План - конспект урока по русскому языку в 5 классе. Тема урока: "Предложение".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Назарова Елена Александровна

Актуализация знаний учащихся о предложении: выражение законченной мысли в предложении; определение предложений в тексте; правило записи предложения. Развитие умения заканчивать мысль в предложении одним или несколькими словами; определять тему текста и отражать ее в заглавии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_1rus.yaz_5_kl_1.docx18.96 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 – ом классе

коррекционной школы

Учитель: Назарова Е.А.

Тема урока: Предложение.

Цели урока:

Образовательная. Актуализация знаний учащихся о предложении: выражение законченной мысли в предложении; определение предложений в тексте; правило записи предложения. Развитие умения заканчивать мысль в предложении одним или несколькими словами; определять тему текста и отражать ее в заглавии.

Коррекционно – развивающая. Коррекция внимания, памяти, мышления.

Эмоциональное развитие учащихся: умение различать в представленной ситуации серьезное и смешное содержание; находить в игровой ситуации учебное задание.

Воспитательная. Воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: презентация к уроку «Предложение»; карточки для индивидуальной работы (конверты с четырьмя текстами, записанными на карточках), учебник Русский язык. 5 класс для  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. 5 – е издание. Москва, «Просвещение» 2012 г., авторы: Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова.

Дидактический материал по русскому языку для учащихся 5 класса специальных (коррекционных) учреждений VIII вида с методическими рекомендациями для учителя. Авторы: Якубовская Э.В. Москва, «Просвещение», 2008 г.

Ход урока

1.    Организационный момент.

Организация класса. Психологический настрой.

2.    Работа по теме урока.

Работа с грамматическим диалогом (учебник, с. 3).

1)        Рассматривание рисунка к диалогу.

—        Познакомьтесь, ребята, с красивой строгой дамой в очках
вут ее зовут Грамматика.

Что у нее в руках?

  • Догадайтесь, с кем разговаривает Грамматика: посмотрите, что изображено на поясе у юноши, из чего сделан рисунок на рубашке.
  • По каким приметам вы узнали Предложение?

2)        Чтение диалога.

Слова Грамматики читает учитель, а слова Предложения назначенный учителем ученик. Все учащиеся следят за чтением по тексту в учебнике.

3)        Обсуждение содержания диалога.

  • О чем спрашивала Грамматика?
  • Что рассказало о себе Предложение?
  • Какие два правила для предложения вы нашли в диалоге?

3. Практические упражнения в выражении законченной
мысли в предложении. (Слайды 1 - 3)

1)        Составление предложений.

  • Посмотрите, ребята, в окно. О чем вы подумали? Выразите свою мысль одним предложением. Придумайте интересное предложение.
  • Что нужно знать о предложении? Прочитайте в рамке (по учебнику).

2)        Выражение мысли в предложении по-разному (учебник,
упражнение № 3).

  • Прочитайте начало предложения.
  • Рассмотрите рисунки и закончите мысль в предложении по - разному с помощью рисунков.
  • Какое предложение получилось смешным? Почему?

Запись этого предложения на доске и в тетрадях.

—        Как бы вы поступили на месте мальчика?

4. Практические упражнения в правильном оформлении
предложения при письме.

1)        «Веселый урок».

  • Вспомните, какое второе правило рассказало о себе Предложение в разговоре с Грамматикой.
  • Прочитайте стихотворение в рамке («Веселый урок»).
  • Какое правило «прячется» в этом стихотворении?
  • Как вы думаете, почему это стихотворение названо веселым уроком? (Потому что это стихотворение учит вас правилу, как это делается на уроке, но учит весело, как будто в шутку.)

2)        Дидактическая игра «Исправь ошибки».

Правила игры. Ученики, не выбирая, достают из конверта одну карточку с текстом и выполняют задание. Игра организуется как соревнование. Победителями считаются три ученика, первыми правильно выполнившие задание и занявшие соответственно 1, 2 и 3-е места. Учитель отмечает также остальных учеников, выполнивших задание без ошибок.

Учебная задача.

  • Прочитать про себя запись на карточках и объяснить, почему ее трудно читать.
  • Самостоятельно определить границы предложений и исправить ошибки в записи: первое слово в предложениях написать с большой буквы, в конце предложений поставить точку.
  • В рамке указать цифрой количество предложений в тексте.
  • После подведения итогов игры выразительно прочитать свой текст, делая паузу в конце каждого предложения.
  • Исправить ошибки, если таковые обнаружены. Записать текст.

5.     Физминутка. 

1. Комплекс упражнений для глаз.

2. Выполнение движений на внимание.

Мы осанку исправляем,

Спинки дружно прогибаем

Вправо, влево мы нагнулись,

До носочков дотянулись,

Плечи вверх, назад и вниз.

Улыбайся и садись.

6.     Анализ текстов. (Слайды 4 – 5).

А). Наступила золотая осень. (Предложение выражает мысль).

Б). Наступила золотая осень. Берёзки стоят в ярком наряде. На осине дрожат красные листочки. По утрам над землёй плывут туманы. ( Текст состоит из двух и более предложений).

  • Сколько предложений может быть в тексте? (Два и более.)
  • О каком времени года говорится во всех предложениях?
  • Какой темой можно объединить все тексты?
  • О каких конкретных признаках осени говорится в каждом тексте?
  • Придумайте (или выберите) заголовки к текстам. (Пусто осенью. Осень наступила. Осенний дождь. Грустная осень.)

7.     Задание на дом (учебник, упражнение № 4).

  • Прочитать про себя задание и текст упражнения.
  • Объяснить своими словами, что нужно сделать в упражнении.
  • Прочитать текст, делая паузу в конце каждого предложения. (Слабые ученики отмечают карандашом границы предложений.)
  • Дополнительное задание на дом (для желающих): определить тему текста (текст об улитках, о жизни улиток) и придумать заголовок. (Улитки. Жизнь улиток. Улитки в лопухах.)

8.     Подведение итогов урока. (Слайды 6 – 8).

  • Из чего состоит текст? (Из предложений.)
  • Сколько предложений может быть в тексте?
  • Какие признаки предложения важно помнить?

9.  Комментарии результатов работы учащихся.

Выставление оценок учащимся.