Рабочая программа по русскому языку для 9 класса (УМК под редакцией С.И.Львовой)
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Рабочая программа содержит календаарно-тематическое планирование уроков (102 часа, 3 часа в неделю) и рекомендации по оборудованию и оснащению уроков русского языка в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_9_klass_1.docx105.68 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПОСЕЛКА ТУГОЛЕССКИЙ БОР»

ШАТУРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

                                                                                  Утверждена

                                                              приказом по школе № 129 о/д  

от «31»августа 2015 г.

Рабочая программа

по  русскому языку  для 9 класса

(базовый  уровень)

           Составитель Аникина М.В.,

учитель русского языка и литературы

п. Туголесский Бор, 2015 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования 2010 года, Примерной программы основного общего образования, Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. /Автор-составитель С.И. Львова. – М.: Мнемозина, 2014/ и обеспечивает реализацию обязательного минимума образования.

Содержание рабочей программы направлено на освоение учениками учебного материала на базовом уровне, что соответствует основной образовательной программе основного общего образования МБОУ «ООШ п. Туголесский Бор».

Рабочая программа включает в себя все темы, предусмотренные ФКГОС  основного общего образования по русскому языку и авторской программой.

Содержательных изменений в авторскую программу не внесено.

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Целью изучения предмета «Русский язык» является развитие личности учащегося средствами предмета, а именно:

– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);

– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

1) развитие у учащихся патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;

3) формирование у учащихся чувства языка;

4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;

5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

Общая характеристика учебного предмета

Главная задача, которая должна быть решена при обучении русскому языку, состоит в том, чтобы в процессе обучения органично сочетались, с одной стороны, освоение знаний об устройстве и функционировании родного языка, норм современного русского литературного языка, умение пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами, а с другой стороны – интенсивное развитие речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности школьника.

В связи с этим главной особенностью программы является её направленность на достижение в преподавании единства процессов познания окружающего мира через родной язык, осмысления его основных закономерностей, усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа, развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений, а также навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, речевого самосовершенствования.

Программа реализует деятельностно-системный подход в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врождённого языкового чутья и речемыслительных способностей школьников.

Яркой особенностью курса является его нацеленность на успешное овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: способностью осознанно воспринимать и понимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умения говорить и писать). Центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на традиционно выделяемых уроках связной речи, к проведению которых привык учитель, но и на каждом уроке, какой бы теме он ни был посвящен.

В этом смысле каждый урок русского языка является уроком развития речи, поскольку происходит взаимосвязанное изучение языка и речи на фоне непрерывной работы над навыками чтения-понимания текстов разных стилей (в частности, лингвистических текстов), аудирования, письма и говорения на разнообразные темы. При этом совершенствуются информационно-коммуникативные навыки, обеспечивающие целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, развиваются умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативных задач, развернуто обосновывать свою позицию, приводить систему аргументов; оценивать и редактировать текст и т.п.

Развивающий характер обучения, направленность его на взаимосвязанное формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций определили и характер предъявления грамматического материала. В основу курса положен утвердившийся в современной лингвистике триединый подход к языковому явлению: анализ значения, формы и функции. Эта установка в первую очередь требует повышенного внимания к семантической стороне языка, к выяснению «скрытой от глаз» внутренней сути языкового явления. Знакомство с разными типами языковых значений приводит школьников к убеждению, что определенным смыслом обладает не только слово, семантическое наполнение которого хорошо «просматривается», например, в толковых словарях, но и другие единицы языка.

Последовательный подход к языковым явлениям с точки зрения их триединой сущности помогает по-новому решать очень важную методическую проблему, которая заключается в реализации внутрипредметных связей, то есть в стремлении рассматривать каждое изучаемое явление не изолированно, а во всем многообразии его связей с другими языковыми явлениями. Особенно ярко раскрываются подобные связи, когда для анализа предлагаются языковые факты, имеющие частичное или полное внешнее сходство, например, разные виды омонимов. Изучению подобных явлений в курсе отводится особое место.

Установление структурно-семантических особенностей языковых фактов предупреждает формализм в изучении грамматико-орфографической теории, развивает языковое чутье ребенка и приучает школьника обращать внимание на смысловое наполнение языковой единицы в процессе проведения языкового анализа, в том числе и орфографического.   

Свободное и умелое использование средств языка в речевом общении требует от человека не только хорошего знания системы родного языка и владения правилами употребления в речи языковых единиц, но и соблюдения правил речевого поведения. Вот почему в программе большое внимание уделяется развитию навыков использования в речи элементов русского речевого этикета.

Коммуникативная направленность курса подразумевает более глубокое внимание к проблеме формирования навыков выразительной речи, воспитания любви к русскому языку, интереса к его изучению. Решению этой задачи, в частности, способствуют систематическая и целенаправленная демонстрация эстетической функции родного языка, знакомство с его изобразительными возможностями, наблюдение за функционированием различных языковых средств в лучших образцах художественной литературы. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволяет не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и формировать элементарные навыки лингвистического анализа и осмысленного выразительного чтения художественного произведения. Таким образом, уроки русского языка становятся, по сути дела, уроками русской словесности, на которых постигаются истоки выразительности и красоты русской речи и формируется представление о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена, развивается языковое чутье, способность оценивать эстетическую сторону художественного высказывания.

Отличительная особенность данного курса – внимание к вопросам истории русского языка, целенаправленное обращение к этимологии, которая раскрывает перед учащимися многие тайны родной речи, знакомит с историко-культурными традициями русского народа, отраженными в слове. Такую работу помогает организовать учебный этимологический словарь, с которым школьники начинают работать с первых уроков в 5-м классе.

Программа реализует идею дифференцированного подхода к обучению. Выражается это прежде всего в выделении дополнительного материала (он обозначен знаком *), расширяющего основное содержание программы и являющегося необязательным для усвоения всеми учащимися.

Необходимо также отметить, что программа реализует культурологический аспект в обучении родному языку, что проявляется в достаточно широком использовании сведений по истории языка и русистики, информации о русских ученых-лингвистах, материалов по этимологии. Предполагается также выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества и художественных текстах, объединение их значения с помощью разнообразных лингвистических словарей. Таким образом формируется представление о родном языке как национальном достоянии русского народа, как форме выражения национальной культуры.

Программа составлена с учетом принципа преемственности между начальной и основной ступенями обучения.

В целом курс русского языка направлен на всестороннее развитие личности средствами предмета: развитие мышления и речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, логичного мышления; формирование представления о роли языка в жизни людей и богатстве русского языка; формирование потребности в речевом самосовершенствовании; целенаправленное развитие языковой, коммуникативной компетенций, необходимых для успешной учебной и трудовой деятельности.

Основные идеи программы и ее содержание реализуются не только в учебнике, организующем процесс обучения, но и в других компонентах учебно-методического комплекса по каждому классу, адресованных учащимся: в справочниках и учебных словарях, предназначенных для каждодневной работы на уроках; в рабочих тетрадях и дневниках, формирующих навыки организации и проведения самостоятельной работы в домашних условиях, навыки самопроверки и самооценки; в разнообразных учебных пособиях, с помощью которых поддерживается и развивается интерес к изучению родного языка.

Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом МБОУ «ООШ п. Туголесский Бор» на 2015/2016 учебный год на изучение предмета (курса) в 9 классе  отведено 102 часа в год, или 3 часа в неделю.

Содержание учебного предмета «Русский язык»

9-й класс

Русский литературный язык

Основные формы существования национального русского языка: русский литературный язык, территориальные диалекты (народные говоры), социальные диалекты (жаргоны) и просторечие.

Понятие о литературном языке. Нормированность (наличие норм) – основная отличительная особенность русского литературного языка.

Языковая норма и ее признаки. Виды норм русского литературного языка: орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические, орфографические и пунктуационные.

Виды лингвистических словарей (обобщение).

Культура речи как раздел лингвистики (обобщение).

Основные задачи раздела.

Культура речи и культура поведения человека.

*Понятие экологии языка.

Повторение изученного в 5-8-м классах

Основные единицы языка: звук (*фонемы), морфема, слово, словосочетание, предложение.

Трудные случаи синтаксического и пунктуационного анализа предложения.

Трудные случаи орфографии и пунктуации.

Вопрос о тексте как единице языка и речи.

Текстоведение

Текст и его признаки (обобщение)

Основные требования к содержанию текста: соответствие его теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, последовательность изложения, правильность выделения абзацев, достоверность фактического материала и др.

Основные средства связи предложений в тексте: лексические (лексический повтор, синонимы, антонимы и др.), морфологические (союзы, союзные слова, частицы, местоимения, наречия и др.), синтаксические (вводные слова, синтаксический параллелизм, порядок слов и др.), комбинированные.

*Анафора как риторическая фигура речи.

Рассуждение как тип речи и его виды (доказательство, объяснение, размышление).

Коммуникативная цель рассуждения (объяснить собеседнику что-либо, убедить его в чем-либо). Структура текста-рассуждения.

Рецензия, отзыв, эссе как речевые жанры. Основные речевые стандарты (клише), помогающие реализовать коммуникативный замысел в процессе комментирования содержания прочитанного (прослушанного) текста, выявления и формулирования позиции автора и изложения собственного мнения.

Публичная речь как разновидность устной речи, обращенной к аудитории, рассчитанной на публику. Соответствие публичной речи научному или публицистическому стилю.

Основные требования к публичному выступлению.

Чтение и изложение текста (подробное и сжатое).

Основные этапы подготовки и написания изложения на основе прочитанного или прослушанного текста.

Основные приемы сокращения информации при написании сжатого изложения прочитанного или прослушанного текста: исключение второстепенной информации в каждой части текста или в одной из частей, обобщение необходимой информации в одной или каждой части, замена прямой речи косвенной, исключение повторов материала, перегруппировка материала, объединение частей текста и др.

Сочинение текста. Основные этапы создания текста: определение темы и основной мысли текста, обдумывание содержания текста и подготовка рабочих материалов (плана, некоторых формулировок, списка слов, словосочетаний и т.п.); создание текста; редактирование текста.

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Сложное предложение

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ КАК ЕДИНИЦА СИНТАКСИСА

Сложное предложение как единица синтаксиса.

Сложное предложение как смысловое, структурное и интонационное единство. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения: интонация, союзы, союзные слова. Бессоюзные и союзные (сочинительные, подчинительные) сложные предложения.

СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Сложносочиненное предложение, его грамматические признаки.

Строение сложносочиненного предложения.

*Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения и способы их выражения: соединительные отношения (одновременность, последовательность, причина и следствие; используются соединительные союзы и, также, тоже, да); противительные отношения (сопоставление, противопоставление; используются противительные союзы а, но, да, однако, зато); разделительные отношения (последовательная смена событий, явлений, перечисление взаимоисключающих событий, явлений; используются разделительные союзы либо, или, то… то, не то… не то).

СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Сложноподчиненное предложение, его грамматические признаки.

Строение сложноподчиненного предложения: главная и придаточная часть, их единство (смысловое, интонационное, грамматическое).

Средства связи частей сложноподчиненного предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова.

Смысловые и стилистические различия сложноподчиненных предложений с синонимическими союзами (чтобы, чтоб, с тем чтобы, для того чтобы и т.п.).

Виды придаточных предложений по характеру смысловой связи между частями и значению подчинительных союзов, союзных слов: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (места, времени, образа действия, сравнения, степени, цели, причины и следствия, уступки, условия).

*Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений в современной лингвистике. *Сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными, местоименно-определительными.

Сложные предложения с двумя или несколькими придаточными.

Виды подчинительной связи в сложных предложениях с двумя или несколькими придаточными: соподчинение (однородное и неоднородное); последовательное подчинение придаточных частей; сочетание в предложении соподчинения и последовательного подчинения.

БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Бессоюзное предложение, его грамматические особенности.

Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Виды бессоюзного сложного предложения в зависимости от смысловых отношений между его частями: 1) со значением перечисления, 2) со значением причины, пояснения, дополнения, 3) со значением времени, условия; противопоставления или неожиданного, резкого присоединения, быстрой смены событий.

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СОЮЗНОЙ И БЕССОЮЗНОЙ СВЯЗИ

Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи.

Структурные особенности сложного предложения с разными видами синтаксической связи. Основные разновидности предложений в зависимости от сочетания видов связи: 1) сочинительная и подчинительная, 2) подчинительная и бессоюзная, 3) сочинительная и бессоюзная, 4) сочинительная, подчинительная и бессоюзная.

Интонационные и пунктуационные особенности сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи.

*Период как особая форма организации сложных предложений и как поэтическое средство художественного текста.

СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ С ЧУЖОЙ РЕЧЬЮ

Основные способы передачи чужой речи: 1) предложения с прямой речью, 2) сложноподчиненные предложения с косвенной речью, 3) простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи (говорить о тебе), 4) предложения с вводными конструкциями (по словам родителей). Прямая и косвенная речь.

*Несобственно-прямая речь.

Диалог и его основные виды: диалог этикетного характера, диалог – расспрос, диалог – побуждение к действию, диалог – обмен мнениями и др.

Цитирование как способ передачи чужой речи. Различные способы цитирования: в форме прямой или косвенной речи, а также с помощью специальных вводных конструкций (по словам…, как писал…). Основные требования к цитированию.

Повторение изученного

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

9 класс

102 ч (3 часа в неделю)

Наименование раздела, темы

примерной программы.

Кол-во часов

Формы контроля

к. дикт.

изл.

соч.

ком.

1.

Русский литературный язык и культура речи

3

2.

Повторение изученного в 5-8-м классах

10

1

3.

Текстоведение  

12

2

1

4.

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Сложное предложение

67

61

Сложное предложение как единица синтаксиса

1

Сложносочиненное предложение

6

1

Сложноподчиненное предложение

38

1

2

Бессоюзное сложное предложение

9

1

Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи

7

1

Синтаксические конструкции с чужой речью

6

1

5.

Повторение изученного

10

1

ИТОГО:

102

4

3

3

2

Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата

Тема урока

Основные сведения о языке и речи

Употребление языковых единиц в речи; применение полученных знаний и умений в учебной и практической деятельности; совершенствование видов речевой деятельности

Оборудование

Примечания

план

факт

ТСО, электронные пособия

Учебно-наглядные пособия

Русский литературный язык и культура речи ( 3 часа)

1

Инструктаж по ОТ и ТБ в кабинете русского языка и литературы. Русский литературный язык. Понятие о литературном языке.

Основные формы существования национального русского языка: русский литературный язык, территориальные диалекты (народные говоры), социальные диалекты (жаргоны) и просторечие.

Понятие о литературном языке.

2

Языковая норма и её признаки. Виды норм русского литературного языка.

Нормированность (наличие норм) - основная отличительная особенность русского литературного языка.  

Языковая норма и ее признаки.

Виды норм русского литературного языка: орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические, орфографические и пунктуационные.

Виды лингвистических словарей (обобщение).

Рациональные приёмы работы со словарями в поисках необходимой информации о значении, произношении, написании, морфемном строении слов, этимологии и стилистическом употреблении в речи. Работа с онлайн - словарями.

Лингвистические словари

3

Культура речи как раздел лингвистики. Сочинение-миниатюра на лингвистическую тему ( упр.16)

Культура речи как раздел лингвистики (обобщение). Основные задачи раздела.

Культура речи и культура поведения человека.

*Понятие экологии языка

Основные виды ошибок в устной и письменной речи: 1) в содержании и построении речевого высказывания; 2) в соблюдении речевых (лексических, стилистических), грамматических норм; 3) в соблюдении правописных (в письменной речи) и орфоэпических и интонационных (в устной речи) норм; 4) в использовании невербальных средств в устном общении.

Анализ и оценка своей и чужой речи с точки зрения соблюдения в ней основных норм русского литературного языка

Повторение изученного в 5-8 классах (10 часов)

4

Звук- основная единица языка. Фонетика. Фонетический анализ слова.

Основные единицы языка: звук

Проведение фонетического и орфоэпического анализов слов.

Орфоэпический словарь

5

Морфема- основная единица языка. Морфемика. Морфемный анализ слова. Словобразование.

Основные единицы языка: морфема

Проведение морфемно – словообразовательного анализа слов.

Словообразовательный словарь

6

Слово- основная единица языка. Лексика. Лексический анализ слова

Основные единицы языка:, слово

Проведение  лексического анализа слов.

Толковый словарь

7

Морфология. Морфологический анализ слов.

Проведение морфологического анализа слов.

8

Словосочетание – основная единица синтаксиса. Синтаксический разбор словосочетаний.

Основные единицы языка: словосочетание

Проведение синтаксического разбора словосочетания

9

Предложение- основная единица синтаксиса.  Синтаксический разбор предложений. Сочинение-миниатюра на лингвистическую тему ( упр.92)

Основные единицы языка: предложение.

Синтаксический разбор предложений изученных конструкций.

10

Трудные случаи орфографии.  Орфографический анализ текста.

Определение и объяснение основных видов изученных орфограмм.

*Элементарный этимологический комментарий к исконно русским и заимствованным словам на основе учебного этимологического словарика

11

Трудные случаи орфографии.  Орфографический анализ текста.

Определение и объяснение основных видов изученных орфограмм.

*Элементарный этимологический комментарий к исконно русским и заимствованным словам на основе учебного этимологического словарика

12

Трудные случаи пунктуации. Пунктуационный анализ текста. Сжатое изложение (упр.141)

Определение и объяснение основных видов изученных пунктуационных правил

13

Контрольная работа (диктант с грамматическим заданием)

Контрольный диктант-1

Текстоведение ( 12 часов)

14

Работа над ошибками. Текст и его признаки. Обобщение изученного. Основные требования к содержанию текста.

Текст и его признаки (обобщение). Основные требования к содержанию текста: соответствие его теме и основной мысли; полнота раскрытия темы; последовательность изложения; правильность выделения абзацев; достоверность фактического материала; смысловая и грамматическая связь предложений и частей текста; стилевое единство; соответствие текста заданному типу речи.

Проведение текстоведческого анализа текста: тема текста, основная мысль, тип речи, строение текста, средства связи предложений и частей текста, принадлежность к функциональной разновидности языка и стилю речи наиболее характерные языковые средства

Определение основных средств связи предложений в тексте (лексических, морфологических, синтаксических, комбинированных). Уместное и оправданное использование языковых средств связи предложений в собственном высказывании.

КиМ «Русский язык.11 класс» урок 28-30

Сборник текстов

15

Основные средства связи предложений в тексте.

Основные средства связи предложений в тексте: лексические (лексический повтор, синонимы, антонимы и др.), морфологические (союзы, союзные слова, частицы, местоимения, наречия и др.), синтаксические (вводные слова, синтаксический параллелизм, порядок слов и др.), комбинированные.

КиМ «Русский язык.11 класс» урок 28-30

Сборник текстов

16

Контрольное сжатое изложение (по упражнению 154)

Основные приёмы сокращения информации при написании сжатого изложения прочитанного или прослушанного текста: исключение второстепенной информации в каждой части текста или в одной из частей; обобщение необходимой информации в одной или в каждой части; замена прямой речи косвенной; исключение повторов материала; перегруппировка материала, объединение частей текста и др.

Контрольное изложение-1

17

Контрольное сжатое  изложение (по упражнению 154)

Контрольное изложение-1

18

Текстоведческий анализ текста

Проведение текстоведческого анализа текста

Сборник текстов

19

Рассуждение как тип речи и его виды (доказательство, объяснение, размышление)

Рассуждение как тип речи и его виды (доказательство, объяснение, размышление).

Коммуникативная цель рассуждения (объяснить собеседнику что-либо, убедить его в чём-либо). Структура текста - рассуждения.

Создание устных и письменных рассуждений разных видов (доказательств, объяснений, размышлений) в рамках заданного стиля речи.

Подбор доказательств (аргументов) на основе прочитанного (прослушанного) текста или жизненных впечатлений.

Правильное и уместное использование типичных языковых средств при построении рассуждения (вводных слов, союзов, речевых оборотов).

Сборник текстов

20

Рассуждение как тип речи и его виды (доказательство, объяснение, размышление)

Рецензия, отзыв, эссе как речевые жанры. Основные речевые стандарты (клише), помогающие реализовать коммуникативный замысел в процессе комментирования содержания прочитанного (прослушанного) текста, выявления и формулирования позиции автора и изложения собственного мнения.

Сборник текстов

21

Контрольное изложение (по упр.191)

Основные этапы подготовки и написания изложения на основе прочитанного или прослушанного текста.

Написание изложения на основе прочитанного или прослушанного текста

Контрольное изложение-2

22

Рецензия, отзыв, эссе  как речевые  жанры.

Написание рецензий на прочитанные (прослушанные) тексты.

*Уместное и правильное использование разных способов цитирования в рецензии.

Сборник текстов

23

Публичная речь как разновидность устной речи.

Публичная речь как разновидность устной речи, обращенной к аудитории, рассчитанной на публику. Соответствие публичной речи научному или публицистическому стилю.

Основные требования к публичному выступлению.

24

Основные требования к публичному выступлению

Работа с информацией. Особенности устного и письменного пересказа содержания, прочитанного или прослушанного текста.

Основные этапы подготовки и написания изложения на основе прочитанного или прослушанного текста.

Основные приёмы сокращения информации при написании сжатого изложения прочитанного или прослушанного текста: исключение второстепенной информации в каждой части текста или в одной из частей; обобщение необходимой информации в одной или в каждой части; замена прямой речи косвенной; исключение повторов материала; перегруппировка материала, объединение частей текста и др.

Роль чтения и разных видов работы с информацией в процессе выполнения проектной работы

Создание сообщения на лингвистическую тему как разновидности публичного речевого высказывания научного стиля речи.

Подготовка материала для устного (письменного) сообщения на лингвистическую тему («Речевой этикет и национальные традиции народов мира», «Этимология - наука об истории происхождения слов и выражений в русском языке» и т. п.).

Использование в устном сообщении специальных языковых средств эмоционального воздействия на слушателей (тон, мимика, жесты; подборка интересного иллюстративного материала; стилистические фигуры речи - обращение, инверсия, анафора и т. п.), а также языковых средств, подчеркивающих логичность, связность изложения.

Овладение основными коммуникативными навыками работы с текстовыми источниками при подготовке устных и письменных текстов (выступлений, докладов, презентаций, рефератов, проектов и др.)

25

Комплексная работа (упр.93)

Комплексный анализ текста

Комплексная работа-1

Синтаксис и пунктуация (62 часа)

Сложное предложение ( 55 часов)

Сложное предложение как единица синтаксиса ( 1 час)

26

Сложное предложение как единица синтаксиса.

Сложное предложение как единица синтаксиса.

Сложное предложение как смысловое, структурное и интонационное единство. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения: интонация, союзы, союзные слова. Бессоюзные и союзные (сочинительные, подчинительные) сложные предложения

Различение разных видов сложного предложения: бессоюзных и союзных (сочинительных и подчинительных).

Моделирование сложных предложений по заданным схемам

Диск 1С «Русский язык. 9 класс» тема 1

Грамматика. Таблица 8 «Сложные предложения»

Сложносочиненное предложение (6 часов)

27

Сложносочиненное предложение, его грамматические признаки.

Сложносочинённое предложение, его грамматические признаки.

Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённых предложений, составление их схем; моделирование подобных предложений по заданной схеме.

Диск 1С «Русский язык. 9 класс» тема 2

КиМ «Русский язык.9 класс» урок 1

Грамматика. Таблица 17 «ССП и СПП»

28

Строение сложносочиненного предложения.

Строение сложносочинённого предложения.

Диск 1С «Русский язык. 9 класс» тема 2,3

Грамматика. Таблица 17 «ССП и СПП»

29

Сочинение-описание картины  Н.П. Ульянова «К.С.Станиславский за работой»

Сочинение текста. Основные этапы создания текста: определение темы и основной мысли текста; обдумывание содержания текста и подготовка рабочих материалов (плана, некоторых формулировок, списка слов, словосочетаний и т. п.); создание текста; редактирование текста.

Работа над сочинением по плану: определение замысла сочинения, обдумывание содержания сочинения, создание текста сочинения, редактирование сочинения.

Репродукция картины  Н.П. Ульянова «К.С.Станиславский за работой»

30

Виды сложносочиненного предложения.

*Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения и способы их выражения: соединительные отношения (одновременность, последовательность, причина и следствие; используются соединительные союзы и, также, тоже, да); противительные отношения (сопоставление, противопоставление; используются противительные союзы а, но, да, однако, зато); разделительные отношения (последовательная смена событий, явлений, перечисление взаимоисключающих событий, явлений; используются разделительные союзы либо, или, то ... то, не то ... не то); пояснительные отношения (значения пояснения, конкретизации; используются пояснительные союзы то есть, а именно); присоединительные отношения (значения дополнительного сообщения или добавочного замечания; используются присоединительные союзы да и; и притом; да и то); градационные отношения (сопоставление по степени значимости, используются градационные союзы не только ... но и; если не ... то)

* Анализ грамматико-интонационных особенностей сложносочинённых предложений с разными типами смысловых отношений между частями.

Постановка знаков препинания в сложносочинённом предложении.

*Наблюдение за использованием сложносочинённых предложений в художественном тексте.

Синонимическая замена сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.

Исправление ошибок, вызванных нарушением синтаксических норм построения сложносочинённых предложений

Диск 1С «Русский язык. 9 класс» тема 2,3

КиМ «Русский язык.9 класс» урок 1

Грамматика. Таблица 17 «ССП и СПП»

31

Виды сложносочиненного предложения.

Диск 1С «Русский язык. 9 класс» тема 2,3

КиМ «Русский язык.9 класс» урок 1

Грамматика. Таблица 17 «ССП и СПП»

32

Контрольная работа по теме «Сложносочиненное предложение» (диктант с грамматическим заданием)

Контрольный диктант-2

Сложноподчиненное предложение (31 час)

33

Работа над ошибками. Сложноподчиненное предложение, его грамматические признаки

Сложноподчинённое предложение, его грамматические признаки.

Синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчинённых предложений, составление их схем (горизонтальных и вертикальных), моделирование подобных предложений по заданной схеме.

.

Диск 1С «Русский язык. 9 класс» тема 4

КиМ «Русский язык.9 класс» урок 2

Грамматика. Таблица 17 «ССП и СПП»

34

Строение сложноподчиненного предложения: главная и придаточная часть

Строение сложноподчинённого предложения: главная и придаточная часть, их единство (смысловое, интонационное, грамматическое).

Диск 1С «Русский язык. 9 класс» тема 4,7

КиМ «Русский язык.9 класс» урок 2

Грамматика. Таблица 17 «ССП и СПП»

35

Средства связи частей сложноподчиненного предложения

Средства связи частей сложноподчинённого предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова.

Использование указательных слов в сложноподчинённых предложениях.

Смысловые и стилистические различия сложноподчинённых предложений с синонимическими союзами (чтобы, чтоб, с тем чтобы, для того чтобы и т. п.).

Различение союзов и союзных слов в сложноподчинённых предложениях.

Синонимическая замена сложноподчинённых предложений с синонимическими союзами.

Диск 1С «Русский язык. 9 класс» тема 5,6

36

Виды сложноподчиненных предложений.

Виды придаточных предложений по характеру смысловой связи между частями и значению подчинительных союзов, союзных слов: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (места; времени; образа действия; меры и степени; сравнения; цели; причины и следствия; условия; уступки), присоединительные придаточные.

Распознавание разных видов придаточных в сложноподчинённых предложениях

Диск 1С «Русский язык. 9 класс» тема 9,10,11

37

Виды сложноподчиненных предложений.

Диск 1С «Русский язык. 9 класс» тема 9,10,11

38

Виды сложноподчиненных предложений.

Диск 1С «Русский язык. 9 класс» тема 9,10,11

39

Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным

Виды придаточных предложений по характеру смысловой связи между частями и значению подчинительных союзов, союзных слов: определительные

*Вопрос о классификации сложноподчинённых предложений в современной лингвистике.

Вопрос о местоименно-определительных придаточных.

Диск 1С «Русский язык. 9 класс» тема 12

КиМ «Русский язык.9 класс» урок 3

40

Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным

Диск 1С «Русский язык. 9 класс» тема 12

КиМ «Русский язык.9 класс» урок 3

41

Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Сочинение – миниатюра на лингвистическую тему ( по упр. 302)

Диск 1С «Русский язык. 9 класс» тема 12

КиМ «Русский язык.9 класс» урок 3

42

Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным

Виды придаточных предложений по характеру смысловой связи между частями и значению подчинительных союзов, союзных слов: изъяснительные

Диск 1С «Русский язык. 9 класс» тема 13

КиМ «Русский язык.9 класс» урок 4

43

Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным

Диск 1С «Русский язык. 9 класс» тема 13

КиМ «Русский язык.9 класс» урок 4

44

Сложноподчиненное предложение с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточным места.

Виды придаточных предложений по характеру смысловой связи между частями и значению подчинительных союзов, союзных слов: обстоятельственные места

Диск 1С «Русский язык. 9 класс» тема 14

КиМ «Русский язык.9 класс» урок 5

45

Контрольное сочинение  по картине И.С. Остроухова «Первая зелень» ( упр.354)

Сочинение текста. Основные этапы создания текста: определение темы и основной мысли текста; обдумывание содержания текста и подготовка рабочих материалов (плана, некоторых формулировок, списка слов, словосочетаний и т. п.); создание текста; редактирование текста.

Работа над сочинением по плану: определение замысла сочинения, обдумывание содержания сочинения, создание текста сочинения, редактирование сочинения.

Репродукция картины И.С. Остроухова «Первая зелень»

Контрольное сочинение-1

46

Контрольное сочинение  по картине И.С. Остроухова «Первая зелень» ( упр.354)

Контрольное сочинение-1

47

СПП с придаточным времени

Виды придаточных предложений по характеру смысловой связи между частями и значению подчинительных союзов, союзных слов: обстоятельственные времени

Диск 1С «Русский язык. 9 класс» тема 14

КиМ «Русский язык.9 класс» урок 5

48

СПП с придаточным сравнения

Виды придаточных предложений по характеру смысловой связи между частями и значению подчинительных союзов, союзных слов: обстоятельственные сравнения

Постановка знаков препинания в предложениях с союзом как. Использование приёма синонимической замены как средства разграничения синтаксических конструкций, присоединяемых союзом как (как = подобно - сравнительный оборот; как = есть - сказуемое; как = будучи - обособленное приложение; как = в роли - необособленное приложение).

Диск 1С «Русский язык. 9 класс» тема 14

49

СПП с придаточным сравнения. Постановка знаков препинания в предложениях с союзом КАК

Диск 1С «Русский язык. 9 класс» тема 14

КиМ «Русский язык.9 класс» урок 5

50

Сочинение- миниатюра на лингвистическую тему ( по упражнению 382)

51

СПП с придаточным образа действия, меры и степени.

Виды придаточных предложений по характеру смысловой связи между частями и значению подчинительных союзов, союзных слов: обстоятельственные образа действия, меры и степени

Распознавание разных видов придаточных в сложноподчинённых предложениях

Диск 1С «Русский язык. 9 класс» тема 14

52

СПП с придаточным образа действия, меры и степени.

Диск 1С «Русский язык. 9 класс» тема 14

КиМ «Русский язык.9 класс» урок 5

53

СПП с придаточным цели

Виды придаточных предложений по характеру смысловой связи между частями и значению подчинительных союзов, союзных слов: обстоятельственные цели

Диск 1С «Русский язык. 9 класс» тема 14

КиМ «Русский язык.9 класс» урок 5

54

СПП с придаточным условия

Виды придаточных предложений по характеру смысловой связи между частями и значению подчинительных союзов, союзных слов: обстоятельственные условия

Диск 1С «Русский язык. 9 класс» тема 14

КиМ «Русский язык.9 класс» урок 5

55

СПП с придаточным причины и следствия

Виды придаточных предложений по характеру смысловой связи между частями и значению подчинительных союзов, союзных слов: обстоятельственные причины и следствия

Диск 1С «Русский язык. 9 класс» тема 14

КиМ «Русский язык.9 класс» урок 5

56

СПП с придаточным причины

Виды придаточных предложений по характеру смысловой связи между частями и значению подчинительных союзов, союзных слов: обстоятельственные причины

Диск 1С «Русский язык. 9 класс» тема 14

57

СПП с придаточным следствия. Сочинение-рассуждение на предложенную тему  (упр. 455)

Виды придаточных предложений по характеру смысловой связи между частями и значению подчинительных союзов, союзных слов: обстоятельственные следствия

КиМ «Русский язык.9 класс» урок 5

58

СПП с придаточным уступительным

Виды придаточных предложений по характеру смысловой связи между частями и значению подчинительных союзов, союзных слов: обстоятельственные уступки

Диск 1С «Русский язык. 9 класс» тема 14

КиМ «Русский язык.9 класс» урок 5

59

СПП с придаточным присоединительным

Виды придаточных предложений по характеру смысловой связи между частями и значению подчинительных союзов, союзных слов: обстоятельственные присоединительные

Диск 1С «Русский язык. 9 класс» тема 14

КиМ «Русский язык.9 класс» урок 5

60

СПП с придаточными разных видов (повторение изученного)

Диск 1С «Русский язык. 9 класс» тема 14

Грамматика. Таблица 17 «Сложные предложения»

61

СПП с придаточными разных видов (повторение изученного)

Диск 1С «Русский язык. 9 класс» тема 14

Грамматика. Таблица 17 «Сложные предложения»

62

СПП с придаточными разных видов (повторение изученного)

Диск 1С «Русский язык. 9 класс» тема 14

Грамматика. Таблица 17 «Сложные предложения»

63

Контрольная работа по теме «Сложноподчиненное предложение с одним придаточным» (контрольный диктант с грамматическим заданием)

Контрольный диктант-3

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными ( 7 часов)

64

Работа над ошибками. Понятие сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.

Сложные предложения с двумя или несколькими придаточными.

Синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений с несколькими придаточными, составление схем (горизонтальных и вертикальных), моделирование подобных предложений по заданной схеме.

*Правильная постановка знаков препинания при сочетании союзов (что если, что когда и т. п.).

*Наблюдение за использованием сложноподчинённых предложений разных видов в текстах разных функциональных разновидностей языка.

Уместное и правильное использование сложноподчинённых предложений в собственных речевых высказываниях.

Исправление ошибок, вызванных нарушением синтаксических норм построения сложноподчинённых предложений

Диск 1С «Русский язык. 9 класс» тема 8

КиМ «Русский язык.9 класс» урок 6

Грамматика. Таблица 10 «Сложные предложения с разными видами синтаксической связи»

65

Виды подчинительной связи в сложных предложениях с двумя или  несколькими придаточными. Однородное подчинение.

Виды подчинительной связи в сложных предложениях с двумя или несколькими придаточными: однородное подчинение

Диск 1С «Русский язык. 9 класс» тема 8

КиМ «Русский язык.9 класс» урок 6

Грамматика. Таблица 10 «Сложные предложения с разными видами синтаксической связи»

66

Виды подчинительной связи в сложных предложениях с двумя или  несколькими придаточными. Неоднородное подчинение.

Виды подчинительной связи в сложных предложениях с двумя или несколькими придаточными: неоднородное подчинение

Диск 1С «Русский язык. 9 класс» тема 8

КиМ «Русский язык.9 класс» урок 6

Грамматика. Таблица 10 «Сложные предложения с разными видами синтаксической связи»

67

Последовательное подчинение придаточных частей.

Виды подчинительной связи в сложных предложениях с двумя или несколькими придаточными: последовательное подчинение придаточных частей

Диск 1С «Русский язык. 9 класс» тема 8

КиМ «Русский язык.9 класс» урок 6

Грамматика. Таблица 10 «Сложные предложения с разными видами синтаксической связи»

68

Сочетание в предложении соподчинения и последовательного подчинения.

Виды подчинительной связи в сложных предложениях с двумя или несколькими придаточными: сочетание в предложении соподчинения и последовательного подчинения

Диск 1С «Русский язык. 9 класс» тема 8

КиМ «Русский язык.9 класс» урок 6

Грамматика. Таблица 10 «Сложные предложения с разными видами синтаксической связи»

69

Контрольное сочинение-сравнение портретов А.С.Пушкина (упр.489)

Сочинение текста. Основные этапы создания текста: определение темы и основной мысли текста; обдумывание содержания текста и подготовка рабочих материалов (плана, некоторых формулировок, списка слов, словосочетаний и т. п.); создание текста; редактирование текста.

Работа над сочинением по плану: определение замысла сочинения, обдумывание содержания сочинения, создание текста сочинения, редактирование сочинения.

Репродукции картин с изображениями портретов А.С.Пушкина

Контрольное сочинение-2

70

Контрольное сочинение-сравнение портретов А.С.Пушкина (упр.489)

Контрольное сочинение-2

Бессоюзное сложное предложение ( 9 часов)

71

Бессоюзное предложение, его грамматические особенности.

Бессоюзное предложение, его грамматические особенности.

Диск 1С «Русский язык. 9 класс» тема 15

КиМ «Русский язык.9 класс» урок 7

Грамматика. Таблица 18 «БСП»

72

Смысловые отношения между частями БСП. Виды БСП в зависимости от смысловых отношений между его частями. БСП со значением перечисления.

Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Виды бессоюзного сложного предложения в зависимости от смысловых отношений между его частями: со значением перечисления

Моделирование бессоюзных сложных предложений разных видов.

*Наблюдение за интонационным и пунктуационным выражением смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения.

Уместное использование интонации для точного выражения смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения.

Правильная и аргументированная постановка знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях. 

*Наблюдение за употреблением бессоюзных сложных предложений в пословицах, крылатых выражениях, афоризмах, а также в текстах разных стилей и типов речи. Правильное и уместное использование бессоюзных сложных предложений в собственных речевых высказываниях.

Уместное использование синонимии сложноподчинённых, сложносочинённых и бессоюзных предложений

Диск 1С «Русский язык. 9 класс» тема 15

КиМ «Русский язык.9 класс» урок 7

Грамматика. Таблица 18 «БСП»

73

Знаки препинания в БСП со значением перечисления.

Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Виды бессоюзного сложного предложения в зависимости от смысловых отношений между его частями: со значением перечисления

Диск 1С «Русский язык. 9 класс» тема 15

КиМ «Русский язык.9 класс» урок 7

Грамматика. Таблица 18 «БСП»

74

Виды БСП в зависимости от смысловых отношений между его частями. БСП со значением причины, пояснения, дополнения

Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Виды бессоюзного сложного предложения в зависимости от смысловых отношений между его частями: со значением причины, пояснения, дополнения

Диск 1С «Русский язык. 9 класс» тема 15

КиМ «Русский язык.9 класс» урок 8

Грамматика. Таблица 18 «БСП»

75

Знаки препинания в БСП со значением причины, пояснения, дополнения

Диск 1С «Русский язык. 9 класс» тема 15

КиМ «Русский язык.9 класс» урок 8

Грамматика. Таблица 18 «БСП»

76

БСП со значением времени, условия; следствия, сравнения; противопоставления или неожиданного, резкого присоединения, быстрой смены событий

Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Виды бессоюзного сложного предложения в зависимости от смысловых отношений между его частями: со значением времени, условия; следствия, сравнения; противопоставления или неожиданного, резкого присоединения, быстрой смены событий

Диск 1С «Русский язык. 9 класс» тема 15

КиМ «Русский язык.9 класс» урок 8

Грамматика. Таблица 18 «БСП»

77

Знаки препинания в БСП со значением времени, условия; следствия, сравнения; противопоставления или неожиданного, резкого присоединения, быстрой смены событий

Диск 1С «Русский язык. 9 класс» тема 15

КиМ «Русский язык.9 класс» урок 8

Грамматика. Таблица 18 «БСП»

78

Знаки препинания в БСП (обобщение по теме)

Диск 1С «Русский язык. 9 класс» тема 15

КиМ «Русский язык.9 класс» урок 7,8

КиМ «Русский язык.11 класс» урок 26

Грамматика. Таблица 18 «БСП»

79

Контрольная работа по теме «Бессоюзное сложное предложение» (диктант с грамматическим заданием)

Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи ( 7 часов)

80

Работа над ошибками. Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи, их структурные особенности. Основные разновидности предложений в зависимости от сочетаний видов связи: сочинительная и подчинительная.

Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи.

Структурные особенности сложного предложения с разными видами синтаксической связи. Основные разновидности предложений в зависимости от сочетания видов связи: 1) сочинительная и подчинительная, 2) подчинительная и бессоюзная, 3) сочинительная и бессоюзная, 4) сочинительная, подчинительная и бессоюзная.

Интонационные и пунктуационные особенности сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи.

Синтаксический, интонационно-смысловой и пунктуационный разбор сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи.

Моделирование бессоюзных сложных предложений разных видов по заданной схеме.

Правильная и аргументированная постановка знаков препинания в сложных предложениях с разными видами синтаксической связи.

КиМ «Русский язык.9 класс» урок 9

81

Основные разновидности предложений в зависимости от сочетаний видов связи: подчинительная и бессоюзная

КиМ «Русский язык.9 класс» урок 9

82

Основные разновидности предложений в зависимости от сочетаний видов связи: сочинительная и бессоюзная.

КиМ «Русский язык.9 класс» урок 9

83

Основные разновидности предложений в зависимости от сочетаний видов связи: сочинительная, подчинительная и бессоюзная

КиМ «Русский язык.9 класс» урок 9

84

Культура речи. Правильное употребление сложных предложений

*Период как особая форма организации сложных предложений и как поэтическое средство художественного текста

*Наблюдение за использованием в художественных текстах сложных предложений с разными видами связи, а также периода как особой формы организации сложных предложений.

Уместное и правильное использование сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи.

Исправление ошибок, вызванных нарушением синтаксических норм построения сложных предложений с разными видами связи

85

Контрольное сочинение на лингвистическую тему

Сочинение текста. Основные этапы создания текста: определение темы и основной мысли текста; обдумывание содержания текста и подготовка рабочих материалов (плана, некоторых формулировок, списка слов, словосочетаний и т. п.); создание текста; редактирование текста.

Работа над сочинением по плану: определение замысла сочинения, обдумывание содержания сочинения, создание текста сочинения, редактирование сочинения.

Контрольное сочинение-3

86

Контрольное сочинение на лингвистическую тему

Контрольное сочинение-3

Синтаксические конструкции с чужой речью( 6 часов)

87

Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь.

Основные способы передачи чужой речи: 1) предложения с прямой речью, 2) сложноподчинённые предложения с косвенной речью, 3) простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи (говорить о тебе), 4) предложения с вводными конструкциями (по словам родителей).

Прямая и косвенная речь.

Синтаксический разбор и моделирование предложений с прямой речью.

Выразительное чтение предложений с прямой и косвенной речью с соблюдением соответствующих интонационных правил.

Соблюдение грамматических норм при преобразовании прямой речи в косвенную и наоборот. 

Диск 1С «Русский язык. 9 класс» тема 16,18

КиМ «Русский язык.8 класс» урок20

88

Несобственно-прямая речь.

*Несобственно-прямая речь.

*Наблюдение за использованием несобственно-прямой речи в художественных текстах.

89

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

*Диалог и его основные виды: диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию, диалог-обмен мнениями и др.

Пунктуационное оформление диалога.

Постановка знаков препинания в предложениях с прямой речью.

Диск 1С «Русский язык. 9 класс» тема 17

КиМ «Русский язык.8 класс» урок21

90

Цитирование как способ передачи чужой речи. Постановка знаков препинания в предложениях с цитатой.

Цитирование как способ передачи чужой речи. Различные способы цитирования: в форме прямой или косвенной речи, а также с помощью специальных вводных конструкций (по словам..., как писал ...). Основные требования к цитированию

Постановка знаков препинания в предложениях с цитатой.

Соблюдение основных требований к цитированию.

Работа с учебными словарями цитат.

Исправление ошибок, вызванных нарушением синтаксических норм построения конструкций с чужой речью.

Диск 1С «Русский язык. 9 класс» тема 19

КиМ «Русский язык.8 класс» урок21

КиМ «Русский язык.11 класс» урок 22

91

Контрольное изложение (упр.642)

Основные этапы подготовки и написания изложения на основе прочитанного или прослушанного текста.

Написание изложения на основе прочитанного или прослушанного текста

Контрольное изложение-3

92

Контрольное изложение(упр.642)

Контрольное изложение-3

Повторение изученного в 5-9 классах (10 часов)

93

Фонетика, словообразование, лексика.

Фонетический, словообразовательный, лексический анализ слова

КиМ «Русский язык.10 класс» урок 1,2,3

94

Фонетика, словообразование, лексика.

95

Грамматика: морфология и синтаксис.

Морфологический анализ слова. Синтаксический разбор словосочетаний и предложений. Конструирование словосочетаний и предложений по заданным моделям

КиМ «Русский язык.10 класс» урок 20

96

Грамматика: морфология и синтаксис.

97

Культура речи

Языковые нормы.

98

Правописание: орфография и пунктуация.

Орфографический и пунктуационный анализ текста

КиМ «Русский язык.11 класс» урок 27

КиМ «Русский язык.10 класс» урок 4

99

Правописание: орфография и пунктуация.

100

Комплексная работа(упр.585)

Комплексный анализ текста

Комплексная работа-2

101

Работа над ошибками. Повторение и обобщение изученного в 5-9 классах.

102

Итоговый урок

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
  • основные единицы языка, их признаки;
  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь

  • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

 аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
  • создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
  • соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Планируемые результаты освоения программы  по русскому языку

за курс 9 класса

Речевая деятельность.

Аудирование. Фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа; формулировать вопросы по содержанию текста; замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка.

Чтение. Понимать коммуникативную цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения; составлять конспект прочитанного текста; оценивать степень понимания содержания прочитанного текста; прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического текста.

Говорение. Создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы; владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики); строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка (Причастие — это особая форма глагола или самостоятельная часть речи?).

Письмо. Владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану), правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания; писать изложения по публицистическим, художественным

текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства; вводить в текст изложения элементы сочинения (типа рассуждения, описания, повествования); писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста; составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи); совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки.

Текстоведение. Проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, средства связи предложений, строение текста, языковые и речевые средства, характерные для данного текста).

Фонетика и орфоэпия. Правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения; анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.

Морфемика и словообразование. Владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре; толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа лог, поли, фон и т. п.); пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей; опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов.

Лексикология и фразеология. Разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их употреблять; пользоваться разными видами толковых словарей; верно использовать термины в текстах научного стиля; оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка.

Морфология. Распознавать части речи и их формы в трудных случаях; правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей; определять синтаксическую роль слов разных частей речи; опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа.

Орфография. Применять орфографические правила, объяснять правописание слов с труднопроверяемыми орфограммами. Пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов. Проводить орфографический анализ текста.

Синтаксис и пунктуация. Различать изученные виды простых и сложных предложений; интонационно выразительно читать предложения изученных видов; составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам; уместно пользоваться синтаксическими синонимами; правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной; проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения; устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения; использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи. Применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения; строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила; проводить пунктуационный анализ текста; аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.

Оценка текущего, промежуточного и итогового контроля обучающихся по предмету осуществляется в соответствии со следующими  локальными актами :

- Положением о единых требованиях к организации контроля освоения обучающимися основной образовательной программы в муниципальных общеобразовательных организациях Шатурского муниципального района;

- Положением «О формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по образовательным программам в МБОУ «ООШ п. Туголесский Бор»

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Список литературы для учащихся.

  • Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку.
  • Вартаньян Э.А. Блистательные лингвисты России.
  • Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание.
  • Голуб И.Б. Занимательная стилистика.
  • Граник Г.Г. Секреты орфографии.
  • Дроздова О.Е. Уроки языкознания для школьников.
  • Колесов В.В. История русского языка в рассказах.
  • Лбвова С.И. Русская орфография: самоучитель.
  • Львова С.И. Русский язык. 9 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов.
  • Львова С.И. Словообразование – занимательно о серьезном: Практические занятия для учащихся 8 – 11 классов.
  • Львова С.И. Рабочая тетрадь по русскому языку. 9 класс.
  • Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 9 класс.
  • Полищук В.Ф., Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Тренажер по русскому языку для средней школы.
  • Сергеев В.Н. Новые значения старых слов.
  • Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски?
  • Успенский Л.В. По дорогам и тропам языка.
  • Тестовые задания по всем темам (печатный и электронные варианты)
  • ЦОР по всем темам

Словари и справочники.

  • Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка.
  • Бирюкова В.Т. Игнатченко И.Р. Учебный словарь трудностей русского языка для школьников.
  • Бурцева В.В. Новый орфографический словарь-справочник русского языка.
  • Быстрова Е.А. Школьный толковый словарь русского языка.
  • Гуськова А.П. Сотин Б.В. Популярный словарь русского языка.
  • Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 томах.
  • Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок.
  • Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка.
  • Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка.
  • Историко-этимологический словарь современного русского языка в 2 томах.
  • Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов.
  • Курилова А.Д. Новый фразеологический словарь русского языка.
  • Львова С.И. Краткий словообразовательный словарь школьника.
  • Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка.
  • Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка.
  • Рогожникова Р.П. Карская Т.С. Словарь устаревших слов.
  • Русский язык: энциклопедия, под ред. Ю.Н.Караулова.
  • Семенюк А.А. Матюшина М.А. Лексические трудности русского языка.
  • Семёнова Н.М. Новый краткий словарь иностранных слов.
  • Скворцов Л.И. Толковый словарь правильной русской речи.
  • Саяхова Л.Р. Тематический словарь русского языка.
  • Тихонов А.Н., Тихонова Е.Н. Комплексный словарь русского языка.
  • Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка.
  • Ушаков Д.Н. Крючков С.Е. Орфографический словарь.
  • Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка.
  • Яранцев Р.И. Русская фразеология. Словарь-справочник.
  • Список литературы для учителя
  • Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений. /С.И. Львова
  • Антонова Е.С. Тайны текста.
  • Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку.
  • Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты, образные выражения.
  • Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии.
  • Быстрова Е.А. Обучение русскому языку в школе.
  • Валгина Е.С. Трудности современной пунктуации.
  • Вартаньян Э.Д. Из жизни слов.
  • Гольдин В.Е. Речь и этикет.
  • Единый государственный экзамен: Контрольные измерительные материалы.
  • Иванов В.В. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе.
  • Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии.
  • Капинос В.И. Развитие речи: Теория и практика обучения.
  • Капинос В.И. Изложения: тексты с лингвистическим анализом.
  • Колосов В. В. История русского языка в рассказах.
  • Люстрова 3. Н., Скворцов Л. И., Дерягин В. Я. Беседы о русском слове.
  • Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе.
  • Львов М.Р. Основы теории речи.
  • Львова С.И. Комплект наглядных пособий по орфографии и пунктуации.
  • Львова С.И. Орфография. Этимология на службе орфографии. Пособие для учителя.
  • Львова С.И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации.
  • Львова С.И. Уроки словесности: 5-9 классы.
  • Львова С.И. Язык в речевом общении.
  • Львова С.И. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников основной школы по русскому языку.
  • Любичева Е.В. Уроки развития речи.
  • Мещеряков В.Н. Основы школьного речеведения.
  • Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания.
  • Милославский И. Г. Зачем нужна грамматика?
  • Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе.
  • Скворцов Л. И. Правильно ли мы говорим по-русски?
  • Черепанова Л.В. Аудирование: теория и практика обучения.

Используемые сайты

http://rusolimp.kopeisk.ru/

Используемое оборудование:

  • компьютер (технические требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт- дисков, аудио- и видеовходы/выходы, возможности выхода в Интернет; оснащение акустическими колонками; с пакетом прикладных программ (текстовых, графических и презентационных);
  • мультимедиапроектор ;
  • средства телекоммуникации (электронная почта, выход в Интернет).
  • принтер лазерный.
  • интерактивная
  • ЖК телевизор
  • DVDплеер
  • видеомагнитофон

«СОГЛАСОВАНО»

Протокол № 01 от «31»  августа    2015г.

заседания ШМО учителей русского языка и литературы

«СОГЛАСОВАНО»

Зам.директора по УВР _____________М.В. Аникина

                                                                        01.09.2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс. УМК под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой. 2014-2015 уч.г.

Настоящая программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы по...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс. УМК под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой. 2014-2015 уч.г.

Настоящая программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы по...

Рабочая программа по русскому языку 6 класс. УМК под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой. 2014-2015 уч.г.

Настоящая программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы по...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс. УМК под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой. 2014-2015 уч.г.

Настоящая программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы по...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс. УМК под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой. 2014-2015 уч.г.

Настоящая программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы по...

рабочая программа по русскому языку 5 класс (УМК под ред. С.И.Львовой)

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса (175 часов)...