Правописание приставок на -з и -с
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему

Сидоренко Татьяна Владимировна

Разработка урока русского языка в 5 классе с учетом требований ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pril.pptx1 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разработка урока по русскому языку в 5 классе с учетом требований ФГОС (Учебник под редакцией М.М.Разумовской , П.А.Леканта ) Тема: Правописание приставок на –з и –с Тип урока: Урок открытия новых знаний. Учителя М БОУ СОШ № 127 Лапкина Е.В. Сидоренко Т.В. Самара 2015 год

Слайд 2

Структура урока открытия нового знания: Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. Этап актуализация знаний и пробного учебного действия. Этап выявления места и причины затруднения. Этап построения проекта выхода из затруднения. Этап реализации построенного проекта. Этап первичного закрепления с комментированием во внешней речи. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Этап включения в систему знаний и повторения. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Слайд 3

Этапы урока открытия новых знаний Мотивация к учебной деятельности Цель этапа : включение обучающихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. В знанье - величие и краса, Знанье дороже, чем клад жемчужин: Время любой уничтожит клад, Мудрый и знающий вечно нужен. ( Ас – Самарканди )

Слайд 4

Надбить-надписать, разглядеть -распевать, изменчивый -истекший, предвидение – предчувствие, обмерить- обтесать, переоценить- передоверить, низвергать – ниспадать, подводный – подписка, отбить – отпить, безграмотный – бесчестный, ввоз – вход, сделать – списать, возрадоваться – восходить, добежать – дописать. Какой раздел науки о языке мы изучаем? Что такое морфемика ? Какую морфему мы изучаем? Правописание каких приставок мы уже изучили? Расскажите правило их правописания. Назовите пары слов с одновариантными приставками Проверьте себя Напишите свой пример с приставкой, которая не меняет своего написания в разных словах Над- Пред- Об- Пере- Надбить-надписать , разглядеть -распевать, изменчивый -истекший, предвидение – предчувствие, обмерить- обтесать, переоценить- передоверить, низвергать – ниспадать, подводный – подписка, отбить – отпить, безграмотный – бесчестный, ввоз – вход, сделать – списать, возрадоваться – восходить, добежать – дописать. Этап актуализации знаний Под- От- С- До-

Слайд 5

Научиться писать слова с приставками, оканчивающимися на -з(-с) Этап выявления места и причины затруднения Правописание приставок на –з и –с Какие пары вы не выбрали? Как вы думаете, почему? Давайте выпишем эти слова в тетрадь , не записывая тему урока . Чем схожи эти слова? (У них приставки, которые мы ещё не изучали) Чем эти приставки не похожи на изученные нами? (Они не являются одновариантными) А чем различаются приставки в парах? Какова же тема нашего урока? А какова цель нашего урока?

Слайд 6

Что общего в словах 1-го и 2-го столбика? А в чём различие ? Это новый вид орфограммы? Почему? Назовите её опознавательный признак. разглядеть распевать изменчивый истекший низвергать – ниспадать безграмотный бесчестный возрадоваться восходить Что мы должны сделать для этого ? (Понять закономерность, создать эталон и научиться применять правило). Обсудите в парах.

Слайд 7

Создание эталона Давайте проговорим полученное правило. Мы можем записать его в тетрадь для правил словами, а можем в виде схемы. Кто попробует составить такую схему? А теперь запишем в тетрадь правило или схему, как кому удобно, но так, чтобы понимать и применить эту информацию.

Слайд 8

Русские приставки Неизменяемые – «стойкие солдатики» Изменяемые – «хамелеоны» С- о- по- от- об- до- за- на- над- под- На конце приставки ..з- или ..с-? После приставки ГЛУХОЙ согласный? пред- в- пере- меж- сверх- Да [ Х о ч е т щ е ц П а шк а, а е ст ф и ст а шк и ] Нет ..С- РАСписать ..З- РАЗбежался ..с- [ глухой ] ..з- [ звонкий ]

Слайд 9

Первичное закрепление с проговариванием вслух Бе …страшный, и…давать, во…становить, ра …бежаться, бе …звучный, ни…падает, и… худалый , ра …плакаться, бе …крайний, в…карабкаться, и…писать, ра …обидеться C C C C C C C C з з з з

Слайд 10

Ш о колад, ш о фёр, крыж о вник. Ш о в, ш о ссе, обж о ра, ш о рник. Ш о рох, ч о порный, чащ о ба. Капюш о н, ж о кей, трущ о ба. Запомним рифмовку Запишите в тетрадях новые для вас слова. Кто изображён на картинке? Что означает слово шорник ? Шорник — человек, который занимается изготовлением шор , то есть боковых надглазников, которые надеваются на лошадей для ограничения поля зрения.

Слайд 11

Выполните предложенные задания. Сравните с ответом. 1. Какую букву выбрать: Ё или О ? а) щ…голь б) ч…рствый в) ч…порный г) реш…тка Выпишите только слова с Ё . 2. Найдите « лишнее » слово. а) расчёска, б) жонглёр, в) шорох, г) шёпот. 1. а) ж ё рдочка; б) ч ё рствый; г) реш ё тка. 2. Найдите « лишнее » слово. а) расчёска; б) жонглёр ; в) шорох; г) шёпот. Рефлексия

Слайд 12

Домашнее задание 1 . Составить схемы правил § 39, выучить слова ­ исключения . 2. С оставить самодиктант ( с ИКТ­поддержкой ) для последующей работы в классе в группах. Запомнить рифмовку Ш о колад , ш о фёр, крыж о вник. Ш о в, ш о ссе, обж о ра, ш о рник. Ш о рох, ч о порный, чащ о ба. Капюш о н, ж о кей, трущ о ба.

Слайд 13

Литература 1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011. Интернет-ресурсы по ФГОС http:// mon. gov. ru - сайт Министерства образования и науки РФ. Раздел Федеральные государственные образовательные стандарты содержит текст ФГОС и нормативные акты, регламентирующие введение ФГОС. http:// www. mcko. ru - сайт Московского центра оценки качества содержит методические рекомендации по реализации основной образовательной програм­ мы, раскрывает специфику деятельностного подхода при реализации ФГОС.