Конспект урока по русскому языку в 8 классе по теме "Определённо-личные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Холодова Светлана Ильинична

Конспектом урока может воспользоваться учитель русского языка при изучении  раздела "Односоставные предложения" в 8 классе. К конспекту приложена презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                        Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Зимовниковская средняя общеобразовательная школа № 10

Конспект урока по русскому языку

 в 8 классе

на тему: «Определённо-личные предложения»

Учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов.

Учитель: С. И. Холодова

Предметные УУД:  умение распознавать структурно-смысловые особенности определённо-личных предложений , составлять текст с использованием определённо-личных предложений.  Личностные УУД. Смыслообразование. Стремление к речевому совершенствованию. Побуждение к деятельности. Регулятивные УУД.  Целеполагание. Осознание качества и уровня усвоения материала. Познавательные УУД. Индуктивное умозаключение. Развитие представления о синтаксических единицах. Выдвижение гипотез. Коммуникативные УУД. Развитие основных видов  речевой деятельности. Участие в коллективном обсуждении проблемы.  

Ход урока.

Актуализация изученного материала

Что входит в основу предложения? Представьте себе, что вы задали вопрос КТО? или ЧТО? ко всем словам, входящим в предложение, но ни одно из них не откликнулось на такой вопрос. Таких слов в предложении просто не оказалось. Сравните пары предложений. Какой вывод об их грамматической основе сделаем? Вижу я себя ребёнком.                        Всё помню, всё вижу.                                         Семь дев сеют лён.                               Сеют лён у семи Олён.

Приятно пахнет сосна.                          Приятно пахнет сосной.

В предложениях правого столбца грамматическая основа состоит только из одного главного члена. Вспомните, как называются такие предложения?

Изучение нового материала

Сегодня речь пойдёт об одном из видов односоставных предложений. Посмотрите на тему урока. Какую информацию можно извлечь, опираясь только на название этого вида предложений – определённо-личные?  (Сразу по названию можно определить, что действие в предложении совершает лицо определённое). Но ведь предложение односоставное, без подлежащего, как же можно определить это лицо? Посмотрите на первое предложение из правого столбика. Как можно догадаться о том, кто совершает действие?  (На лицо достаточно определённо указывает окончание сказуемого, выраженного глаголом.)  Определите форму глагола-сказуемого. (В данном предложении сказуемое выражено формой 1 лица единственного числа) . Это один из способов выражения сказуемого в определённо-личных предложениях. Конечно, существуют и другие способы выражения сказуемого в таких предложениях. Поработайте самостоятельно с учебником на странице 94 и составьте план сообщения об определённо-личных предложениях.  Что у вас получилось? Каково строение определённо-личных предложений?  Назовите способы выражения сказуемого в таких предложениях.

Закрепление изученного материала

Выполнение упражнения 205 (устно). Определяют способы выражения сказуемого в определённо-личных предложениях. У доски один учащийся выписывает слова с пропущенными буквами и обозначает условия выбора орфограммы в этих словах.

Следующее задание. Через проектор высвечивается текст с заданием к нему: какого стиля текст, обоснуйте ответ, какие средства художественной выразительности  использует автор, выпишите определённо-личные предложения и назовите форму глагола-сказуемого.

Кто кого

Настигаю. Настигаю. Огибаю. Обгоню.

Я колдую. Вихри чую. Грею сбрую я коню.

Конь мой спорый. Топи, боры, степи

горы пролетим.

Жарко дышит. Мысли слышит. Конь –

огонь и побратим.

Враг мой равен. Полноправен. Чей

скорей вскипит бокал?

Настигаю. Настигаю. Огибаю. Обогнал.

Дети делают вывод, что это текст художественного стиля речи, т. к. цель автора – описать картину погони. Напряжение этой погони передаётся с помощью эпитетов, олицетворений, сравнения, метонимии и повторов.

Следующее задание. Также через проектор на экран высвечивается текст с заданием к нему: какого стиля текст, определите его жанр, найдите определённо-личные предложения, подумайте, с какой целью автор текста использует их.

« 10 часов утра, вторник. Машина испортилась в 210 милях от Нью-Йорка. Беспомощно блуждаем в тумане. Пришлите как можно скорее буксир. Капитан».

Сообщаю учащимся, что это послание принёс с корабля почтовый голубь.

Дети делают вывод, что текст официально-делового стиля, это записка, определённо-личные предложения используются, чтоб передать информацию в как можно более краткой форме.

Следующее задание. Через проектор на экран высвечивается следующий текст с заданием к нему: определить стиль текста, найти определённо-личные предложения, входящие в состав сложных предложений, указать в них форму глагола-сказуемого.

-  Веди ж меня к ней.

-  Государь! Вы вправе требовать от меня, что вам угодно; но не прикажите постороннему  входить в спальню к жене моей.

-  Не умничай и не ломайся: жена она тебе или не жена, а я веду к ней кого хочу. Ваше благородие, ступай за мною.

-  Государь, предупреждаю вас, что она в белой горячке и третий день бредит без умолку.

-  Отворяй!

Дети отвечают, что текст разговорного стиля речи, в нём много определённо-личных предложений, которые входят в состав сложных предложений, многие сказуемые выражены формой повелительного наклонения. Затем объясняют постановку знаков препинания в предпоследней реплике диалога и чертят схему этого предложения.

Следующее задание творческого характера.

Представьте себе, что вы прогуливаетесь по аллеям осеннего парка. Изложите в письменном виде свои впечатления от увиденного, используя в своём сочинении

определённо-личные предложения.

Итоги урока:

Какое строение имеют определённо-личные предложения?

Назовите способы выражения сказуемого в определённо-личных предложениях.

Какова сфера употребления таких предложений?

Домашнее задание:

Написать репортаж о каком-либо событии с использованием определённо-личных предложений или упражнение 209 (по выбору учащихся).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Слайд 2

Сравните три пары предложений: И вижу я себя ребенком… Семь дев сеют лен. Приятно пахнет сосна. Все помню, все вижу… Сеют лен у семи Олен. Приятно пахнет сосной.

Слайд 3

(я) говор (мы) говор Ю им 1-е л. ед. и мн.ч. (ты) говор (вы) говор ишь ите 2-е л. ед.ч. и мн.ч. Говори говори те повелительное наклонение

Слайд 4

Кто кого Настигаю. Настигаю. Огибаю. Обгоню. Я колдую. Вихри чую. Грею сбрую я коню. Конь мой спорый. Топи, боры, степи, горы пролетим. Жарко дышит. Мысли слышит. Конь – огонь и побратим. Враг мой равен. Полноправен. Чей скорей вскипит бокал? Настигаю. Настигаю. Огибаю. Обогнал. Определите стиль текста, обоснуйте своё мнение. Какие средства художественной выразительности здесь есть? Спишите текст, подчёркивая основы определённо-личных предложений.

Слайд 5

« 10 часов утра, вторник. Машина испортилась в 210 ми- лях от Нью-Йорка. Беспомощно блуждаем в тумане. Пришлите как можно скорее буксир. Капитан.» К какому жанру относится текст? К какому стилю речи? Выпишите из текста определённо-личные предложения, с какой целью они используются?

Слайд 6

Веди ж меня к ней,- сказал самозванец, вставая с места. Государь! - сказал Швабрин.- Вы вправе требовать от меня, что вам угодно; но не прикажите постороннему входить в спальню к жене моей. Не умничай и не ломайся: жена она тебе или не жена, а я веду к ней кого хочу. Ваше благородие, ступай за мною. Государь, предупреждаю вас, что она в белой горячке и третий день бредит без умолку. Отворяй!- сказал Пугачёв. Укажите стиль текста, обоснуйте своё мнение. Найдите определённо-личные предложения, входящие в состав сложных. Какой формой глагола выражено в них сказуемое? Объясните постановку знаков препинания в предпоследней реплике диалога, начертите схему этого предложения.

Слайд 7

Составить текст на тему: « Прогулка по осеннему парку»

Слайд 8

Итог урока: Какое строение имеют определённо-личные предложения? Назовите способы выражения сказуемого в них. Перечислите сферу употребления определённо-личных предложений. Домашнее задание: по выбору написать репортаж о каком-нибудь событии с использованием определённо- личных предложений или упражнение № 209.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 9классе " Синонимика придаточных определительных предложений и причастных оборотов."

Синонимика придаточных определительных предложений и причастных оборотов - одна из непростых тем в 9классе.Цели: отработка навыка  взаимозамены  придаточных определительных и причастны...

Конспект урока по русскому языку "Обобщение по теме Бессоюзное сложное предложение"

Конспект урока по русскому языку "Обобщение по теме Бессоюзное сложное предложение"...

Конспект урока по русскому языку в 5 кл. "Второстепенные члены предложения"

Конпект урока  по русскому языку в 5 кл. для обучающихся коррекционной школы...

Конспект урока по русскому языку 9 класс на тему " Сложное предложение"

Представлен коспект по русскому языку на тему "Сложное предложение" для 9 класса...

Конспект урока по русскому языку по теме «Понятие о сложноподчиненном предложении»

Тема: «Понятие о сложноподчиненном предложении»Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели: создать условия для формирования знаний о СПП,развитияа) орфографической и пунктуационной гр...

Конспект урока по русскому языку. 5 класс. Тема: "Сложное предложение. Синтаксический разбор сложного предложения"

Урок по теме "Сложное предложение. Синтаксический разбор сложного предложения" в 5 классе. На уроке используются различные методы и приёмы обучения для формирования устойчивой грамотности. Р...