Урок русского языка в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Яруллина Альфира Гумеровна

Обучение сочинению в форме дневниковых записей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Сочинение в форме дневниковых записей

Цели:

 1)познакомить с историей возникновения дневника как литературного направления, с особенностями жанра  дневниковых записей, научить создавать дневниковые записи

2)развивать монологическую устную и письменную речь, образное мышление;

3)воспитывать эмоционально-восприимчивую личность.

Оборудование урока: 1)Компьютер;

                                     2)мультимедийный проектор;

                                     3)мультимедийная презентация

                                     4)дневниковые записи

                                                  Ход урока

                                Чтобы научиться писать, надо писать. Поэтому пишите

                                                       письма друзьям, ведите дневник, пишите воспоминания,

                                                      их можно и нужно писать как можно раньше — не худо

                                     ещё в юные годы — о своём детстве, например.

 (Д.С. Лихачёв)

  1. Погружение в тему урока

   Учитель: Как вы думаете, что такое дневник и для чего он нужен?

ТАЙМД-ПЭА-ШЭА

Подумайте 5 сек. и обменяйтесь мнениями с партнёром по плечу, каждому из вас даётся 20 секунд.

Начинает партнёр А.   А теперь партнёр В. Что сказал Руслан? А что думаешь ты?

  А кто из вас, ребята, ведет дневник?

Ученики:

- Я веду дневник наблюдения за  природой.

 - А я записываю в дневник свои впечатления о прочитанных книгах, кинофильмах, поездках.

- Я вела дневник, когда ездила в Анапу, записывала, что происходило в пути и в лагере.      Учитель: Помогают ли вам в чем-нибудь записи в дневниках? Каково их практическое значение?

                     (Помогают при устных ответах или при

                     подготовке к сочинениям.)

  -Это очень хорошо, что некоторые из вас ведут дневники. Когда человек фиксирует увиденное или прочитанное, он лучше помнит людей и события, при необходимости может опереться на эти воспоминания.

Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

(Ответы учащихся)

- Да, вы догадались, на сегодняшнем уроке речь пойдет о дневниковой записи. Запишите в тетради дату, тему урока.  Итак, мы сегодня с вами познакомимся с историей возникновения жанра дневниковых записей, с особенностями ведения дневника и научимся оформлять свои записи

- От какого слова образовалось слово дневник? (день)

- А каково его лексическое значение?

- Найдите в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова определение слова дневник и запишите в тетради

а) дневник - это ученическая тетрадь для записи заданных уроков и для отметок об успеваемости и поведении.

б) дневник - это записи о каждодневных делах, текущих событиях, которые ведутся изо дня в день.

           А вот  литературоведы считают, что дневник – литературно-бытовой жанр в художественной литературе – форма повествования от первого лица, которое ведется в виде повседневных, как правило, датированных записей.

Сообщение. Из истории возникновения дневников

  Учитель:  Чем же отличаются дневниковые записи от каких-либо других записей?

   -Пишут откровенно.

  -Записи можно вести тайно.

 - Можно писать обо всём

 - Можно скрыть фамилию и имя

-   Автор может свободно выражать свои мысли.

  - Запись становится молчаливым собеседником, другом, с которым делишься.

  Учитель: Вы совершенно правы.

Ребята, с какими типами дневников вы знакомы?

Ученики: Дневник наблюдений, путевой дневник, личный дневник, школьный дневник.

Учитель: Объясните их предназначение

РЕЛЛИ РОБИН. Подумайте  5 сек. и в течение 40 секунд составьте ответ в тетради в виде списка. Обменяйтесь мнениями с партнёром по лицу, начинает партнёр Б. У кого какой список получился? Что получилось у тебя? А у тебя? Кто может дополнить? (Записываем на доске)

  Ученики: Школьный дневник, путевой дневник, личный дневник, дневник наблюдений

Учитель: Объясните их предназначение.

Сегодня нас будет интересовать личный дневник. Постарайтесь научиться вести дневник, передавать своё душевное состояние. Вы увидите, насколько это увлекательно и полезно. Зачем вести дневник? Всегда ли мы можем рассказать о своём настроении друзьям? Что записывать в дневник? Как записывать?

О чём могут быть записи в дневнике?

      - об особенностях творчества какого-либо писателя;

      - о прочитанной книге;

     - о литературном герое.

       - о событиях дня

       - о своих мыслях

      - погоде

       0 впечатлениях

       - временах года

      - о путешествии…

 Учитель: Хорошо, молодцы. А с чем можно сравнить записи в дневнике? ( С письмом)

Чаще всего личные дневники не предназначаются для посторонних глаз. Но иногда человек сам или после его смерти близкие публикуют дневниковые записи. Это в основном касается личных дневников писателей, ученых, общественных деятелей, педагогов, чьи мысли и рассуждения могут быть интересны и современникам, и потомкам. Иногда писатели намеренно оформляют свои произведения в форме дневниковых записей, так более достоверно выглядят события, более понятными становятся поступки героев, их мысли и чувства.

У вас на столах  отрывок дневника,  написанного в годы Великой Отечественной войны в блокадном Ленинграде. Прочитайте его,  вспомните его автора.

«Женя умерла 28 декабря в 12.00ч. утра 1941г.»

«Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года».

«Лека умер 17 марта в 8 часов утра 1942 года».

Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года».

« Дядя Леша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года».

«Мама -13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года».

«Савичевы умерли»

«Умерли все»

…“Осталась одна Таня”.

-Да, ребята, это дневник Тани Савичевой. А почему её записи краткие?

     (Конечно, краткие записи обусловлены страшным военным временем.) Какой это дневник?

Да, это личный дневник девочки, в нем всего девять страниц, но как много они поведали о трагедии, которая произошла только в одной из многих ленинградских семей в годы войны.

20 ноября 2013 года исполнилось 68 лет с того дня, когда в Нюрнберге проходил суд над фашистскими главарями. Среди обвинительных документов фашизму была предъявлена маленькая записная книжка двенадцатилетней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Сегодня дневник выставлен в музее истории в Санкт – Петербурге, а его копия – в витрине одного из павильонов Пискарёвского мемориального кладбища. До сих пор останавливаются перед этими строчками, старательно выведенными детской рукой, потрясенные люди разных возрастов и разных национальностей, вглядываются в простые и страшные слова.

Учитель: Сочинения в жанре дневниковых записей могут быть интересны своими  вдумчивыми суждениями. Скажите, пожалуйста, обо всём ли вы будете записывать в дневнике? Обязательны ли записи на каждый день? Как вы определите, когда, что произошло?

 Так чем же интересны дневниковые записи?

  Ученик. Можно узнать, каким был человек раньше и как изменился его характер

  КЛОК БАДДИС

  РЕЛЛИ РОБИН. Сейчас встаньте, задвиньте стулья, возьмите часы, встретьтесь с партнёром по 3 часам.  Ребята, мы с вами должны выявить отличительные особенности дневниковых записей. Обменяйтесь своими идеями. Начинает тот, у кого день рождения ближе к новому году. Спасибо. Садитесь. Итак, какие отличительные особенности жанра дневниковых записей вы выделили? Кто хочет ответить?

Зачитайте.  Кто может дополнить?

 Отличительные особенности жанра дневниковых записей 

        

 - Дата событий (Число, год, время суток)

  -Место событий

 - Первые впечатления

 - Повествование от первого лица

  - Монолог

  -Диалог

  -Краткость записей

  -Отрывочность мыслей

  - Оценка событий

  -Оценка людей

  - Пишется для себя

  - Предложения связаны по смыслу

  Вам представлены два текста. Определите, какой из текстов относится к жанру дневниковых записей.

1.30 сентября 1659 года. Наш корабль, застигнутый в открытом море страшным штормом, потерпел крушение. Весь экипаж, кроме меня, утонул; я же, несчастный Робинзон Крузо, был выброшен полумертвым на берег этого проклятого острова, который назвал островом Отчаяния.

16 апреля. Кончил лестницу. Перелезаю через стену и всякий раз поднимаю лестницу за собой. Теперь я огорожен со всех сторон. В моей крепости довольно просторно...

2. Я уже описывал своё жилище. Это была палатка, разбитая на склоне горы и обнесённая крепким двойным частоколом. Но теперь мою ограду можно было назвать стеной или валом, потому что вплотную к ней, с наружной её стороны, я вывел земляную насыпь в два фута толщиной.

Спустя ещё некоторое время (года через полтора) я положил на свою насыпь жерди, прислонив их к откосу горы, а сверху сделал настил из веток и длинных широких листьев. Таким образом, мой дворик оказался под крышей, и я мог не бояться дождей…

Ученик:  Первый пример соответствует требованиям к сочинению в жанре дневниковых записей, есть все отличительные особенности. А второй  фрагмент дневником не является, так как в тексте имеются следующие неточности: нет даты, речь ведется от третьего лица, просто сообщается о том, что происходит в природе зимой.

 Ребята, мы с вами определили особенности дневниковых записей. Они перед вами. Заполните МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР. Разбейте характеристики на обязательные и необязательные, приведите примеры и антипримеры. А теперь отвечаем. С каждого стола отвечает партнёр №4. Стол №1 – называем обязательные характеристики. Стол №2 – необязательные характеристики. Стол №3 - приводим примеры. Стол №4 – антипримеры.

Хорошо, молодцы. ( Отмечаем галочкой основные признаки, двумя галочками – неосновные.)

 Учитель:  Напишите миниатюру в жанре дневника. (Несколько работ зачитываются)

Учитель:  Молодцы! Вы сегодня были внимательны, любознательны и активны. Урок подошёл к завершению. Достигли цели? Какой вид работы понравился? Что вызвало затруднения? А что нового для себя вы взяли на уроке? (ответы учащихся)

Вернёмся к нашему эпиграфу. Что хотел сказать Д.С.Лихачёв этими словами?

      Надо писать письма, вести дневники, чтобы научиться писать хорошие сочинения. Когда пишет, человек думает, анализирует свои поступки и мысли.

                             

Домашнее задание: Напишите сочинение в жанре дневника на одну из тем «История моей школы», «Почему так названо моё село»

 Литература

 1. В.И. Даль. Толковый словарь русского языка/ Москва: «Аст. Астрель», 2006г.

 2. Т.А. Калганова. Сочинения различных жанров/ Москва: «Просвещение», 2000г.

 3. А.М. Ежова. Обучение сочинению, Литература в школе//2002// №5.

 4. Н.И. Иванченко-Свиридова. Как написать хорошее сочинение/ Санкт - Петербург: «Абрис Д», 2006г

 5. Т.О. Скиргайло. Сочинения разных жанров/ Казань: ИПКРО РТ, 2001г

 

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…



Предварительный просмотр:

«Самым важным явлением в  школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель».

А. Дистервег

Уважаемый (-ая)  Марина Геннадьевна!

Быть учителем — значит верить. Верить в возможность изменить мир с помощью просвещения, верить в человека и в то, что интеллектуальное богатство превыше всего.

Искренне благодарю Вас за неиссякаемый педагогический талант, высокий профессионализм, целеустремлённость, душевную щедрость, многолетний кропотливый труд на нашем учительском поприще. Ваше терпение, отзывчивость, доверительное отношение и способность вести за собой учеников, открывая им неизведанное и непознанное, вдохновляют  на покорение новых высот.

Спасибо за индивидуальность, творчество, неповторимость. Пусть преумножаются  Ваш удивительный талант и победы  Ваших воспитанников!!!  Спасибо за преданность делу, которое  выше личных интересов и материальных выгод.

 От всей души желаю Вам крепкого здоровья, счастья, благополучия!!!

Директор школы:  Фокеева Т.А.



Предварительный просмотр:

Самая большая радость для учителя,    когда похвалят его ученика.
                                Шарлотта Бронте  

    Диплом

Награждается Будилина Анастасия, победитель в номинации «Лидер»      

Твои достижения и победы - пример  работоспособности, целеустремлённости, энтузиазма и самоотдачи. Это достойно подражания!
           Выражаю искреннюю признательность за добросовестное отношение к тому, где у тебя всё получается. Спасибо, что ты не устаёшь постигать новое, преодолевая невиданные трудности и препятствия, побеждая достойных соперников, сильнейших конкурентов.

Я надеюсь, что ты будешь и дальше совершенствовать свои способности так, чтобы все могли получать истинное  удовольствие от твоих успехов.

Спасибо, что личным примером доказываешь: звезду с неба можно достать!

Жизнь- это шанс,  не упусти его!

Жизнь- это красота, улыбайся ей!

Жизнь- это мечта, осуществи её!

Жизнь- это тайна, разгадай её!

Жизнь- это испытание, выдержи его!

Жизнь – это приключение, решись на него!

Жизнь – это жизнь, спаси её!

Жизнь – это счастье, сотвори его сам!

Живи, Мечтай, Твори, Осуществляй!

Директор  школы: Т.А.Фокеева                                                          

Автор текста: Яруллина А.Г., учитель русского языка







Предварительный просмотр:

Здравствуй, дорогой прадедушка!

Я пишу тебе это письмо в далекий 1941-й год. Я твой правнук. Ты меня совсем не знаешь, но в нашей семье много говорят о тебе, и иногда мне кажется, что мы знакомы.

Про тебя, дорогой прадедушка, я знаю очень много из рассказов твоей жены, , моей прабабушки.

Я уверен, что отправляясь на фронт, ты знал, что будешь сражаться за будущее своих детей и внуков. Я очень тобой горжусь, ты был награжден множеством орденов и медалей, в том числе орденом Красной Звезды. Хочу сказать тебе спасибо за твою дочь, за мою родную и любимую бабушку Амину Шариповну

    Если бы такие отважные и смелые люди, как ты, прадедушка, не встали на защиту Родины, неизвестно, какая судьба выпала бы моему поколению. Спасибо тебе за нашу мирную жизнь.

Как жаль, мой дорогой человек, что это письмо не попадет тебе в руки. Знай, что мы тебя помним и любим. Наша благодарность тебе безгранична. Ты всегда в наших сердцах.

С любовью, твое будущее.                                               26 октября 2013  года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...