Конспект открытого урока "Письмо ветерану"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Алямкина Галина Викторовна

 Урок памяти и развития речи  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_a.g.v._pismo_veteranu.docx43 КБ

Предварительный просмотр:

      Урок памяти и развития речи       «Письмо ветерану»

              Цели   урока:  

1.Образовательная: сформировать представление об     эпистолярном жанре;  

2.Развивающая: развивать у обучающихся навыки     правильного составления писем, умения излагать свои мысли в письменной форме, развивать навыки исследовательской и творческой работы;

 3.Воспитательная: формировать у подрастающего поколения патриотические качества и чувство сопричастности к истории Отечества, воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.

 Материально-техническое обеспечение:

1. План написания письма.  Индивидуальные памятки плана написания письма.

2. Конверты-треугольники и текст стихотворения "Сын солдата”

Е. Благининой для каждого ученика.

3. Солдатские письма.

4.Толковый словарь

5. Мультимедийная   установка.

                                                 ХОД УРОКА    

   I. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

       (Слайд №1 «Письма эпохи войны»)

-Тему   урока нам  поможет  определить  стихотворение  Ивана  Фролова (читает ученик). 

     (Тихо звучит мелодия).

Эти письма эпохи войны,

Что хранятся в семейных архивах,-

На бумаге налет желтизны

И протерты до дыр на изгибах.

Эти письма эпохи войны,

Необычного требуют чтения:

Тем  их  краткие строки сильны,

Что мы сами их продолжение.

- О  чем  говорится в стихотворении? (о письмах военных лет).

II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА. 

- Пробуйте сформулировать тему урока.   (будем  говорить о  солдатских  письмах).

   А адресатом будет тот, кто

… защитил тебя на поле боя,

Упал, ни шагу не ступив назад.

И имя есть у этого героя –

Великой Армии простой солдат.

Мы  с вами подготовимся   написать  письма  ветеранам,   людям, которые ценой своей жизни завоевали Великую Победу.

Запишите  число и тему урока  "ПИСЬМО ВЕТЕРАНУ”.

                       (Слайд №2  «Письмо ветерану»)

-Как вы понимаете слово   ВЕТЕРАН?

 (1.Старый, опытный воин, участник прошедших войн;

  2.Старый, заслуженный деятель).  (Объяснение, запись в тетрадь).

-А цель  нашего урока  - повторить сведения об эпистолярном жанре, развивать    навыки     правильного составления писем, воспитывать чувство бережного отношения к истории, к памяти о прошлом, уважительного отношения  к ветеранам войны.

III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ.  

 1.К уроку вы  повторили   материал по  теме:  «Эпистолярный жанр. Письмо».

    Письма – это часть нашей Истории, часть нас самих.    Это наша Память. Никакие технические средства не смогут заменить письмо.

 Долгое время люди не имели, ни телефонов, ни телеграфа, ни электронной почты, поэтому   переписка   была единственным способом общения.  Умение писать письма – древнее, благородное, но, к сожалению, утраченное нами искусство. А ведь письма сокращают расстояние, дают возможность на несколько минут приблизить дорогого, близкого человека.  Мы должны помнить о важности, значимости эпистолярного жанра.

-Что такое эпистолярный жанр? (В тетрадях   записи  об  эпистолярном  жанре, письме, адресате, адресанте, конверте, письме).

           Эпистолярный жанр (от греч. epistole – письмо, послание) – текст, имеющий форму письма, открытки, телеграммы, посылаемый адресату для сообщения определенных сведений.

           -   Давайте   вспомним все, что   называется   письмом.

Как вы понимаете лексическое значение этого слова?    Какое объяснение дает С.И. Ожегов в своем "Толковом словаре русского языка” этому слову? (ПИСЬМО – написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь).  

-Адресат – тот, кому адресовано письмо.

-Адресант – тот, кто отправляет письмо.

 2. Словарная работа.

   Термины, которые    встречаются   в эпистолярном жанре, мы повторили и   объяснили.  А сейчас мы закрепим словарную работу   в форме игры «Соотнеси понятия».  

                                   (Слайд «Соотнеси понятия»)

1.Эпистола -                 1. Место, куда отправляют письмо

2.Конверт —                2. Грамотка, уведомление, сообщение на  бумаге,                                                                
                                         лист, письменная речь, беседа, посылаемая от

                                          одного       лица к другому.

3.Почтальон -               3. Тот человек, кому отправляют письмо.

4.Адрес -                    4. Человек, который доставляет почту по

                                       указанному   адресу.

5.Адресат -                5.Бумажный кулечек квадратной                                              

                                       или прямоугольной формы, в который    

                                        вкладывают письмо.        

                          (Слайд «Проверь себя»)

      IV. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА

1.Возможно, кто-то из вас получал или сам писал письма. Давайте вместе с вами   вспомним и  запишем, какими они бывают.

                                           (Слайд «Виды писем»)  

•        деловые;

•        дружеские или личные;

•        поздравительные;

•        письма в газету.

- Одинаковые ли эти письма по своему написанию?

- В чем их отличие друг от друга?

(Деловые- переписка между различными организациями; официальные письма);

Дружеские (личные)-переписка между знакомыми людьми;

Поздравительные- письма- поздравления, которые могут быть без конвертов;

Письма в газету-обращения граждан с просьбой, призывом через газету.

- Кому можно послать каждое из этих писем? Приведите примеры.

(Ученики готовят ответы дома)

2.Писать письма – это целая наука. Нужно обязательно знать правила написания письма. Давайте с вами рассмотрим памятку-план написания письма.

                                         (Слайд   «Как  строится письмо»)

 ПАМЯТКА «КАК СТРОИТСЯ ПИСЬМО»

1) Приветствие; 2) Вступление; 3) Основная часть; 4) Заключение;5) Подпись;

6) Дата.                 (Запись в тетрадь)

                                            (Слайд   «Ключевые слова»)

4. Ключевые слова записываются в тетрадь.

1) Приветствие адресата, его имя.

Ключевые слова: здравствуйте, добрый день, привет…

2) Вступление. Интересуемся, как живет собеседник.

Ключевые слова: хочу узнать…, напиши о…

3) Основная часть. Рассказываем о чем-то интересном.

Ключевые слова: хочу рассказать…, поблагодарить

4) Заключение. Пожелание здоровья, успехов. Дата. Подпись.

Ключевые слова: до свидания, пока

 

- Как мы будем обращаться к взрослому человеку? (По имени и отчеству)

- А какое местоимение мы можем использовать для обращения? (Вы)

- Как будем писать это местоимение? (С большой буквы)

 Предупреждение речевых и орфографических ошибок.

- Какими словами можно заменить слово солдат?  (Боец, воин, защитник, освободитель, герой, победитель)

- Подберите синонимы к слову Родина.  (Отчизна, отечество).

5.А теперь попробуем написать СИНКВЕЙН   на тему «Письмо»

                                       (Слайд «Синквейн»)

                                                       ПИСЬМО

                                            ДОЛГОЖДАННОЕ, ДОБРОЕ

                                      ПИСАТЬ, УЗНАВАТЬ, СООБЩАТЬ

                                                 Я К ВАМ ПИШУ…

                                                       ВЕСТОЧКА

 6. И вот таких весточек ждали в семьях, откуда люди ушли на войну…

Ребята, а вы знаете, как   выглядели   письма, которые   приходили с фронта?

                                          (Слайд «Письма с фронта»)

- На партах перед вами лежат бумажные треугольнички. Это обыкновенный лист бумаги, сложенный особым образом – треугольником. Именно такие письма приходили с фронта. На таких письмах не было марок, только адрес – номер полевой почты. Письма, прошедшие сотни километров военных дорог… Письма, которые иногда ждали всю жизнь…                                 

7. История   треугольного   письма  (сообщение ученика).                    

            Конверт-треугольник – это обычно тетрадный лист бумаги, сначала загнутый справа налево, потом слева направо. Оставшаяся полоса бумаги (поскольку тетрадь не квадратной, а прямоугольной формы) вставлялась, как клапан, внутрь треугольника. Готовое к отправке письмо не заклеивалось — его всё равно должна была прочитать цензура. Почтовая марка была не нужна, адрес писался на наружной стороне листа.

   Письма с фронта. Они не шли в конвертах, на них не было марок. Они были сложены треугольником. Вот так…

-Давайте научимся складывать письма в виде треугольника.

                          (Слайд «Солдатские письма с фронта»)

8. Солдатские письма…Теперь они, сохранившиеся стали уже семейными реликвиями.     (Работа с толковым словарем).

- Что такое реликвия?  Найдем объяснение этого слова в толковом словаре. (РЕЛИКВИЯ- вещь, свято хранимая как память о прошлом. )

- Какая бывает реликвия? (семейная, военная, музейная). Запишите эти   слова  в тетрадь.

- Слова учителя: Простые, маленькие треугольники с лиловым штампом – «Проверено цензурой». Эти письма писали   солдаты   в перерыве между боями, в госпиталях, на передовой. Читаешь их – и глубокое волнение охватывает тебя, словно ты переносишься во времени назад, в окопы, в землянки, вместе с бойцами идешь в яростные штыковые атаки. Читаешь   эти письма – и встают перед твоими глазами дороги, размытые дождями, слышишь, как рычат танки.

А в письмах на фронт родные рассказывали солдатам, как дома в тылу они стараются помочь им. Долгожданные письма из дома… С каким нетерпением ждали  бойцы весточку от родных и близких. Как  нужны  они  были  перед трудным боем.

9.   Видеофильм- презентация  «Фронтовые треугольники надежды»                    (Слайд «Письма с фронта (5)»)

 10. ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ ПИСЕМ.

     - А теперь давайте развернем треугольники и прочтем эти письма.                   (Тихо звучит музыка)

1)…Сейчас у нас на фронте затишье, но что-то томит, и настроение немного тоскливое. Вы знаете, ведь мы бодримся и в разговорах друг с другом, и в письмах родным, но умирать все-таки очень и очень не хочется. Особенно сейчас, когда весна…

 2) Привет с фронта!

Здравствуйте, Нина! Сегодня такая радость – получил Ваше письмо!.. К сожалению, в этот же день, вечером, произошло несчастье – убило моего связного Васю Колбина… Он был очень хороший парень, и мы здорово сдружились за это время… Я Вам признаюсь – ночью, оставшись в землянке один, я плакал, как маленький. Представляете – я, мужчина, командир взвода, и плакал! Утром писал письмо его родным. Если бы Вы знали, как это тяжело. Очень трудно привыкать к смертям. Но что делать? Война есть война.

3)… Я ненавижу фашизм, ненавижу кровавую, грабящую и убивающую фашистскую нечисть, и если бы у меня была вторая жизнь, я бы отдал и ее… Я счастлив, что был бойцом в этой великой битве. Прощайте, не забывайте меня!

- С какой просьбой обращается к нам незнакомый солдат? Почему это для него так важно?

-Послушайте необычное письмо – письмо-стихотворение «Сын солдата”

Е. Благининой.  

                               (Слайд «Сын солдата” Е. Благининой») 

(На фоне музыки звучит аудиозапись стихотворения; текст письма – стихотворения у детей отпечатан на листах; на экране – репродукция картины А.И. Лактионова «Письмо с фронта”)

(ПРИВЕТСТВИЕ)

Здравствуй, папа,

Ты опять мне снился,

Только в этот раз не на войне.

Я немножко даже удивился,

До чего ты прежний был во сне.

(ВСТУПЛЕНИЕ)

Папа!

Ты вернешься невредимый,

Ведь война когда-нибудь пройдет.

Миленький, голубчик мой родимый,

Скоро майский праздник к нам придет.

(ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ)

Я тебя, конечно, поздравляю

И желаю вовсе не болеть,

Я тебе желаю всей душою

Поскорей фашистов одолеть.

Чтоб они наш край не разрушали,

Чтоб, как раньше, можно было жить,

Чтоб они мне больше не мешали

Обнимать тебя, тебя любить,

Чтоб над всем таким огромным миром

Днем и ночью был веселый свет…

(ЗАКЛЮЧЕНИЕ)

Поклонись бойцам и командирам,

Передай им от меня привет,

Пожелай им всякую удачу,

Пусть идут на немцев, как один…

…Я пишу тебе и чуть не плачу,

Это так… от радости…

Твой сын.

- Кому адресовано письмо? Какое оно по характеру? (Личное)

- Найдите слова, которые это подтверждают.

- Как в устной речи и на письме выделяется обращение? (Паузой и запятой)

- Из скольких частей состоит письмо?  Обоснуйте свой ответ.

 - Какие чувства вы испытали, прослушав  это письмо? О чем нас заставляют задуматься   строки   писем?

                                      (Слайд    «70 лет   Победы»)  

 11. В этом году мы отмечаем знаменательную дату -  семьдесят   лет  Великой  Победы над фашистской Германией. Каждая годовщина Победы – это день великого торжества и великой скорби. В России почти нет семьи, кто не понес бы тяжесть утраты.   

 -А живет ли в ваших семьях память о войне?

 - Кто из родственников защищал  Родину?  (Учащиеся   перечисляют фамилии родственников – участников войны, зачитывают отрывки из сочинений  дом.задания   «Моя семья в  истории Великой Отечественной войны»).

Сочинение Волкова Максима о дедушке.

12.        Слово учителя об акции «БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК»                                                           
                                 (
Слайд    «Бессмертный полк»)        

              С каждым годом воспоминания о той войне уходят в историю, все меньше в праздничной колонне, на трибунах остается ветеранов. «Бессмертный полк» - акция, призванная сохранить память о Великой Отечественной войне, о каждом, кто, не жалея своей жизни, боролся за освобождение Родины.  Главная цель акции «Бессмертный полк» - сохранение в каждой российской семье памяти о солдатах Великой Отечественной войны.              

           В каждой семье есть свои Герои. Это наши отцы, дедушки и бабушки – все, кто победил фашизм в Великой Отечественной войне. Кто-то прошел всю войну, кто-то погиб в ее первые дни, у кого-то наград больше, у кого-то меньше. Но память о годах, опаленных войной, хранится в каждой семье, в рассказах родных и близких, в хранящихся в доме письмах с фронта, на военных фотографиях.

 

                                   Слайд  «22 июня»          

-Что бы    им   могли  сейчас  сказать? Давайте послушаем, какими словами можно обратиться к ним, не вернувшимся с поля боя…

 1.«Здравствуй, дорогой боец!

Прошло  более  70 лет с тех пор, как ты ушёл на фронт, оставив своих родных… Ты это сделал для того, чтобы я сейчас  мог написать тебе это письмо и сказать главное слово «Спасибо».

Большинство из вас не вернулись… А ведь так вас ждали дома  матери, жены, дети..

Что мы можем сделать  для тебя? Как можем вернуть твою оборванную  войной жизнь??? Мы можем только помнить… Помнить, чтобы рассказать своим детям, а те могли рассказать своим, чтобы никогда  не гас вечный огонь в сердцах людей… Огонь памяти… Да, ты тоже хотел жить, у тебя тоже были мечты.. Знай, одна из них сбылась. Война  закончилась…»

 2.  (Стихотворение   читают    ученики   класса).  

Я пишу к Вам из детства вздорного,

Непослушного, непокорного,

Пред героем военного времени

Преклоняю свои колени!

За жизнь над мирным небом,

За запах горячего хлеба,

За утренний блеск зари,

За щедрость родной земли!

Война-океан границ

Живых и мёртвых лиц,

Раскаты взрывов и стонов!

Всех-на одну икону

Тех, чей парадный строй

От башен Кремля шёл в бой.

Тех, для кого Ленинград

Стал голодной ступенью в ад.

Тех, кто закрыл собой

Россию под Курской дугой;

Тех, кто вставал и падал

В битвах под Сталинградом.

И  в  Берлине  поднял  Красный флаг,

Когда был повержен враг…

А смогли бы мои друзья?

А смог бы я сам?

Сквозь Интернета призму

Отдать  жизнь  за Отчизну?

Не стихи и не книги писать,

А просто встать в ряд, воевать!

Из сытого детства –в окоп!

Из жизни единственной-в гроб!

Не в  роли  злодея,

А судьбу миллионов людей.

Пропустить сквозь себя, познать,

Чтоб достойной заменой стать.

Вам, дорогой человек,

Спасший двадцатый век!

                               (Слайд    «Бессмертный полк» №2)  

Я хочу пожелать вам, дорогие ребята, быть достойным поколением, достойной сменой.

-В нашем классе есть     фотографии   солдат   Великой Отечественной войны, ваших родственников. Это      БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК нашего класса.  Перекличку Бессмертного полка провести. 

Трудно было завоевать победу. Много воинов погибло на полях сражений.Почти тридцать миллионов людей унесла  война. И если каждому погибшему  посвятить минуту  молчания, тогда население всей планеты будет молчать тридцать лет…    

 - Ребята, давайте минутой молчания почтим память всех тех, кто ценой своей жизни дал нам возможность спокойно жить и расти в свободной стране.

            (Слайд «Минута   молчания»). Метроном отстукивает минуту.

 

V. ИТОГ УРОКА.  Рефлексия.         (Слайд «Письма с фронта»)

- Какие мысли и чувства переполняют ваши души сейчас? (Волнение, гордость, горечь утрат).

- О чем заставило вас задуматься это занятие? (Нужно помнить о событиях войны, помнить участников, знать героев)

- Изменится ли ваше отношение к ветеранам Великой Отечественной войны и просто к пожилым людям после сегодняшнего урока?                    

 - О чем мы можем написать ветерану? (Что знаем о войне, пожелать здоровья, рассказать о своих успехах).

 -За что благодарен ветерану? (За мирное небо, за мирную жизнь)

- О чем хочешь спросить?

- О каких успехах ты можешь рассказать ветерану?

  - Какие пожелания у вас есть ветерану?  (Устные ответы на вопросы)

Давайте напишем необычное письмо ветерану, солдату, победившему в этой страшной войне, поблагодарим за Великую Победу!

Вначале познакомимся с образцом письма ветерану.  (Запись наиболее удачных предложений в тетрадь).

                      (Слайд « Напиши письмо ветерану»)

- У каждого из вас на парте лежит индивидуальный план-памятка написания письма, основные правила написания письма, чистый листок бумаги, сложенный треугольником. Дома, опираясь на памятку, на этом листке напишите письмо ветерану, расскажите о сегодняшнем уроке, о своих делах, пожелайте доброго здоровья, подарите внимание и заботу своим письмом. Письма – треугольники, написанные вами, обязательно найдут своих адресатов!

VI. ИТОГИ УРОКА/

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.    (Слайд «Напиши письмо ветерану»)

Написать письмо ветерану, опираясь на план-памятку.

                                            ПЛАН - ПАМЯТКА          

 План.                                                     Возможные варианты:

1. Приветствие                       1. Дорогой ветеран!

                                             2. Здравствуй, Солдат Победы!

                                             3. Уважаемый ветеран Великой Отечественной войны!

                                                 Пишет вам ученик (ца)  6класса

                                                 МБОУ «Ковылкинская СОШ № 3»

2. Вступительное слово                   1. Примите слова  благодарности …                                                    
                                                   

                                                     2. Я вам благодарен за то, что…

                                                      3. Благодарю вас за то, что…

3. Основная мысль         Что помогло вам  пройти  через ужасы страшной войны                          
                                              и   победить?          
                                         

                                         1. Ваше мужество не позволило вам отступать, и                
                                          вы победили всех врагов.

                                          2. Беззаветная любовь к родной земле.

                                          3. Чувство ответственности за все грядущие поколения.

4. Пожелания                    1. Чтобы ваше сердце всегда оставалось молодым.

                                           2. Семья для вас была крепкой опорой.

                                           3. Долгой жизни и здоровья.

5.Заключительное

слово                                     1. До свидания.

                                               2. До встречи.

                                                3. Низко кланяюсь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по письму в 3 классе на тему: «Разделительный мягкий знак».

Консперк урока по письму дл учащихся 3 класса школы 8 вида. Основной целью данного урока является дифференциация учащимися разделительного мягкого знака и мягкого знака, обозначающего мягкость согласн...

конспект открытого урока по письму "Звук и буква К" в 6 классе

Данный урок был составлен для учащихся 6 класса со сложной структурой дефекта...

Конспект открытого урока по письму 8 класс (класс со сложной структурой дефекта) по теме «Части речи и члены предложения» «Праздник мужества и чести».

Тип урока: «Праздник мужества и чести» Закрепление  пройденного материала.Цель урока: Обобщение, закрепление и актуализация знаний о частях речи и членах предложения....

Конспект открытого урока по предмету "письмо и основы грамоты" на тему "Слова, обозначающие предметы"

Конспект урока для 9 класса для учащихся со сложной структурой дефекта....

Конспект открытого урока письма в 6 классе. Тема урока: «Правописание безударных окончаний имён прилагательных единственного и множественного числа».

Цель урока: закрепить умения учащихся грамотно писать безударные окончания имён прилагательных единственного и множественного числа....

Конспект открытого занятия «Открытка ветерану» в рамках социально-ориентированного проекта «Этот День Победы!»

Конспект открытого занятия «Открытка ветерану» в рамках социально-ориентированного проекта «Этот День Победы!»...