить кластер по теме.  Упр № 34,37.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок письма и развития речи в 6 классе по теме: «Имя прилагательное. Изменение имён прилагательных по числам и по родам».

План - конспект урока письма и развития речи для учащихся 6 классов, обучающихся по программе Воронковой В.В. (Программа специальных образовательных учреждений VIII вида)....

Урок русского языка в 6 классе по УМК под редакцией С. И. Львовой. Культура речи. Правильное употребление имён прилагательных.

Целью данного урока является   - развитие понятия "культура речи",  умения правильно и красиво строить свою речь;  -  воспитание  любви к родному языку, родному слову...

Урок в 6 классе по теме "Имя прилагательное. Изменение имён прилагательных по числам и по родам"

Урок в 6 классе коррекционной школы по теме  "Имя прилагательное. Изменение имён прилагательных по числам и по родам"...

Презентация к уроку в 6 классе по теме "Имя прилагательное. Изменение имён прилагательных по числам и по родам"

Презентация к уроку в 6 классе коррекционной школы по теме  "Имя прилагательное. Изменение имён прилагательных по числам и по родам"...

Конспект логопедического занятия «Имя прилагательное. Изменение имён прилагательных по числам и родам»

Знать части речи - имя существительное, имя прилагательное, уметь ставить вопросы к прилагательным, различать и использовать их в речи, определять род и число....

Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи

Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи...

Тексты для лабораторной работы по русскому языку "Употребление имён прилагательных в речи" (6 класс)

Урок изучения нового материала.Цель урока: формирование знаний учащихся о роли прилагательных в речи.Задачи:1. рассмотреть роль имён прилагательных в речи;2. развивать наблюдательность, умение читать ...