Урок по КРТ. Русский язык. 11 класс
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему
Комплексная работа с текстом как один из методов развития УУД учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Работа с текстом | 17.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Комплексная работа с текстом
(как средство развития речевого творчества).
1 этап: Вводно-мотивационный( формировать мотивацию к совместной деятельности)
Учитель: сегодня у нас комплексный анализ текста. Мы живем в мире текстов. Тексты окружают нас в рамках учебных предметов и за их пределами; мы их читаем, слушаем, изучаем, создаем сами, когда говорим или пишем… Тексты – это наша речь, это жизнь языка. А языку мы учимся постоянно, углубляя теоретические знания и применяя их в практике речевой деятельности. А практика-это общение с текстом, вступление с ним в диалог, что всегда начинается с внимательного чтения с целью: осмысления содержания через определение темы, основных мыслей и проблем, позиции автора по этим проблемам, также анализируем лексико-грамматические особенности текста и создаем собственные тексты.
- Уточним, что такое текст.
- Текст-это речевое произведение, состоящее из двух и более предложений, обладающих смысловым и грамматическим единством. Строение текста зависит от условий и цели речевой коммуникации.
Учитель: Чтобы понять, что составит содержание нашего урока, послушайте следующие высказывания известных личностей:
- «Язык всем знаниям и всей природе ключ»,- Г.Р.Державин- поэт эпохи Просвещения, государственный деятель Российской империи.
- «Язык есть исповедь народа, в нем слышится его природа, его душа и быт родной»,- П.А.Вяземский (1792-1878)- поэт, переводчик, критик, публицист.
- «Слово-дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти»,- Л.Н.Толстой(1828-1910)-известный русский писатель и мыслитель.
- Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это-клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием!»,- И.С.Тургенев(1818-1883)-русский писатель-реалист, поэт, переводчик.
- «Не бойтесь дарить согревающих слов, и добрые делать дела, чем больше в огонь вы положите дров, тем больше вернется тепла»,- Омар Хайям(1048-1138)-персидский философ, математик, астроном и поэт.
- Как вы думаете, о чем пойдет речь в тексте, с которым вам предстоит вступить в диалог? ( О языке, о единице языка- слове и о бережном отношении к языку и слову)
2. Операционно-содержательный этап. Ознакомьтесь с текстом(про себя).а) Прочитаем выразительно текст Т.Л. Мироновой, писателя, доктора филологических наук. 7 мин.
(Примерное название: Язык – основа бытия нации. Роль языка в жизни человека.)
1. Язык – это мерило бытия нации, её веры, нравственности и даже физического благополучия, здоровья людей. 2. Через язык человек познаёт добро и зло, испытывает на себе их воздействие и постигает, что может сам творить словом добро и зло. 3. И выбор между добром и злом люди впервые делают, именно выбирая между благим и гибельным словом.
4. Доказано сегодня не только богословами, но и наукой, что словесное давление на человека – это не метафора, а физическая реальность… 5. Каждое слово, услышанное или увиденное нами, слышат не только наши уши, видят не только наши глаза, но вся личность человека несёт в себе отпечатки увиденного и услышанного. 6. Вот почему, интуитивно познав и опытно постигнув силу слова, человечество искони очень осторожно обращалось с ним, вводя запреты на всуе обращённое слово к Богу, на клятву и проклятие, на сквернословие и брань.
Т.Л. Миронова, писатель, доктор филологических наук./ «Словесное оружие»// Русский дом.-ж.№3, 2003г.
б) Словарная работа. Чтобы лучше понять содержание текста, что мы делаем?(определяем значения трудных слов), какие слова трудные?: в карточке-задании исправьте, если есть несоответствие, поставьте ударения в словах:
В) Работа в парах: исследовательское чтение текста. Вопросы состоят из 2-х блоков: из теории текста, лексико-грамматические особенности текста по опорным схемам. Каждая пара выбирает и обсуждает задания, проводит необходимые исследования и предъявляет результат исследований.
Блок №1: Из теории текста.(10-13 мин.)
1. Озаглавьте текст, определите тему, микротемы, основную мысль.
2. Определите стиль и тип речи с обоснованием, проблемы текста и позицию автора.
Блок №2: Из лексико-грамматических особенностей.(10-13 мин. )
1. Подберите синонимы к слову интуитивно, составьте с ними словосочетания.
2. Из предложений первого абзаца выпишите антонимы, составьте с ними словосочетания.
3. Выпишите из текста причастия и деепричастия, объясните правописание и пунктуационное оформление.
4. Определите структуру 1-го предл-я и его роль в тексте.
5. Укажите средства связи между предложениями в тексте.(таблица-информатор)
Г) Вывод и обобщение по этапу. 1 мин.
-К какому выводу пришли в результате творческого чтения текста?
д).Учитель: Внимание на экран: что гласит народная мудрость о словах:
- Слово не воробей, вылетит - не поймаешь. Слово быстрее ветра, сильнее ружья. То, что не сможет разрубить сабля, разрубит благое слово. Ласковое слово, что весенний день. Воздух словами не наполнить. Лишнее говорить - только делу вредить
И вновь обращаемся к высказыванию Л.Н.Толстого: «Слово-дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти». ( осторожное обращение со словом принесет только пользу.)
- Сейчас обратимся к самостоятельной творческой работе: проблема и позиция автора вам известна, осталось только выразить свою позицию, привести аргументы и сделать вывод(5 мин.)
- Прослушать позицию одного ученика, обсудить, поправить, дополнить. (2 мин.)
3. Оцените свою Д. и Д. друг друга по критериям.(как работалось в паре).
- -С какими единицами языка работали? (Мы работали с текстом в целом и с конкретными словами и предложениями). Что удалось вспомнить и узнать? (Мы вспомнили о правописании причастий и деепричастий, о выделении их запятыми при определенных условиях. Узнали значения книжных слов мерило, всуе, искони и о проблемах текста.)
4. Д\з: Написать полное сочинение. Самооценка по критериям ЕГЭ.
5. Заключительная рефлексия: составьте синквейн по содержанию урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок (ОБЖ, литература, русский язык) по русскому языку в 8 классе по теме: "Обобщающий урок по односоставным предложениям"
Данная разработка представляет собой материал для проведения обобщающего урока по видам односоставных предложений. Основная цель урока - повторение видов односоставных предложений, определение и...
"Интеллект-кофейня" Урок-игра по русскому языку для 11 класса "ЗРЯ!! ("Знаю русский язык!")
Урок-игра содержит разнообразные, в том числе творческие, задания по русскому языку для 11 класса, нацеленные на подготовку детей к сдаче ЕГЭ....
Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка
Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...
Конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме: «Обобщающий урок-игра по русскому языку по теме «Глагол».
Тип урока - нестандартный, групповая игра "Знатоки"....
Интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе по теме: литература: «Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов XX века»: русский язык: «Изобразительно-выразительные средства языка в произведениях о войне»
В данном материале представлен интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе "Нам дороги эти позабыть нельзя"...
Урок-конкурс по русскому языку в 5 классе «Заседание клуба знатоков русского языка»
Данный урок может быть использован как дополнительный по русскому языку, так и внеурочное занятие по предмету. Урок- конкурс направлен на расширение кругозора учеников, в...
Открытый урок на РМО. Урок-практикум по русскому языку в 9 классе «Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Обучение написанию сочинения–рассуждения 9.3»
Структура написания сочинения (написание определения, первого и второго аргументов в сочинении 9.3)...