Урок русского языка в 5 классе по теме "Обращение".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Урок русского языка по теме "Обращение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_v_5_klasse_po_russkomu_yazyku.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №32»» города Нижнекамска

Республики Татарстан

Конспект урока по русскому языку
в 5 классе

«Предложения с обращениями»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Мишустина  Светлана Валерьевна

г. Нижнекамск
2017

Урок русского языка в 5 классе

Тема: Предложения с обращениями

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели как деятельность учащихся:

     Предметные: находить обращения в предложении, устанавливать различия между обращением и подлежащим, графически обозначать обращение, опознавать и правильно интонировать предложения с распространёнными и нераспространёнными обращениями, пунктуационно оформлять предложения с обращениями.

    Метапредметные: пользоваться разными видами чтения (выборочным, ознакомительным, изучающим), анализировать, сравнивать, делать выводы. преобразовывать информацию из одной формы в другую (в схему, алгоритм); участвовать в речевом общении в соответствии с ситуацией и коммуникативной установкой.

  Личностные: формировать потребность в сохранении культуры русской речи и выражение уважительного отношения к людям посредством языка.

Ход урока.

  1. Оргмомент. Эмоциональный настрой на урок.
  2. Самоопределение к деятельности.

      Друзья мои, прекрасен наш союз!

      Он, как душа, неразделим и вечен-

      Неколебим, свободен и беспечен,

      Срастался он под сенью дружных муз.

-Кто автор этих строк? (А.С.Пушкин)

-Кому посвящает эти строки поэт? (Стихотворение «19 октября» посвящено лицейским товарищам. Оно проникнуто самыми добрыми и искренними чувствами, верой в несокрушимость дружеского союза. )

- Чему учат эти строки?

- Как вы думаете почему я начала урок с этих слов?

- Сегодня наш урок будет неразрывно связан с творчеством А.С.Пушкина. А также желаю вам дружной и плодотворной работы.

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Создание проблемной ситуации

На столах у учащихся два конверта со словами:

№1 – друзья, откроют, сказочный, мир.

№2 -  друзья, я, вам, открою, сказочный, мир. , ,

 - Составьте предложения: конверт №1 – третий и четвертый; конверт №2- первый и второй.

- Сравнить в группе, какие получились предложения.

Друзья откроют сказочный мир.

Я, вам, друзья, открою сказочный мир.

- Запишите эти предложения в тетради и выполните синтаксический разбор (двое учеников работают у доски).

-Что вы заметили необычного?

-Что общего и различного в этих предложениях?

- От чего это зависит?

- Выразительно прочитайте эти предложения и назовите слово, которое играет в них разную роль? Почему? Ваши доводы.

- Что обозначает это слово?

  1. Постановка учебной цели и задачи.

- Вы уже догадались, какая тема нашего урока?  (Обращение). Запись темы.

- Какие цели поставим перед собой?

- В соответствии с темой и целями нашего урока составим план нашего урока (на слайде):

1. Узнать, что такое…

2. Выяснить, как выделяется обращение в ….и …. речи.

3. Выяснить, ….  могут быть обращения.

4. Определить, какую роль играют обращения в….. .

5. Научиться находить обращение в…. и ставить знаки… .

 

- Обратите внимание, что этот план есть у каждого на столе, и в процессе урока на определенном этапе вы сможете оценить себя, поставив знак «+» в тот столбик, который вам подходит (см.Приложение)

- Ребята, я не ошибусь, если скажу, как много знаете вы о Пушкине, читали его сказки, учили наизусть большое количество стихотворений. И поэтому для успешного достижения наших целей предлагаю провести исследование по сказкам А.С.Пушкина. Вы согласны?

  1. Открытие новых знаний.

1 исследование. 1. Узнать, что такое обращение. 2. Выяснить, как выделяется обращение в устной и письменной речи.  ( Работа в группе  организована в раунде.)

- Перед вами отрывки из произведений А.С.Пушкина. Необходимо провести исследование, выполнив задания на карточках.

   На столах карточки с заданиями:

  • Свет мой, ………..! Скажи,

Да всю правду доложи… (зеркальце)

  • Ах ты, ………………….!

Это врешь ты мне назло. (мерзкое стекло)

  • Воротись, ………….., ты к рыбке;

Поклонись ей, выпроси уж избу. (дурачина)

  • Смилуйся, ………………….:

Еще пуще старуха бранится... (государыня рыбка)

Задания:

1. Вставьте пропущенные слова. Назовите, из какой сказки взяты строчки.

2. Выразительно прочитайте предложения, выделяя интонацией то слово,  с каким обращается говорящий к собеседнику.

3. Кого  называют обращения? (Обращение называет лицо или предмет, к которому  обращаются)

4. С какой интонацией произносятся обращения? (Интонация обращений звательная.  Раньше в русском языке был седьмой падеж – звательный, но язык явление изменчивое, живое. Сейчас звательный падеж сохранился в украинском языке)

5. Какие чувства могут выражать обращения. Докажите. ( Обращения, используемые нами, могут быть окрашены различными чувствами и выражать наше отношение к собеседнику. По обращению можно понять, каков человек, обращающийся с речью, и каков тот, к кому обращаются. Обращением можно выразить ласку,  доброту и, наоборот, злость, недовольство.)

6. Выяснить, как выделяется обращение в устной и письменной речи.( В устной речи обращение выделяется интонацией, а в письменной – знаками препинания.)

-Какие выводы можно сделать по первому исследованию?

 Выводы: обращение – это слово ( или словосочетание), называющее лицо или предмет, к которому обращается говорящий. В устной речи выделяется звательной интонацией, а в письменной знаками препинания.

Бланк самооценивания.

2 исследование. 3. Выяснить, на какие группы делятся обращения.

- Пушкин, как и все дворянские дети того времени, учился сначала дома, а затем в Царскосельском лицее. Лицеистов учили прекрасные преподаватели.  А рядом во дворце жил Александр I. Дворец окружал прекрасный парк. Пушкин любил гулять там с друзьями. Дружбе этой поэт остался верен всю жизнь.

- Обратите внимание на строчки из стихотворений Пушкина “К Пущину”, “К Дельвигу” ы выполните задания. (Работа в паре.)

Любезный  именинник,
О Пущин дорогой! 

О Дельвиг! Начертали

Мне музы мой удел…

Задания:

  1. Прочитайте предложения про себя. Найдите обращение. Что заметили? ( Обращение может

быть выражено одним словом и несколькими словами.)

  1. Подумайте, какими могут быть обращения. (Распространенные и нераспространенные)

Выводы: обращение, состоящее из одного  слова,  называется нераспространенным, из двух и более – распространенным.

-  А как вы обращаетесь к своим друзьям?

- Поблагодарите своего товарища за работу, используя обращение. Запишите предложение в тетрадь.

- Что у вас получилось?  (Ответы детей)

Бланк самооценивания.

3 исследование. 4. Определить, какую роль играют обращения в предложении.

- Идем дальше.  

1) Гости князю поклонились,

    Вышли вон и в путь пустились.

2) Чем вы, гости, торг ведете?

В предложениях указаны главные и второстепенные члены.

 

Задания:

  1. Рассмотрите предложения.
  2. Определите падеж повторяющихся слов.
  3. Сделайте выводы  о синтаксической роли обращений.

- Используя обращение, выясните, к какому выводу пришел твой партнер по лицу

(Выборочно спросить по схеме : «Катя, к какому выводу пришла Аня?»)

Выводы: обращение  в предложении стоит в И.п. и не является членом предложения.

Бланк самооценивания.

4 исследование. 5. Научиться находить обращение в предложении и ставить знаки препинания.

(Работа в группе.) Задания выполняют на листочке. Комментируют в раунде, начиная с  участника под номером 3.

– Вы молодцы, мы уже подходим к завершению нашего исследования.

– Продолжим наши наблюдения.

1)  Балдушка, погоди ты морщить море…

       

2)  Свет наш солнышко! Ты ходишь

      Круглый год по небу

3)  Балда приговаривал с укоризной:

    «Не гонялся бы ты, поп , за дешевизной»

4)  Не губи меня, девица!

1. Выделите грамматическую основу.

2. Выберите соответствующую схему и запишите рядом с предложением:

 [О,  – =] .  [О! – =].  [ – = ,О, …]. [ – = ,О].

Как обозначается обращение?

3. Сделайте выводы о постановке знаков препинания при обращении.

Проверка по слайду

Выводы: обращение в предложение обозначается буквой «о» ; в начале, в середине и в конце предложения выделяется знаками препинания. Если обращение, стоящее в начале предложения, произносится с особым чувством, то после него ставится восклицательный знак.

 Бланк самооценивания.

- Ребята, мы с вами провели огромную работу. Сравните свои выводы с материалами учебника на стр.177-178.

- Что нового узнали? (Местоимения ты, вы не являются обращениями.)

6. Первичное закрепление материала. Работа с учебником.

- Это задание очень важно выполнить, поскольку оно подскажет, понятна ли вам тема и не нужна ли кому дополнительная помощь.

Выполнение упр.272 . Каждый член группы в соответствии со своим номером записывает по одному предложению в тетрадь, находит обращение, расставляет знаки препинания, составляет схему. Взаимопроверка в раунде.

7. Итог урока.

- Итак, мы выявили все основные признаки обращения. Выполним небольшую проверочную работу. Закончите предложения:

1) Обращение – это слово (или словосочетание), называющее_______________________________

2) В устное речи обращение выделяется__________________________________________________

3) В письменной речи обращение выделяется_____________________________________________

4) Обращение может быть по составу____________________________________________________

5) Обращение________________________________ членом предложения.

Самопроверка по слайду.

8. Домашнее задание.

1) Упр.274, стр.177,178-правила.

2) Выпишите предложения с обращениями из сказок А.С.Пушкина (5 предложений).

3) Представьте, что вы находитесь  на дне рождения друга (подруги), где вам нужно произнести поздравительную речь. Составьте и запишите несколько вариантов предложений с обращением.

9. Рефлексия.

- Подходит к концу наш урок.  Обратите внимание в бланки самооценивания. Как вы думаете добились цели, которую сами себе поставили?  Предлагаю вам встретиться со своим товарищем на 6 часов и обсудить урок по схеме: я знаю - я запомнил- я смог.

- С каких строчек я начала наш урок?  («Друзья мои, прекрасен наш союз!»)

- Почему? Вы можете ответить?  (В этом предложении есть обращение.)

Приложение. Бланк самооценки

Этапы урока

Мне было тяжело

Я испытывал затруднения

Мне было легко

1.

Узнать, что такое обращение.

2.

Выяснить, как выделяется обращение в письменной и устной речи.

3.

Выяснить, какими могут быть обращения.

4.

Определить, какую роль играют обращения в предложении.

5.

Научиться находить обращения в предложении и ставить знаки препинания.

Список использованной литературы

  1. Русский язык: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]. — 29-е изд. — М.: Просвещение, 2007. — 224 с., 4л. ил.
  2. Угроватова Т. Ю. Подсказки на каждый день: На уроке в 5 кл.: Русский язык: Универс. рабочая тетр. с богатым теорет., а также практ. материалом, подгот. для детей и их родителей, для преподавателей-словесников… Калининград: Ред. книга, 1994 — 1 полугодие. — 1994. — 118 с.
  3. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 классе: Кн. для учителя / Г. А. Богданова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2003. — 206 с.
  4. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; — 3-е изд., стереотипное — М.: АЗЪ, 1995. — 928 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Конспект урока русского языка в 5 классепо теме"Правописание з и с на конце приставок".

Тема: Правописание з и с на конце приставок.Тип урока:урок объяснения нового материала.Цель:Познакомить учащихся с правилом правописания приставок, оканчивающихся на з и сЗадачи:формировать умение опр...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...