Урок по КРТ. Русский язык. 11 класс
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему

Пихаева Баради Тубчиновна

Комплексная работа с текстом как один из методов развития УУД учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Работа с текстом17.61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Комплексная работа с текстом

(как средство развития речевого творчества).

1 этап: Вводно-мотивационный( формировать мотивацию к совместной деятельности)

Учитель: сегодня у нас комплексный анализ текста. Мы живем в мире текстов. Тексты окружают нас в рамках учебных предметов и за их пределами; мы их читаем, слушаем, изучаем, создаем сами, когда говорим или пишем… Тексты – это наша речь, это жизнь языка. А языку мы учимся постоянно, углубляя теоретические знания и применяя их в практике речевой деятельности. А практика-это общение с текстом, вступление с ним в диалог, что всегда начинается с внимательного чтения с целью: осмысления содержания через определение темы, основных мыслей и проблем, позиции автора по этим проблемам, также анализируем лексико-грамматические особенности текста и создаем собственные тексты.

- Уточним, что такое текст.

  • Текст-это речевое произведение, состоящее из двух и более предложений, обладающих смысловым и грамматическим единством. Строение текста зависит от условий и цели речевой коммуникации.

Учитель: Чтобы понять, что составит содержание нашего урока, послушайте следующие высказывания известных личностей:

  • «Язык всем знаниям и всей природе ключ»,- Г.Р.Державин- поэт эпохи Просвещения,       государственный деятель Российской империи.
  • «Язык есть исповедь народа, в нем слышится его природа, его душа и быт родной»,-  П.А.Вяземский (1792-1878)- поэт, переводчик, критик, публицист.
  • «Слово-дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти»,-  Л.Н.Толстой(1828-1910)-известный русский писатель и мыслитель.
  • Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это-клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием!»,- И.С.Тургенев(1818-1883)-русский писатель-реалист, поэт, переводчик.
  • «Не бойтесь дарить согревающих слов, и  добрые делать дела, чем больше в огонь вы положите дров, тем больше вернется тепла»,-  Омар Хайям(1048-1138)-персидский философ, математик, астроном и поэт.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь в тексте, с которым вам предстоит вступить в диалог? ( О языке,  о единице языка- слове и о бережном  отношении к  языку и слову)

2. Операционно-содержательный этап. Ознакомьтесь с текстом(про себя).а) Прочитаем выразительно текст Т.Л. Мироновой, писателя, доктора филологических наук. 7 мин.

(Примерное название: Язык – основа бытия нации. Роль языка в жизни человека.)

1. Язык – это мерило бытия нации, её веры, нравственности и даже физического благополучия, здоровья людей. 2. Через язык человек познаёт добро и зло, испытывает на себе их воздействие и постигает, что может сам творить словом добро и зло. 3. И выбор между добром и злом люди впервые делают, именно выбирая между благим и гибельным словом.

4. Доказано сегодня не только богословами, но и наукой, что словесное давление на человека – это не метафора, а физическая реальность… 5. Каждое слово, услышанное или увиденное нами, слышат не только наши уши, видят не только наши глаза, но вся личность человека несёт в себе отпечатки увиденного и услышанного. 6. Вот почему, интуитивно познав и опытно постигнув силу слова, человечество искони очень осторожно обращалось с ним, вводя запреты на всуе обращённое слово к Богу, на клятву и проклятие, на сквернословие и брань.

               Т.Л. Миронова, писатель, доктор филологических наук./ «Словесное оружие»// Русский дом.-ж.№3, 2003г.

б) Словарная работа. Чтобы лучше понять содержание текста, что мы делаем?(определяем значения трудных слов), какие слова трудные?:  в карточке-задании исправьте, если есть несоответствие, поставьте ударения в словах:

В) Работа в парах: исследовательское чтение текста. Вопросы состоят из 2-х блоков: из теории  текста, лексико-грамматические особенности текста по опорным схемам. Каждая пара выбирает и обсуждает задания, проводит необходимые исследования и предъявляет результат исследований.

Блок №1: Из теории текста.(10-13 мин.) 

1. Озаглавьте текст, определите тему, микротемы, основную мысль.  

2. Определите стиль и тип речи с обоснованием, проблемы текста и позицию автора.

Блок №2:  Из лексико-грамматических особенностей.(10-13 мин. ) 

1. Подберите синонимы к слову интуитивно, составьте с ними словосочетания.

2. Из предложений первого абзаца выпишите антонимы, составьте с ними словосочетания.

 3. Выпишите из текста  причастия и деепричастия, объясните правописание и пунктуационное оформление.

4.  Определите структуру 1-го предл-я и его роль  в тексте.

5. Укажите средства связи между предложениями в тексте.(таблица-информатор)

Г) Вывод и обобщение по этапу. 1 мин.

-К какому выводу пришли в результате творческого чтения текста?

д).Учитель:  Внимание на экран: что гласит народная мудрость о словах:

- Слово не воробей, вылетит - не поймаешь. Слово быстрее ветра, сильнее ружья. То, что не сможет разрубить сабля, разрубит благое слово. Ласковое слово, что весенний день. Воздух словами не наполнить. Лишнее говорить - только делу вредить

И вновь обращаемся к высказыванию Л.Н.Толстого: «Слово-дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти». ( осторожное обращение со словом  принесет только пользу.)

  • Сейчас обратимся к самостоятельной творческой работе: проблема и позиция автора вам известна,  осталось только выразить свою позицию,  привести аргументы и сделать вывод(5 мин.)
  • Прослушать  позицию одного ученика, обсудить, поправить, дополнить. (2 мин.)

3. Оцените свою Д. и Д. друг друга по критериям.(как работалось в паре).

  • -С какими единицами языка работали? (Мы работали с текстом  в целом и с конкретными  словами и предложениями). Что удалось вспомнить и  узнать? (Мы вспомнили о правописании причастий и деепричастий, о выделении их запятыми при определенных условиях. Узнали значения книжных слов мерило, всуе, искони и о проблемах текста.)

4. Д\з: Написать полное сочинение. Самооценка по критериям ЕГЭ.

5. Заключительная рефлексия: составьте синквейн по содержанию урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (ОБЖ, литература, русский язык) по русскому языку в 8 классе по теме: "Обобщающий урок по односоставным предложениям"

Данная разработка представляет собой материал для проведения обобщающего урока по видам односоставных предложений. Основная цель урока - повторение видов односоставных предложений, определение  и...

"Интеллект-кофейня" Урок-игра по русскому языку для 11 класса "ЗРЯ!! ("Знаю русский язык!")

Урок-игра содержит разнообразные, в том числе творческие, задания по русскому языку для 11 класса, нацеленные на подготовку детей к сдаче ЕГЭ....

Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка

Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...

Урок-конкурс по русскому языку в 5 классе «Заседание клуба знатоков русского языка»

Данный урок может быть использован  как дополнительный по русскому языку, так и   внеурочное занятие по предмету. Урок- конкурс направлен на   расширение кругозора учеников, в...

Открытый урок на РМО. Урок-практикум по русскому языку в 9 классе «Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Обучение написанию сочинения–рассуждения 9.3»

Структура написания сочинения (написание определения, первого и второго аргументов в сочинении 9.3)...