Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Ивельженко Светлана Владимировна

Три склонения имен существительных

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                      Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.

Тема урока. Три склонения имен существительных.

Цель: совершенствовать умение определять склонение имен существительных; формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа в парах сильн.-слаб. с печатными тетрадями с послед.взаимопроверкой,колл.работа с орфограммами по алгоритму выполнения задачи (по материалам  лингв.портфолио), проек. выполнения д\з, комментирование выставленных оценок

Тип урока: урок общеметодической направленности.

Планируемые результаты.

Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).

Регулятивные: осознавать самого себя как  движущую силу своего научения,  свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые ходе  исследования имён существительных.

Личностные:формирование устойчивой мотивации к обучению.

Предметные:

Знать что такое склонение имен существительных

Уметь находить склонение  имен существительных

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности

Метапредметные:

Уметь оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД)

Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)

Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными  заданиями (Познавательные УУД

Этап

 урока

Цель этапа

Содержание учебного материала

ДУ

ДО

Формируемые УУД

1.Мотивация к учебной деят-ти

Включение

учащихся в деятельность

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствует,проверяет готовность к уроку,создает эмоц.настрой

Отвечают на приветствие учителя.Определяют свою готовность к уроку.Включаются в деловой ритм

Уважение к учителю и сверстникам,самоопределение.

Самооценка готовности к уроку(Л)

2.Актуализация прежних знаний в пробном учебном действии

Актуализация знаний учащихся о  сущ-ом  с последующим выходом на проблемную ситуацию урока

1.Подготовительный этап.

а) Отгадайте, пожалуйста, загадку.

Всё что существует, оно обозначает,

На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.

А чтоб не обижался весь честной народ,

Оно всегда имеет и число, и род.

(Имя существительное.)

 Какую тему изучали на прошлом уроке? Давайте проверим, как вы её усвоили.(2чел по желан) Отправим двух учеников в магазин. _______________пойдёт делать покупки, состоящие из существительных, имеющих только единственное число, а ________________покупки, состоящие из существительных, имеющих только множественное число.(Грабли,ножницы,заморозки,будни,потемки-боязнь,детство,досуг,цемент,серебро-Яблоки,медведи.)

б)  Подведём итоги ранее изученного нами по теме «Имя существительное» в форме блиц-опроса (быстрый)(слайд №1):

1. Имя существительное-это……..                Примеры

Называю слова, если имя существительное хлопаем в ладоши.

Радость, улыбаюсь, весёлый, смех, жизнь, быстрая, они, говорят, лебеди, молодёжный, я,урок.

2. Имена существительные бывают. . . (одушевленные и неодушевленные).        Примеры

3.  У каждого предмета есть своё имя-название.  Как называются такие имена существительные? (собственные).                                                 Примеры

4. Постоянный признак имен существительных… (род)                                                                     Примеры

Парта(пост-ж.р)-непост-число,падеж.

в) -Откройте тетради,запишите число,классная работа.

 Материал — слова, прикрепленные на доске  в перепутанном виде и произнесенные учителем: Грабли,ножницы,заморозки,будни,потемки-боязнь,детство,досуг,цемент,серебро-Яблоки,медведи.) Задание: догадаться, на какую тему  эти слова, сформулировать и записать  слова по группам.

Приглашает учеников к доске.(2человека

Спрашивает пожеланию,просит провести примеры.

Создает проблемную ситуацию.

Опрашивает учеников.Оценивает .

Внимательно слушают,отвечают,приводят примеры.

Ученики работают у доски.(2человека)

Отвечают,приводят свои примеры

Открывают тетради.

Распределяют слова по группам в тетрадях,формулируют ранее изученную тему.

Анализировать сравнивать, обобщать, делать выводы, р (П). Находить и исправ- лять ошибки, оценивать (Р), осуществлять взаимопроверку(К).

3. Введение в тему с формулировкой цели  урока.

Пропустите 1 строчку.

Мысленно разделите вашу страничку на 3 части(3 колонки)

Послушайте вопросы и запишите ответы в 1к(Как называется предмет,на котором пишут мелом -доска,;планета,на которой вы живете-Земля;Как зовут Земцова –Ваня;кем  доводится брат мамы-дядя).

Послушайте вопросы и запишите ответы во 2к(Белый,пушистый,скоро растает-снег; Средиземное,каспийское,черное-???-море; что дает корова -молоко,)

 Послушайте вопросы и запишите ответы в3к(время суток,когда все спят-ночь)

Во всех словах определите род,окончание-

1                       2                              3

доска               снег                     ночь   .

Земля               море

Ваня                 молоко

дядя

Слайд4

Посмотрите внимательно на свои аккуратные записи и попробуйте сформ-ть тему урока(3 скл имен сущ).

Запишите тему урока.(СЛАЙД 2)

Мы с вами уже знакомы с понятием склонение сущ.

Исходя из нашей темы, сформулируйте цель нашего урока?Что мы должны   научиться выполнять без ошибок ?-определять склонение сущ-х.

(совершенствовать умение определять склонение имен сущ.)

Создаёт условия для проблемной ситуации. Проводит параллель  с ранее изученным материалом.

Опрашивает и

вызывает к доске для записи.

Ученики отвечают на  вопросы,записывают ответы в

нужную колонку.

Формули- руют тему  и цель урока.

Записывают тему урока

Уметь высказывать

предположения на основе наблюдений;

формулировать тему и цель урока (Р)

4. Планирование деятельности учащихся.Этап первичного закрепления на уроке

- Чтобы цели урока выполнить,   давайте, ребята, спланируем свою деятельность на уроке,что для этого нужно будет нам выполнить?

 (Вспомнить,что такое склонение существительных,какие существительные относятся к1,2,3скл.,научиться определять склонение сущ-х)

 Откройте учебники на с.62.,пар 59.Прочитайте самостоятельно  теоретический материал пар .59.

Что значит-существительные склоняются?(изменяются по падежам)

По какому признаку в русском языке различаются три основных типа склонения?(склоняются в ед.ч. одинаково,т.е. имеют одинаковые окончания.)

Что такое начальная форма им.сущ-го.(Им.п ,ед.ч)

 Какие сущ-е относ-ся к 1-у скл?Ко 2-у?К 3-у? Посмотрите на слайд и прочитайте примеры (Слайд5)

(Выполним упр 520.Прочитайте задание.Что вы должны выполнить в этом упражнении?)

Помогает детям спланировать свою деятельность,чтобы достичь поставленной цели

Выясняет,как дети знают склонение сущ-х.

Учащиеся предлагают план работы.

Работают самостоятельно с учебником.

Приводят свои примеры.

Регулятивные УУД:

- планирование своих действий в соответствии с поставленной целью  в сотрудничестве с учителем.

5.Физминутка

Руки тянем в потолок,

Будто к солнышку цветок. (Потягивания, руки вверх.)

Руки в стороны раздвинем,

Будто листики раскинем, ( Руки в стороны, встряхивания кистями.)

Руки резко вверх поднимем,

Раз-два, три-четыре.

Машем крыльями, как гуси.

А потом быстрей опустим. ( Поднять прямые руки через стороны, затем опустить.)

Будто в классики, немножко

Прыгаем на правой ножке.

А теперь на левой тоже.

Сколько продержаться сможем? (Прыжки на одной ножке.)

6.Самостоятельная работа  с самопроверкой по эталону

. 7.Включение изученного в систему знаний

Применение  знания в типовых заданиях

А)

Откройте  тетради с печатной основой на стр.24.Найдите упр.23А.Прочитайте задание.Что вы должны выполнить в этом упр?

Б)

Таблицы.(подписать).

У вас на столе лежат  таблицы  со словами.Прочитайте эти слова.

Это слова какой части речи?

Что вы сейчас должны будете выполнить.(Опред.склонение каждого слова.)

Самостоятельно определите склонение и поставьте знак «+»в соотв. клетку.

Поменяйтесь с соседом и проверьте

1скл

2скл

3скл

весна

+

радость

+

облако

+

солнце

+

лужа

+

грач

+

рожь

+

морем

+

 Проверьте по образцу.Оцените работу.Отдайте работу обратно хозяину.

         

Оценить то, как ты справился с заданием :

-  не допустил ни одной ошибки-«5»

- допустил 1-2 ошибки- «4»

-  допустил 3 ошибки- «3»

 -допустил 4 и более- «2»

Объясните ,пожалуйста,как вы определили склонение сущ-го -Морем-?.

Что для этого нужно сделать.Какой алгоритм (инструкцию )можно вывести?

 Поставить в Н.Ф.(Им.п,ед.ч,)Море.

Определить род,выделить окончание-м.р, «е»-2скл

                       2скл

Морем-море(м.р.).

1)

Посмотрите на  алгоритм  .(Слайд 7)

Чтобы определить склонение сущ.-нужно:

1. Поставить сущ. в начальную форму     ( в И.п.  в ед.ч.)

2. Определить род; выделить окончание;

3. По роду и окончанию определить склонение.

Внимание на слайд 8.

Запишите слова - определите склонение(САМОСТ)

(В субботу,по дороге,нет билета, в деревне,в городе,у дяди,с жалостью,за сестрой)

Мотивация и координация деятельности учащихся, контроль выполнения задания.

Опрашивает, просит проанализировать свою работу

Объясняют,что  они должны сделать в этом упражнении.

Выполняют самост-но.

Проверяют,оценивают.Делают выводы,анализируют свою работу.

Определяют алгоритм и используют в своей работе

Познавательные УУД

Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках.

Коммуникативные УУД

уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные УУД

Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Уметь оценивать , сравнивать с эталоном, результаты деятельности (своей -чужой), анализировать собственную работу.

Познават:уметь работать с разными  заданиями

Регулятивные:определять алгоритм деятельности,работать по заданному алгоритму

Тест «Третий лишний»

А)тень

Б)ложь

В)камыш

Г)яблоня

8.Рефлексия

деятельности

Рефлексия и самооценка учащимися своей учебной деятельности,целей и результатов.

Подведем итоги работы на уроке

Назовите тему урока?

Какую цель  ставили на уроке?

Удалось ли решить поставленную цель?

Каким способом?

Чему научились?

Что нужно еще повторить,в чем разобраться?

Твое отношение к уроку (нарисовать смайлику улыбку)

1)        Отличный, интересный, захватывающий, заставляющий работать – улыбка.

2)        Нормальный, обычный – полоска.

3)        Скучный, работа без интереса. Бесполезный – нарисовать опущенные уголки губ.

Организует рефлексию через подводя- щий диалог:

Отвечают на вопросы, подводят итог работы

Регулятивные УУД-

Уметь осуществлять итоговый контроль деятельности(«Что было трудным? Что вызвало интерес?»)Соотносить цели и результаты своей деятельности.

Личностные УУД-

Мотивация учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные УУД-

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слушать и понимать речь других.

9.Домашнее

задание

Упр 519устно,521

Выставление оценок

Проек. выполнения д\з, комментирование выставленных оценок

Анализируют,записывают задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....

технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"

Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...

технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.

Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....

Технологическая карта урока русского языка. 6 класс

Технологическая карта урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 6 класс. Программа Шанского Н.М. по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...