Рабочая программа по литературе 6 класс
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему

Ильинская Лидия Ивановна

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я.Коровиной,  Москва, Просвещение, 2014год. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_literatura_6_klass.docx35.05 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

       Статус документа

       Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я.Коровиной,  Москва, Просвещение, 2014год. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

        Структура документа

        Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно-методического обеспечения.

       Общая характеристика учебного предмета

      Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

       Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • Воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературе и культуре других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • Освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • Овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

       Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

       Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника.  Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

       Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.

       Чтение произведения зарубежной литературы в 6 классе проводится в начале и в конце учебного года.

       Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

       В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения.

       Программа 6 класса рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Учебно-тематический план

Всего в году – 68 часов.

Содержание

Количество часов

Введение

1

Устное народное творчество

3

Из древнерусской литературы

2

Из литературы 18 века

3

Из литературы 19 века

34

Из литературы 20 века

17

Из зарубежной литературы

8

Итого

68

 

Содержание тем учебного курса

Введение (1ч)

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

Устное народное творчество(3 ч)

Обрядовый фольклор(1ч)

Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки(2ч)

Малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, загадки.

Из древнерусской литературы(2ч)

«Повесть временных лет»(1ч)

«Сказание о белгородском киселе»(1ч)

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).

Теория литературы: летопись (развитие представления).

Из русской литературы 18 века(3ч)

Русские басни. Иван Иванович Дмитриев(1ч)

Рассказ о баснописце. «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством.  Особенности литературного языка 18 века.

Теория литературы: мораль в басне, аллегория, иносказание.

Иван Андреевич Крылов(2ч)

Краткий рассказ о писателе-баснописце.

Басни «Листы и корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня, аллегория (развитие представлений)

Из русской литературы 19 века(34ч)

Александр Сергеевич Пушкин(9ч)

Краткий рассказ о писателе. «Узник» - вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро» - мотивы единства красоты человека и красоты природы, красота жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

«И.И.Пущину» - светлое чувство дружбы, помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.  «Зимняя дорога» - приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

«Выстрел». Образ мнимого романтика-мстителя и его критика А.С.Пушкиным. Мастерство композиции и повествования: три выстрела и три рассказа о них, переданные разными лицами и в разном освещении. Эпилог повести(из двух повестей изучается одна по выбору учителя и учащихся)

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский – старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий), стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов(4ч)

Краткий рассказ о поэте. «Тучи» - чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

«Листок», «На севере диком…», «Утес», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза, Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные(дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные представления). Поэтическая интонация (начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев(4ч)

Краткий рассказ о писателе

«Бежин луг» - сочувственное отношения к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Федор Иванович Тютчев(2ч)

Рассказ о поэте. Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело…». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» - символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся…» - противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Афанасий Афанасьевич Фет(2ч)

Рассказ о поэте. Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Опять незримые усилья,,,», «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…». Жизнеутверждающее начало в лирике Фет. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирики (развитие понятия).

Николай Алексеевич Некрасов(4ч)

Краткий рассказ о жизни поэта. Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.

«Железная дорога» - картины подневольного труда. Народ – созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа, значение эпиграфа, сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Теория литературы. Стихотворные размеры(закрепление понятия). Диалог. Строфа(начальные представления).

Николай Семенович Лесков(4ч)

Краткий рассказ о писателе.

«Левша» - гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования(начальные представления). Ирония(начальные представления).

Антон Павлович Чехов(2ч)

Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория литературы. Юмор(развитие понятия)

Родная природа в стихотворениях русских поэтов(3ч)

Я.Полонский. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри, какая мгла…»;

Е.Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист…», «Чудный град…»;

А.Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…»

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы (развитие понятий)

Из- русской литературы 20 века(17ч)

Андрей Платонович Платонов(2ч)

Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок» - прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.Платонова.

Александр Степанович Грин(2ч)

Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса» - жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Михаил Михайлович Пришвин(3ч)

Краткий рассказ о писателе.

«Кладовая солнца» - вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.

Произведения о Великой Отечественной войне(5ч)

К.М.Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»; Н.И.Рыленков «Бой шел всю ночь…»; Д.С.самойлов «Сороковые»(1ч)

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Виктор Петрович Астафьев(2ч)

Краткий рассказ о писателе.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа – честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика героя.

Валентин Григорьевич Распутин(2ч)

Краткий рассказ о писателе.

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Теория литературы. Рассказ, сюжет(развитие понятий). Герой-повествователь(развитие понятий).

Николай Михайлович Рубцов(1ч)

Краткий рассказ о поэте.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Фазиль Искандер(1ч)

Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Родная природа в русской поэзии 20 века(1ч)

А.Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…»

С.Есенин. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша»

А.Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…»

Чувство радости и печали, любви к родной природе, родине в стихотворных произведениях поэтов 20 века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.

Писатели улыбаются(1ч)

В.М.Шукшин. Слово о писателе. Рассказы «Срезал», «Критики». Особенности шукшинских героев-чудиков, правдоискателей, праведников. Человеческаяоткрытость миру как синоним незащищенности. Образ «странного» героя в литературе.

Из литературы народов России(1ч)

Габдулла Тукай. «Родня деревня», «Книга». Кайсын Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…»

Из зарубежной литературы(8ч)

Мифы народов мира(1ч)

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».

Геродот. «Легенда об Арионе»(1ч)

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Фридрих Шиллер(1ч)

Рассказ о писателе. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Проспер Мериме(1ч)

Рассказ о писателе. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Марк Твен(1ч)

«Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.

Антуан де Сент-Экзюпери(1ч)

Рассказ о писателе.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин(для внеклассного чтения).

Теория литературы. Притча (начальные представления)

Произведения для заучивания наизусть.

А.С.Пушкин. «Узник», «И.И.Пущину», «Зимнее утро».

М.Ю.Лермонтов «Парус», «Тучи», «На севере диком…», «Утес».

Н.А.Некрасов «Железная дорога» (отрывок)

Ф.И.Тютчев «Неохотно и несмело…»
А.А.Фет «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

А.А.Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…»

А.А.Блок «Летний вечер»

А.А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»

1 – 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война».

Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса.

В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:

  • Содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • Наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • Основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • Основные теоретико-литературные понятия.

Уметь:

  • Работать с книгой;
  • Определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • Выявлять авторскую позицию;
  • Выражать свое отношение к прочитанному;
  • Выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • Владеть различными видами пересказа;
  • Строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • Участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

Практическое направление:

  • Создавать связный текст(устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • Определять свой круг чтения и давать оценку литературному произведению;
  • Находить нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе, используя справочную литературу, периодику, ресурсы Интернета.

Произведения для самостоятельного чтения.

Мифы, сказания, легенды народов мира.

Гомер «Илиад», «Одиссея»

Русские народные сказки. Сказки народов мира

Из русской литературы 18 века

Г.Р.Державин «Лебедь»

Из русской литературы 19 века

К.Н.Батюшков «На развалинах замка в Швеции»

Д.В.Давыдов «Партизан»

Ф.Н.Глинка «Луна», «Утро вечера мудренее», «Москва»

А.С.Пушкин «Жених», «Во глубине сибирских руд…», «Выстрел»

К.Ф.Рылеев «Державин»

Е.А.Баратынский «Родина»

Н.М.Языков «родина», «Настоящее», «Две картины»

Ф.И.Тютчев «Сон на море», «Весна», «Как весел грохот летних бурь…»

А.В.Кольцов «Не шуми ты, рожь…» «Лес»

М.Ю.Лермонтов «Воздушный корабль», «Русалка», «Морская царевна»

А.Н.Майков «Боже мой! Вчера – ненастье…», «Сенокос», «Емшан»

И.С.Тургенев «Хорь и Калиныч»

Н.А.Некрасов «Влас»

Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на елке»

Н.С.Лесков «Человек на часах»

Л.Н.Толстой «Хаджи-Мурат»

А.П.Чехов «Беззащитное существо», «Жалобная книга»

Из русской литературы 20 века

К.Г.Паустовский «Бакенщик», «Растрепанный воробей»

В.К.Железников «Чудак из шестого Б», «Путешественник с багажом», «Хорошим людям – доброе утро»

А.А.Лиханов «Последние холода»

В.П.Астафьев «Деревья растут для всех»

М.М.Пришвин «Таинственный ящик», «Синий лапоть», «Лесная капель»

В.П.Крапивин «Брат, которому семь», «Звезды под дождем»

Из зарубежной литературы

Э.По «Овальный портрет»

М.Твен «История с привидением»

Генри «Вождь краснокожих»

Конан Дойл «Горбун»

Перечень учебно-методического обеспечения

Основная литература

  1. Коровина В.Я. Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы – М., Просвещение, 2014.
  2. Коровина В.Я. Литература 6 класс – М., Просвещение, 2013.

Дополнительная литература

  1. Поурочные разработки. Автор-составитель С.Б.Шадрина – В., Учитель, 2011
  2. Поурочное планирование. Автор-сотавитель А.Н.Замышляева-В, Учитель, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....