Этапы урока
| Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организа-ции взаимо-действия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Проме-жуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1.Мотива-ция к учеб-ной деятель-ности. | Эмоциональная, психологическая и мотивацион-ная подготовка к усвоению материала. | Вступительное слово. Будем отвечать активно, Хорошо себя вести, Чтобы на урок всем нам Захотелось вновь прийти! - Здравствуйте! Сегодня мы отправляемся в путешествие на лесную поляну, во время которого повторим всё, что изучали о предложении, и выполним небольшую контрольную работу. А теперь… | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку. | Фронталь-ная. | Познавательные: осознают учебно-позна-вательную задачу. Регулятивные: планируют необходи-мые действия, операции. | Листы обратной связи. |
2.Актуали-зация и пробное учебное действие.
1 | Воспроизведе-ние ранее изу-ченного, уста-новление преем-ственных связей прежних и но-вых знаний и применение их в новых ситуа-циях. Эвристи-ческая беседа, просмотр муль-тимедийной презентации.
2 | - Представьте себе, что вы вышли на улицу, посмотрели на небо и увидели … тучку. Какая неприятность! - Но это не простая тучка, из неё падают не капли, а слова. Давайте прочитаем их. На слайде:
- Что вы можете сказать об этих 3
| Отвечают на вопросы. Строят понятные друг для друга высказыва-ния. Записывают предложение с комментированием.
4 | Фронталь-ная, инди-видуальная
5 | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: вы-полняют учено-позна-вательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, син-теза, сравнения, клас-сификации, устанавли-вают причинно-следственные связи; 6
| Устные ответы, письмен-ное вы-полнение заданий.
7 |
|
| словах? (Это слова разных частей речи: «на» - предлог, «солнце» и «небо» - существи-тельные, «ласковое» - прилага-тельное, «сияет» - глагол. В неко-торых словах есть орфограммы («солнце» - непроизносимая сог-ласная, «сияет» - непроверяемая гласная в корне. Из этих слов можно составить предложение: «На небе сияет ласковое солнце».) |
|
| могут понимать инфор-мацию, представлен-ную в изобразительной, схематичной, модель-ной форме, использо-вать знаково-символич-ные средства для решения учебных задач. |
|
1 |
2 | На слайде вместо тучки появля-ется солнышко. - Докажите, что записанная нами фраза – это предложение. (Предложение состоит из не-скольких слов, связанных по смыслу. Предложение выражает законченную мысль.) - На нашем пути снова препят-ствие – бревно. Нам надо убрать его с дороги и двигаться дальше. - Чтобы убрать бревно с дороги, мы должны найти записанные на нём предложения.
- Предложения под номером 2 и 4, так как в них выражается закон- 3 | Записывают предложение под номером 2 с ком-ментированием. Смотрят презентацию, вос-принимают на слух информацию, осва-ивают лингвисти-ческие термины.
4
|
5 | Регулятивные: принимают и сохра-няют учебную задачу. Коммуникативные: за-дают вопросы, отвечают на вопросы товарищей, формулиру-ют собственные мысли, высказывают и обосно-вывают свою точку зрения.
6 |
7 |
|
| ченная мысль. (Предложения прочитываются.) - А почему вы решили, что фразы, записанные под номером 1 и 3, не являются предложением? (В них мысль не завершена, а предложения требуют продолжения.) - Давайте продолжим их так, чтобы получились предложения. (Там дует веиер. Самолёт летит очень высоко.) |
|
|
|
|
3.Выявле-ние места и причины за-труднения.
1 | Обсуждение ре-зультатов рабо-ты по заданиям презентации.
2 | - Прежде чем дать характеристи-ку этого предложения, давайте вспомним, какие бывают предло-жения по цели высказывания. (См. §29, повторение изученного по материалам с. 70, текстам упр. 146, 148.) (По цели высказывания предло-жения делятся на повествова-тельные, вопросительные и побу-дительные.) - С какой целью мы пользуемся повествовательными предложе-ниями? Приведите примеры та-ких предложений. (Чтобы просто о чём- то сообщить. Светит солнце. Идёт урок.) - с какой целью мы пользуемся вопросительными предложени-ями? Приведите примеры таких предложений. (Чтобы о чём-то спросить. Ты пойдёшь на 3
| Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недоста-точно для полных ответов.
4 | Индиви-дуальная, групповая.
5 | Личностные: осознают свои трудности и стре-мятся к их преодоле-нию; проявляют спо-собность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: уста-навливают причинно-следственные связи, де-лают выводы. Регулятивные: осозна-ют недостаточность своих знаний. Коммуникативные: за-дают вопросы с целью получения необходи-мой для решения проб-лемы информации.
6 | Вопросы для уточ-нения ин-формации.
7 |
|
| секцию?) - С какой целью мы пользуемся побудительными предложени-ями? Приведите примеры. (Чтобы побудить к действию. Слушайте мою команду!) - А все ли эти предложения мы произносим с одинаковым на-строением, интонацией? (Нет, одни из них произносятся с повы-шением интонации, а другие – спокойно.) |
|
|
|
|
4.Целепола-гание и по-строение проекта вы-хода затруд-нения. | Раскрытие сущ-ности новых по-нятий, усвоение новых способов учебной и ум-ственной дея-тельности уча-щихся. Беседа по вопросам. Ознакомление с заданием. | Формулирует цель учебной дея-тельности вместе с учащимися, принимающими её на себя. - Итак, вопросительные, побуди-тельные и повествовательные предложения могут произносить-ся со спокойной интонацией, без эмоций, а могут – с особой инто-нацией, выражающей сильные чувства. - Какой пунктуационный знак скрывает в себе бурю эмоций? (!) - Какие бывают предложения по интонации? (Восклицательные и невосклицательные.) - А чем отличаются восклица-тельные предложения от нево-склицательных? (Восклицатель-ные предложения произносятся с сильным чувством. В конце тако-го предложения ставится !) | Формулируют цель учебной деятель-ности в диалоге с учителем. Работа-ют с заданием. От-вечают на вопросы. | Индивиду-альная, групповая. | Личностные: осознают свои возможности в учении. Познавательные: из-влекают необходимую информацию из про-слушанного объяснения учителя, высказываний товарищей, системати-зируют знания. Регулятивные: действуют по плану. Коммуникативные: строят небольшие мо-нологические высказы-вания, осуществляют совместную деятель-ность в парах и рабо-чих группах с учётом конкретных учебно-по-знавательных задач. | Устные ответы. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|
| - Может ли побудительное пред-ложение быть восклицательным? (Да.) - А невосклицательным побуди-тельное предложение может быть? (Да.)
|
|
|
|
|
5.Практиче-ская дея-тельность | Заполнение таб-лицы своими примерами. (Под музыку композитора Вивальди «Вре-мена года».) | Заполнение таблицы своими примерами. Эмоции | Примеры учеников | Виды предл. по цели высказ. | Смех | Давай весе-литься! Ха-ха! Хо-хо! | Побудит. | Радость | Лучше всех живу на све-те Я! | Повеств. | Страх | Ой, кто в дверь посту-чался? | Вопрос. | Волнение | Хоть бы ме-ня не вызва-ли к доске! | Побудит. | Любовь | Мамочка! Любимая, милая, нежная! | Повеств. | Восторг | Ура! Победа! Я получила пя-тёрку! | Повеств. | Просьба | Ты мне по-можешь сде-лать уроки? | Побудит. | Злость | И зачем ты мне звонишь? | Побудит. | Удивле-ние | Откуда у меня «4» по музыке? | Побудит. | Печаль | Я заболела, а должна была с ребятами поехать в музей! | Повеств. | Наслаж-дение | Ох, как я люблю клуб-ничное варенье! | Повеств. | Восхище-ние | Что за прелесть эти сказки Пушкина! | Повеств. |
| Выявляют главное, устанавливают причинно-след-ственные связи между отдельными языковыми явле-ниями. Оформляют таблицу, применяют правило. | Групповая, индивиду-альная. | Познавательные: приобретают умения в практической дея-тельности. Регулятивные: контро-лируют учебные дей-ствия, замечают допу-щенные ошибки; осо-знают правило контроля и успешно используют его в решении задачи. | Устные ответы, письмен-ное вы-полнение заданий.
|
| Составление рассказа по ри-сунку на тему: «Мой выходной день». | - Придумайте рассказ по рисунку на тему «Мой выходной день».
| Выявляют главное, устанавливают причинно-след-ственные связи между отдельными языковыми явле-ниями. | Групповая, индивиду-альная. | Познавательные: приобретают умения в практической дея-тельности. Регулятивные: контро-лируют учебные дей-ствия, осознают правило контроля и успешно используют его в решении задачи. | Устные ответы, письмен-ное вы-полнение заданий.
|
| Обобщение и систематизация знаний и форми-рование рацио-нальных спосо-бов применения их на практике | - Перед нами новое препятствие – река. Нам надо её перейти. Нужно составить связный текст, исполь-зуя слова, плавающие в речке. Не забывайте о знаках препинания, включайте в свой текст разные по уели высказывания и интонации слова.
- Докажите, что ваша работа – текст. - Какие слова связывают предло-жения вашего текста по смыслу? Подчеркните их. (Местоимения, слова-синонимы.) - Вы, ребята, хорошо поработали сегодня на уроке. Напишите, что вы узнали по новой теме; задайте вопрос, на который так и не получили ответа.
| Работают с зада-нием. Отвечают на вопросы.
Заполняют листы обратной связи, оценивают работу товарищей. |
| Личностные: осваи-вают новые виды дея-тельности, участвуют в творческом созидатель-ном процессе. Регулятивные: адек-ватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудно-сти, ищут их причины и пути их преодоления. Коммуникативные: высказывают и обосно-вывают свою точку зрения.
Личностные: понима-ют, в чём значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности.
| Устные ответы.
Оценива-ние рабо-ты уча-щихся на уроке. |