Методическая разработка урока
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Сагирова Резеда Камиловна

Урок русского языка "Загадки устойчивых оборотов речи" 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx27.12 КБ

Предварительный просмотр:

             Автономная некоммерческая общеобразовательная организация

                                   «Международная школа Казани»  

Загадки устойчивых оборотов речи

                                                           Методическая разработка урока

                                                           учителя русского языка и литературы

                                                           высшей квалификационной категории

                                                           Сагировой Резеды Камиловны

                                               Казань 2017

Загадки устойчивых оборотов речи

Тип урока: Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями

Цель урока: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету на примере темы «Загадки устойчивых оборотов речи»», организация деятельности обучающихся для достижения ими следующих результатов.

Планируемые результаты

Личностные: 

  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
  • стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные:

  •  владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов;
  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов;  овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;  способность определять цели предстоящей учебной деятельности; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

Предметные

  • представление об основных функциях языка, о связи языка и культуры народа, о роли языка в жизни человека и общества;
  • понимания особенностей языкового оформления, использования фразеологизмов в тексте;
  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний.

Задачи

Обучающие: развить умение формулировать определение понятий; формировать умение использовать фразеологизмы в речи; развить умение определять этимологию фразеологизмов; обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические и умения.

Развивающие: развитие критического мышления обучающихся; развитие внимания обучающихся ; формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных): развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; развивать умение применять новые знания; развитие творческих, речевых способностей учащихся; развитие умения групповой и парной работы.

3.Воспитательные: воспитание интереса и уважения к родному языку; воспитание ценностного отношения к слову; развитие коммуникативных УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая.

Средства обученияПК; мультимедийный проектор; учебник «Русский язык» для 6 класса Баранова М.Т.,учебник «Русская речь» Никитиной Е.И, видеосюжет, снятый ребятами.

Ход урока

                                                                                       Язык есть исповедь народа,

                                                                                       В нем слышится его природа,

                                                                                       Его душа и быт родной…                                                                                                                           П.Вяземский

1. Организационный моментмотивация к учебной деятельности.

Приветственное слово. Учитель предлагает улыбнуться соседу по парте и другим одноклассникам. Приветствие учащихся.

2. Актуализация знаний

- В начале урока посмотрим видеосюжет «Из переписки господина Петрова и мистера Френка».

Письмо Петрова : Здравствуй, мой дорогой друг!

У меня все хорошо. Вот только один недоброжелатель все время ставит мне палки в колеса. Сын принес «2» из школы, пришлось ему шею намылить. Да и на работе сел в калошу со своим новым проектом. Друг мой, с которым я пуд соли съел, ходит голову повесил: с работы его уволили. Вот какую ему свинью подложили перед праздником. На этом, Френк, я заканчиваю свое письмо.Приезжай в гости. Пока!

Письмо мистера Френка: Здравствуй, мой дорогой друг из России!

Ты пишешь, что у тебя все хорошо, когда, напротив, тебе портят колеса. Как теперь твоя машина, у нее колеса отвалятся. А насчет сына вовсе не понятно.Почему ты его не наказал за плохую оценку, а намылил шею. Где ты взял такую большую калошу, чтобы сесть в нее с проектом? Хорошая новость, что твоему другу свинью подложили. Я приеду в Москву и  подарю ему быка. Больше всего меня удивило, что вы с другом съели пуд соли, у вас, наверно, животы болят?  Я просто ничего не понимаю.

                                                                                                Пока! Пиши.

Учитель предлагает ребятам во время просмотра подумать над вопросом:

Почему Френк не понял своего друга?

Идет просмотр видеосюжета.

Обучающиеся отвечают на вопрос:

-Френк не знает,что в русском языке есть фразеологизмы, которые нельзя воспринимать буквально, они употребляются в переносном значении.

3. Целеполагание и мотивирование

Учитель предлагает задание, а потом просит учащихся определить цели урока, опираясь на опорные фразы.

-А вы знаете значение использованных в письме фразеологизмов?

Ученики определяют значения фразеологизмов.

                        Ставить палки в колеса- умышленно мешать

                        Намылить шею-делать строгий выговор

                         Сесть в калошу-потерпеть неудачу

                         Повесить голову-расстроиться

                         Подложить свинью-тайком причинить неприятность

                         Съесть пуд соли-прожить долгое время вместе

-Правильно. И сегодня на уроке мы поговорим о « жемчужинах русского языка»- фразеологизмах, устойчивых оборотах речи.

Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на тему и используя опорные фразы на доске.

1) Закрепим и расширим знания, полученные в 5 классе, о…

2)  Узнаем о происхождении и судьбе…

 3) Ответим на вопрос: Каковы же источники возникновения…

Учащиеся записывают число и тему урока в тетрадях, знакомятся с планом урока, который лежит на каждой парте.

-Нам предстоит сделать очень много: написать творческий диктант, окунуться в историю просхождения фразеологизмов, написать сочинение-миниатюру и подвести итоги . Будьте внимательны, чтобы в конце урока выполнить самостоятельную работу, которую вы сами проверите и оцените.

4. Изучение нового материала

- Для начала вспомним теорию (Идет работа по учебнику ).

Какие сочетания слов называются фразеологизмами?

Ученик: Читает определение фразеологизмов.

Ребята в парах проговаривают друг другу.

- Наука, изучающая фразеологизмы, называется фразеологией.

Фразеология-(греч.-фразис-« выражение» и логос- «учение»)

 Ученики работают с учебником « Русская речь». Выделенные в тексте слова,  с пропущенными орфограммами,  заменяют фразеологическими оборотами:

        Бить баклуши- бе…дельничать

        Подать руку- помоч…

        Не верить своим ушам- уд…вляться

        Болеть душой- бе…покоиться

         На мякине не проведешь-?

5. Перенос знаний в новые условия

Работа со словарем

- Как найти значение фразеологизма

Ученик (заранее подготовленный).Значения фразеологизмов разъясняются во фразеологическом словаре русского языка, где они расположены в алфавитном порядке по главному слову.Наиболее полно русская фразеология представлена во « Фразеологическом словаре русского языка» под редакциейА.И.Молоткова. В нем свыше четырех тысяч фразеологизмов.

(Ученики работают с фразеологическими словарями, объясняют значения фразеологизма)

       На мякине не проведешь- не обманешь

- Устойчивые сочетания слов отражают особенности быта русского народа, его традиции. П Вяземский писал: 

                           Язык есть исповедь народа,

                              В нем слышится его природа,

                               Его душа и быт родной…     

    (Учитель предлагает поразмышлять над высказыванием, интерпретировать его)

-Интересно было бы заглянуть в историю возникновения фразеологизмов:

На лбу написано, лезть на рожон, типун тебе на язык.

Сообщения учащихся об истории возникновения данных устойчивых сочетаний слов. О последнем фразеологизме  ученик не только рассказал историю его происхождения, но и сочинил небольшое стихотворение:

                              Ты, бессовестный врунишка!

                               Свято помни об одном:

                               Не уймешься, болтунишка,

                               Будешь вечно с типуном.

                                Отрастут и хвост, и перья,

                               Станешь курицею ты.

                                Так не каркай , как ворона,

                                 Ведь недолго до беды.

-Русский язык богат фразеологизмами, источники их различны. Одни отражают историю народа, другие связаны с народными сказками, пословицами, произведениями известных поэтов и писателей. В этом году на уроках литературы вы знакомились с мифами Древней Греции, которые тоже дали богатый материал для рождения фразеологизмов.

6. Исследовательская работа в группах.

-На дом каждой группе было дано задание: поработать с одним из источников фразеологических оборотов.

1 группа зачитывает фразеологизмы, связанные со сказками:

             За тридевять земель - очень далеко

             Долго ли коротко ли - через некоторое время

             Пир на весь мир - веселое гулянье

              Вытянули репку - завершили трудное дело и др.

2 группа зачитывает фразеологизмы, связанные с баснями И.А.Крылова:

   А ларчик просто открывался - о ситуации, когда находится простое решение

   А воз и ныне там - прошло много времени, а дело не сдвинулось

   Медвежья услуга - о человеке, который хотел помочь, но только навредил

   Сильнее кошки зверя нет - когда считают кого-то главным, хотя он таковым     не является и др.

3 группа зачитывает фразеологизмы, рожденные на основе мифов:

   Авгиевы конюшни - загрязненное, запущенное место

   Сизифов труд - бесполезный труд

   Ахиллесова пята - уязвимое место и др.

-Молодцы!

         7. Работа с текстом по учебнику «Русская речь» (стр.71, упр.75).

(Учитель предлагает выделенные в тексте слова заменить фразеологическими оборотами и сравнить оба текста)

Ученик: Мне понравился текст, в котором мы использовали фразеологизмы, потому что они отличаются образностью и выразительностью.

8. Закрепление знаний

Игровой момент.

- Умеете ли вы составлять фразеологизмы? На каждой парте лежит конверт с карточками со словами. Составьте из них фразеологизмы и запишите в тетрадь. (Играет мелодия из песни о дружбе)

Слова в конвертах: общий, лед, руку, язык, находить, помощи, плечом, растопить, протягивать, душой, к плечу.

- Зачитываем полученные сочетания слов.

Ученики. Находить общий язык - понимать друг друга

                  Растопить лед - устранить недоверие

                  Протягивать руку помощи - помогать

                  Болеть душой - переживать

                  Плечом к плечу - рядом

- Молодцы! Вы умеете быстро работать.

И фразеологизмы у вас получились о дружбе.Но важно не только знать значение фразеологизмов, но и уметь их использовать в речи, как в устной, так и в письменной.

9. Напишите сочинение- миниатюру «Мой друг», используя полученные фразеологизмы.

       (Звучит музыка, ученики пишут сочинение, затем читают его в классе, оценивая и рецензируя работы одноклассников).

 Пример: Укаждого человека, мне кажется, должен быть друг, с которым можно поделиться своими секретами. И я рада, что у меня есть Диана. Она всегда болеет за меня душой. Если я попадаю в трудную ситуацию, мой друг всегда протянет руку помощи. В свободное время мы читаем журналы для девочек, смотрим музыкальные клипы, обсуждаем новые направления моды. Мама говорит, что мы не разлей вода.

10. Небольшая самостоятельная работа в печатных тетрадях. (Тест 6, задание 4, 5)

   (Ученики самостоятельно проверяют свои работы и ставят оценки. Ключи и критерии оценок даны на контрольных листках).

         11. Рефлексия.

- Ребята, над какой темой мы сегодня работали на уроке?

- Понравилась ли вам тема урока?

- Что такое фразеологизмы?

- Приведите примеры фразеологизмов.

12. Домашнее задание по выбору учащегося:

1) подготовить сообщение «История одного фразеологизма»

2) нарисовать фразеологизм на  альбомном листе, составить с ним три предложения

3) выписать из художественной литературы 5 предложений с фразеологизмами.

13. Подведение итогов. Ученики определяют, что они узнали на уроке, какие вопросы им хотелось бы обсудить на последующих уроках.

   Выставление оценок.

-Я довольна сегодня вами. Вы хорошо поработали, узнали значение многих фразеологизмов. И надеюсь, не попадете впросак, как мистер Френк. А что же делают наши друзья? Хотите узнать?

(Просмотр продолжения видеосюжета, где господин Петров объясняет другу, почему он не понял его письмо)

- Дело в том, что в русском языке есть устойчивые выражения - фразеологизмы, которые употребляются в переносном значении, которые делают нашу речь более  выразительной, живой и точной. Я хочу подарить тебе фразеологичекий словарь, где ты сможешь найти значение нужного тебе выражения.

 Учитель: К словам господина Петрова мне хочется добавить: если вы хотите произвести впечатление яркой индивидуальности, быть интересным для других, обогащайте свою речь фразеологизмами.

    

 Спасибо вам за урок! 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...