Урок по русскому языку в 6 классе
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему

Журавлёва Елена Ивановна

Урок закрепления знаний по теме "Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-". На уроке использовался дидактический материал, объединенный темой "Сказки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_urok_pre_i_pri.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе на тему:

«Закрепление темы «Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-».

Журавлёвой Е.И.

I.Организационный момент. Определение темы. Постановка цели и задач урока. Ребята, мы с вами попали в сказку. Давайте прочитаем её.

1 слайд Сказка (карточка на парте)

 Пр…красным вечером Василиса Пр…мудрая пр…бывала в тридевятом царстве, и ей пр…снился пр…чудливый сон. Пр…забавные и пр…хорошенькие зайчата скакали впр…прыжку по поляне. Вдруг солнце закрыла пр…огромная туча. Это пр…летел злой-пр…злой Змей Горыныч. Пр…землился он, пр…сел на травку и пр…задумался. Пр…казал ему Кащей Василису Пр…мудрую найти, пр…пугнуть, к нему пр…вести. Но возникли на пути Змея Горыныча непр…одолимые пр…пятствия.

- Что общего между всеми словами с пропущенными буквами? (пропущены буквы е-и в приставках).

- Попробуйте сформулировать тему урока. (Правописание приставок пре и при).

-  Что нужно знать, чтобы правильно написать эти слова?

 (правило о правописании гласных в приставках пре- и при-)

     - Сегодня мы должны повторить правило правописания приставок при- и пре-, закрепить знания, выполнить тренировочные упражнения  и получить оценку «5» за самостоятельную работу.

Отрывок из сказки станет вашим домашним заданием.

II. Актуализация знаний.

1. Устное рассказывание правила друг другу (работа в парах, взаимооценка).

 2. Монологическое высказывание одного из учеников, получивших «5».

3. Проверка домашнего задания по слайду (самооценка)

2 слайд Задание. Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание слов. Расставьте недостающие знаки препинания. Из каких сказок строчки? Кто автор?

1.Пр…плыла к нему рыбка спросила

Чего тебе надобно старче?                    

2. На него пр…крикнула старуха

На конюшню служить его послала…              

( А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

3. Здравствуй князь ты мой пр…красный,

Что ж ты тих, как день ненастный.              

( А.С.Пушкин « Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» )

4. Тут надел он свой кафтан

Опояской подвязался,
Пр…умылся  пр…чесался,

Кнут свой сбоку пр…цепил,
Словно утица поплыл.

(П.Ершов «Конёк-Горбунок»)

5. Несколько дней прошло в беспр…рывных рассказах Элли об удивительной стране Гудвина.

(А.Волков «Волшебник Изумрудного города»)

Учащиеся читают предложения, объясняют орфограммы в словах с пре и при, пропущенные знаки препинания.

- Какую оценку вы себе поставили?

- Слов с каким значением приставки ПРИ-  не встретилось в домашнем упражнении? Приведите свои примеры.

3 слайд с анимацией – молодцы!  

III. Проверочная работа.

- А сейчас выполним задание, которое входит в ОГЭ. Самостоятельная работа по карточке.

Карточка № 1.

1. В каком предложении приставка имеет значение «присоединение »?

1)  Ворон оказался не только пр…забавной, но и пр…важной птицей.

2) Лодка была не пр…вязана, она пр…несла Герду к чудесному саду.

3) Снежная королева пр…гласила Кая в свои сани.

4) Осколок зеркала попал Каю в сердце, теперь оно должно было пр…вратиться в лёд.

2. В каком предложении приставка имеет значение «приближение »?

1)Но вот Кай пр…рвал своё занятие: он увидел Герду.

2) Казалось, он что-то пр…помнил.

3)  Сказка о Кае и Герде - пр…красный пр…мер дружбы.

4) Наступила весна,пр…летели птицы, но Кай не вернулся.

3.В каком предложении приставка имеет значение «неполное

 действие »?

1)Старушке захотелось оставить у себя пр…миленькую девочку, она  пр…глаживала волосы Герды, пр…чёсывала их гребнем, и девочка всё забывала.

2) Казалось, он что-то пр…помнил.

3) Волшебное зеркало пр…красное делало безобразным, доброе – злым.

4) Кай и Герда пр…ятно проводили время в вдвоём маленьком садике.

4. В каком предложении приставка близка по значению к слову «очень»?

1)В лесу дорогу  пр…градили разбойники, они пр…держали коней и пр…брали всё добро к своим рукам.

2)Герда пр…гляделась к цветам и пр…помнила розы на окнах  и Кая.

3) Ворон оказался не только пр…забавной, но и пр…важной птицей.

4) Принц и пр…нцесса пр…нарядили девочку, пр…поднесли ей в подарок золочёную карету и пр…глашали в гости.

5. В каком предложении приставку «пре» можно заменить приставкой

«пере-»?

1)Кай  пр…касался к льдинкам голыми руками, но холода не чувствовал.

2) Сказка о Кае и Герде - пр…красный пр…мер дружбы.

3) Осколок зеркала попал Каю в сердце, теперь оно должно было пр…вратиться в лёд.

4) Герда пр…гляделась к цветам и пр…помнила розы на окнах  и Кая.

- Передайте карточки консультантам, которые поставят вам оценки.

4 слайд с ответами

IV. Анализ предложений (предложения составлены со словами, выбор приставки в которых зависит от умения различать значения слов; попутное повторение: предложение простое, сложное, с прямой речью).

Я думаю, что это задание не вызвало у вас трудность. Поднимите руки, кому оно показалось лёгким? А сейчас я вам предлагаю задание потруднее. Сравните предложения в парах, одинаково ли вы напишете слова с пропущенными буквами? Одинаковое ли у них значение? Что нужно сделать, чтобы написать такие слова без ошибок?

На доске записаны два предложения

      1. Василиса пр…ступила к выполнению задания царя и справилась с ним без ошибок.

      2. Кащей пр…ступил закон, и от этого пострадали жители сказочного королевства.

      3. «Внучка, пр…твори дверь»,- попросила бабушка Красную Шапочку.

      4. Вовка мечтал попасть в сказку и  пр…творил эту мечту в жизнь.

-Ребята, как называются слова, которые похожи по звучанию и морфемному составу, но отличаются лексическим значением? (ПАРОНИМЫ)

5 слайд - таблица

- Таких слов немало. Рассмотрим другие паронимы.

V. Рассмотрим трудные слова в Таблице; комментарий учеников и учителя.

Приступить (начать)      - преступить (нарушить закон)

Притворить (закрыть)   - претворить (осуществить)

1в. Прибывать (приезжать) – пребывать (находиться где-то)

2в. Приёмник (аппарат)       - преемник (продолжатель дела)

3в. Призреть (приютить)     - презирать (не уважать)

4в. Придать (добавить)        - предать (выдать, изменить)

5в. Приходящий (кто приходит) – преходящий (временный)

6в. Приклонить (пригнуть) – преклоняться (восхищаться)

VI .Творческое задание: Первые два примера мы рассмотрели, а вам предлагаю составить и записать в тетради предложения с парами других паронимов.

VII. Динамическая пауза (физкультминутка).

VIII. Итоговый контроль: самостоятельная работа (оценивает учитель). Консультанты проверяют карточки.

 Карточка № 2. Вставьте буквы.

Пр…шлось пр…сесть отдохнуть, пр…большой ворон, пр…глядывался, пр…ветствовал, откуда пр…брела, о своих пр…ключениях, правит пр…нцесса, женихов пр…ходило много-пр…много, длинная –пр…длинная очередь, пр…глашённые перед пр…нцессой робели,  одет был бедно, но пр…лично, пр…служники кавалеров пр…клонили колени, пр…дворные дамы пр…сели в реверансе,  пр…знавая достойный выбор пр…нцессы, пр…данный, он сразу пр…бежит за ней.  

                                                                                                                                                             

IX. Рефлексия. Мини-анкета.

Оцени себя и выбери нужное.

1. Я усвоил правило правописания гласных в приставках при- и пре- …

    а) хорошо                    б) не совсем хорошо                   в) плохо

2. Допускаю ошибки, потому что …  а) не выучил правило;   б) небрежно делал домашнее задание;  в) бываю невнимательным, отвлекаюсь;  д) мне требуется дополнительное время.

                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс

Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...

Технологическая карта урока по русскому языку.5 класс.Урок по разделу «Фонетика».

Тема урока: Что изучает фонетикаУМК: Русский язык 5 класс. Разумовская М. М. «Просвещение», М., 2014Тип урока:  изучения нового материала...

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Конспект урока по русскому языку 5 класс . Тема урока : "Морфемика и орфография"

                     Данный материал позволит учащимся закрепить определения морфем, морфемики, орфографии...