Основы стихосложения. Симметрия и асимметрия в лирике
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему

Морошкина Ирина Олеговна

презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_stihoslozheniya.pptx71.71 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основы стихосложения. Симметрия и асимметрия в лирике

Слайд 2

Стиховедение – наука о законах строения стиха. Основные разделы этой науки: метрика (учение о внутренней мере стиха, о закономерностях его ритмической организации), фоника (учение о сочетании звуков), строфика (учение о сочетании строк)

Слайд 3

Метрика Системы стихосложения (тоническая, силлабическая, силлабо-тоническая); Размеры силлабо-тонической системы стихосложения

Слайд 4

Фоника Рифма – созвучие концов стихов Виды рифм: По степени согласованности рифмующихся звуков: точные/неточные (своб одный -под обный , сл ышен -д ышит ) По количеству рифмующихся звуков: бедные/богатые ( я – пол я , где вы- девы ) По расположению последнего ударного гласного: мужские/женские/дактилические

Слайд 5

Строфика Строфа – группа стихов, объединённая каким-либо формальным признаком, завершенное смысловое и синтаксическое единство стихотворных строк, опирающееся на систему рифм

Слайд 6

Виды строф Двустишие («Черная шаль» А.С. Пушкин) Терцины (трехстишие) («Божественная комедия») Четверостишие (катрен) Пятистишие Шестистишие Октава Сонет (14 строк) ______________________________________ Онегинская строфа Ахматовская строфа («Поэма без героя») ------------------------------------------------------------- Астрофические (« Иллиада ») Строфы непостоянной длины («Кому на Руси жить хорошо»)

Слайд 7

Типы интонирования стиха: Декламативный Разговорный Напевный

Слайд 8

* * * На холмах Грузии лежит ночная мгла; Шумит Арагва предо мною. Мне грустно и легко; печаль моя светла; Печаль моя полна тобою, Тобой, одной тобой... Унынья моего Ничто не мучит, не тревожит, И сердце вновь горит и любит — оттого, Что не любить оно не может.

Слайд 9

Автора окружает романтическая, поэтическая обстановка: темная южная ночь, видны лишь очертания гор, не слышно ничего, кроме однотонного шума реки, только подчеркивающего тишину; поэт один – наедине со своим чувством. Стихотворение исполнено чувством спокойной тихой нежности, душевного равновесия и гармонии.

Слайд 10

В стихотворении преобладают слова со звонкими согласными (особенно «л», «м», « н »), автор избегает неблагозвучного скопления согласных, особенно глухих. Легкость и звучность – типичное свойство пушкинского лирического стиха. Фоника

Слайд 11

Ритм и рифма Стихотворение написано чередующимися шестистопными и четырехстопными ямбами , длинные и короткие стихи симметрично следуют друг за другом. Рифма перекрестная с обычным для Пушкина чередованием мужских рифм в нечетных стихах с женскими в четных ( аБаБ ) . У Пушкина - и вообще в русской поэзии - в перекрестных рифмах чаще встречается другой порядок – АбАб : обрывистое мужское окончание сильнее подчеркивает завершенность четверостишия; о здесь Пушкин предпочел более плавное завершение женской рифмой

Слайд 12

Ритмический рисунок ˘ˉ ˘ˉ ˘ˉ ˘ˉ ˘ˉ ˘ˉ а ˘ˉ ˘ˉ ˘ˉ ˘ˉ˘ Б ˘ˉ ˘ˉ ˘ˉ ˘ˉ ˘ˉ ˘ˉ а ˘ˉ ˘ˉ ˘ˉ ˘ˉ˘ Б _________________________ ˘ˉ ˘ˉ ˘ˉ ˘ˉ ˘ˉ ˘ˉ а ˘ˉ ˘ˉ ˘ˉ ˘ˉ˘ Б ˘ˉ ˘ˉ ˘ˉ ˘ˉ ˘ˉ ˘ˉ а ˘ˉ ˘ˉ ˘ˉ ˘ˉ˘ Б

Слайд 13

Структурно-смысловая симметрия в первом катрене Симметричен характер смыслового наполнения ритмико-интонационных периодов : первый стих в обеих парах начинает тему, второй завершает На холмах Грузии лежит ночная мгла; Шумит Арагва предо мною. 1. Мне грустно и легко; печаль моя светла; Печаль моя полна тобою,

Слайд 14

Структурно-смысловая симметрия в первом катрене (продолжение) Каждый стих представляет собой завершенную ритмико-интонационную структуру, так как содержит законченное предложение (или два предложения), то есть метрическое членение совпадает с синтаксическим. Однотипно и строение стихов: интонационная граница между полустишиями совпадает с цезурой . На холмах Грузии 1 / лежит ночная мгла ; Шумит Арагва предо мною. Мне грустно и легко;/ печаль моя светла; Печаль моя полна тобою, Обстоятельственный детерминант выделяется интонационно (ускорением тема чтения).

Слайд 15

Второй катрен на фоне первого Отсутствует пробел между катренами. В конце первого катрена стоит не точка, требующая интонации каденции (понижения голоса, обозначающего конец фразы), а запятая – интонация антикаденции (повышение голоса в конце синтагмы, обозначающее незавершенность фразы). Во втором катрене интонационно-синтаксическиое членение не соответствует ритмической организации: фраза не кончается вместе со стихом, а переносится на следующий

Слайд 16

Второй катрен на фоне первого (продолжение) Вместо спокойной симметричной композиции первого четверостишия – композиция неуравновешенная 1 , стих беспокойный: метрическое и интонационно-синтаксическое членение речи то совпадает, то расходится, напевная стихотворная интонация уступает место неровной, изменчивой, выражающей прерывистый характер речи. Чувство задумчивой нежности (катрен 1) переходит в душевное волнение (катрен 2) Фраза не кончается вместе со стихом, а переносится на следующий: Печаль моя полна тобою, Тобой, одной тобой... Унынья моего В строке «И сердце вновь горит и любит — оттого» синтаксическая пауза стоит не посредине стиха, на цезуре, но смещена к концу стиха – это приводит к нарушению стихотворной структуры, ритмическому разлому стиха. Составной союз оттого что произносится обычно слитно, как одно фонетическое слово. В стихотворении союз интонационно разделен, его вторая часть приносится на следующую строку. Это направляет наше внимание на раскрытие причины «Отчего же?» - ждет ответа читатель. Контраст частей нередко лежит в основе композиции лирического стихотворения

Слайд 17

Лирика – литературный род, в центе которого эмоции? - стихотворение в прозе (лирическая прозаическая миниатюра). «Как хороши, как свежи были розы...» И. С. Тургенева; - поэма в прозе: «Мертвые души» Н. В. Гоголя; - лирическая проза: «Легкое дыхание» И. А. Бунина; - роман в стихах: «Евгений Онегин» А. С. Пушкина.

Слайд 18

Заключительный стих концентрирует лирическую мысль и чувство, выражает основную идею. Слова о том, что сердце поэта не может не любить, эмоционально воздействуют на нас – они подводят итог всему сказанному, как бы содержат в себе всю энергию предыдущих стихов.

Слайд 19

Это стихотворение о сильной, всепоглощающей любви, подчиняющей себе все чувства, о любви животворящей. Эта тема, видоизменяясь, проходит через ряд стихотворений поэта (наиболее яркое – «К***» («Я помню чудное мгновенье…»)), когда нет любви – нет самой жизни; любовь придает ощущение полноты жизни.

Слайд 20

Лирика – ритмически организованное повествование? вольный стих – стихотворная форма, отличающаяся разным количеством стоп в строках (разной длиной стихов): Медведь / Попался в сеть. / Над смертью издали шути как хочешь смело: / Но смерть вблизи – совсем другое дело (И. А. Крылов); - белый стих – стихи с отсутствующей рифмой: Уж не вырваться из клеточки / Певчей птичке конопляночке / Знать, и вам не видеть более \Прежней воли с прежней радостью (А. А. Дельвиг ); - верлибр (свободный стих) – стих , лишенный рифмы и метра, но сохраняющий заданное членение на соотносимые и соразмерные строки: Она пришла с мороза / Раскрасневшаяся, / Наполнила комнату/Ароматом воздуха и духов, / Звонким голосом и совсем неуважительной к занятиям / Болтовней... (А. А. Блок); - ритмическая проза – лишенная других признаков стихотворной организации художественная речь, построенная на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов: Во дни сомнений, / во дни тягостных раздумий / о судьбах моей родины / ты один мне поддержка и опора, / о великий, могучий, правдивый и свободный / русский язык! (И. С. Тургенев).