Урок по русскому языку "Прямая речь"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Урок - закрепление темы "Прямая речь" в 5 классе. Урок составлен к учебникам под редакцией Разумовской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pryamaya_rech._urok_-_zakreplenie.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 5 классе

«Прямая речь»

(программа под ред. Разумовской)

 

Тип урока: урок-закрепление

Метод объяснения: комбинированный (слово учителя с элементами беседы)

Цели:

Обучающие:

  1. Знания:

-повторить понятие «прямая речь»

2. Умения:

-продолжить развивать умение находить в тексте прямую речь,

-продолжить развивать умения схематически обозначать прямую речь

3.Навыки:

    - продолжить формировать навык грамотного письма (правописание                 сложных слов)

     -повторение пунтограмм (расстановка знаков препинания при прямой речи)

4. Развитие речи:

-максимально использовать возможности урока русского языка для развития основных речеведческих навыков: чтения (выразительно громко и про себя), говорения (монолог, диалог), слушания (друг друга и учителя), письма (на уроке записано…. слов).

-развивать логическое мышление учащихся

-развивать творческие способности учащихся

5. Стилистический аспект:

-использование художественного стиля (разбор фрагментов из сказок Пушкина, предложений из повестей и рассказов русских классиков)

-использование учебно-научного подстиля научного стиля (учебник)

Развивающие:

-развивать логическое мышление

-развивать образное мышление учащихся

Воспитательные:

-прививать любовь к русскому языку и литературе

-расширить и пополнять лексический запас учащихся

-учить понимать глубину и красоту русского языка.

Оформление доски:

                 Число.

          Классная работа.

              Прямая речь.

На доске делаются задания по ходу урока.

Д/З: составить рассказ, использую прямую речь

Оборудование: карточки с текстом


Текст.

Но отв..тило корыто                  Поб..жали во всю прыть,

На Федору я с..рдито!                Чтоб посуду вор..тить

И ск..зала кочерга                Эй вы глупые тарелки,

Я Федоре не слуга!                Что вы скач..те, как белки?

А ф..рфоровые блю..ца                Вам ли б..гать за в..ротами

Над Федорою см..ются                С воробьями желторотыми?

Никогда мы, никогда                Вы в канаву уп..дёте,

Не воротимся сюда!                Вы утон..те в болоте.

Тут Федорины к..ты                Не ходите, погодите,

Расфуфырили хв..сты                Воротитеся д..мой!

Но ответило корыто:

"На Федору я сердито!"

И сказала кочерга:

"Я Федоре не слуга!"

А фарфоровые блюдца

Над Федорою смеются:

"Никогда мы, никогда

Не воротимся сюда!"

Тут Федорины коты

Расфуфырили хвосты,

Побежали во всю прыть.

Чтоб посуду воротить:

"Эй вы, глупые тарелки,

Что вы скачете, как белки?

Вам ли бегать за воротами

С воробьями желторотыми?

Вы в канаву упадёте,

Вы утонете в болоте.

Не ходите, погодите,

Воротитеся домой!"

Знаки при прямой речи

Для выделения прямой речи употребляются тире или кавычки, а именно:

1. Если прямая речь начинается с абзаца, то перед началом её ставится тире, например:

Маленькая девочка бежала и кричала:

— Не видали маму? (М. Горький).

2. Если прямая речь идёт в строку, без абзаца, то перед началом и в конце её ставятся кавычки, например:

Маленькая девочка бежала и кричала: «Не видали маму?»

Примечание. Цитаты, вставленные в середину предложения, также выделяются кавычками, но перед ними не ставится двоеточие, например:

Справедливо сказал Гоголь, что «в Пушкине, как будто в лексиконе, заключилось всё богатство, гибкость и сила нашего языка» (Белинский).

Предложение, стоящее при прямой речи и указывающее, кому она принадлежит («слова автора»), может:

а) предшествовать прямой речи; в этом случае после него ставится двоеточие, а после прямой речи — знак препинания в соответствии с характером прямой речи, например:

Он отвернулся и, отходя, пробормотал: «А всё-таки это совершенно против правил» (Лермонтов).

Наконец я ей сказал: «Хочешь, пойдём прогуляться на вал?» (Лермонтов).

Она взглянула и вскрикнула: «Это Казбич!» (Лермонтов).

б) следовать за прямой речью; в этом случае после прямой речи ставится знак вопросительный, или восклицательный, или многоточие, или запятая (последняя вместо точки), а за этим знаком тире, например:

«А что Казбич?» — спросил я нетерпеливо у штабс-капитана (Лермонтов).

или:

— А что Казбич? — спросил я нетерпеливо у штабс-капитана.

«Как это скучно!» — воскликнул я невольно (Лермонтов).

или:

— Как это скучно! — воскликнул я невольно.

«Умерла…» — эхом откликнулась Аксинья (Шолохов).

или:

— Умерла… — эхом откликнулась Аксинья.

«Вон окружной атаман», — шепнул Пантелей Прокофьевич, толкая сзади Григория (Шолохов).

или:

— Вон окружной атаман, — шепнул Пантелей Прокофьевич, толкая сзади Григория.

в) разрывать прямую речь на две части; в этом случае ставятся:

перед словами автора знак вопросительный, или знак восклицательный, или многоточие в соответствии с характером первой части прямой речи, или запятая (если ни один из указанных знаков не требуется), а после них тире;

после слов автора — точка, если первая часть прямой речи представляет собой законченное предложение, и запятая — если незаконченное, далее ставится тире; если при этом прямая речь выделяется кавычками, то они ставятся только перед началом прямой речи и в самом конце её, например:

— Не хотите ли подбавить рому? — сказал я моему собеседнику. — У меня есть белый из Тифлиса; теперь холодно (Лермонтов).

— Ну, полно, полно! — сказал Печорин, обняв его дружески. — Неужели я не тот же? (Лермонтов).

— Выслушайте меня… — сказала Надя, — когда-нибудь до конца (Чехов).

— Меня зовут Фомой, — отвечал он, — а по прозвищу Бирюк (Тургенев).

— Дождь пойдёт, — возразил Калиныч, — утки вон плещутся, да и трава больно сильно пахнет (Тургенев).

Примечание 1. Если в словах автора заключаются два глагола со значением высказывания, из которых один относится к первой части прямой речи, а другой ко второй, то после слов автора ставится двоеточие и тире, например:

— Идём, холодно, — сказал Макаров и угрюмо спросил: — Что молчишь? (М. Горький).

Примечание 2. Правила, изложенные в данном параграфе, относятся также к предложениям, содержащим цитаты с указаниями, кому они принадлежат.

Примечание 3. Внутренний монолог («мысленная речь»), имеющий форму прямой речи, также заключается в кавычки.

Если несколько реплик следует в строку без указания, кому они принадлежат, то каждая из них выделяется кавычками и, кроме того, отделяется от соседней посредством тире, например:

«Скажи-ка мне, красавица, — спросил я, — что ты делала сегодня на кровле?» — «А смотрела, откуда ветер дует». — «Зачем тебе?» — «Откуда ветер, оттуда и счастье». — «Что же, разве ты песнею зазывала счастье?» — «Где поётся, там и счастливится» (Лермонтов).

План урока:

  1. Организационный момент (1-2мин);
  2. Целеполагание (1-2-мин);
  3. Проверка домашнего задания (10мин);
  4. Целенаправленное повторение ранее изученного(10 мин);

-повторение правописания словарных слов;

-повторение написания прямой речи;

-словарно-орфографическая работа.

  1. Изучение нового материала (5-7 мин);
  2. Закрепление (10 мин);
  3. Подведение итогов (1-2 мин);
  4. Оценивание (1-2 мин);
  5. Задавание на дом (1-2 мин)

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Орг. момент

II. Целеполагание.

III. Проверка домашнего задания.

IV. Целенаправленное повторение изученного материала.

V. Изучение нового материала.

VI. Закрепление изученного материала.

VII. Подведение итогов.

VIII. Оценивание.

IX. Задавание на дом.

Здравствуйте, дети! Приготовились к уроку. Садитесь.

Сегодня мы с вами продолжаем работать с темой «Прямая речь».

На дом вам были заданы упражнения 519 и 520. Давайте проверим.

 

Хорошо. У кого ещё какие варианты?

Хорошо. Переходим ко второму предложению.

Хорошо. У кого ещё какие варианты?

Спасибо. Переходим к третьему предложению.

Молодец. Ещё варианты?

Спасибо. И последнее предложение.

Молодцы. С этим упражнением справились. Проверяем упражнение 520. У доски работают ученики 8, 9,10,11. Остальные меняются тетрадями с соседом по парте. На проверку у вас 5-7 минут.

Проверили? Давайте посмотрим на доску. Все ли у ребят правильно? Есть ли замечания?

Хорошо.

На столах у вас лежат листочки с текстом. Вам необходимо прочитать текст, вставить пропущенные буквы и выделить в тексте прямую речь. На работу вам дается 5-7 минут. После проверяем по цепочке.

Давайте проверим.

Хорошо. Какой глагол говорения здесь присутствует?

Спасибо. Работаем дальше.

Какой глагол говорения присутствует здесь?

Спасибо. Продолжаем.

Спасибо. Молодцы. Ребята, меня заинтересовало слово «фарфоровые». У этого слова нет проверочного слова. Почему мы решили, что в первом слоге пишется А? Почему не О? Давайте выпишем это слово в тетрадь. На доску нам его запишет ученик 17.

Что значит «фарфоровый»?

Верно. Рядом записываем слово «фарфор», ставим ударение, подчеркиваем непроверяемую гласную.

 Давайте проследим этимологию этого слова. Ученик 17 приготовил для нас сообщение.

Спасибо. Как мы видим, в корне этого слова писали А, поэтому и в нашем варианте мы будем писать А. У нас есть прилагательное. Давайте составим словосочетания с этим словом.

Хорошо. Продолжаем работу с текстом. Давайте посмотрим на последнюю прямую речь. Почему вы все эти предложения включили в состав прямой речи?

Хорошо. Ещё какие варианты есть?

Если нет, то давайте посмотрим на правило на странице 174. Внимательно прочитаем его. Вслух нам прочитает ученик 18

Хорошо.

Давайте посмотрим на упражнение 521. прочитайте условия выполнения.

Первое предложение выполняет ученик 19. остальные внимательно записываем.

Будем ли мы здесь ставить запятую?

Хорошо. Продолжаем.

Хорошо. У всех так? Продолжаем.

Молодец. Есть ли у кого-нибудь дополнения? Все так? Тогда продолжаем. Второе предложение разбирает ученик 20

Хорошо.

Молодец. У кого-нибудь есть дополнения? Если нет, тогда продолжаем. Последнее предложение нам разберет ученик 21.

В слове «съешь» какую букву вставили?

Правильно. Если приставка оканчивается на согласный звук, то перед буквами е, ё, ю, я пишется твердый разделительный знак.

Молодцы. С упражнением справились. Кто хочет написать на доске схемы с прямой речью из данных предложений?

Спасибо, садитесь.

Итак, сегодня на уроке, мы с вами завершили тему «Прямая речь».

Оценки сегодня получают….

На дом я вам задаю написать рассказ, используя прямую речь. Урок законен, спасибо.

Упражнение 519. Нужно было дополнить предложения прямой речью, расставляя знаки препинания.

1. мама предупредила: « На улице холодно». После слова предупредила, ставим двоеточие, так как «мама предупредила»-это слова автора и после них следует прямая речь. Прямую речь берем в кавычки и пишем с прописной буквы. В конце предложения ставим точку.

2. Мама предупредила: «Папа придет домой поздно вечером».

3. Мальчик испуганно прошептал: «Я не видел сегодня кошку». После слова «прошептал» ставим двоеточие, так как «Мальчик испуганно прошептал»-это слова автора и после них следует прямая речь. Прямую речь берем в кавычки и пишем с прописной буквы. В конце предложения ставим точку.

4. Мальчик испуганно прошептал: «Я не сделал уроки».

5. «Я сегодня был в зоопарке!», - неожиданно объявил Вовка. «Я сегодня был в зоопарке!»- это прямая речь. Прямую речь берем в кавычки и пишем с прописной буквы. Так как прямая речь стоит перед словами автора, то после прямой речи ставится запятая и тире. Слова автора пишем со строчной буквы.

6. « У меня есть игрушечная машина»,- неожиданно объявил Вовка.

7. « Вы не местные?»,- спросил незнакомец. « Вы не местные?»- это прямая речь. Прямую речь берем в кавычки и пишем с прописной буквы. Так как прямая речь стоит перед словами автора, то после неё ставится запятая и тире. Слова автора пишем со строчной буквы.

Ученик 8 пишет на доске: Дежурный сказал: «Класс к уроку готов.» А: «П.»

Ученик 9 пишет на доске: Ребята заявили: «В поход пойдем все.» А: «П.»

Ученик 10 пишет на доске: Даша написала записку маме: «Мама, я задержусь в гимназии». А: «П».

Ученик 11 пишет на доске: Девочка удивилась: «Разве страус не летает?». А: «П?».

У ребят правильно.

12. Но ответило корыто: «На Федору я сердито!».

В слове «ответило» вставляем букву Е, проверочное слово «ответ». В слове «сердито», пишем букву Е. Проверочного слова нет.  После слова «корыто», ставим двоеточие, так как «Но ответило корыто»- это слова автора и после них идет прямая речь. Прямую речь заключаем в кавычки и пишем с прописной буквы.

Глагол «ответило». Он указывает на автора слов, в данном случае на корыто.

13. И сказала кочерга: «Я Федоре не слуга!»

В слове «сказала» в корне пишем букву А. проверочное слово «скАз». После слова «кочерга» ставим двоеточие, так как далее следует прямая речь. Прямую речь выделяем в кавычки и пишем с прописной буквы.

Глагол «сказала», указывает на кочергу.

15. А фарфоровые блюдца

Над Федорою смеются        : « Никогда мы, никогда        

Не воротимся сюда!»

В слове «ф..рфоровые вставляем букву а. Проверочного слова нет.  В слове «смеются пишем букву Е. Проверочное слово «смЕх». После указательного глагола «смеются» ставим двоеточие, так как после него идет прямая речь. Прямую речь заключаем в кавычки и пишем с прописной буквы.

16. Тут Федорины коты

Расфуфырили хвосты,

Побежали во всю прыть.

Чтоб посуду воротить:

"Эй вы, глупые тарелки,

Что вы скачете, как белки?

Вам ли бегать за воротами

С воробьями желторотыми?

Вы в канаву упадёте,

Вы утонете в болоте.

Не ходите, погодите,

Воротитеся домой!"

В слове «коты», в корне слова пишем букву О. Проверочное слово «кОт». В корне слова «хвосты» пишем букву О. Проверочное слово «хвОст». В корне слова «побежали» пишем букву Е. Проверочное слово «бЕг». В слове «скачете» в окончании пишем букву Е, так как это глагол первого спряжения и не входит  в список слов-исключений. В корне слова «упадете», пишем букву А. Проверочное слово «пАдаль». В окончании слова «утонете» пишем букву Е, так как это глагол первого спряжения. В корне слова «домой» пишем букву О. Проверочное слово «дОм». После слова «воротить» ставим двоеточие, так как далее идет прямая речь. Прямую речь заключаем в кавычки.

Выписывает слово «фарфоровый».

Сделанный из фарфора.

ФАРФО́Р (новогреч. pharphouri с араб. )- Искусственно изготовляемая минеральная масса из лучших сортов белой глины с особыми примесями, идущая на различные изделия.

Фарфоровый сервиз.

Фарфоровая коллекция.

Так как эти слова принадлежали только котам, а не разным персонажам.

 Прямая речь может состоять из нескольких предложений. В таком случае кавычки ставятся один раз.

Запишите предложения с прямой речью. Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания. Укажите обращение.

19. У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел.

Нет, так как здесь однородные сказуемые относятся к одному подлежащему «чиж».

Варя сказала чижу : « Пора, чиж, петь». Здесь есть прямая речь. «Варя сказала чижу»-это слова автора, после них ставим двоеточие, так как идет прямая речь. Прямую речь заключаем в кавычки и пишем с прописной буквы. Так же здесь есть обращение. Слово «чиж» выделяем с обеих сторон запятыми.

Чиж ответил: «Пусти меня на волю. На воле я буду весь день петь». В данном предложении имеется прямая речь. «Чиж ответил»-это слова автора, после них ставим двоеточие, так как идет прямая речь. Прямую речь заключаем в кавычки и пишем с прописной буквы. Прямая речь в данном случае состоит из двух простых предложений.

20. на улице в толпе заблудилась маленькая девочка. Бегает, кричит, ищет свою мать. В данном предложении есть однородные сказуемые, поэтому ставим запятые. Народ спрашивает у неё: « Какая же твоя мама?». Здесь выделяем прямую речь. «Народ спрашивает у неё»-это слова автора, они предшествуют прямой речи, ставим двоеточие. Прямую речь берем в кавычки и пишем с прописной буквы. А девочка сквозь слезы говорит: «Разве вы не знаете? Моя мама та, что лучше всех». Здесь есть прямая речь. Слова автора стоят перед прямой речью, поэтому ставим двоеточие. Прямую речь берем в кавычки и пишем с прописной буквы. Прямая речь в данном случае состоит из двух предложений.

Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе яблони? Долго ждать от этих яблонь плода, и ты  не съешь их яблочка». В данном предложения ставим запятую, так как у нас есть две основы. В предложении есть и прямая речь. «Ему сказали»-это слова автора, они предшествуют прямой речи, поэтому ставим двоеточие. Прямую речь берем в кавычки и пишем с прописной буквы. Прямая речь состоит из двух предложений.

Твердый знак, так как есть приставка на согласную.

Старик сказал: «Я не съем, другие съедят. Мне спасибо скажут»

Здесь есть прямая речь. «Старик сказал»-это слова автора. Они предшествуют прямой речи и после них ставим двоеточие. Прямую речь берем в кавычки и пишем с прописной буквы. Прямая речь состоит из двух предложений. В словах «съем» и «съедят» на месте пропуска ставим твердый разделительный знак, так как есть приставка на –с.

Ученики 22, 23, 24 выписывают схемы на доску.

23. А: «П».

      А: «П».

24. А: «П?».

      А: «П».

25. А: «П».

      А: «П».

Список используемой литературы:

  1. М. М. Разумовская. Русский язык 5 кл.: Учеб. для общеобразоват.  учреждений. М.: Дрофа, 2007.384с.
  2. Е. П. Петрухина, М. В. Петрухина. Поурочные разработки по русскому языку 5 кл. М.:Экзамен,2011. 334с
  3. К. И. Чуковский. Сказки. М.:Терра. 1995. 135с
  4. знаки препинания при прямой речи [ Электронный ресурс] // URL.: rusyaz.ru/pr/pzpr

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. 11 кл. Урок по теме Типы речи. Н и НН в разных частях речи. Для интерактивной доски

Рууский язык Урок в 11 классе по повторению типов речи и Н и НН с применением Интерактивной доски...

Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс

Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...

Технологическая карта урока по русскому языку в 5-м классе "Самостоятельныечасти речи.Их отличие от служебных частей речи".

Данный материал поможет учителю при проведении урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС....

Конспект урока по русскому языку "Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь."

Урок по русскому "Способы передачи чужой речи. Прямая речь." с использованием технологии проблнмного обучения....

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...

Урок родного русского языка "Речь. Речевая деятельность. Текст"

Урок родного русского языка построен на игровой технологии с элементами интеграции с литературой и искусством....

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...