Конспект урока русского языка в 8 классе на тему "Назывные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Кузьменок Татьяна Александровна

Урок открытия новых знаний поможет сформировать умение находить в тексе назывные предложения и использовать их как средство выражения художественной действительности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon file1.doc.doc201.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока «Назывные предложения»

ОГБОУ «Центр образования для детей

с особыми образовательными потребностями г. Смоленска»

Конспект  урока русского языка

в 8 классе на тему

«Назывные предложения»

Автор работы: учитель русского языка и литературы

Кузьменок Татьяна Александровна

2015 г.

Цели урока:

познакомить обучающихся с новым видом односоставных предложений с главным членом – подлежащим;

научить находить в тексте назывные предложения, использовать их как средство выражения художественной действительности.

Задачи:

  1. Повторить и закрепить изученный ранее материал по теме «Односоставные предложения»
  2. Ввести понятия «односоставное предложение с главным членом – подлежащим», «назывное предложение»
  3. Показать значение и сферу употребления назывных предложений, их роль в художественной литературе.
  4. Развивать связную речь обучающихся, учить их использовать изучаемый вид предложений для описания произведений искусства.

Оборудование:

  • учебники и тетради,
  • опорные таблицы односоставных предложений,
  • сборник стихотворений А.Фета,
  • репродукции с картин В.Серова «Девушка, освещённая солнцем», «Девочка с персиками»

Тип урока: объяснение нового материала


Ход урока

Учитель

Обучающиеся

1.Ориентировочно-мотивационный этап

Проверка домашнего задания. Актуализация знаний

- Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас на нашем уроке. Все ли справились с домашним заданием? Дома вы выполняли задание на карточках. Нужно было выбрать предложения для начала рассказа на одну из тем, затем указать тип односоставных предложений. Слушаем варианты ответов.

Обучающиеся зачитывают варианты ответов.

Начало рассказа

«Зимним утром»

Воскресным зимним утром не хочется рано вставать. Проснувшись, долго лежишь в постели. Постепенно проникает в окно зимний рассвет. Светлеет. Становится легко на душе. Думаешь: ну, хватит валяться!

Начало рассказа

«Летний вечер»

Летним вечером хорошо посидеть у реки. Интересно посмотреть, как садится солнце. Тихо вокруг. Облака окрасило немыслимыми цветами. На глазах меняется форма и цвет облаков. Красота!

Ученики называют типы односоставных предложений.

При этой работе слабым учащимся предлагается использовать в качестве помощи

материал опорной таблицы  «Односоставные предложения» (Приложение 1), которая находится на доске и открыта не полностью, так как последний вид односоставных предложений будет изучен в процессе этого урока.

Учащиеся отмечают, что последнее предложение (Красота!) невозможно отнести к ранее изученным видам односоставных предложений с главным членом – сказуемым.

Обсуждение проблемы. Целеполагание

Попробуем решить эту проблему, познакомившись с новым видом односоставных предложений. Тема нашего сегодняшнего урока «Назывные предложения»

Запишите её в тетради. Сегодня на уроке мы должны…

Учитель предлагает ученикам попробовать сформулировать цели, закончив фразу.

… узнать, какие предложения считают назывными, для чего они нужны в речи.

2. Операционно-исполнительный этап

Объяснение нового материала

Запишем наше предложение на доске и в тетради «Красота!» Определим, какой главный член в этом предложении, на какой вопрос он отвечает.

Предложения, в которых только 1 главный член – подлежащее – это назывные предложения.

Прочитаем об этом правило в учебнике.

В этом предложении главный член отвечает на вопрос что? значит, это подлежащее.

Читают правило в учебнике

Работа с опорной таблицей

На доске полностью открывается таблица «Односоставные предложения», на парты раздаются такие же таблички в более маленьком формате (Приложение 1)

- Приведите примеры назывных предложений

Учащиеся записывают примеры этого вида предложений (работа с учебником)

3. Закрепление нового материала

- Выполним упражнение из учебника.

Задание: в данных предложениях обозначить основы, найти и выписать назывные предложения.

Работа выполняется путём комментированного письма. Один ученик работает у доски. Выписывает предложения:

Псковская земля. Мелколесье. Валуны. Голубые озёрца льна.

Оставшиеся предложения являются двусоставными, поэтому не выписываются.

Наблюдение над использованием назывных предложений в художественном тексте

-Где чаще всего употребляются назывные предложения? - В основном в художественной литературе, поэзии и прозе, в газетных и журнальных очерках и статьях. С их помощью писатели и  журналисты обычно в начале своих произведений лаконично и точно рисуют время, место действия; обстановку, пейзаж.)

Обратимся к ещё одному пейзажу, изображённому в стихотворении А. Фета (Стихотворение написано на доске). Прочитайте его.

Отметьте грамматические основы предложений.

- Как вы думаете, какое значение придают стихотворению подлежащие? Посмотрите, в стихотворении нет глаголов, нет действий.

Правильно. Послушайте, как Л.Толстой отозвался об этом стихотворении А.Фета: «В нём нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина...»

С помощью назывных предложений можно ярко описать не только картины природы, но и портрет.

Чудная картина!

 Как ты мне родна.

Белая равнина,

Полная луна.

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далёких

Одинокий бег.

При ответе на вопрос дети определяют, что всё стихотворение состоит только из назывных предложений.

Подлежащие, по-видимому, передают неподвижность, неизменность, тишину в природе.

Работа с репродукциями картин

- Обратите внимание на репродукции с картин, которые лежат у вас на партах (Приложение 2). Это картины известного русского художника В.Серова, которого по праву считают мастером портретного жанра.

1) Картина называется «Девушка, освещённая солнцем». На доске вы видите описание этой картины. Прочитайте его. Предложения каких видов я в нём использовала?

2)Другая картина этого же автора называется «Девочка с персиками». Теперь усложним работу. Я предлагаю вам только начало описания этой репродукции. Вы должны придумать продолжение сами, используя в основном назывные предложения.

- Итак, какую роль сыграли назывные предложения в описании данных репродукций?

«Лес. Поляна, освещённая яркими лучами солнца. Под большим раскидистым деревом, в теньке, красивая девушка:в белой блузке и синей юбчонке. Девушка с голубыми глазами и правильными чертами лица».

Учащиеся самостоятельно определяют, что в этом описании использованы только назывные предложения, доказывают собственные выводы.

Учащиеся сначала устно строят связные высказывания по данной картине, затем учитель предлагает им записать свои варианты в тетради.

- Назывные предложения помогли нам точно и ярко описать портрет.

4.Итог урока

  • Давайте подведём итоги урока. Какие виды односоставных предложений мы повторили?
  • С каким новым видом односоставных предложений мы познакомились?
  • Для чего чаще всего используются назывные предложения?

Запишите домашнее задание: выписать из рассказов А.П.Чехова  отрывки, в которых используются назывные предложения. Устно объяснить целесообразность использования данных конструкций в этих отрывках.

Оценки за урок.

- Определённо-личные, неопределённо-личные, безличные.

- С назывными предложениями

- Чаще всего они используются для создания ярких картин природы, описания портретов в художественной литературе.

Записывают домашнее задание, сдают тетради на проверку.


Источники

  1. Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ [ Л.А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. Ред. Н.М. Шанский] . – М.:Просвещение, 2014.
  2. Жердева Л.А. Русский язык в средней школе. Дидактические материалы: Синтаксис и пунктуация. 8 класс. -  Новосибирск: ВЛАДОС, 1998.
  3. [Электронный ресурс]. URL: http://images.yandex.ru/search?text (дата обращения 12.02.2014)


Приложение 1


Приложение 2

primer0

В.Серов «Девушка, освещённая солнцем»


Приложение 2

29288

В.Серов «Девочка с персиками»

Кузьменок Т.А., учитель русского языка и литературы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока русского языка "Главные и второстепенные члены предложения" (5 класс)

Цели урока:Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельнос...

Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения"

Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения".   Цель урока: овторить и систематизировать изученный материал об односоставных предложениях...

конспект урока русского языка 11 класс Сложносочиненное предложение.

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "Сложносочиненное предложение". На уроке отрабатываются задания 15, 19 ЕГЭ....

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только ч...