Разработка урока по ФГОС в 5 классе по теме "Виды предложений по интонации"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме "Виды предложений по интонации".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока

Виды предложений по интонации

Цель деятельности учителя

Познакомить с понятием «виды предложений по интонации», активизировать знания о способах и средствах связи предложений в тексте.

Тип урока

Урок объяснения нового материала

Планируемые образовательные ресурсы

Предметные (объём усвоения и уровень владения компетенциями): знать виды предложений по интонации, правила пунктуационного оформления повествовательных и побудительных восклицательных предложений; уметь распознавать виды предложений по интонации; правильно пунктуационно их оформлять.

Межпредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретённая компетентность): применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные ресурсы

http: //www.uroki.net                     http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html

http: //www.zavuch.info                 http://festival.lseptember.ru/subjects

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных учащихся

Основные понятия

Текст, интонационная окраска предложения, средства связи предложений в тексте.

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организа-ции взаимо-действия

Формируемые умения

(универсальные учебные действия)

Проме-жуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

1.Мотива-ция к учеб-ной деятель-ности.

Эмоциональная,

психологическая и мотивацион-ная подготовка к усвоению материала.

Вступительное слово.

Будем отвечать активно,

         Хорошо себя вести,

         Чтобы на урок всем нам

    Захотелось вновь прийти!

- Здравствуйте! Сегодня мы отправляемся в путешествие на лесную поляну, во время которого повторим всё, что изучали о предложении, и выполним небольшую контрольную работу. А теперь…

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.

Демонстрируют готовность к уроку.

Фронталь-ная.

Познавательные: осознают учебно-позна-вательную задачу.

Регулятивные: планируют необходи-мые действия, операции.

Листы обратной связи.

2.Актуали-зация и пробное учебное действие.

1

Воспроизведе-ние ранее изу-ченного, уста-новление преем-ственных связей прежних и но-вых знаний и применение их в новых ситуа-циях. Эвристи-ческая беседа, просмотр муль-тимедийной презентации.

2

- Представьте себе, что вы вышли на улицу, посмотрели на небо и увидели … тучку. Какая неприятность!

- Но это не простая тучка, из неё падают не капли, а слова. Давайте прочитаем их. На слайде:

- Что вы можете сказать об этих

3

Отвечают на вопросы. Строят понятные друг для друга высказыва-ния. Записывают предложение с комментированием.

4

Фронталь-ная, инди-видуальная

5

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: вы-полняют учено-позна-вательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, син-теза, сравнения, клас-сификации, устанавли-вают причинно-следственные связи;

6

Устные ответы, письмен-ное вы-полнение заданий.

7

словах? (Это слова разных частей речи: «на» - предлог, «солнце» и «небо» - существи-тельные, «ласковое» - прилага-тельное, «сияет» - глагол. В неко-торых словах есть орфограммы («солнце» - непроизносимая сог-ласная, «сияет» - непроверяемая гласная в корне. Из этих слов можно составить предложение: «На небе сияет ласковое солнце».)

могут понимать инфор-мацию, представлен-ную в изобразительной, схематичной, модель-ной форме, использо-вать знаково-символич-ные средства для решения учебных задач.

1

2

На слайде вместо тучки появля-ется солнышко.

- Докажите, что записанная нами фраза – это предложение.

(Предложение состоит из не-скольких слов, связанных по смыслу. Предложение выражает законченную мысль.)

- На нашем пути снова препят-ствие – бревно. Нам надо убрать его с дороги и двигаться дальше.

- Чтобы убрать бревно с дороги, мы должны найти записанные на нём предложения.

- Предложения под номером 2 и 4, так как в них выражается закон-

3

Записывают предложение под номером 2 с ком-ментированием. Смотрят презентацию, вос-принимают на слух информацию, осва-ивают лингвисти-ческие термины.

4

5

Регулятивные: принимают и сохра-няют учебную задачу.

Коммуникативные: за-дают вопросы, отвечают на вопросы товарищей, формулиру-ют собственные мысли,

высказывают и обосно-вывают свою точку зрения.

6

7

ченная мысль. (Предложения прочитываются.)

- А почему вы решили, что фразы, записанные под номером 1 и 3, не являются предложением? (В них мысль не завершена, а предложения требуют продолжения.)

- Давайте продолжим их так, чтобы получились предложения.

(Там дует веиер. Самолёт летит очень высоко.)

3.Выявле-ние места и причины за-труднения.

1

Обсуждение ре-зультатов рабо-ты по заданиям презентации.

2

- Прежде чем дать характеристи-ку этого предложения, давайте вспомним, какие бывают предло-жения по цели высказывания.

(См. §29, повторение изученного по материалам с. 70, текстам упр. 146, 148.)

(По цели высказывания предло-жения делятся на повествова-тельные, вопросительные и побу-дительные.)

- С какой целью мы пользуемся повествовательными предложе-ниями? Приведите примеры та-ких предложений. (Чтобы просто о чём- то сообщить. Светит солнце. Идёт урок.)

- с какой целью мы пользуемся вопросительными предложени-ями? Приведите примеры таких предложений. (Чтобы о чём-то спросить. Ты пойдёшь на

3

Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недоста-точно для полных ответов.

4

Индиви-дуальная, групповая.

5

Личностные: осознают свои трудности и стре-мятся к их преодоле-нию; проявляют спо-собность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: уста-навливают причинно-следственные связи, де-лают выводы.

Регулятивные: осозна-ют недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: за-дают вопросы с целью получения необходи-мой для решения проб-лемы информации.

6

Вопросы для уточ-нения ин-формации.

7

секцию?)

- С какой целью мы пользуемся побудительными предложени-ями? Приведите примеры. (Чтобы побудить к действию. Слушайте мою команду!)

- А все ли эти предложения мы произносим с одинаковым на-строением, интонацией? (Нет, одни из них произносятся с повы-шением интонации, а другие – спокойно.)

4.Целепола-гание и по-строение проекта вы-хода затруд-нения.

Раскрытие сущ-ности новых по-нятий, усвоение новых способов учебной и ум-ственной дея-тельности уча-щихся. Беседа по вопросам. Ознакомление с заданием.

Формулирует цель учебной дея-тельности вместе с учащимися, принимающими её на себя.

- Итак, вопросительные, побуди-тельные и повествовательные предложения могут произносить-ся со спокойной интонацией, без эмоций, а могут – с особой инто-нацией, выражающей сильные чувства.

- Какой пунктуационный знак скрывает в себе бурю эмоций? (!)

- Какие бывают предложения по интонации? (Восклицательные и невосклицательные.)

- А чем отличаются восклица-тельные предложения от нево-склицательных? (Восклицатель-ные предложения произносятся с сильным чувством. В конце тако-го предложения ставится !)

Формулируют цель учебной деятель-ности в диалоге с учителем. Работа-ют с заданием. От-вечают на вопросы.

Индивиду-альная, групповая.

Личностные: осознают свои возможности в учении.

Познавательные: из-влекают необходимую информацию из про-слушанного объяснения учителя, высказываний товарищей, системати-зируют знания.

Регулятивные: действуют по плану.

Коммуникативные: строят небольшие мо-нологические высказы-вания, осуществляют совместную деятель-ность в парах и рабо-чих группах с  учётом конкретных учебно-по-знавательных задач.

Устные ответы.

1

2

3

4

5

6

7

- Может ли побудительное пред-ложение быть восклицательным?

(Да.)

- А невосклицательным побуди-тельное предложение может быть? (Да.)

5.Практиче-ская дея-тельность

Заполнение таб-лицы своими примерами. (Под музыку композитора Вивальди «Вре-мена  года».)

Заполнение таблицы своими примерами.

Эмоции

Примеры учеников

Виды предл. по цели высказ.

Смех

Давай весе-литься! Ха-ха! Хо-хо!

Побудит.

Радость

Лучше всех живу на све-те Я!

Повеств.

Страх

Ой, кто в дверь посту-чался?

Вопрос.

Волнение

Хоть бы ме-ня не вызва-ли к доске!

Побудит.

Любовь

Мамочка! Любимая, милая, нежная!

Повеств.

Восторг

Ура! Победа! Я получила пя-тёрку!

Повеств.

Просьба

Ты мне по-можешь сде-лать уроки?

Побудит.

Злость

И зачем ты мне звонишь?

Побудит.

Удивле-ние

Откуда у меня «4» по музыке?

Побудит.

Печаль

Я заболела, а должна была с ребятами поехать в музей!

Повеств.

Наслаж-дение

Ох, как я люблю клуб-ничное варенье!

Повеств.

Восхище-ние

Что за прелесть эти сказки Пушкина!

Повеств.

Выявляют главное, устанавливают причинно-след-ственные связи между отдельными языковыми явле-ниями. Оформляют таблицу, применяют правило.

Групповая, индивиду-альная.

Познавательные: приобретают умения в практической дея-тельности.

Регулятивные: контро-лируют учебные дей-ствия, замечают допу-щенные ошибки; осо-знают правило контроля и успешно используют его в решении задачи.

Устные ответы, письмен-ное вы-полнение заданий.

Составление рассказа по ри-сунку на тему: «Мой выходной день».

- Придумайте рассказ по рисунку на тему «Мой выходной день».

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/19182_314241b7b097e6e1033871b38acbbf41.jpg.jpg

Выявляют главное, устанавливают причинно-след-ственные связи между отдельными языковыми явле-ниями.

Групповая, индивиду-альная.

Познавательные: приобретают умения в практической дея-тельности.

Регулятивные: контро-лируют учебные дей-ствия, осознают правило контроля и успешно используют его в решении задачи.

Устные ответы, письмен-ное вы-полнение заданий.

Обобщение и систематизация знаний и форми-рование рацио-нальных спосо-бов применения их на практике

- Перед нами новое препятствие – река. Нам надо её перейти. Нужно составить связный текст, исполь-зуя слова, плавающие в речке. Не забывайте о знаках препинания, включайте в свой текст разные по уели высказывания и интонации слова.

- Докажите, что ваша работа – текст.

- Какие слова связывают предло-жения вашего текста по смыслу? Подчеркните их. (Местоимения, слова-синонимы.)

- Вы, ребята, хорошо поработали сегодня на уроке. Напишите, что вы узнали  по новой теме; задайте вопрос, на который так и не получили ответа.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/19182_5ae8f7fa1bff31dc22e2c793cfc6a38f.jpg.jpg

Работают с зада-нием. Отвечают на вопросы.

Заполняют листы обратной связи, оценивают работу товарищей.

Личностные: осваи-вают новые виды дея-тельности, участвуют в творческом созидатель-ном  процессе.

Регулятивные: адек-ватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудно-сти, ищут их причины и пути их преодоления.

Коммуникативные: высказывают и обосно-вывают свою точку зрения.

Личностные: понима-ют, в чём значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности.

Устные ответы.

Оценива-ние рабо-ты уча-щихся на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Урок-практикум в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения»

Обобщение по теме«Сложноподчиненные предложения»Цели:повторение и обобщение  изученного  по теме;определение уровня  усвоения знаний, сформированности ...

разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...

Методическая разработка урока с мультимедийным приложением на тему: "Выразительные и изобразительные интонации"

Урок разработан для 3 класса во 2 четверти  (УМК В. О. Усачева, Л. В. Школяр). Цель урока - осознание интонации как выразительно-смысловой и изобразительной частицы в музыке....

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Осложненное предложение: однородные члены предложения" 8 класс.

Методическая разработка содержит:- план-схему урока;- технологическую карту урока;- конспект урока;- материал для заданий урока;- презентацию к уроку....

Разработка урока по ФГОС 7 класс

         Данный урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Посвящен сравнительному анализу положения различных слоев сословий  России XVII века. Важно прос...

разработка урока по ФГОС 7 класс "Пользовательский интерфейс"

Материал содержит технологическую карту урока в соответствии с требованиями ФГОС а также оценочный лист, практическую часть к уроку, раздаточный материал и презентацию....