Учебно-тематическая программа факультативного курса по теме: «Трудности орфографии» для 7 класса
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему

Тарабрина Татьяна Борисовна

Программа факультативного курса «Трудности орфографии» предназначена учащимся 7 класса, которая связана с углубленным изучением орфографии, морфемики, морфологии, приобретением  практической грамотности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fakult.kurs_trudnosti_orf._7_kl.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Оборонинская средняя общеобразовательная школ                                                                                             

     

  «Утверждаю»                                                                  Рассмотрено

Директор школы:                                                          на заседании МС

_______В.А. Шевченко                                                 протокол МС

Приказ №                                                                        от            2016 г.                  

от           2016г.                                                           Председатель МС

                                                                                         ______О.А. Пруцакова

                                                                                                                                                                                                                         

                Учебно-тематическая программа

факультативного курса по теме:

«Трудности орфографии»

                                               

                                                                     По предмету:  русский язык                                                                

                                                                     Учитель Тарабрина Т.Б.

                                                                  Классы_7 а____________

                                                     Количество часов

                                                          всего 34 , в неделю 1

                                                                     День занятий -_вторник

                                                                   Время проведения- 6 урок.

                                                 2016-2017г                                

  1. Программа факультативного курса  по русскому языку «Трудности орфографии» в 7 а классе.

Пояснительная записка.

          Программа факультативного курса «Трудности орфографии» предназначена учащимся 7 класса, которая связана с углубленным изучением орфографии, морфемики, морфологии, приобретением  практической грамотности.

              Цель:  расширение лингвистического кругозора и углубление знаний по отдельным, трудным случаям правописания.

               Основные задачи:

  • совершенствовать орфографическую грамотность;
  • углубить знания по морфемике, морфологии и графике;
  • развить и закрепить умения учащихся по грамматике и правописанию;
  • обеспечить практическое использование лингвистических знаний.

               Перечень нормативно-правовых документов

Программа факультативного курса по русскому языку для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, авторской программы основного общего образования по русскому языку под ред. М.Т..Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского. Программа по русскому языку. //Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2010), с учётом целей и задач  Программы развития школы.

Характер учебного материала определяется конкретными задачами изучения той или иной темы. Формирование практических навыков и умений учащихся требует от учителя особого внимания как к подбору заданий и упражнений, так и к выбору методов и приемов преподавания. Они должны быть различны по дидактическому назначению и характеру. В аналитических упражнениях задания направлены на усвоение теоретических знаний и на то, чтобы научить учащихся «узнавать» изучаемое явление. Упражнения конструктивного характера ориентированы на выработку у учащихся практических умений грамотного письма. Перспективны в этом смысле и речевые упражнения, включающие в себя так называемые трудные орфограммы, трудные для осознанного их усвоения. Слово с не поддающейся осмыслению орфограммой, попадая в активную речевую практику учащегося, обретает мотивированное им самим написание.

        Место курса в предмете - углубление и расширение знаний, умений и навыков, обеспечивающих коммуникативные компетенции, необходимые для любого вида письменной речевой деятельности.

              Требования к уровню освоения содержания курса:

  • практическая орфографическая и грамматическая грамотность;
  • применение лингвистических знаний и умений в письменной речи в разных
    языковых ситуациях;
  • владение навыками работы с разными  словарями.

     Учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность  курса  на  интенсивное  речевое  и  интеллектуальное  развитие  создает  условия  и для  реа-лизации  надпредметной  функции,  которую  русский  язык  выполняет  в  системе  школьного  образования.  В  процессе  обучения  ученик  получает  возможность  совершенствовать  учебные  умения,  навыки,  способы  деятельности,  которые  базируются  на  видах  речевой  деятельности  и предполагают  развитие  речемысли-тельных  способностей.  В процессе  изучения   русского   языка совершенствуются  и  развиваются  следую-щие  общеучебные  умения:  коммуникативные  (владение всеми  видами  речевой  деятельности  и  основами  культуры  устной  и  письменной  речи,  базовыми  умениями  и  навыками  использования  языка  в  жизненно  важных  для  учащихся  сферах  и ситуациях  общения),  интеллектуальные  (сравнение  и сопоставление,  соот-несение,  синтез, обобщение,  абстрагирование,  оценивание  и  классификация),  информационные  (умение осуществлять  библиографический  поиск,  извлекать  информацию  из  различных  источников, умение  рабо-тать  с  текстом), организационные  (умение  формулировать  цель  деятельности, планировать  ее,  осуществ-лять  самоконтроль,  самооценку).

В результате изучения факультативного курса по  русскому языку ученик должен

знать/понимать:

-    роль русского языка как национального языка русского народа, государственного    языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

-   смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; ситуация речевого общения;

-    признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

-      основные единицы языка, их признаки;

-  основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные) для данного периода обучения; нормы речевого этикета;

   уметь

  • различать разговорную речь и другие стили;  
  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

      -  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности                           для:

  • осознания значения родного языка в жизни человека и общества;
  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств;
  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Учебно-методическое  и техническое обеспечение курса.

  1. Компьютерная программа «Наставник».
  2. Презентации по правилам русской орфографии.
  3. Таблицы с правилами правописания (Составитель Львова) .
  4. Словари и справочники (см. рекомендованную литературу)
  5. Компьютер.
  6. Мультимедийный проектор.
  7. Экран.
  8. Принтер.

Литература

  1. Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов. Русский язык. Учебное пособие для 7 класса
  2. Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации. Челябинск. «Южно-Уральское книжное издательство». 1994.
  3. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные  

                   материалы. Москва. «Просвещение». 1988.

  1. Шанский Н.М.     Школьный     фразеологический словарь русского языка.   Москва.      

                    2004

  1.  Шанский Н.М.  Школьный этимологический словарь русского языка. Москва. 2004
  2. Большой толковый словарь. Санкт-Петербург. 2004
  3. Соловьев Н.В. Орфографический словарь с комментариями. Санкт-Петербург. 2003
  4. Горбачевич К.С. Словарь трудностей русского языка. Москва.2004
  5. Кузнецов С.А. Современный, толковый словарь русского языка.
  6. Репкин А.Б.Учебный словарь русского языка. Москва. 2004
  7. Жабцев В. М. Словарь-справочник по русскому языку для школьников. Минск. 2002
  8. Бархударова С. Г. Орфографический словарь русского языка. Москва. 2004
  9. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Москва. 2002    

                   14. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка Т.1-4.

                   15. Граудина Л.К. Словарь грамматической правильности русской речи. Москва.2004

                                                                          Приложение к программе

                                                                            факультативного курса

Календарно – тематическое планирование занятий факультативного курса  «Трудности   орфографии» в 7 а классе.

                                                                     Учитель: Тарабрина Т.Б.

№  п/п

                   Тема

Дата по календарю

Дата проведения

Примечания

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

 9.

10.

11.

12.

  13.

14.

15.

16.

17.  18.

         19.    

         

          20.

          21.

   21  22.

23.

24.

 25.

     

   26.  

   

27.

 

  28.

   

  29.

    30.

31.

32.

33.

34

   

     

Правописание гласных и согласных в корне слова.

Непроверяемые гласные и согласные .

Корни с чередующимися гласными а/о, е/и.

Правописание приставок.

Правописание приставок пре- и при-.

Правописание на стыке морфем.

Правописание о - е после шипящих.

Употребление гласных букв и/ы, а/я, ю/у после шипящих и ц.

Правописание согласных на стыке морфем.

Написание ь после шипящих в словах разных частей речи.

Правописание существительных.

Правописание сложных существительных.

Правописание сложных существительных с пол- и полу-.

Буквы е - и в окончаниях существительных.

Правописание числительных.

Склонение количественных числительных.

Правописание местоимений.

Дефис в неопределённых местоимениях.

Правописание отрицательных местоимений.

Правописание прилагательных.

Правописание сложных прилагательных.

Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий.

Правописание суффиксов причастий.

Трудно проверяемые написания.

Слитное, раздельное, дефисное написание слов.

Правописание не с различными частями речи.

Правописание не с причастиями и деепричастиями.

Слитное и раздельное написание наречий.

Правописание словарных слов.

Омонимия знаменательных и служебных частей речи.

Грамматико – орфографические отличия приставки и предлога.

Написание строчных и прописных букв.

Работа с орфографическим словарём.

Трудности орфографии. Итоговое занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса "Экономический практикум" для 7-10 классов

Программа в 7-8 классах составлена на основе авторской программы И.М.Бгажноковой «Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью», МИПКРО, Москва, 2003г, в 9-10 классах - на основе...

Программа факультативного курса по английскому языку для 8 классов по теме "Добро пожаловать в Великобританию и Америку".

Программа факультативного курса рассчитана на 34 часа в год, то есть по 1 часу в неделю. данный факультативный курс предполагает ознакомить учащихся с повседневной жизнью Великобритании и Америки, не...

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 8 класса "Секреты русской орфографии"

Данная программа, возможно, поможет словесникам, уделяющим особое внимание повышению уровня орфогафической грамотности учащихся....

Программа факультативного курса по математике для учащихся 9 классов «Систематизация курса математики 5-9 классов»

Программа факультативного курса по математике для учащихся 9 классов«Систематизация курса математики 5-9 классов»32 часаЦели: подготовить учащихся 9-х классов к Государственной итоговой аттестац...

Учебно-тематическое планирование спецкурса по русскому языку "Особенности русской орфографии" 6 класс

Спецкурс по русскому языку «Особенности русской орфографии» рассчитан   на 34 часа  и предназначен   для учащихся 6 классов.Курс непосредственно связан с программой по р...

Программа факультативного курса по русскому языку для 7 класса « Секреты орфографии »

Факультативный курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) и предназначен для учащихся 7 класса.Данный факультатив позволит  не только восполнить пропущенный или забытый материал, но и глубже раск...