Урок русского языка 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Федирко Елена Ильинична

Урок открытия новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Федирко Елена Ильинична,

учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 8 г. Комсомольск-на-Амуре

Тема: Причастный оборот. Знаки препинания в предложениях с причастными оборотами. Синонимия причастных оборотов и придаточных определительных.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

Метапредметные:

М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; вычитывать  разные  виды  текстовой  информации  (фактуальную,

подтекстовую), преобразовывать информацию (производить эквивалентные замены).

М/к: оформлять свои мысли в устной форме, редактировать и оценивать речевое высказывание, обосновывать свою точку зрения.

Предметные:

ЛР:  анализировать  и  сопоставлять  предложения  с  придаточным определительным  и  причастным оборотом, производить

синонимическую замену придаточных определительных причастным оборотом.

ЛР: находить и исправлять речевые ошибки, связанные с неверным использованием причастных оборотов и придаточных

предложений,  выявлять  авторский  замысел  при  использовании  ошибочных синтаксических конструкций в художественном

произведении.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Языковая разминка с подведением к теме урока.

– Прочитайте две части предложения (представлены на слайде).

Книга рассказывает о судьбе нескольких поколений одной семьи.

Которую подарил мне мой дед.

– Составьте из них сложное предложение и запишите.

– Произведите синтаксический разбор этого предложения, составьте схему.

–  Замените  придаточное  определительное  причастным  оборотом.

Что для этого нужно сделать?

– Изменился ли смысл предложения? а его строение?

– Можно ли сказать, что предложения разные, а значение сходное,

близкое?

– Как в лексике называется такое явление?

– Прочитайте название параграфа – тему сегодняшнего урока.

– Что значит – ознакомление? (Эту тему будем изучать позже, в 6-м

классе, только знакомимся с ней.)

– Назовите ключевые слова. (Синонимия, причастный оборот, придаточное определительное.)

Познавательные УУД

1. Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного).

2. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, строить логические рассуждения.

3. Представлять модели объектов в знаково-символической форме.

Регулятивные УУД

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему и цель урока.

III. Открытие новых знаний.

Обращение к  презентации.

Задание на карточках – синонимические замены конструкций и наблюдение над явлением грамматической (синтаксической) синонимии.

Выполняется в парах.

Ученики записывают только предложения с причастным оборотом

(по вариантам). Взаимопроверка.

П.  –  Когда  ещё  мы  говорили  о грамматических  синонимах?  (При

изучении  строения слова  – синонимические суффиксы: разные  суффиксы  с  близким  или  одинаковым  значением  столик,  стульчик,

речка – уменьш. значение.)

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

IV. Развитие учебно-языковых и правописных умений.

Лингвистический  эксперимент  –  развивается  умение

находить придаточные определительные и заменять их причастными

оборотами, выявлять отличия, объяснять авторский выбор.

Чтение «исправленного» текста.

Методический комментарий. 

Это описание приморского городка, и причастные  обороты,  поскольку  называют  признак,  как  и  прилагательные, делают это описание ярче, образнее, оно становится компактным, ёмким и динамичным.  В  придаточных  определительных,  включающих  глаголы, сообщается о дополнительном действии. В описании же главными являются признаки, характеристики предметов, явлений.

Упр № 140– предупреждается речевая  ошибка в употреблении причастных  оборотов  и  придаточных  определительных:  невозможность их совмещения в одной конструкции.

Методический  комментарий.  

Важно,  чтобы  ученики  обратили  внимание, кто является автором этих фрагментов и зачем А.П. Чехов сознательно использует  в  своих  произведениях  эти  нарушения.  (Это  приём  речевой характеристики  персонажей:  людей  невежественных,  необразованных,  с низким уровнем культуры, грубых.)

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, производить эквивалентные замены, делать выводы.

Коммуникативные УУД

1. Выявлять языковые причины коммуникативных неудач.

2. Правильно употреблять в речи грамматические конструкции.

3. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения учебных задач.

V. Проверочная тестовая работа.

Самостоятельная  работа  «Причастный  оборот  и  его  выделение  на письме», задание в тестовой форме в тетради «Самостоятельные и проверочные работы по русскому языку. 6 класс» Е.С. Баровой, М.Р. Богдановой.

Учитель может предложить к выполнению всё задание или отдельные номера из него.

ТОУУ

VI. Итог урока.

– Сформулируйте, что нового вы узнали на уроке, на основе ключевых слов темы (см. учебник).

– Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки.

Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ

VII. Домашнее задание.

Задание по выбору: упр 154 или составить текст с использованием причастных оборотов и /или со ССП с придаточными определительными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...