Урок русского языка в 11 классе.
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Яруллина Альфира Гумеровна

Подготовка к ЕГЭ. Сочинение-рассуждение. Задание 25.Мастерская творческого письма (или просто – письма)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_bondarev.doc86.5 КБ
Microsoft Office document icon rabochiy_list_k_uroku_russkogo_yazyka.doc47 КБ
Microsoft Office document icon rabochie_materialy.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема урока: Подготовка к ЕГЭ. Сочинение-рассуждение. Задание 25

Мастерская творческого письма (или просто – письма);

Цели урока:

Образовательные:

1) продолжить работу по развитию языковой компетенции учащихся;

2) учить работать над созданием сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста.

Развивающие:

1) развивать интеллектуальные умения: выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, критически анализировать информацию, аргументировать собственную позицию;

2) развивать речевые навыки учащихся, их творческие способности, интеллект.

Воспитательные:

1) способствовать воспитанию коллективизма, взаимопомощи и взаимоуважения;

2) формировать бережное и сознательное отношение к языку.

 3)содействие воспитанию у учащихся активной жизненной позиции, самостоятельности

Задачи урока:

1)поработать с миниатюрой «Красавица» Ю.Бондарева;

2) проанализировать проблемы, поднимаемые автором в тексте;

отработать навык написания сочинения;

Оборудование: исходный текст, критерии оценки сочинения-рассуждения, презентация к уроку,  индивидуальные рабочие листы учащихся.

                                       

 Ход урока.

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжим работу по подготовке к ЕГЭ. В частности,  нашей задачей будет совершенствование навыка написания сочинения по предложенному тексту. Работать мы будем на специальных листах, которые лежат перед вами.

Мы продолжаем подготовку к сочинению ЕГЭ

У нас сегодня урок по технологии  педагогической мастерской

1. «Индукция»

На классной доске записано слово «сочинение»

Запишите слово “сочинение  ” и постройте ряд слов – ассоциаций.

«Индукция» («наведение») — создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Индуктор — слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т. д. — всё, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.

 2.«Разрыв».

«Разрыв» - внутреннее осознание учащимся неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, который активизирует ученика к творческому поиску ответов

«Разрыв» - лучше всего отражают смысл этого понятия слова озарение, инсайт, понимание. И. А. Мухина пишет:

«Разрыв» – психологическое состояние участника мастерской, при котором ему внезапно открывается новое видение предмета, закона, явления, образа, отношения. Путем «озарения» он приходит к качественно новому повороту истины. Если на обычном уроке ученик приводится учителем к новому логично, постепенно, многоступенчато и доказательно, то в мастерской самостоятельный вывод, обобщение, закономерность или новый образ появляются чаще всего как прозрение. Происходит разрыв между старым и новым.

«Разрыв» – необходимый и важнейший элемент мастерской, ее ядро. Главный «разрыв» заранее планируется руководителем мастерской. Технология создания условий для разрыва состоит в подборе парадоксального содержания, предлагаемого участникам мастерской для осмысления. Переживание парадокса приводит мысль и эмоции исследователя сначала к состоянию тупика, затем к поиску выхода из тупика и, наконец, к «озарению» - «разрыву». Их количество различно в одной и той же мастерской для каждого участника, так как зависит от степени подготовленности, психологического состояния, личного опыта человека и т.п. Незапланированные «разрывы» могут быть дополнительно на любом этапе мастерской. Если участник мастерской не переживает ни одного «разрыва», для него мастерская не состоялась».

Почему задание 25 (сочинение по исходному тексту) представляет особую трудность, вызывает  внутренний эмоциональный конфликт

1). Мало, кто любит писать сочинение, а тем более умеет это делать.
2). Сочинение, которое нужно написать, имеет свои специфические особенности, соблюдение которых приносит ученику столь необходимые баллы, а несоблюдение – лишает их.

1. «Индуктор».

А теперь запишите слово “красота ” и постройте ряд слов – ассоциаций  к этому слову

Системообразующим элементом мастерских является проблемная ситуация, вопрос. Такая проблемная ситуация, вопрос и называются в технологии мастерских индукцией или индуктором.

Индукция - это и создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. 

Индуктор - слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т. д. - все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов .

Что такое красота?

Красота – это сосуд, наполненный светом доброты.

А как вы, ребята, понимаете слово «красота»?     (ответы учащихся)

Обратимся к словарю Ожегова, чтобы точно сформулировать определение?     (зачитывают определение красоты) 

1. Все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.

2. Красивые, прекрасные места (в природе, в художественных произведениях).

А что же значит красивый?

1) красивый – доставляющий наслаждение взору, приятный внешним видом, гармоничностью, стройностью, прекрасный;
 2)   красивый – полный внутреннего содержания, высоконравственный

 Где мы можем увидеть красоту?  Красота природы, красота животного мира, красота человека.

Скажите, а отличаются ли требования к красоте природы, животного от требований к красоте человека?             Действительно, у человека, кроме внешней красоты, должна быть прежде всего красота внутренняя.

                                               

Многие писатели, поэты обращались к теме красоты человека и воспевали прежде всего красоту души.

А теперь обратимся к миниатюре Юрия Васильевича Бондарева.

Знакомо ли вам имя Ю.Бондарев?

Юрий Васильевич – писатель – фронтовик, бывший артиллерист, участник Сталинградской битвы. Его перу принадлежат такие замечательные произведения, как «Горячий снег», «Батальоны просят огня», «Выбор».

Прочитаем миниатюру Ю.Бондарева «Красавица». Произведение поможет нам реализовать цель урока -  совершенствовать навык написания сочинения.

"Я видел это на пригородной танцплощадке. Веселый, горбоносый, гибкий, с фиолетовым отливом черных глаз, он пригласил ее танцевать с таким зверски жадным видом, что она испугалась даже, глянув на него жалким, растерянным взглядом некрасивой девушки, которая не ожидала к себе внимания.

– Что вы, что вы!

– Разрешите? – повторил он настойчиво и показал крупные белые зубы деланной улыбкой. – Мне будет оч-чень приятно.

Она оглянулась по сторонам, будто в поисках помощи, быстро вытерла платочком пальцы, сказала с запинкой:

– Наверно, у вас ничего не получится. Я плохо…

– Ничего. Прошу. Как-нибудь.

Он танцевал бесстрастно, щегольски и, полный холодного высокомерия, не глядел на нее, она же топталась неумело, мотая юбкой, нацелив напряженные глаза ему в галстук, и вдруг толчком вскинула голову – вокруг перестали танцевать, выходили из круга, послышался свист; за ними наблюдали, видимо, его приятели и делали замечания с едкой насмешливостью, передразнивая ее движения, трясясь и корчась от смеха.

Ее партнер каменно изображал городского кавалера, а она все поняла, всю непростительную низость красавца-партнера, но не оттолкнула его, не выбежала из круга, только сняла руку с его плеча и, ало краснея, простучала пальцем ему в грудь, как обычно стучат в дверь. Он, удивленный, склонился к ней, поднял брови, она снизу вверх медленно посмотрела в его зрачки с непроницаемо-презрительным выражением опытной красивой женщины, уверенной в своей неотразимости, и ничего не сказала.      Нельзя позабыть, как он переменился в лице, потом он отпустил ее и в замешательстве как-то чересчур вызывающе повел к колонне, где стояли ее подруги.

У нее были толстые губы, серые и очень большие, словно погруженные в тень диковатые глаза. Она была бы некрасивой, если бы не темные длинные ресницы, почти желтые ржаные волосы и тот взгляд, снизу вверх, преобразивший ее в красавицу и навсегда оставшийся в моей памяти".

Сочинение по исходному тексту должно иметь четкую структуру. Давайте озвучим план сочинения-рассуждения по заданному тексту.

I. Вступление.
II. Формулировка основной проблемы исходного текста.
III. Комментарий к основной проблеме текста.
IV. Определение авторской позиции.
V. Изложение собственной позиции:

VI.   1й аргумент в защиту собственной позиции;
     2й аргумент;
 VII.   Заключение.
Каждую часть обязательно нужно писать с красной строки. Последовательность частей также менять не нужно, в противном случае будет нарушена логика изложения.

3.«Деконструкция и реконструкция» То есть нечто (текст) разбирается на детали, а потом используется как исходный строительный материал – можно со своими добавками.

Как правильно понять исходный текст?

Давайте попытаемся понять этот текст, то есть ответить на вопросы:
1. О чем текст? (Ты увидишь тему).

О чем же прочитанный текст? (о  красоте внешней  и внутренней).

2. Что такое  проблема?
Проблема – это сложный вопрос, требующий изучения, разрешения.
 Чтобы выделить проблему, можно задать вопросы:  Зачем? Почему? С какой целью? Для чего написан текст?

О чем рассуждает автор? (Что можно назвать истинной красотой?  Какого человека можно назвать красивым?)

Что можно назвать истинной красотой?  Именно этот вопрос волнует автора текста.

Какого человека можно назвать красивым? Над этой проблемой автор предлагает задуматься читателю.

3.  Зачем автор написал текст? Что он хочет сказать читателю? Как сам автор отвечает на поставленные вопросы? (Это поможет тебе понять авторскую позицию)
Итак, что хочет автор сказать нам через этот текст?
(красота душевная гораздо важнее красоты внешней).

Определив (сначала устно) тему будущего сочинения, те проблемы, которые будем рассматривать, авторскую позицию,  мы можем начать говорить о формулировке проблемы, над которой приглашает нас поразмышлять автор.

Какого человека можно назвать красивым? Над этой проблемой автор предлагает задуматься читателю.


Нужно помнить, что в одном тексте может быть несколько проблем, но выбрана должна быть одна, та, которая больше всего волнует автора, которую можно заметить в каждом абзаце текста, на которой автор сосредоточен и делает из нее определенные выводы. Помним  и  требования К 1: нужно сформулировать только одну проблему.
 Какие два   способа формулировки проблемы можно выделить :
1.                Проблема какая: например, автор размышляет над проблемой истинной красоты; в тексте поднимается проблема красоты человека; текст автора заставил меня задуматься над сложной проблемой …
2.                Формулировка в виде вопроса: например, чВ чём заключается истинная красота человека? Этой сложной проблеме посвящен текст …

Одна  из проблем находит  отражение в заглавии миниатюры. Оно говорит о том, что волнует автора (автора волнует проблема красоты)..
На какое значение слова «красивый» опирается автор, давая название рассказу? (
он опирается на второе значение).

4. Комментирование проблемы.


  Итак, проблема сформулирована, теперь нужно ее прокомментировать.

Создание  комментария к проблеме является одним из самых трудных моментов написания сочинения.

— Что же такое комментарий?
Комментарий –
рассуждение, пояснительные замечания по поводу чего-либо (Толковый словарь)

 Что необходимо отразить в своей работе?

 Все аспекты проблемы, которые есть в тексте.

Что нам поможет в этом?

Вдумчивое чтение исходного текста и поиск  так называемых «ключевых слов».  Ими будут вопросы, на которые необходимо найти в тексте ответы.

1.На каких примерах в тексте автор рассматривает проблему?

2.Какими фактами, событиями автор иллюстрирует проблему?

3.Какие высказывания автора заслуживают особого внимания?

4.На чьи мнения, высказывания ссылается автор? Почему?

  5.Является ли проблема, рассматриваемая автором, на ваш взгляд,                       актуальной? Почему?

6. В чем противопоставлены герои?

         (ответы учащихся)

7.Почему героя нельзя считать красивым при внешней привлекательности?

8.Какие чувства автора выражены в произведении?

Еще раз читаем текст, подчеркивая те «ключевые» слова, выражения, которые определяют, как автор относится к заявленной проблеме. Не забывайте прислушиваться к тому, какие эмоции выражает автор.


В комментарии не должно быть:
1)     пересказа исходного текста;
2)     рассуждения по поводу всех проблем текста;
3)    общих рассуждений о тексте.

             5.Позиция автора.

Из чего вытекает позиция автора?  Она должна вытекать из сформулированной проблемы. Обратимся к ней еще раз:  проблема красоты. Или: Что можно назвать истинной красотой?  Автор убеждает нас в том, что красота душевная гораздо важнее красоты внешней.
Со следующего абзаца вы должны высказать собственное мнение (собственную позицию) по поводу проблемы, поднятой автором, присоединившись или нет к его точке зрения. Ни в коем случае нельзя останавливаться на фразе: Я согласна с мнением автора. Наиболее удачный вариант следующий::
я согласен с позицией автора и считаю, что…  и далее вновь повторяем позицию автора только другими словами.
Вариант выполнения задания:
Автор прав, утверждая,  что главное в человеке – его внутренняя красота.

Аргументация
 Необходимо сформулировать тезис -  главную мысль автора текста, которую вы стараетесь доказать, обосновать или опровергнуть.
Аргументы
– это доказательства объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями),  собеседником.
Аргументировать –   приводить доказательства, аргументы.
Исходя из требований к  сочинению-рассуждению целесообразно использовать в своей работе разные типы аргументов: жизненный опыт (реальные факты из жизни окружающих, личные наблюдения и выводы, традиционный исторический опыт), читательский опыт (художественная литература, публицистика, научная, научно-популярная литература).

Итак, вернемся к нашему тексту о красоте. Как вы думаете, какие аргументы, примеры доказывали бы, что  красота душевная гораздо важнее красоты внешней.

 Каждый аргумент необходимо писать с красной строки, одним из самых удачных приемов включения аргументов в текст сочинения считают использование вводных слов: во-первых, во-вторых. Но можно аргументировать и без вводных слов. Не советуют приводить аргументы, используя конструкцию с союзом потому что.
   Высказывание собственного мнения и его аргументация являются своеобразным  мини сочинением-рассуждением, где есть тезис (ваше мнение), доказательства (аргументы), и как любому сочинению-рассуждению необходим вывод.
Достаточно в одном предложении подвести итог сказанному и перейти далее к заключению ко всему сочинению по исходному тексту. Как написать заключение?  

Чтобы написать заключение необходимо вновь вернуться к вступлению, прочитать его, так как вступление и заключение органично связаны.
 Заключение –
это последняя часть сочинения-рассуждения, где необходимо ещё раз вернуться к поставленной проблеме и записать вывод, соответствующий данной проблеме.

Типы заключений: яркий   пример–обобщение, цитата с комментарием, вывод-впечатление и др.

4.«Самоинструкция»  - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

5.Социоконструкция» - построение этих элементов группой.

Создание текста  сочинения-рассуждения на  основе рассказа Ю.Бондарева «Красавица». Обучающиеся пишут сочинение по группам: 7 групп – 7 частей.

 6. Социализация

«Социализация» — всё, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, «подано» всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.

Все, что сделано индивидуально, в паре, в группе представлено. Проверяют работы друг друга

Сравнивают свой проект с другими в ходе обсуждения и афиширования, т.е. вывешивания проектов. На уроке представитель от каждой группы представляет результаты своего исследования в форме сочинения

7.«Афиширование».  Соединение частей сочинения в единый текст

«Афиширование» — вывешивание «произведений» — работ учеников и Мастера   в классе  и ознакомление с ними — все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух (автор, Мастер, другой ученик).

 Основное условие этого этапа: все написанные сочинения читаются.

Каждая группа читает вслух свою часть сочинения по  тексту Ю.Бондарева

 Важно, чтобы все участники мастерской были выслушаны. «Соединяют» части сочинения, и получается готовый «продукт».

Сегодня на уроке мы рассмотрели основные этапы выполнения задания 25 ЕГЭ по русскому языку и создали текст сочинения-рассуждения на  основе рассказа Ю.Бондарева «Красавица» 

   8. «Разрыв» - внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником

Вы просто молодцы!

 Скажите, что осталось непонятным для вас?

5.«Рефлексия» 

«Рефлексия» - отражение чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе мастерской, это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы.

Ребята, что вам понравилось на мастерской?

Что нового вы узнали?

Довольны ли вы своим участием на занятии?

Какие трудности возникали у вас?

Подводя итоги урока, учащиеся сделали для себя следующие выводы:

- Я знал, конечно, но только сегодня на уроке увидел, что литература и русский язык взаимосвязаны и очень тесно. Если у художника - кисти, краски, у музыканта – инструмент, ноты, то у писателя есть только слово. Но при единственном инструменте он создаёт такие картины жизни, которые просто потрясают своей правдой и красотой.

(Переоценка)

- А мне понравилось работать в группе, чувствуешь, что не один, что рядом товарищи, придут на помощь, с ними интереснее работать.

(Значимость своего «Я»)

С каким вопросом вышел? Чего не понял?

- Понравилась работа, которая позволяет раскрывать секрет писательского текста.

Сегодня я открыла для себя, что…

(Внезапное понимание) что я открыл сегодня – в себе, в тексте, в окружающих? С каким вопросом вышел? Чего не понял? То есть, это этап отражения чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе мастерской. Это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей  работы.

Так дети самостоятельно в совместном поиске постигают новые знания, осознают собственную состоятельность, открывают в себе неожиданные качества характера, несознаваемые способности, своё место среди других.

Какие чувства возникли у вас в процессе работы?

Что только сегодня на уроке увидели?

V. Подведение итогов.  

Ребята, сегодня мы с вами совершенствовали навыки написания экзаменационного сочинения.

Я  искренне желаю вам, ребята, стать мерцающим сосудом красоты внутренней, наполненным  любовью, добротой, щедростью. Очень надеюсь, что сегодняшний урок не прошел даром ни для вашего ума, ни для вашего сердца.



Предварительный просмотр:

                                     Рабочий лист к уроку русского языка.

Дата_________________

Тема урока________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

                                                       …..Что есть красота

                                       И почему ее обожествляют люди?

                                           Сосуд она, в котором пустота,

                                       Или огонь, мерцающий в сосуде?

                                                                                      Н.Заболоцкий

____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Прочитайте текст.

                                  «Красавица»        Ю.Бондарев

"Я видел это на пригородной танцплощадке. Веселый, горбоносый, гибкий, с фиолетовым отливом черных глаз, он пригласил ее танцевать с таким зверски жадным видом, что она испугалась даже, глянув на него жалким, растерянным взглядом некрасивой девушки, которая не ожидала к себе внимания.

– Что вы, что вы!

– Разрешите? – повторил он настойчиво и показал крупные белые зубы деланной улыбкой. – Мне будет оч-чень приятно.

Она оглянулась по сторонам, будто в поисках помощи, быстро вытерла платочком пальцы, сказала с запинкой:

– Наверно, у вас ничего не получится. Я плохо…

– Ничего. Прошу. Как-нибудь.

Он танцевал бесстрастно, щегольски и, полный холодного высокомерия, не глядел на нее, она же топталась неумело, мотая юбкой, нацелив напряженные глаза ему в галстук, и вдруг толчком вскинула голову – вокруг перестали танцевать, выходили из круга, послышался свист; за ними наблюдали, видимо, его приятели и делали замечания с едкой насмешливостью, передразнивая ее движения, трясясь и корчась от смеха.

Ее партнер каменно изображал городского кавалера, а она все поняла, всю непростительную низость красавца-партнера, но не оттолкнула его, не выбежала из круга, только сняла руку с его плеча и, ало краснея, простучала пальцем ему в грудь, как обычно стучат в дверь. Он, удивленный, склонился к ней, поднял брови, она снизу вверх медленно посмотрела в его зрачки с непроницаемо-презрительным выражением опытной красивой женщины, уверенной в своей неотразимости, и ничего не сказала.      Нельзя позабыть, как он переменился в лице, потом он отпустил ее и в замешательстве как-то чересчур вызывающе повел к колонне, где стояли ее подруги.

У нее были толстые губы, серые и очень большие, словно погруженные в тень диковатые глаза. Она была бы некрасивой, если бы не темные длинные ресницы, почти желтые ржаные волосы и тот взгляд, снизу вверх, преобразивший ее в красавицу и навсегда оставшийся в моей памяти".

1. Проблема.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Комментарий.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Позиция автора

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Позиция собственная

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. 1 аргумент: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.2аргумент

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Итог (вывод)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Рабочие материалы _____________________________________

(Фамилия, Имя учащегося, класс)

ПРОБЛЕМА

В тексте рассматривается проблема…

Проблеме (какой?) посвящен текст…

Проблема, обсуждаемая в тексте...

КОММЕНТАРИЙ

С моей точки зрения, эта проблема весьма актуальна...

По-моему, злободневность этой проблемы в том, что...

Автор обращает внимание на то, что…

Автор рассуждает о том, как важно…

Автор приводит примеры…

Автор убедительно рассказывает (о чём?)...

Писатель верно подметил, как...

На мой взгляд, для осознания прочитанного в тексте важны слова о том, что...

ПОЗИЦИЯ АВТОРА

Автор приходит к выводу (что?)...

Позиция автора текста чётко, ёмко, доступно и образно сформулирована в предложении: «_».

ПОЗИЦИЯ СОБСТВЕННАЯ

Я в полной мере разделяю мнение автора и считаю, что …

Продолжая разговор о проблеме …, хочу отметить, что…

АРГУМЕНТЫ

Отстаивая свою точку зрения, хочу привести следующие аргументы…

Правоту моих слов подтверждают …

Во-первых, … во-вторых…

Народная мудрость гласит: «…».

ВЫВОД

Заканчивая своё сочинение, хочу отметить, что…

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...