Рабочая программа по литературе 11 класс
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему

Ильинская Лидия Ивановна

Данная рабочая программа составлена на основе Примерной программы. Она основана на новом базисном плане, который отводит на изучение литературы в 11 классе 119 часов. Использована Программа по литературе 5-11 класс (базовый уровень) В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В. И. Коровина, И. С. Збарского, В. П. Полухиной. М. «Просвещение». 2014 г.  к учебнику  Русская литература XX века. 11 кл в 2-х ч./Под ред. В.П.Журавлева.- М.: Просвещение, 2014.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Раздел I.  Пояснительная записка

1. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной программы. Она основана на новом базисном плане, который отводит на изучение литературы в 11 классе ?????? часов. Использована Программа по литературе 5-11 класс (базовый уровень) В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В. И. Коровина, И. С. Збарского, В. П. Полухиной. М. «Просвещение». 2014 г.  к учебнику  Русская литература XX века. 11 кл в 2-х ч./Под ред. В.П.Журавлева.- М.: Просвещение, 2014.

 

2. Цели изучения курса

Компетенции

Общеучебные

• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

• сравнение, сопоставление, классификация;

• самостоятельное выполнение различных творческих работ;

• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

• составление плана, тезисов, конспекта;

• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Предметно-ориентированные

• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Традиционные формы уроков

Нестандартные формы уроков

Беседа

Эмоционально-образные

Уроки истолкования  (не эмоционально-образные)

Комбинированный урок

Композиция

Исследование

Комментированное чтение

Спектакль

Урок с использованием компьютерных технологий

Лекция

Урок-суд

Практикум

Смотр знаний

Семинар

Анализ эпизода

Читательская конференция

Диспут

Сочинение

Формы контроля:  устные сообщения, зачёты, контрольные работы, тестирование, сочинения разнообразных жанров, анализ текста

Технологии, методики:

  1. уровневая дифференциация;
  2. проблемное обучение;
  1. информационно-коммуникационные технологии;
  2. модульное обучение;
  3. здоровьесберегающие технологии;
  4. коллективный способ обучения  (работа в парах  постоянного   и  сменного состава)

                                              

Раздел II. Содержание обучения

Введение. Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская литература; литература, официально не признанная властью; литература Русского зарубежья. Различное и общее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы. Проблема нравственного выбора человека и проблема ответственности. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов.

Александр Александрович Блок. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные произведения обязательны для изучения). «Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Когда вы стоите на моем пути...». (Возможен выбор других стихотворений). Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии Вл. Соловьева. Темы и образы ранней поэзии: «Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир раннего Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и интонации. Блок и символизм. Образы «страшного мира», идеал и действительность в художественном мире поэта. Тема Родины в поэзии Блока. Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом». Поэт и революция. Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и ее восприятие современниками. Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. Символическое и конкретно-реалистическое в поэме. Гармония несочетаемого в языковой и музыкальной стихиях произведения. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала. Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние Блока на русскую поэзию XX века.

Теория литературы. Лирический цикл (стихотворений). Верлибр (свободный стих). Авторская позиция и способы ее выражения в произведении (развитие представлений).

Новокрестьянская поэзия (Обзор). Николай Алексеевич Клюев. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Рождество избы», «Вы обещали нам сады...», «Я посвященный от народа...». (Возможен выбор трех других стихотворений.) Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина, Майкова, Мея и др. Интерес к художественному богатству славянского фольклора. Клюев и Блок. Клюев и Есенин. Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. Художественные и идейно-нравственные аспекты этой полемики.

Сергей Александрович Есенин. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская», «Сорокоуст» (указанные произведения обязательны для изучения). «Я покинул родимый дом...», «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...». (Возможен выбор трех других стихотворений). Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его творчества. Идея «узловой завязи» природы и человека. Народно-поэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики. Традиции Пушкина и Кольцова, влияние Блока и Клюева. Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым  людям. Есенин и имажинизм. Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные образы есенинской лирики. Трагическое восприятие революционной  ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности человеческого бытия. Поэтика есенинского цикла («Персидские мотивы»).

Теория литературы. Фольклоризм литературы (углубление понятия). Имажинизм. Лирический стихотворный цикл (углубление понятия). Биографическая основа литературного произведения (углубление понятия).

Литература 20-х годов XX века. Обзор с монографическим изучением одного-двух произведений (по выбору учителя и учащихся). Общая характеристика литературного процесса. Литературные объединения («Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовы братья» и др.). Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А. Блок, 3. Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, Д. Мережковский, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам и др.). Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом (В. Хлебников, поэты-обэриуты). Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения («Конармия» И. Бабеля, «Россия, кровью умытая» А. Веселого, «Разгром» А. Фадеева). Трагизм восприятия революционных событий прозаиками старшего поколения («Плачи» А. Ремизова как жанр лирической орнаментальной прозы; «Солнце мертвых» И. Шмелева). Поиски нового героя эпохи («Голый год» Б. Пильняка, «Ветер» Б. Лавренева, «Чапаев» Д. Фурманова). Русская эмигрантская сатира, ее направленность (А. Аверченко. «Дюжина ножей в спину революции»; Тэффи. «Ностальгия»).

Теория литературы. Орнаментальная проза (начальные представления).

Владимир Владимирович Маяковский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно»,  «Лиличка!»,   «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» (указанные произведения являются обязательными для изучения). «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой». (Возможен выбор трех-пяти других стихотворений.). Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа. Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Поэт и революция. Пафос революционного переустройства мира. Космическая масштабность образов. Поэтическое новаторство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха). Своеобразие любовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия по эта. Широта жанрового диапазона творчества поэта-новатора. Традиции Маяковского в российской поэзии XX столетия.

Теория литературы. Футуризм (развитие представлений). Тоническое стихосложение (углубление понятия). Развитие представлений о рифме: рифма составная (каламбурная), рифма ассонансная.

Литература 30-х годов XX века (Обзор). Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов. Понимание миссии поэта и значения поэзии в творчестве А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака, О. Мандельштама и др. Новая волна поэтов: лирические стихотворения Б. Корнилова, П. Васильева, М. Исаковского, А. Прокофьева, Я. Смелякова, Б. Ручьева, М. Светлова и др.; поэмы А. Твардовского, И. Сельвинского. Тема русской истории в литературе 30-х годов: А. Толстой. «Петр Первый», Ю. Тынянов. «Смерть Вазир-Мухтара», поэмы Дм. Кедрина, К. Симонова, Л. Мартынова. Утверждение пафоса и драматизма революционных испытаний в творчестве М. Шолохова, Н. Островского, В. Луговского и др.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Жизнь и творчество. (Обзор.) Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита». (Изучается один из романов — по выбору.) История со здания романа «Белая гвардия». Своеобразие жанра и композиции. Многомерность исторического пространства в романе. Система образов. Проблема выбора нравственной и гражданской позиции в эпоху смуты. Образ Дома, семейного очага в бурном водовороте исторических событий, социальных потрясений. Эпическая широта изображенной панорамы и лиризм раз мышлений повествователя. Символическое звучание образа Города. Смысл финала романа. История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровневость повествования: от символического (библейского или мифологического) до сатирического (бытового). Сочетание реальности и фантастики. «Мастер и Маргарита» — апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака. Традиции европейской и отечественной литературы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (И.-В. Гете, Э. Т. А. Гофман, Н. В. Гоголь).

Теория литературы. Разнообразие типов рома на в русской прозе XX века. Традиции и новаторство в литературе.

Андрей Платонович Платонов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Рассказ «Усомнившийся Макар». Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя — мечта теля и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аскетичного бытия, благородства детей. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философская многозначность названия. Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М. Е. Салтыков-Щедрин).

Теория литературы. Индивидуальный стиль писателя (углубление понятия). Авторские неологизмы (развитие представлений).

Анна Андреевна Ахматова. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Песня последней встречи...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля» (указанные произведения обязательны для изучения). «Я научилась просто, мудро жить...», «Приморский сонет». (Возможен выбор двух других стихотворений.) Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Слиянность темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны. Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и благородство скорбного стиха. Трагическое звучание «Реквиема». Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.

Теория литературы. Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы (закрепление понятия). Сюжетность лирики (развитие представлений).

Осип Эмильевич Мандельштам. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Го мер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...» (указанные произведения обязательны для изучения). «Silentium», «Мы живем, под собою не чуя страны...». (Возможен выбор трех-четырех других стихотворений.) Культурологические истоки творчества поэта. Слово, словообраз в поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта. Описательно-живописная манера и философичность поэзии Мандельштама. Импрессионистическая символика цвета. Ритмико-интонационное многообразие. Поэт и «век-волкодав». Поэзия Мандельштама в конце XX — начале XXI века.

Теория литературы. Импрессионизм (развитие представлений). Стих, строфа, рифма, способы рифмовки (закрепление понятий).

Марина Ивановна Цветаева. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Тоска по родине! Давно...» (указанные произведения обязательны для изучения). «Попытка ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину». (Возможен выбор двух-трех других стихотворений.) Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога-исповеди. Тема творчества, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи (революция, Гражданская вой на, вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Этический максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мира обывателей, «читателей газет». Образы Пушкина, Блока, Ахматовой, Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Традиции Цветаевой в русской поэзии XX века.

Теория литературы. Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), фольклоризм литературы (углубление понятия), лирический герой (углубление понятия).

Михаил Александрович Шолохов. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.) «Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса. Широта эпического повествования. Герои эпопеи. Система образов романа. Тема семейная в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в эпопее. Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение высоких нравственных ценностей в романе. Традиции Л. Н. Толстого в прозе М. А. Шолохова. Художественное своеобразие шолоховского романа. Художественное время и художественное пространство в романе. Шолоховские традиции в русской литературе XX века. Теория литературы. Роман-эпопея (закрепление понятия). Художественное время и художественное пространство (углубление понятий). Традиции и новаторство в художественном творчестве (развитие представлений).

Литература периода     Великой Отечественной войны. (Обзор) Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика А. Ахматовой, Б. Пастернака, H. Тихонова, М. Исаковского, А. Суркова, А. Прокофьева, К. Симонова, О. Берггольц, Дм. Кедрина и др.; песни А. Фатьянова; поэмы «Зоя» М. Алигер, «Февральский дневник» О. Берггольц, «Пулковский меридиан» В. Инбер, «Сын» П. Антокольского. Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя. Активизация внимания к героическому прошлому народа в лирической и эпической поэзии, обобщенно-символическое звучание признаний в любви к родным местам, близким людям. Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, по вести А. Толстого, М. Шолохова, К. Паустовского, А. Платонова, В. Гроссмана и др.  Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны: драматургия К. Симонова, Л. Леонова. Пьеса-сказка Е. Шварца «Дракон». Значение литературы периода Великой Отечествен ной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины XX века.

Литература 50—90-х годов (Обзор) Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова,    К. Воробьева,    В. Быкова,    Б. Васильева и др. Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели» (Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Е. Евтушенко и др.). Особенности языка, стихосложения молодых поэтов-шестидесятников. Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики: В. Соколов, В. Федоров, Н. Рубцов, А. Прасолов, Н. Глазков, С. Наровчатов, Д. Самойлов, Л. Мартынов, Е. Винокуров, С. Старшинов, Ю. Друнина, Б. Слуцкий, С. Орлов и др.

«Городская» проза: Д. Гранин, В. Дудинцев, Ю. Три фонов, В. Макании и др. Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений. «Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в повестях С. Залыгина, В. Белова, В. Астафьева, Б. Можаева, Ф. Абрамова, В. Шукшина, В. Крупина и др. Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Володина («Пять вечеров»), А. Арбузова («Иркутская история», «Жестокие игры»), В. Розова («В добрый час!», «Гнездо глухаря»), А. Вампилова («Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын») и др.

Литература Русского зарубежья. Возвращенные в отечественную литературу имена и произведения (В. Набоков, В. Ходасевич, Г. Иванов, Г. Адамович, Б. Зайцев, М. Алданов, М. Осоргин, И. Елагин). Многообразие оценок литературного процесса в критике и публицистике.

Авторская песня. Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, внимание к личности; методическое богатство, современная ритмика и инструментовка). Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора, В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Кима и др.

Александр Трифонович Твардовский. Жизнь и творчество. Личность. (Обзор.) Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...» (указанные произведения обязательны для изучения). «В тот день, когда закончилась война...», «Дробится рваный цоколь монумента...», «Памяти Гагарина». (Возможен выбор двух-трех других стихотворений.) Лирика крупнейшего русского эпического поэта XX века. Размышления о настоящем и будущем Родины. Чувство сопричастности к судьбе страны, утверждение высоких нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа. Искренность исповедальной интонации поэта. Некрасовская традиция в поэзии А. Твардовского.

Теория литературы. Традиции и новаторство в поэзии (закрепление понятия). Гражданственность поэзии (развитие представлений). Элегия как жанр лирической поэзии (закрепление понятия).

Борис Леонидович Пастернак. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь» (указанные произведения обязательны для изучения). «Марбург», «Быть знаменитым некрасиво...». (Возможен выбор двух других стихотворений.) Тема по эта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Стремление постичь мир, «дойти до самой Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов). История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лирического начал. Образы-символы и сквозные мотивы в романе. Образ главного героя — Юрия Живаго. Женские образы в романе. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака.

Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.) Повесть «Один день Ивана Денисовича» (только для школ с русским (родным) языком обучения). Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.

Теория литературы. Прототип литературного героя (закрепление понятия). Житие как литературный повествовательный жанр (закрепление понятия).

Варлам Тихонович Шаламов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Рассказы «На представку», «Сентенция». (Возможен выбор двух других рассказов.) Автобиографический характер прозы В. Т. Шаламова. Жизненная достоверность, почти документальность «Колымских рассказов» и глубина проблем, поднимаемых писателем. Исследование человеческой природы «в крайне важном, не описанном еще состоянии, когда человек приближается к состоянию, близкому к состоянию зачеловечности». Характер повествования. Образ повествователя. Новаторство Шаламова-прозаика.

Теория литературы. Новелла (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (развитие представлений). Традиции и новаторство в художественной литературе (развитие представлений).

Николай Михайлович Рубцов. «Видения на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся). Основные темы и мотивы лирики Рубцова — Родина-Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности: красота и любовь, жизнь и смерть, радости и страдания. Драматизм мироощущения поэта, обусловленный событиями его личной судьбы и судьбы народа. Традиции Тютчева, Фета, Есенина в поэзии Рубцова.

Валентин Григорьевич Распутин. «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни». (Од но произведение по выбору.) Тема «отцов и детей» в по вести «Последний срок». Народ, его история, его земля в повести «Прощание с Матерой». Нравственное величие русской женщины, ее самоотверженность. Связь основных тем повести «Живи и помни» с традициями русской классики.

Иосиф Александрович Бродский. Стихотворения: «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Со нет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня...»). (Возможен выбор трех других стихотворений.) Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского. «Естественность и органичность сочетания в ней культурно-исторических, философских, литературно-поэтических и автобиографических пластов, реалий, ассоциаций, сливающихся в единый, живой поток непринужденной речи, откристаллизовавшейся в виртуозно организованную стихотворную форму» (В. А. Зайцев). Традиции русской классической поэзии в творчестве И. Бродского.

Теория литературы. Сонет как стихотворная форма (развитие понятия).

Булат Шалвович Окуджава. Слово о поэте. Стихотворения: «До свидания, мальчики», «Ты течешь, как река. Странное название...», «Когда мне невмочь пересилить беду...». (Возможен выбор других стихотворений.) Память о войне в лирике поэта-фронтовика. Поэзия «оттепели» и песенное творчество Окуджавы. Арбат как особая поэтическая вселенная. Развитие романтических традиций в поэзии Окуджавы. Интонации, мотивы, об разы Окуджавы в творчестве современных поэтов-бардов.

Теория литературы. Литературная песня. Романс. Бардовская песня (развитие представлений).

Александр Валентинович Вампилов. Пьеса «Утиная охота». (Возможен выбор другого драматического произведения.) Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.

Из литературы народов России. Р. Гамзатов.  (Обзор.)  Соотношение национального и общечеловеческого в лирике поэта. Понятие о поэтическом мире Р. Гамзатова; изобразительно-выразительные средства его поэзии; воспитывать чувство уважения к культуре других народов

Теория литературы. Национальное и обще человеческое в художественной литературе (развитие представлений).

Литература конца XX — начала XXI века. Общий обзор произведений последнего десятилетия. Проза: В. Белов, А. Битов, В. Маканин, А. Ким, Е. Носов, В. Крупин, С. Каледин, В. Пелевин, Т. Тол стая, Л. Петрушевская, В. Токарева, Ю. Поляков и др. Поэзия: Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Ю. Друнина, Л. Васильева, Ю. Мориц, Н. Тряпкин, А. Кушнер, О. Чухонцев, Б. Чичибабин, Ю. Кузнецов, И. Шкляревский, О. Фокина, Д. Пригов, Т. Кибиров, И. Жданов, О. Седакова и др.

Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся

 

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  1. содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  2. наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  3. основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  4. историко-культурный контекст изучаемых произведений;
  5. основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  1. работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного,

       выделяя смысловые части);

  1. определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  2. выявлять авторскую позицию;
  3. выражать свое отношение к прочитанному;
  4. сопоставлять литературные произведения;
  5. выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  6. характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  7. выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  8. владеть различными видами пересказа;
  9. строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  10. участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
  11. писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

Основные виды устных и  письменных работ

Устно: выразительное чтение текста художественного произведения в объеме изучаемого курса литературы, комментированное чтение.

Устный пересказ всех видов - подробный, выборочный, от другого лица, краткий, художественный (с максимальным использованием художественных особенностей изучаемого текста) - главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи и т. д.

Подготовка характеристики героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) крупных художественных произведений, изучаемых по программе старших классов.

Рассказ, сообщение, размышление о мастерстве писателя, стилистических особенностях его произведений, анализ отрывка, целого произведения, устный комментарий прочитанного.

Рецензия на самостоятельно прочитанное произведение большого объема, просмотренный фильм или фильмы одного режиссера, спектакль или работу актера, выставку картин или работу одного художника, актерское чтение, иллюстрации и пр.

Подготовка сообщения, доклада, лекции на литературные и свободные темы, связанные с изучаемыми художественными произведениями.

Свободное владение монологической и диалогической речью (в процессе монолога, диалога, беседы, интервью, доклада, сообщения, учебной лекции, ведения литературного вечера, конкурса и т. д.).

Использование словарей различных типов (орфографических, орфоэпических, мифологических, энциклопедических и др.), каталогов школьных, районных и городских библиотек.

Письменно: составление планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю.

Создание сочинений проблемного характера, рассуждений, всех видов характеристик героев изучаемых произведений.

Подготовка доклада, лекции для будущего прочтения вслух на классном или школьном вечере.

Создание рецензии на прочитанную книгу, устный доклад, выступление, фильм, спектакль, работу художника-иллюстратора.

Зачет (сочинение)

Произведения для заучивания наизусть

А. А. Блок. «Незнакомка». «Россия». «Ночь, улица, фонарь, аптека...».

В. В. Маяковский. «А вы могли бы?»  «Послушайте!»

С.А.Есенин. Письмо к матери. «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..». «Не жалею, не зову, не плачу...».

М. И. Цветаева. «Моим стихам, написанным так рано...». Стихи к Блоку («Имя твое - птица в руке...»). «Кто создан из камня, кто создан из глины...».

О. Э. Мандельштам. «Notre Dаmе». «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...».

А. А. Ахматова. «Мне ни к чему одические рати...». «Мне голос был. Он звал утешно...». Родная земля.

Б. Л. Пастернак. «Февраль. Достать чернил и плакать!..». Определение поэзии. «Во всем мне хочется дойти до самой сути...».

Раздел III. Перечень учебно-методического обеспечения

                                                                                 

Программа по литературе 5-11 класс (базовый уровень) В. Я. Коровиной,  В. П. Журавлёва, В. И. Коровина, И. С. Збарского, В. Полухиной. М. «Просвещение». 2014 г.

Дополнительная литература

  1. Агеносов В.В.  Русская литература 20 века. Методическое пособие   М. «Дрофа», 2010
  2. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе.  11 класс. II полугодие.- М.: ВАКО, 2006
  1. Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе XX века. 11 класс. I полугодие- М.: ВАКО, 2006
  2. Миронова Н.А. Тесты по литературе: к учебнику «Русская литература XX века. В 2-х ч.11 кл.».- М.: Экзамен, 2008
  3. Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе. 5-11кл.-М.:А
  4.  Чертов В.ф. Литература 11 класс (Тесты, вопросы, задания  по русской  литературе  20 века).  М. «Просвещение», 2002  
  1. Я иду  на  урок  литературы,11 класс  М. «Первое сентября»,2002                                                                            
  2. Преподавание  литературы в 11 классе. Книга  для  учителя  М. 2014                                       
  3. .Контрольные  и  проверочные  работы  по  литературе  9-11 классов                                                
  4. Поэзия  серебряного века  М. «Дрофа», 2010                                                                                         
  5. Русская  литература 20 века. Учебное  пособие  для поступающих  в вузы  М. уч.-науч. Центр «Московский лицей»,2008

Ресурсы Интернет:

  1. Виртуальная библиотека по русской литературе XVIII–XX веков 
  2. Сайт о стихосложении В.Онуфриева
  3. Сайт о жизни и творчестве С. Есенина  http://esenin.ru/
  4. Сайт о жизни и творчестве И. Бунина  buninivan.org.ru/    
  5. Сайт о жизни и творчестве А.И. Куприна http://kuprin.org.ru/ 
  6. Сайт о жизни и творчестве  А. Ахматовой http://www.akhmatova.org 
  7. Сайт о жизни и творчестве М. Горького hrono.info/biograf/bio_g/gorky_max.php        
  8. Сайт о поэзии «серебряного века»    http://www.silverage.ru/ 

Раздел IV. Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема, основное содержание урока

Тип урока

Формы контроля

Учебные компетенции

Домашнее задание

1

Общественно-политическая жизнь России в 80-90 годы 19 века и ее отражение в литературе

лекция

Показать взаимосвязь литературы и общественной мысли конца 19 века с историческими процессами в стране и в мире и их взаимосвязь

прочитать лекцию, индивидуально биография А.П.Чехова

2

А.П.Чехов. Жизнь и творчество. Повторение ранее изученного. «Смерть чиновника», «Хамелеон», «толстый и тонкий», «Пересолил»

сообщение с просмотром презентации, лекция учителя

тестовый контроль

Этапы биографии и творчества А.П.Чехова, повторение понятий: реализм, юмор, сатира

знать содержание рассказов Чехова, биографию писателя

3

А.П.Чехов. Рассказ «Ионыч»

лекция, практикум

аналитическая беседа

Показать духовную деградацию героя в рассказе

 знать содержание рассказа, записи в тетради, инд. Рассказ «Дама с собачкой»

4

А.П.Чехов. Рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»

аналитичес-кая беседа, рассказ учителя

беседа по содержанию

показать идейный смысл и нравственную проблематику произведений. Повторение: жанр, художественная деталь

прочитать рассказы трилогии, индив. задания по пьесе «Вишневый сад»

5-6

А.П.Чехов. Пьеса «Вишневый сад». История создания. Образы главных героев. Особенности разрешения конфликта в пьесе

лекция, аналитичес-кая беседа, сообщение с использова-нием презентации

тестовый контроль

Показать своеобразие стиля, своеобразие конфликта, лирическое и трагическое в пьесе

знать содержание пьесы, подготовить характеристику героев, знать положения лекции

7

Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия. Основные темы и проблемы.

Лекция

Входной тест

Знать характерные особенности эпохи; основные этапы развития литературы. Уметь конспектировать лекцию учителя.

Выучить по тетради лекцию учителя, индивидуально  - по учебнику (по вариантам с. 20-21, 22-24, 24-25, 26), индивидуально – сообщение об И. А. Бунине

8

И.А. Бунин. Жизнь и творчество. Лирика И.А. Бунина. Её философичность, лаконизм, изысканность.

Лекция, практикум

Знать важнейшие биографические сведения о писателе. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.

Прочитать рассказ И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско», используя материалы сайта buninivan.org.ru

9-10

Рассказ «Господин из Сан-Франциско». Обращение писателя к широчайшим социально - философским обобщениям. Поэтика рассказа.

Практикум

Тестовый контроль

Уметь составлять развёрнутую характеристику героя; определять роль художественной детали, выделять в тексте нравственно-идеологические проблемы и формулировать собственные ценностные ориентиры

Прочитать рассказ И. А. Бунина «Чистый понедельник», индивидуально – по учебнику о рассказе «Господин из Сан-Франциско», с. 45-46., тест  Бунин И.А. Господин из Сан-Франциско

11

Тема любви в рассказе «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования в прозе писателя.

Беседа

Уметь определять стилистическую окрашенность повествования, анализировать эпизод и объяснять его связь с проблематикой произведения

Индивидуально – сообщение об А. И. Куприне, по учебнику о рассказе И. А. Бунина «Чистый понедельник», с. 53-54, всем – прочитать повесть А. И. Куприна «Гранатовый браслет», используя материалы сайта http://kuprin.org.ru/

12

А.И. Куприн. Жизнь и творчество. Рассказы писателя «Allez», «Изумруд», «Телеграфист».

Лекция, беседа

Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.

С. 60-61

13-14

Рассказ «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова.

Практикум

Знать сюжет, особенности композиции и систему образов.

Уметь выполнять тестовые задания

Тест Куприн А.И. Гранатовый браслет, читать «Олеся»

15

Рассказ А.И.Куприна «Олеся»

Практикум

Устный опрос

Уметь анализировать образ героя литературного произведения

Тест Куприн А.И. Олеся

16-17

Зачет № 1. Сочинение по творчеству А.П.Чехова,И.А.Бунина, А.И.Куприна

сочинение

Уметь создавать сочинение-рассуждение проблемного характера; обосновать свое высказывание

18

М. Горький. Жизнь и творчество.

Лекция, практикум

Знать важнейшие биографические сведения о писателе

Читать «Старуха Изергиль»

19

Ранние романтические рассказы «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа.

Лекция, практикум

Знать тексты произведений; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь  анализировать произведение в единстве содержания и формы.

Прочитать 1-2-ое действия пьесы А. М. Горького «На дне».

20

«На дне» как социально - философская драма. Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.

Лекция, беседа

Знать историю создания произведения, жанровое своеобразие, проблематику

Дочитать пьесу А. М. Горького «На дне».

21

Смысл названия пьесы. Хозяева жизни «на дне».

Беседа

Выразительное чтение

Уметь проследить развитие конфликта в драме, анализировать место и роль отдельного эпизода в произведении, анализировать систему образов

Сочинение-миниатюра «В чем смысл названия пьесы?»

22

Три правды в пьесе «На дне».

Беседа

Устный опрос

Уметь проследить развитие конфликта в драме, анализировать место и роль отдельного эпизода в произведении, анализировать систему образов

Составить тест по содержанию пьесы

23

Социальная и нравственно - философская проблематика пьесы.

Беседа, практикум

Устный опрос

Уметь проследить развитие конфликта в драме, анализировать место и роль отдельного эпизода в произведении, анализировать систему образов

Подготовить материал к контрольному сочинению

24

Серебряный век русской поэзии

Лекция

Знать характерные особенности эпохи, отраженные в произведениях. Уметь выполнять тестовые задания.

Выучить по тетради лекцию учителя, тест «Серебряный век» русской поэзии

25

Русский символизм и его истоки. В.Я. Брюсов. Слово о поэте.

Проблематика и стиль произведений В.Я Брюсова.

Лекция, практикум

Знать важнейшие биографические сведения о поэте. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.

Выучить материал лекции в тетради, знакомство с материалами сайта http://www.silverage.ru/

26

Поэт-акмеист Н.С. Гумилёв. Проблематика и поэтика лирики Н.С. Гумилёва.

Лекция, практикум

Знать важнейшие биографические сведения о поэте. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.

Тест Готовимся к ЕГЭ. Задание В12. Стихотворные размеры. Вариант 2 

27

Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. Поиски новых поэтических форм в лирике И. Северянина.

Лекция, беседа

Знать основные положения футуризма как литературного направления.

Уметь выступать с устным сообщением

Выучить по учебнику с. 143-146

28

А. А, Блок. Жизнь и творчество. Блок и символизм. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о прекрасной Даме».

Лекция, беседа

Теория стихосложения

Знать важнейшие биографические сведения о поэте. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.

Выучить по вариантам с. 186-188, с. 188-189., наизусть «Ночь, улица, фонарь, аптека...».

29

Тема страшного мира в лирике

А. Блока. «Незнакомка», «В ресторане», «Фабрика». Развитие понятия об образе-символе.

Практикум

Выразительное чтение наизусть

Уметь передавать динамику чувств героя и автора в выразительном чтении.

Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

Выучить наизусть стихотворение «Фабрика».

30

Тема Родины в лирике А. Блока. «Россия», «Река раскинулась», «На железной дороге».

Практикум

Выразительное чтение наизусть

Уметь передавать динамику чувств героя и автора в выразительном чтении.

Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

Выучить наизусть стихотворение «Россия».

31-32

Поэма «Двенадцать» и сложность её художественного мира.

Лекция, практикум

Знать сюжет поэмы и её героев; понимать неоднозначность трактовки финала; символику поэмы

Уметь выделять ИВС и определять их роль в художественном тексте.

Уметь составлять план сочинения и отбирать литературный материал в соответствии с темой

Выучить по учебнику с. 204-208.

33-34

Зачет № 2. Сочинение по творчеству поэтов Серебряного века

Уметь создавать сочинение-рассуждение проблемного характера; обосновать свое высказывание

35

С.А. Есенин. Жизнь и творчество. Ранняя лирика. «Гой ты, Русь моя родная...», «Письмо матери».

Лекция, беседа

Знать важнейшие биографические сведения о поэте. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.

Наизусть «Письмо к матери»

36

Тема России в лирике С. Есенина.

«Я покинул родимый дом…», «Русь Советская», «Спит ковыль.

Равнина дорогая...», «Возвращение на родину» и др.

Практикум

Выразительное чтение наизусть

Знать эволюцию темы Родины в лирике Есенина.

Выучить материал лекции по тетради, использовать материалы сайта http://esenin.ru/ 

37

Любовная тема в лирике С. Есенина. «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ» и др.

Практикум

Выразительное чтение наизусть

Уметь определять смену чувств в стихах о любви на основе личностного восприятия.

Уметь выделять ИВС и определять их роль в художественном тексте

Выучить наизусть стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ»

38

Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С. Есенина. Трагизм восприятия гибели русской деревни. «Не жалею, не зову, не плачу...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Сорокоуст».

Практикум

Выразительное чтение наизусть

Уметь выступать с устным сообщением.

Уметь выделять ИВС и определять их роль в художественном тексте

Наизусть «Не жалею, не зову, не плачу...».

39

Литературный процесс 20-х годов. Обзор русской литературы 20-х

годов. Тема революции и Гражданской войны в прозе 20-х годов.

Семинар

Знать характерные особенности эпохи; основные этапы развития литературы. Уметь составлять конспект.

Подготовиться к семинару по эмигрантской сатире (темы в тетради)

40

Русская эмигрантская сатира.

Семинар

Готовимся к ЕГЭ. Задание В2. Жанры литературы

Знать характерные особенности эпохи; основные этапы развития литературы. Уметь составлять конспект

Выучить по учебнику с. 283-287

41

В.В. Маяковский Жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики поэта.

Лекция, беседа

Знать тематику лирики раннего творчества поэта, особенности строфики и графики; понимать, в чём состоит новаторский характер поэзии.

Знать сатирические произведения в творчестве поэта.

Уметь находить объекты сатиры,  выделять ИВС и определять их роль в художественном тексте

Наизусть «А вы могли бы?»

42

Пафос революционного переустройства мира в лирике поэта. Сатирический пафос лирики. «Прозаседавшиеся» и др.

Практикум

Выразительное чтение наизусть

Знать сатирические произведения в творчестве поэта.

Уметь находить объекты сатиры,  выделять ИВС и определять их роль в художественном тексте

Наизусть «Послушайте»

43

Своеобразие любовной лирики В. Маяковского.

Практикум

Выразительное чтение наизусть

Знать особенности любовной лирики поэта.

Уметь определять смену чувств лирического героя

Выучить по учебнику по вариантам с. 287-289, с. С. 289-290.

44

Тема поэта и поэзии в творчестве В. Маяковского.

Практикум

Устный опрос

Знать особенности раскрытия  данной темы поэтом.

Уметь анализировать стихотворения

Выучить по учебнику с. 301-304.

43

Литература З0-х годов. Обзор. Сложность творческих поисков и писательских судеб 30-х годов.

Семинар

Знать характерные особенности эпохи; основные этапы развития литературы. Уметь составлять конспект.

Повторить справочный материал

44

М.А. Булгаков. Жизнь и творчество. История создания, проблематика романа «Мастер и Маргарита».

Лекция

Знать биографию писателя, историю создания и публикации, своеобразие жанра и композиции романа «Мастер и Маргарита»

Выучить по учебнику по вариантам с. 65-66 (II), с. 68-69 (II), с. 69-70 (II).

45

Сочетание фантастики и реальности. Композиция романа.

Беседа, практикум

Устный опрос

Знать роль фантастики в романе.

Уметь постигать содержание произведения на аналитическом уровне.

Уметь составлять групповую характеристику персонажей.

Уметь делать обобщение на основе сравнительной характеристики героев.

Тест по содержанию романа

46

Сатира и глубокий психологизм романа.

Практикум

Устный опрос

Уметь составлять развёрнутую характеристику героя; определять роль художественной детали.

Уметь составлять план сочинения и отбирать литературный материал в соответствии с темой

Выучить по учебнику по вариантам с. 66 (II), с. 67-68 (II).

47

Проблема творчества и судьбы художника.

Практикум

Уметь составлять развёрнутую характеристику героя; определять роль художественной детали.

Уметь составлять план сочинения и отбирать литературный материал в соответствии с темой

Подобрать материал к сочинению по роману

48-49

А.П. Платонов. Жизнь и творчество. Рассказ «Песчаная учительница».(Котлован)

Урок внеклассного чтения

Знать смысл названия произведения, центральные образы, проблематику.

Уметь вести диалог

Подготовить сообщения о жизни и творчестве Ахматовой А. с использованием сайта http://www.akhmatova.org/

50-51

Зачет № 3. Сочинение  по роману Булгакова «Мастер и Маргарита»

Урок контроля

Контрольное сочинение

Уметь отбирать литературный материал по выбранной теме, полно раскрыть её и грамотно изложить материал, самостоятельно редактировать текст

Читать «Песчаная учительница»

52

А. А. Ахматова. Жизнь и творчество. Любовная лирика.

Лекция, практикум

Знать важнейшие биографические сведения о поэте. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.

Наизусть «Мне голос был. Он звал утешно...»

53

Судьба России и судьба поэта в лирике А. А. Ахматовой.

Практикум

Выразительное чтение наизусть

Знать особенности раскрытия темы.

Уметь выделять ИВС в поэтическом тексте  и определять их роль

Наизусть «Родная земля»

54

Поэма А. Ахматовой «Реквием». Смысл названия поэмы.

Практикум

Выразительное чтение наизусть

Знать смысл названия произведения, центральные образы, проблематику, художественные особенности поэмы

Наизусть «Мне ни к чему одические рати...»

55

Единство трагедии народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.

Практикум

Устный опрос. Выразительное чтение наизусть

Знать особенности раскрытия темы.

Уметь выделять ИВС в поэтическом тексте  и определять их роль

Подготовить сообщения о жизни и творчестве О. Мандельштама

56

О.Э. Мандельштам. Жизнь и творчество. Культурологические истоки и музыкальная природа эстетического переживания в лирике поэта.

Лекция, практикум

Знать важнейшие биографические сведения о поэте. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.

Наизусть «Notre Dаmе».

57

М.И. Цветаева. Жизнь и творчество. Тема поэта и поэзии в лирике М. Цветаевой.

Лекция, практикум

Выразительное чтение наизусть

Знать важнейшие биографические сведения о поэте. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.

Наизусть «Моим стихам, написанным так рано...»

58

Тема Родины в лирике М. Цветаевой.

Практикум

Выразительное чтение наизусть

Знать основные мотивы лирики М.Цветаевой.

Уметь выделять ИВС в поэтическом тексте и определять их роль

Наизусть «Имя твое - птица в руке...»

59

М.А. Шолохов. Жизнь и судьба. «Донские рассказы».

Лекция

Выразительное чтение наизусть

Знать биографию писателя.

Знать историю создания, смысл названия романа, жанровые и композиционные особенности.

Уметь выступать с устным сообщением.

Перечитать эпизоды романа «Тихий Дон», посвящённые гражданской войне.

60-61

Картины Гражданской войны в романе «Тихий Дон». Проблемы и герои романа.

Беседа

Знать главных героев, основные сюжетные линии.

Уметь составлять характеристику группы персонажей, формулировать собственные ценностные ориентиры по проблеме

Выучить по учебнику с. 213-215 (II), индивидуально – сообщение о Григории Мелехове

62-63

Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон».

Беседа

Устный опрос

Уметь выступать с устным сообщением

Тест по содержанию романа, выучить по учебнику с. 222-225 (II), индивидуально – сообщение об Аксинье Астаховой и Наталье Мелеховой

64

Женские судьбы в романе «Тихий Дон».

Беседа

Устный опрос

Уметь выступать с устным сообщением

Выучить по учебнику по вариантам с. 219-220 (II), 220-222 (II).

65

Мастерство М.А. Шолохова в романе «Тихий Дон».

Практикум

Устный опрос

Уметь выступать с устным сообщением

Выучить по учебнику с. 225-227

66

Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия.

Лекция, беседа

Уметь составлять конспект лекции

Читать «Опаленная земля»

67-68

Зачет № 4. Сочинение по творчеству М.А.Шолохова

сочинение

Уметь отбирать литературный материал по выбранной теме, полно раскрыть её и грамотно изложить материал, самостоятельно редактировать текст

 

69

Литература второй половины 20 века (обзор). Поэзия 60-х годов.

Лекция, беседа

Знать характерные особенности эпохи; основные этапы развития литературы. Уметь составлять конспект.

Подготовиться к семинару по  литературе 50-90-х годов (темы в тетради)

70

Новое осмысление военной темы в литературе 50-90-х годов.

Семинар

Знать характерные особенности эпохи; основные этапы развития литературы. Уметь составлять конспект.

Читать «Это мы, Господи»

71

К. Воробьёв. «Это мы, Господи». Тема положения советских военнопленных.

Лекция, беседа

Сообщения о жизни и творчестве Твардовского А.

72

А.Т. Твардовский. Жизнь и творчество. Лирика поэта. Осмысление темы войны.

Лекция, практикум

Знать важнейшие биографические сведения о поэте. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.

Читать «По праву памяти»

73

Поэма «По праву памяти». Настоящее и прошлое Родины. Уроки истории.

Практикум

Устный опрос

Уметь вести диалог

74

Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Философский характер лирики Б. Пастернака.

Лекция, практикум

Знать основные этапы жизни и творчества; тематику и особенности его лирики.

Уметь анализировать лирическое произведение

Наизусть «Февраль. Достать чернил и плакать!..», подготовить сообщение о романе «Доктор Живаго» (индивидуально)

75

Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго». Его проблематика и художественное своеобразие

Урок внеклассного чтения

Выразительное чтение наизусть

Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия.

Уметь соотносить произведение с конкретно-исторической ситуацией

Читать «Один день Ивана Денисовича»

76-77

А.И. Солженицын. Жизнь и творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя. Повесть «Один день Ивана Денисовича».

Лекция, беседа

Тестовый контроль

Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия.

Уметь соотносить произведение с конкретно-исторической ситуацией

Тест Солженицын А.И. Один день Ивана Денисовича

78

В.Т. Шаламов. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов».

Урок внеклассного чтения

Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия.

Уметь выделять в тесте нравственно-идеологические проблемы и формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к ним

Читать «Про чужбину» Б. Екимова

79

Б. Екимов «Про чужбину». Тюремная тема в рассказе, отношение современников к несвободе.

Урок внеклассного чтения

Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия.

Уметь выделять в тесте нравственно-идеологические проблемы и формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к ним

Подготовить материал к контрольному сочинению

80

Н.М. Рубцов. Слово о поэте. Основные темы и мотивы лирики поэта и её художественное своеобразие.

Лекция, практикум

Знать особенности стиля поэта.

Уметь выразительно читать стихотворения, выделять ИВС в поэтическом тексте и определять их роль

Читать «Пожар»

81-82

«Деревенская» проза в современной литературе. В.П. Астафьев. «Пожар». Человек и природа в рассказе. Нравственная проблематика произведения.

Лекция, беседа

Знать смысл названия. проблематику произведения, смысл образов-символов.

Уметь выступать с устным сообщением.

Читать «Живи и помни»

83

В.Г. Распутин. Нравственные проблемы произведения «Живи и помни»

Беседа

Устный опрос

Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия.

Знать особенности стиля писателя

Подготовить материал к творческой работе

84-85

Зачет № 5. Сочинение по произведениям о ВОв

сочинение

Уметь отбирать литературный материал по выбранной теме, полно раскрыть её и грамотно изложить материал, самостоятельно редактировать текст

86

Б. Екимов. «Ночь проходит». Нравственная проблематика рассказа.

Урок внеклассного чтения

Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия.

Знать особенности стиля писателя

Читать «Обмен»

87-88

«Городская» проза в современной литературе. Ю. Трифонов. «Вечные» темы и нравственные проблемы в повести «Обмен»

Урок внеклассного чтения

Устный опрос

Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия

Сочинение «В чем смысл названия повести?»

89

В. Дёгтев. «Крест». Тема памяти, греха и покаяния.

Урок внеклассного чтения

Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия

Читать «762».

90

В. Дёгтев. «762». Нравственная

проблематика рассказа. Осуждение войны в рассказе.

Урок внеклассного чтения

Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия

Ответить на вопрос: «В названиях каких произведений русской литературы фигурируют цифры?»

91

И.Бродский. Слово о поэте. Проблемно-тематический диапазон лирики поэта.

Беседа, практикум

Знать особенности лирики поэта

Уметь выразительно читать стихотворения

Выучить по учебнику  с. 359-368 (II), готовить сообщения и презентации о бардах

92-

93

Авторская песня. Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора, В. Высоцкого, Ю-Кима и др.

Практикум

Знать основные темы лирики поэтов

Выучить по учебнику по вариантам  с. 324-327, 327-328, 328, 328-331, 331-332, 332, 333-339, 339-342, 357-359, 368-373 (II).

94

Б. Ш. Окуджава. Слово о поэте. Искренность и глубина поэтических интонаций.

Практикум

Знать основные темы лирики поэта; понятие «бардовская» лирика

Читать стихи Комарова А.

95

Проза реализма и «нереализма», поэзия литературы Русского зарубежья последних лет.

Лекция, беседа

Знать характерные особенности эпохи; основные этапы развития литературы. Уметь составлять конспект.

Выучить материал лекции в тетради

96-97

Д.Б. Шоу. «Дом, где разбиваются сердца». Духовно-нравственные проблемы пьесы.

Урок внеклассного чтения

Знать основные вехи жизни и творчества писателя, проблематику произведения.

Уметь выступать с устным сообщением.

Уметь анализировать драматическое произведение

Читать «Три товарища»

98-99

Э.М. Ремарк. «Три товарища». Трагедия и гуманизм повествования.

Урок внеклассного чтения

Знать основные вехи жизни и творчества писателя, проблематику произведения, своеобразие художественного стиля

Прочитать повесть Э. Хемингуэя «Старик и море».

100

Э. Хемингуэй. Слово о писателе. Духовно-нравственные проблемы повести «Старик и море».

Урок внеклассного чтения

Знать основные вехи жизни и творчества писателя.

Знать особенности языка, стиля писателя

Подготовиться к творческой работе по повести Э. Хемингуэя «Старик и море»

101-102

Зачет № 6. Сочинение по произведениям 2-ой половины 20 века

сочинение

Письменная работа

Уметь отбирать литературный материал по выбранной теме, полно раскрыть её и грамотно изложить материал, самостоятельно редактировать текст

Подготовиться к семинару по проблемам литературы 20 века (темы в тетради)

103-117

Проблемы и уроки литературы 20 века.

Семинары, лекции

Уметь вести диалог

118-119

Зачет № 7. Сочинение по произведениям современной литературы 20 века

Уметь отбирать литературный материал по выбранной теме, полно раскрыть её и грамотно изложить материал, самостоятельно редактировать текст


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....