Разработка урока "Правописание НЕ с деепричастиями"
план-конспект урока по русскому языку на тему

Рупышева Наталья Николаевна

Воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала ( форма урока, задания занимательного характера), воспитание патриотизма, воспитывать любовь к животным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx31.97 КБ
Файл loshad_05.pptx475.82 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока

Рупышевой Натальи Николаевны

учителя русского языка

МБОУ «Старо-Онохойская ООШ»

Тема:  Правописание НЕ с деепричастиями

Цели обучения:

-  обеспечить усвоение учащимися правила написания не с деепричастиями;

- добиться усвоение учащимися понятия приставки и частицы не при деепричастии;

- устранить пробелы знания правила написания не с глаголами.

Воспитательные: 

Воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала ( форма урока, задания занимательного характера), воспитание патриотизма, воспитывать любовь к животным.

Цель развития:

- развитие аналитико-синтезирующего мышления (развитие умения классифицировать, делать обобщающие выводы);

- развитие абстрактного мышления (развитие умения выделять общие  и существенные признаки, развитие умений применять знания на практике);

- развитие познавательных умений (формирование умений выделять главное, составлять опорную схему, делать опыты);

- развитие общетрудовых умений (развитие умения творчески подходить к решению задач, планировать и оценивать результаты выполненных действий, регулировать и контролировать свои действия);

- развитие умений учебного труда (развивать умение работать в группе, индивидуально);

- развитие самостоятельности (развивать чувство уверенности в своих силах, инициативности).

Тип урока: урок открытия нового знания

Вид урока: урок практических работ исследовательского типа

Технология построения урока: проблемно-диалогическая

Метод обучения: исследовательский

Формы выполнения учебной задачи: общеклассная, работа в группах, индивидуальная работа учащихся.

Структура урока:

  • Организационный (мотивационный) этап
  • Проверка домашнего задания
  • Актуализация опорных знаний и умений
  • Постановка учебной проблемы
  • Формулирование проблемы и планирование
  • Открытие нового знания
  • Применение нового знания (групповая и индивидуальная работа)
  • Рефлексия учебной деятельности.
  • Оценивание
  • Домашнее задание

Ожидаемые результаты: создание собственного текста с учетом усвоения учащимися правил написания не с деепричастиями.

Оборудование: мультимедиа, интерактивное пособие по русскому языку по ФГОС, азбука Кирилла и Мефодия, электронный учебник, учебники, словарь синонимов, словарь фразеологизмов, карточки, схемы, оценочные листы, смайлики для самооценки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Поздоровайтесь с гостями. Перед вами смайлики. Выберите по желанию. Поднимите, вы взяли свой успех, он должен присутствовать на протяжении всего урока. На обратной стороне смайлика вы видите оценочный лист. Чем выше вы получите оценку, тем будет выше ваш успех.

        Вы не просто выбрали смайлик, а выбрали себе профессию:

Розовый смайлик – знаток орфографии

Желтый – знаток пунктуации

Зеленый – сыщик

        На протяжении всего урока не забывайте о своих обязанностях.

В тетрадях учащиеся записывают число, классная работа.

II. Проверка домашнего задания:

Чтение предложений с деепричастиями.

- Какие умения вам пригодились? (узнавать деепричастие)

- По какой морфеме узнаем деепричастие? (по суффиксу)

- Обменяйтесь тетрадями, оцените.

- О каком животном идет речь в тексте? (о лошади)

- У разных народов лошадь являлась символом. Знаете ли вы что-нибудь об этом? (по восточному календарю 2014 год – год лошади, это символ славы и удачи, а у славян –это символ солнца).

(Слайд 1)

III. Словарная работа

- Подберите синонимы к слову лошадь. Сыщики работают со словарями синонимов (конь, кобыла, жеребец, лошадка, жеребенок, скакун, Пегас). 

Проверьте, оцените.

(Слайд 2 проверка)

- Пусть символ нынешнего года Лошадь поможет нам добиться успехов на уроке. Кто успешный, тот Звезда!

 

IV. Создай свою звезду

- Я предлагаю группам создать свою звезду

Выберите 1 группа – слитное написание слов, т.е  НЕ является приставкой или частью корня

                  2- раздельное написание, НЕ – частица.

-Проверим, чья звезда ярче?   (Слайд 3)

Самооценка

- Какие знания вам пригодились? (правописание не с разными частями речи)

1 группа. К какой морфеме относится НЕ в ваших ответах?

2 группа. Чем является НЕ в словах вашей карточки?

- А всегда ли НЕ с глаголом пишется раздельно?

 (нет, в словах исключениях пишется  слитно)

- Назовите глаголы исключения

(Слайд 4)

- Написание НЕ с какой частью речи мы еще не рассматривали?

(с деепричастием)

- Можете назвать тему урока? (Правописание не с деепричастием)

(Слайд 5)

- Какую цель вы ставите перед собой? (Слайд 6)

(разобраться, когда слитно, когда раздельно)

(Слайд 7)

- Какие знания нам для этого пригодятся?  (Слайд 8)

  Задачи: вспомнить, что такое деепричастие

                узнать правило написания НЕ с деепричастием

                научиться правильно писать деепричастие с НЕ (Слайд 9)

V. Физминутка   (Слайд 10)

VI. – Чтобы достичь поставленной цели, обратимся к учебнику стр.228    

                                                     (Слайд 11)

            1. чтение теоретического материала

            2.составление алгоритма  

(Слайд 12)  опорная схема

Самооценка

       - Ребята, с какой опорной схемой схожа данная схема? (Слайд 13)

(НЕ с глаголом)

            3. Работа с таблицей.

- Возьмите таблицу, внесите теоретический материал в таблицу. Приведите примеры.

- С какой целью мы заполняем эту таблицу?

 (она поможет нам ориентироваться в данной теме)

VII. – Теперь мы вышли  на Дорогу  Умений. (Азбука Кирилла и Мефодия -классификация, у компьютера ребенок, остальные выписывают слова слитного написания)

Взаимопроверка, оценка.

- Какие знания пригодились? (знание алгоритма)

VIII. – Я предлагаю вам провести Лингвистический эксперимент.  

                                                 (Слайд 14)

Работа в группах по профессиям. Карточки с заданиями.

Грамотеям – розовая. Какая работа ждет вас? (правописание НЕ с деепричастиями)

Знатокам пунктуации – желтая. Какая ваша задача? (выделить деепричастные обороты)

Сыщикам – зеленая. Чем займетесь вы? (найдем окончание фразы)

Индивидуальная работа с сильным учеником – сочинение-миниатюра «Образ коня у славян» (применение нового правила на практике).

Индивидуальная работа со слабым – интерактивный диск.

Самопроверка по (Слайду 15).  Ключ на стол. Оцените работу.

Вывод:

  1. Чтобы понять выражение, важно уметь правильно выделять деепричастный оборот;
  2. Чтобы стать грамотным, надо любить и изучать русский язык.

Проверка индивидуальной работы: чтение сочинения.

- Что можете дополнить? Оцените.

IX. Рефлексия

- Выберите фразеологизмы (Слайд16)

- Как работали на уроке? (Слайд 17)

- Как поняли тему? (Слайд 18)

- Как ощущали себя на уроке? (Слайд 19)

Домашнее задание (Слайд 20)

  1. Сочинение-миниатюра «Лошади и спорт» или упр.502(2)
  1. Выполнить задания в электронном учебнике

Оценивание  (Слайд 21) (приложение 1)

- Цель достигнута? (Слайд 22)

- Принесла наша лошадь нам удачу?

- А в нашем селе занимаются разведением лошадей?

Ученик нашей школы написал исследовательскую работу, вы можете ознакомиться! Это вам поможет в выполнении домашнего задания.

Список информационных источников

  1. М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, Г.А.Богданова,

Т.С.Тронина, В.В.Львов, Н.Н.Сергеев. М.:Дрофа, 2013г.

  1. Словарь синонимов и антонимов русского языка;
  2. Фразеологический словарь;
  3. О.В.Сухова «Нестандартные уроки»;
  4.          Г.А.Богданова «Уроки русского языка из опыта работы»;
  5. Образовательный портал «Эврика»

Приложение 1

Оценочный лист

Виды работ

Своя оценка

Оценка учителя, одноклассников

1

Домашнее задание

2

Лексическая работа

3

Создай свою звезду (выборочный диктант)

4

Работа со схемой

5

Дорога умений

(классификация)

6

Лингвистический эксперимент

(групповая работа)

7

Итого


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СИМВОЛ СЛАВЫ и УДАЧИ

Слайд 2

синонимы Конь Кобыла Жеребец Лошадь Ж еребенок Скакун Пегас

Слайд 3

ключ Раздельно лошадь не подкована не проснувшийся вовремя не досмотреть до конца не удача , а провал неправдою не прожить Слитно неотправленный груз недосмотреть за жеребенком необычайные скачки выразить негодование неправдою не прожить

Слайд 4

глаголы-исключения Ненавидеть Негодовать Недоумевать Недомогать Недостает (сил) Невзлюбить Неистовствовать Недоедать

Слайд 5

ТЕМА: Правописание НЕ с деепричастиями

Слайд 6

Цель - ?

Слайд 7

Цель - разобраться , когда НЕ с деепричастием пишется слитно , когда раздельно

Слайд 8

Задачи-?

Слайд 9

Задачи: вспомнить , что такое деепричастие у знать правило написания НЕ с деепричастием н аучиться правильно писать деепричастие с НЕ

Слайд 10

Физминутка

Слайд 11

Работа с учебником стр.228 1 . чтение теоретического материала 2.составление алгоритма

Слайд 12

Опорная схема слитно Употребляется ли деепричастие без НЕ? да нет негодуя н едоумевая

Слайд 13

НЕ с деепричастием = НЕ с глаголом

Слайд 14

Лингвистический эксперимент Грамотеи, что будете делать? Знатоки пунктуации, ваша задача? Сыщики, чем займетесь вы?

Слайд 15

ключ Не оседлав кобылку, далеко не уедешь. Не накормив лошадь, работать не начнешь. Не обласкав, лошадку в телегу не запрягают. Недомогая, конь в поле не выйдет. Не зауздав, жеребца не остановишь. Недоедая постоянно, конь теряет свою силу.

Слайд 16

Выберите фразеологизмы

Слайд 17

Как работали на уроке? С огоньком Через пень колоду Засучив рукава Как лошадь

Слайд 18

Как поняли тему? С чем уходите с урока? Светлая голова Каша в голове Конь не валялся Не в коня корм

Слайд 19

Как ощущали себя на уроке? Как рыба в воде Ни рыба ни мясо Не в своей тарелке Быть на коне

Слайд 20

Домашнее задание Сочинение-миниатюра «Лошади и спорт» или упр.502(2) Выполнить задания в электронном учебнике

Слайд 21

Оценка достигнутых результатов

Слайд 22

Цель достигнута?

Слайд 23

Спасибо за содружество


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка в 9 классе на тему "Повторение. Причастие и деепричастие."

Разработка урока повторения по теме "Причастие и деепричастие". Прилагается презентация....

Разработка урока по теме "Деепричастие совершенного вида"

Деепричастия в русском и татарском языках совпадают по своим основным грамматическим признакам. Однако русские деепричастия воспринимаются с большим трудом., т.к. они обладают категорией вида, возврат...

Разработки уроков по теме "Деепричастие"

Блок уроков по русскому языку в 7 классе  теме "Деепричастие"...

Разработка урока по теме "Деепричастие", 7 класс

Технологическая карта урока по русскому языку с презентацией...

Разработка урока русского языка "Деепричастия несовершенного вида" 7 класс

Тема урока: "Деепричастия несовершенного вида"Форма урока: Урок объяснения новой темы....

Разработка урока по теме "Деепричастия совершенного и несовершенного вида"

Технологическая карта урока по теме "Деепричастия совершенного и несовершенного вида" в 7 классе....

Тема урока: Деепричастие как часть речи. Глагольные свойства деепричастия. Наречные признаки деепричастия.

Цель урока: дать понятие о деепричастии как о части речи; показать связь деепричастий с глаголами и наречиями; развивать практические навыки...