Рабочая программа. 5 класс. Ладыженская
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Васина Лариса Петровна

Цлью данного курса являются нижеперечисленные позиции:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  • формирование уменийопознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

·       формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);

·       формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).

·        развитие у учащихся интереса к родному языку, осознания его как части русской национальной культуры;

·       осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге с миром и с самим собой;

·       формирование у учащихся чувства языка;

·       воспитаниепотребности  совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;

·       сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №752

Рассмотрена и рекомендована

к утверждению методическим советом

(протокол №1 от «27» августа 2012г.)  

Утверждена приказом ГБОУ СОШ №752       от «31» августа 2012г.

Директор ГБОУ  СОШ

 ___________А.Г. Юрова

Рабочая программа по русскому языку для V классов

на 2012 - 2013 год

Васиной Ларисы Петровны

        Русский язык в школе – важнейший учебный предмет, преподавание которого способствует нравственному воспитанию обучающихся, интеллектуальному и общему духовному развитию, приобщает школьников к богатствам русского языка, предполагает развитие их речи, овладение культурой, умениями и навыками.        

        Цели обучения: Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению русскому языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Эти цели обусловливают следующие задачи:

  • дать обучающимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области морфологии, орфографии, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
  • развивать речь обучающихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевойдеятельности;
  • формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.

Программа разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Конституция РФ
  • Закон РФ "Об образовании"
  • Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России  от 05.03.2004 г. № 1089)
  • Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России  от 09.03.2004 г. № 1312)
  •  Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.12.2008 г. № 379 «Об утверждении перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы и имеющих государственную аккредитацию на 2011 – 2012 учебный год»
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года и Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ МО РФ от 18.07.2002  №2783)
  • Примерная программа основного общего образования по русскому языку для основной общеобразовательной школы (подготовленная Министерством Образования РФ под редакцией Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Тростенцовой Л.А. и др
  • Устав ГБОУ СОШ № 752

Выбор примерной программы для разработки рабочей программы обусловлен тем, что предлагаемая примерная программа создана в соответствии с "Обязательным минимумом содержания основного общего образования по литературе" и "Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации. В ней представлено развернутое учебное содержание предмета, примерное количество часов на изучение основных разделов курса.

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

        Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

        Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

        В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V – ІX классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.  

        Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для V класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

        Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитиеучащихся. Русский язык представлен в  программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом,  программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

        Личностно–ориентированный подход к обучающимся осуществляется через ежедневное планирование педагога.

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в V классе – в объеме 170 часов + 34 часа из школьного компонента

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

        Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

  • коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
  • интеллектуальные (сравнение и сопоставление, обобщение, оценивание и классификация);
  • информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
  • организационные(умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку).

Технологии, используемые в образовательном процессе

  • Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии,  построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.
  • Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.
  • Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.
  • Технология проблемного обучения  с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное  усвоение учениками заданного предметного материала
  • Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
  • Технология индивидуализации обучения
  • Информационно-коммуникационные технологии

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся

  • проектная деятельность
  • исследовательская деятельность
  • применение ИКТ

Виды и формы контроля

Формы контроля

  • индивидуальный
  • групповой
  • фронтальный

Виды контроля

  • предварительный
  • текущий
  • тематический
  • итоговый

        

Уровень подготовки выпускников

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

– роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка  Российской Федерации;

– смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

– признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

– основные единицы языка;

– нормы речевого этикета;

уметь

– различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

– определять тему, основную мысль текста, тип и стиль речи;

– анализировать структуру и языковые особенности текста;

– опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

– объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

– адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста);

– читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

– извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации;

– пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

– воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);

– владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями;

– свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,

– соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

– выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

– соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

– соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

– соблюдать нормы русского речевого этикета;

– осуществлять речевой самоконтроль;

– оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их;

– совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

– осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

– развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

– удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

– увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств;

– развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

– использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Программа реализуется в учебнике под редакцией М.Т.Баранова «Русский язык» (рекомендованным Министерством образования РФ).

Содержание рабочей программы

                    5 класс

Введение

Тематическое планирование уроков русского языка 5 класс по ФГОС (программа Ладыженской Т. А.)

Тип материала: Планирование


Пояснительная записка.


Тематическое планирование уроков русского языка (5 класс) составлено с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и в соответствии c программой по русскому языку к учебникам для 5  класса (авторы программы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский) – М.: Просвещение, 2012г. Планирование составлено из расчета 5 часов в неделю (5 класс – 170 часа в год) и предназначено для работы по учебнику Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. / ( Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2012.


Целями и задачами изучения русского языка в основной школе являются:


· воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности. Средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;


· овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
· освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики фразеологии русского языка;

· развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитания стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

· совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.


Русский язык. 5 класс.
Тематическое планирование. Базовый уровень (170 часа).

Дата

Кол-во часов

Тема урока

Цели и задачи урока

Характеристика основных видов учебной деятельности

Самостоятельная работа

ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ (17 + 3*)

1. (1ч.)

Звуки и буквы. Произношение и правописание.

Повторить сведения о соотношении произношения и правописания. Познакомить с понятием транскрипции.

Работа с текстом, упражнениями учебника. Работа в группе.

См. Никитина Е. И. с. 101.

2. (1ч.)

Правописание проверяемых согласных в корне слова.

Отработать умение находить и подбирать проверочные слова; систематизировать и закрепить знания и умения, полученные ранее.

Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило; лингвистическая игра.

РТ: с. 8 – 9, упр.10 – 12

3. (1ч.)

Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Отработать умение находить и подбирать проверочные слова; систематизировать и закрепить знания и умения, полученные ранее.

Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило; диктант: выбор заголовка, отражающего содержание.

РТ: с. 9 – 11, упр.13 – 18

4. (1ч.)

Буквы и, у, а после шипящих.

Закрепление и систематизация знаний и умений, полученных учащимися ранее; отработка навыков орфографически правильного письма.

Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило: вставляют пропущенные буквы, составляют предложения со словами-исключениями из правила; работа со словарём.

РТ: с.11, упр.19 – 20

5. (1ч.)

Разделительные ъ и ь.

Закрепить правило употребления ъ и ь.

Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило; диктант.

РТ: с.12, упр.21

6. (1ч.)

Раздельное написание предлогов с другими словами.
Словарный диктант.

Закрепить понятие о предлоге; выработать умение отличать в звучащей речи предлог от приставки, чтобы не ошибаться в написании.

Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило: работа с текстом; выделение орфограмм-букв и орфограмм-пробелов; работа с иллюстрацией (описание ситуации).

Тест1[3]: с.8 — 9 с.8 — 9 с.8 — 9 с.8 — 9

7. (1ч.)

Входной контроль (диктант)

Проверка степени усвоения учащимися пройденного материала. Проверка орфографических и пунктуационных навыков.

Выполнение контрольной работы.

8-9.(2ч.)

Р. Р.Что мы знаем о тексте. Обучающее изложение (По Г. А. Скребицкому)

Формировать умение отличать текст от набора предложений и озаглавливать текст.

Выполнение упражнений, направленные на анализ текстов с точки зрения смысловой цельности. Изложение.

Упр.70
РТ: с. 12 – 13, упр.22 – 23

10. (1ч.)

Части речи.

Закрепить знания учащихся о частях речи, полученные в начальной школе.

Выполнение упражнений: характеристика слов с точки зрения принадлежности к той или иной части речи; лингвистическая игра; работа с текстом, сочинение.

11. (1ч.)

Глагол.

Закрепить знания и умения, полученные учащимися в начальной школе; отработать умение выделять глагол среди других частей речи.

Составление предложений по рисунку; определение лица и числа глаголов, приведённых в упражнении; ставят глаголы в неопределённую форму.

12. (1ч.)

-Тся и –ться в глаголах

Повторение правила.

Выполнение упражнений, руководствуясь правилом.

13. (1ч.)

Р. Р.Тема текста.

Сформулировать понятие темы текста; научить выделять в тексте общую тему.

Выполнение упражнений: анализ тем сочинений, самого сочинения, запись исправленного варианта

14-15. (2ч.)

Личные окончания глаголов. Не с глаголами.

Активизация знаний учащихся о личных окончаниях глаголов и правописании не с глаголами

Работа с таблицей; работа с упражнениями: выделение окончаний, составление предложений, определение написания не с глаголами.

РТ: с. 14 – 15, упр.26
Тест 2: с.10 — 11

16. (1ч.)

Имя существительное.

Активизация знаний об имени существительном, о его морфологических признаках.

Анализ таблиц, выполнение упражнений, направленных на закрепление правила «ь на конце существительных»

Тест 3: с. 12 — 13

17. (1ч.)

Имя прилагательное.

Активизация знаний об имени прилагательном, о его морфологических признаках.

Составление предложений с именами прилагательными, согласование прилагательных с существительными, выделение в них окончаний, их анализ

РТ: с.14, упр.27
Тест 4: с. 14 — 15

18. (1ч.)

Местоимение.

Закрепить и систематизировать знания о местоимении.

Работа с текстом: выписывают местоимения, определяют его морфологические признаки.

РТ: с. 13 – 14, упр.24 – 25

19-20. (2ч.)

Контрольный диктант с грамматическим заданием.
с грамматическим заданием.
Анализ диктанта и работа над ошибками.

Проверка степени усвоения учащимися пройденного материала. Проверка орфографических и пунктуационных навыков.
Выявить наиболее часто встречающиеся в диктанте ошибки и отработать их.

Написание диктанта и выполнение грамматического задания.
Выполнение работы над ошибками.

РТ: с.15, упр.28
Тест 6: с.18 — 21

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (27+ 7*)

21. (1ч.)

Синтаксис и пунктуация.

Познакомить учащихся с понятиями «синтаксис» и «пунктуация».

Анализ текстов с точки зрения их смысла и связи слов в предложении и предложений в тексте, с точки зрения роли в них знаков препинания. Списывание текстов, изложение.

22. (1ч.)

Словосочетание.

Повторить сведения о словосочетании, его строении, его отличии от слова и предложения.

Распознать словосочетания в составе предложения, определить главное и зависимые слова в словосочетании; составление собственных словосочетаний.

23. (1ч.)

Разбор словосочетаний.

Познакомить учащихся с видами словосочетаний и со схемой разбора словосочетаний. Формировать умение правильно разбирать словосочетания.

Выполняют разборы словосочетаний. Характеризуют словосочетания по морфологическим признакам главного слова и средствам грамматической связи.

РТ: с. 16 – 18, упр.29 – 33

24. (1ч.)

Предложение.

Познакомить учащихся с основными признаками предложения (грамматическая связь слов, наличие грамматической основы, интонация конца предложения); продолжить формировать умение отличать предложение от словосочетания.

Определение границ предложений и способов их передачи в устной и письменной речи. Анализ интонационных конструкций. Выделение грамматической основы предложения. Сжатое изложение по тексту.

Тест 7: с.22 -23

25-26. (2ч.)

Р. Р. Сжатое изложение по рассказу В. П. Катаева.
Сжатое изложение по рассказу В. П. Катаева.

Учить детей строить сжатый текст; формировать умение формулировать основную мысль текста, озаглавливать текст, отбирать в исходном тексте основное, производить исключение и обобщение.

Работа над сжатием текста. Написание сжатого изложения.

РТ: с.27, упр.49

27. (1ч.)

Виды предложений по цели высказывания.

Познакомить учащихся с видами предложений по цели высказывания; формировать умение распознавать предложения по цели высказывания, интонационно правильно их произносить, использовать побудительные предложения с учетом речевой ситуации.

Выполнение упражнений на определение видов предложений по цели высказывания, характеристика их смысловых и интонационных особенностей. Моделирование интонационной окраски различных по цели высказывания предложений.

Тест 8: с. 24 — 25

28. (1ч.)

Восклицательные предложения.

Познакомить учащихся с видами предложений по интонации, с пунктуационным оформлением повествовательных и побудительных восклицательных предложений; вырабатывать умение распознавать предложения по интонации.

Распознавание предложений по эмоциональной окраске. Работа в парах.

РТ: с. 19 – 20, упр.34 – 37

29-30. (2ч.)

Р. Р. Сочинение на свободную тему.
Сочинение на свободную тему.

Формирование умения создавать собственный связный текст, определяя свободную тему, стиль и основную мысль своего сочинения.

Краткое вступительное слово учителя. Работа с материалами учебника. Фронтальная беседа. Написание сочинения.

Упр.157

31. (1ч.)

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.

Познакомить учащихся с понятием главных членов предложения; дать понятие о подлежащем и его способах выражения; формировать умение находить основу предложения, в котором подлежащее выражено существительным или местоимением.

Выполнение упражнений, направленных на отработку определения главных и второстепенных членов предложений, выделение грамматической основы, определение признаков и способов выражения подлежащего и его связи со сказуемым.

32. (1ч.)

Сказуемое.

Дать понятие о сказуемом и его способах выражения; формировать умение находить грамматическую основу, где сказуемое выражено глаголом, существительным, полным и кратким прилагательным.

Определение видов сказуемого и способов его выражения. Написание сочинения-миниатюры, используя глаголы-сказуемые. Описание действий человека при помощи глаголов-сказуемых.

РТ: с.21, упр.38 — 39

33. (1ч.)

Тире между подлежащим и сказуемым.

Познакомить учащихся с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым; формировать навык постановки тире в простых предложениях, где подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже.

Выполнение упражнений, направленных на отработку навыка определения главных членов предложения и постановки тире между ними.

РТ: с.22, упр.41

34. (1ч.)

Нераспространенные и распространенные предложения.

Познакомить учащихся с понятием распространенности; развивать навык и умение отличать распространенные предложения от нераспространенных.

Различать распространённые и нераспространенные предложения, составлять нераспространенные предложения и распространять их однородными членами.

35. (1ч.)

Второстепенные члены предложения.

Дать общее понятие о второстепенных членах предложения, развивать навык находить в предложении второстепенные члены предложения, а также учить распространять предложения при помощи второстепенных членов предложения.

Распознать виды второстепенных членов предложения, анализ схемы, иллюстрирующей связь между главными и второстепенными членами предложения.

36. (1ч.)

Дополнение.

Познакомить учащихся с понятием дополнения и со способами его выражения; формировать умение находить дополнение в предложении, различать подлежащее и дополнение.

Выполнение упражнений, связанных с отработкой нахождения дополнений в предложении, выделение их графически, составление схем предложений.

37. (1ч.)

Определение.

Познакомить учащихся с понятием определения и со способами его выражения; формировать умение находить определение в предложении.

Выполнение упражнений, связанных с отработкой нахождения определений в предложении, выделение их графически, распространение предложений определениями.

38. (1ч.)

Обстоятельство.

Познакомить учащихся с понятием обстоятельства и со способами его выражения; формировать умение находить обстоятельство в предложении и употреблять его в речи.

Выполнение упражнений, связанных с отработкой нахождения обстоятельств в предложении, выделение их графически, распространение предложений обстоятельствами.

РТ: с. 21 – 22, упр.40
Тест 9: с. 26 — 27

39-40. (2ч.)

Предложения с однородными членами и знаки препинания при них. Обобщающие слова при однородных членах.

Познакомить учащихся с понятием однородных членов предложения; формировать умение находить однородные члены в предложении, соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами, обосновывать постановку знаков препинания при них. Познакомить с обобщающими словами при однородных членах и их ролью в речи; вырабатывать умение находить обобщающие слова и ставить знаки препинания при них.

Характеристика предложений с однородными членами. Определение интонационных и пунктуационных особенностей предложений с однородными членами. Определение обобщающих слов перед однородными членами предложения и знак препинания (двоеточие) после обобщающего слова. Составление предложений с однородными членами, подбирают обобщающие слова. Диктант.

РТ: с. 23 – 22, упр.42 – 48
Тест 10: с.28 -29

41. (1ч.)

Предложения с обращениями

Познакомить учащихся с обращением как словом, называющим того к кому обращаются с речью; формировать умение правильного употребления обращений в речи и правильной постановки знаков препинания.

Опознают и правильно интонируют предложения с обращениями, выбирая уместный тон обращения. Составляют предложения с обращениями.

РТ: с.28,
упр.50 – 51
Тест 11: с.30-31

42. (1ч.)

Р. Р. Письмо.
Письмо.

Познакомить учащихся с жанром письма; определить особенности этого жанра; формировать навык правильного написания письма.

Работа с жанром письма. Написание письма товарищу.

РТ: с.29, упр.52

43. (1ч.)

Синтаксический разбор простого предложения.

Познакомить учащихся с порядком и правилами синтаксического разбора простого предложения; закрепить изученный ранее материал.

Выполнение устного и письменного синтаксического разбора простого предложения.

РТ: с. 29 – 30, упр.53

44-45. (2ч.)

Р. Р. Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Мальчишки».

Развивать навыки письменной речи, умение излагать свои мысли четко и лаконично; отработать навыки построения предложения; проверка орфографических и пунктуационных навыков.

Написание сочинения.

Упр. 229.

46. (1ч.)

Пунктуационный разбор простого предложения.

Познакомить учащихся с порядком и правилами пунктуационного разбора простого предложения; закрепить изученный ранее материал.

Выполнение устного и письменного пунктуационного разбора простого предложения.

47. (1ч.)

Простые и сложные предложения.

Познакомить учащихся со структурными различиями между простыми и сложными предложениями, с видами сложных предложений по способу связи простых в составе сложных.

Различать простые и сложные предложения в тексте, читать их схемы, определять границы частей в сложном предложении, составлять предложения по указанным схемам.

РТ: с. 30 – 32, упр.54 – 56
Тест 12: с.32-33

48. (2ч.)

Синтаксический разбор сложного предложения.

Познакомить учащихся с порядком и правилами синтаксического разбора сложного предложения; формировать умение правильно производить такой разбор.

Выполнение устного и письменного разбора сложного предложения.

РТ: с. 32 – 34, упр.57 — 58

49-50. (2ч.)

Предложения с прямой речью.

Дать определение «прямой речи» и «словам автора»; формировать умение пунктуационно выделять прямую речь в предложении и тексте, составлять предложения с прямой речью.

Выделение в предложениях прямой речи после слов автора и пред ними, объяснение знаков препинания. Составление предложений с прямой речью, их схем.

РТ: с.34, упр.59

51. (1ч.)

Диалог.

Познакомить учащихся с понятием «диалог», «реплика»; формировать умение правильно ставить знаки препинания при диалоге, составлять диалоги на заданную тему, интонационно правильно читать диалоги.

Различение предложений с прямой речью и диалог. Оформление диалога в письменной речи. Работа в группе. Моделирование диалога (описание происходящего на картине).

РТ: с. 35 – 36, упр.60 — 63

52. (1ч.)

Повторение и систематизация знаний по теме «Синтаксис и пунктуация».

Обобщить и систематизировать полученные ранее сведения по теме «Синтаксис и пунктуация»; закрепить умения и навыки при постановке знаков препинания в различных видах предложений.

Контрольный опрос и выполнений заданий по теме раздела.

Тест 13: с.34-37

53-54. (2ч.)

Контрольный диктант с грамматическим заданием.
Анализ диктанта и работа над ошибками.

Проверка степени усвоения учащимися пройденного материала. Проверка орфографических и пунктуационных навыков.
Выявить наиболее часто встречающиеся в диктанте ошибки и отработать их.

Написание диктанта и выполнение грамматического задания.
Выполнение работы над ошибками.

РТ: с. 37 – 38, упр.64

ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (9 + 3*)

55. (1ч.)

Фонетика.
Гласные звуки.

Согласные звуки.

Познакомить учащихся с таким разделом науки о языке, как фонетика; дать понятие о гласных, их образовании; формировать умение различать буквы и звуки.

Дать понятие о согласных, их образовании; формировать умение различать буквы и звуки.

Анализ схемы, демонстрирующей группы звуков речи в русском языке. Составление таблицы «Гласные звуки».

Выполнение упражнений на распознавание звуков. Работа с текстом.

56. (1ч.)

Изменение звуков в потоке речи.

Дать понятие чередования звуков: гласных и согласных; формировать умение различать сильные и слабые позиции гласных и согласных с целью правильного выбора орфограммы в корне слова.

Анализ и применение правила проверки безударной гласной и проверяемых согласных в корне слова с точки зрения позиционного чередования.

57. (1ч.)

Согласные твердые и мягкие. Звонкие и глухие.

Дать понятие твердости/ мягкости,звонкости/глухостисогласных; познакомить с обозначением мягкости согласного при фонетической записи слова; формировать умение различать твердые и мягкие согласные, производить частичную транскрипцию. Формировать умение различать звонкие и глухие согласные.

Выполнение упражнений, связанных с анализом смыслового различия слов, отличающихся твёрдостью/мягкостью Характеристика согласных звуков. Выполнение упражнений на повторение пунктуации и орфографии. Заучивание стихотворения наизусть и его декламация.

58. (1ч.)

Р. Р. Повествование. Обучающее изложение с элементами описания (по рассказу К. Г. Паустовского «Шкатулка»).

Познакомить учащихся с текстами повествования, с ролью описания в художественном повествовании; формировать умения составлять план текста, пересказывать текст и воспроизводить его в письменном виде.

Знакомство с повествованием как функционально-смысловым типом речи. Написание изложения.

59. (1ч.)

Графика.

Алфавит.

Познакомить учащихся с понятием графики русского языка и каллиграфии.

Рассказать об истории появления русского алфавита; повторить алфавит русского языка.

Анализ и объяснение важности графики и каллиграфии.

Сопоставление и анализ звукового и буквенного состава слов. Расположение слов в алфавитном порядке, отработка навыка поиска слов в словаре. Пересказ текста.

Тест 14: с.38-39

60-61. (2ч.)

Р. Р. Описание предмета в художественном стиле. Сочинение-описание предмета.

Познакомить учащихся с типом речи – описанием; формировать умение описывать предмет в разных стилях речи. Развивать навыки письменной речи; проверка орфографических и пунктуационных навыков.

Знакомство с описанием как функционально-смысловым типом речи. Написание сочинения.

См. Никитина Е.И. с. 159.

62. (1ч.)

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

Дать понятие о значении мягкого знака как средства обозначения мягкости согласных, о написании сочетаний букв ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ; формировать умение выбирать орфограмму для обозначения мягкости согласного на письме.

Анализ орфографических правил, связанных с употреблением мягкого знака. Распределить слова на группы согласно виду орфограммы. Диктант. Составление текста на основе словосочетаний, данных в диктанте.

РТ: с. 39 – 40, упр.68 — 69

63. (1ч.)

Двойная роль букв е, ё, ю, я.

Дать понятие о двойной роли букв е, е, ю, я; доказать, что в некоторых позициях эти буквы обозначают два звука; формировать умение называть звуки, обозначаемые буквами е, ё, ю, я.

Фонетический анализ слов, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука или мягкость предыдущего согласного.

РТ: с. 41 – 42, упр.70 — 75

64. (1ч.)

Орфоэпия.

Фонетический разбор слова.

Познакомить учащихся с понятием орфоэпии, с правилами нормативного произношения звуков в словах и ударением; формирование умения находить и исправлять произносительные и орфографические ошибки.

Познакомить учащихся с порядком и правилами фонетического разбора слова; формировать умение производить данный разбор, записывать звуки слова, различать буквы и звуки.

Анализ и оценивание речи с орфоэпической точки зрения, исправление произносительных и орфографических ошибок.

Фонетический разбор.

РТ: с. 43 – 44, упр.76 — 79

65. (1ч.)

Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика».

Обобщить и систематизировать полученные учащимися знания при изучении раздела «Фонетика и графика»; формировать умения применять полученные знания на практике.

Контрольный опрос и выполнений заданий по темам раздела.

Тест 15: с.40-41

66. (1ч.)

Контрольный диктант с грамматическим заданием.
с грамматическим заданием.

Проверка степени усвоения учащимися пройденного материала. Проверка орфографических и пунктуационных навыков.

Написание диктанта и выполнение грамматического задания.

РТ: с. 44 – 45, упр.80 — 81

ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ (8 + 4*)

67. (1ч.)

Слово и его лексическое значение.

Дать понятие о слове, лексическом и грамматическом его значении; доказать важность обогащения лексического запаса, постоянного обращения к толковым словарям; формировать умение пользоваться толковым словарем.

Работа со словами, с их лексическим и грамматическим значением, использование толковых словарей. Работа с текстом: озаглавить, составить план текста, анализ структуры и содержания

РТ: с.47, упр.85

68. (1ч.)

Однозначные и многозначные слова.

Дать понятие о многозначности и однозначности слов; вырабатывать умение различать значения слов.

Составить словосочетания с многозначными словами, используя разные значения. Работа с текстом, иллюстрациями к нему.

РТ: с. 46 – 47, упр.83 — 84

69. (1ч.)

Прямое и переносное значение слов.

Дать понятие о прямом и переносном значении слов; формировать умение различать эти значения.

Работа с толковыми словарями: выбрать слова, имеющие переносное и прямое значение, составить словосочетания, предложения.

РТ: с. 46 – 47, упр.82, 86

70. (1ч.)

Омонимы.

Дать понятие об омонимах, об их отличии от многозначных слов; учить находить омонимы в толковом словаре; формировать умение употреблять омонимы в речи.

Работа с толковыми словарями. Составить и проанализировать словосочетания и предложения с омонимами. Анализ стихотворения, содержащего омонимы.

71. (1ч.)

Синонимы.

Познакомить учащихся с понятием синонимов в русском языке, с их ролью в речи; формировать умение находить синонимы к данному слову, пользоваться словарем синонимов.

Выполнение упражнений: подобрать синонимы к данным в упражнении словам, составить словосочетания с синонимами, анализ предложений, содержащих синонимы.

РТ: с.50, упр.93

72-73. (2ч.)

Р. Р. Контрольное сочинение по картине И. Э. Грабаря  «Февральская лазурь»

Проверить умение учащихся в письменной форме описывать изображенные на картине предметы, используя синонимы, проверить орфографические и пунктуационные навыки.

Написание сочинения.

Упр. 368

74. (1ч.)

Антонимы.

Дать понятие об антонимах в русском языке; формировать умение подбирать антонимы к словам, находить их в тексте, употреблять в речи.

Описать с помощью антонимов происходящее на рисунке. Охарактеризовать названных в упражнении животных с помощью антонимов. Диктант. Работа со словарём.

75-76. (2ч.)

Повторение изученного в разделе «Лексика».

Обобщить и систематизировать полученные учащимися знания при изучении раздела «Лексика»; формировать умения применять полученные знания на практике.

Контрольный опрос и выполнений заданий по темам раздела.

РТ: с. 48 – 51, упр.87 — 92, 94
Тест 16: с.42-43

77-78. (2ч.)

Р. Р. Контрольное изложение (по рассказу К. Г. Паустовского «Первый снег»).

Проверка пунктуационных и орфографических умений и навыков; проверка умения сохранять в подробном пересказе художественного текста его типологическую структуру.

Написание изложения.

Упр. 375.
См. также Никитина Е.И. с. 140.

МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (20 + 6*)

79. (1ч.)

Изменение и образование слов.

Показать учащимся отличия однокоренных слов от форм одного и того же слова; формировать умение подбирать однокоренные слова с учетом значения слова.

Выполнение упражнений: делят слова на группы (формы слова/однокоренные слова), морфемный и словообразовательный анализ слов.

РТ: с. 53 – 54, упр.101 — 103

80. (1ч.)

Окончание.

Основа слова.

Дать понятие об окончании, о типах окончания (нулевое); формировать умение определять грамматическое значение окончаний в различных формах существительного, прилагательного, глагола.

Сформировать представление об основе слова; вырабатывать умение выделять основу в слове.

Анализ таблицы. Выделение в словах окончания и определение его грамматического значения.

Работа с текстом: определить стиль, выделить основы у слов различных частей речи, расставить знаки препинания.

РТ: с. 52 – 53, упр.98 — 99

РТ: с.53, упр.100

81-82 (2ч.)

Р. Р. Изложение «Борьба с ночными заморозками»

Повторить стили речи, композиционную структуру текста.

Написание изложение.

Упр.385

83. (1ч.)

Корень слова.
Контрольный словарный диктант.

Познакомить учащихся с понятием корень слова, со способами образования однокоренных слов; формировать умение находить, подбирать и образовывать однокоренные слова, правильно выделяя в них корень.

Выделить корни в словах. Сформировать группы однокоренных слов. Исправить ошибки в подборе однокоренных слов.

84-85.
(2ч.)

Р. Р. Рассуждение. Сочинение – рассуждение.

Дать понятие о рассуждении как о типе речи, о его композиционной структуре, о возможности включения элементов рассуждения в другие типы текста (описание, повествование); формирование умение самостоятельно создавать текст – рассуждение.

Написание сочинения.

Упр. 402.

86. (1ч.)

Суффикс.

Дать понятие о суффиксе как о значимой части слова, о его роли в словообразовании; формировать умение образовывать слова с различными суффиксами; отрабатывать навыки выделения суффиксов, навыки орфографического и пунктуационного грамотного письма.

Обозначить суффиксы в словах, подобрать ряды однокоренных слов, образованных суффиксальным способом.

87. (1ч.)

Приставка.

Дать понятие о приставке как о значимой части слова, о её роли в словообразовании; формировать умение образовывать слова с различными приставками; отрабатывать навыки выделения приставок, навыки орфографического и пунктуационного грамотного письма.

Обозначить приставки в словах, подобрать ряды однокоренных слов, образованных приставочным способом, охарактеризовать морфемный состав слов.

Тест17: с.44-45

88. (1ч.)

Р. Р. Выборочное изложение с изменением лица.
Выборочное изложение с изменением лица.

Формировать умение выделять по опорным словам в частях исходного текста подтему; излагать одну из подтем исходного текста с изменением формы лица рассказчика.

Написание изложения.

Упр.420.

89-90. (2ч.)

Чередование звуков. Беглые гласные.

Познакомить учащихся с чередованием гласных и согласных звуков, с понятием беглые гласные; формировать умение выделять части слов с чередующимися звуками и беглыми гласными.

Подобрать слова с чередующимися согласными и гласными; определить, при каких условиях происходит чередование (при образовании слов/при изменении слов). Выделить части слов с беглыми гласными, записать слова.

РТ: с.54, упр.104
с.56, упр.107

91-92. (2ч.)

Варианты морфем. Морфемный разбор.

Познакомить учащихся с понятием «варианты морфем» и порядком морфемного разбора; формировать умение различать варианты морфем и соблюдать порядок морфемного разбора.

Работа с однокоренными словами.
Устный и письменный морфемный разбор.

Тест18: с.46-47

93. (1ч.)

Правописание гласных и согласных в приставках.

Повторить правило правописания гласных и согласных в неизменяемых приставках; формировать умение находить орфограммы в приставках и правильно писать гласные и согласные в приставках.

Обозначить приставки в словах, проанализировать разницу между произношением и написанием приставок. Подобрать слова с беглыми гласными в приставках. Работа с орфографическим словарём.

94. (1ч.)

Буквы З и С на конце приставок.

Познакомить учащихся со способом действия при выборе з – с на конце приставок; вырабатывать правильно выбирать букву на конце приставки, оканчивающуюся на з или с.

Выполнение упражнений на изучаемое орфографическое правило.

РТ: с. 54 – 56, упр.105 — 106

95. (1ч.)

 Правописание корней с чередованием. Буквы а – о в корнях –лаг- — -лож-

Познакомить учащихся с правилом выбора букв а – о в корнях –лаг- — -лож-; формировать умение правильно писать слова с изученной орфограммой.

Выполнение упражнений на изучаемое орфографическое правило.

96.(1ч)

 Правописание корней с чередованием. Буквы и – е в корнях –бир- — -бер-, -мир- - мер-.

Познакомить учащихся с правилом выбора букв  и – е в корнях –бир- — -бер-; формировать умение правильно писать слова с изученной орфограммой.

Выполнение упражнений на изучаемое орфографическое правило.

97. (1ч.)

Буквы а – о в корнях –раст-, -рос-, -ращ-.

Познакомить учащихся с правилом выбора букв а – о в корнях –раст-, -рос-, -ращ- формировать умение правильно писать слова с изученной орфограммой, обосновывая свой выбор.

Выполнение упражнений на изучаемое орфографическое правило.

РТ: с.58, упр.112

98. (1ч.)

Буквы О – Ё после шипящих в корне.

Познакомить учащихся со способом выбора о – ё в корнях слов после шипящих; формировать умение орфографически правильно писать слова с буквами о – ё после шипящих и обосновывать свой выбор.

Выполнение упражнений на изучаемое орфографическое правило.

РТ: с. 59 – 60, упр.113 — 116

99. (1ч.)

Буквы И – Ы после Ц.

Познакомить учащихся с условиями выбора и – ы после ц; формировать умение орфографически правильно писать слова с буквами и – ы после ц и обосновывать свой выбор.

Выполнение упражнений на изучаемое орфографическое правило.

РТ: с.60,
упр.117- 118
Тест19: с.48-49

100. (1ч.)

Повторение изученного в разделе «Морфемика. Орфография».

Обобщить и систематизировать полученные учащимися знания при изучении раздела «Морфемика. Орфография»; формировать умения применять полученные знания на практике.

Контрольный опрос и выполнений заданий по темам раздела.

РТ: с. 57 – 58, упр.108 – 111
Тест20: с.50-53

101-102. (2ч.)

Контрольный диктант с грамматическим заданием.
Анализ диктанта.

Проверка степени усвоения учащимися пройденного материала. Проверка орфографических и пунктуационных навыков.
Выявить наиболее часто встречающиеся в диктанте ошибки и отработать их.

Написание диктанта и выполнение грамматического задания.
Выполнение работы над ошибками.

РТ: с. 61 – 62, упр.119 — 120

103-104. (2ч.)

Р. Р. Сочинение-описание по картине (П. П. Кончаловский «Сирень в корзине»)

Дать понятие о роли деталей в художественном описании; продолжить работу над понятием натюрморт; формировать умение описывать малопредметные натюрморты и создавать текст-описание.

Написание сочинения.

Упр. 470.

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (16+ 5*)

105. (1ч.)

Имя существительное как часть речи.

Закрепить понятие об имени существительном как самостоятельной части речи; формировать представление о грамматических категориях имени существительного; вырабатывать умение определять, какую роль в предложении занимает имя существительное.

Работа с текстами упражнений: установить, какой частью речи являются слова; определить род, склонение, падеж имён существительных. Составить распространённые предложения по картине.

106. (1ч.)

Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

Познакомить учащихся с основными различиями между одушевленными и неодушевленными существительными; формировать умение их различать.

Написание диктанта, выделив одушевлённые имена существительные как члены предложения. Составление словосочетаний и предложений.

107. (1ч.)

Имена существительные собственные и нарицательные.
Контрольный словарный диктант.

Дать представление об именах существительных собственных и нарицательных; познакомить с правилом употребления большой буквы в именах собственных, с выделением кавычками заглавий книг, газет и т.д.; формирование умения распознавать имена собственные и нарицательные.

Выполнение упражнений: распознать имена существительные нарицательные и собственные, привести свои примеры. Составление диалога, используя имена собственные. Сжатое изложение.

108. (1ч.)

Род имен существительных.

Повторить полученные в начальной школе сведения о грамматической категории рода существительного; отработать умение определять родовую принадлежность имен существительных.

Работа с таблицей учебника: заполнение примерами существительных, у которых определение рода вызывает затруднения. Составление словосочетаний и предложений, в которых отчётливо выявляется род существительных.

109. (1ч.)

Имена существительные, которые имеют только форму множественного числа.

Повторить полученные в начальной школе сведения о грамматической категории числа существительного; познакомить учащихся с лексическими группами существительных, имеющих только форму множественного числа; формировать умение употреблять эти существительные в речи.

Работа с текстами упражнений: выделение существительных, имеющих только форму множественного числа, составление с ними диалога. Озаглавливают и пересказывают текст.

110-111. (2ч.)

Р. Р. Элементы рассуждения в повествовании. Сжатое изложение (Е. Пермяк «Перо и чернильница»)

Повторить структуру рассуждения и повествования; формировать умение включать элементы рассуждения в повествование; кратко (сжато) излагать главную мысль каждой части исходного текста.

Написание изложения.

Упр. 513.

112. (1ч.)

Имена существительные, которые имеют только форму единственного числа.

Познакомить учащихся с лексическими группами существительных, имеющих только форму единственного числа; формировать умение употреблять эти существительные в речи, умение разграничивать существительные, имеющие оба числа, и существительные, которые имеют только форму того или иного числа.

Работа с текстами упражнений: выделение существительных, имеющих только форму единственного числа. Составление таблицы для слов, данных в упражнении, распределяя их по группам в соответствии с ударным слогом

РТ: с. 64 — 65,

упр.124 – 125
Тест21: с.54-55

113. (1ч.)

Три склонения имен существительных.

Повторить полученные в начальной школе сведения о склонении имен существительных; проверить умение учащихся определять склонение, падежи имен существительных, написание е – и в окончаниях существительных.

Склонение имён существительных. На основе полученных новых знаний составляют таблицу «Склонение имён существительных»

114. (1ч.)

Падежи имен существительных.

Повторить полученные в начальной школе сведения о падежах имен существительных; проверить умение учащихся определять падежи имен существительных, написание е – и в окончаниях существительных.

Определение падежей имён существительных, выделение падежных окончаний и относящимся к существительным предлогам. Составление словосочетаний с именами существительными в родительном падеже

115-116. (2ч.)

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

Повторить правило правописания гласных е и и в падежных окончаниях существительных в единственном числе, а также познакомить с особенностями склонения существительных с основой на –ий,–ия, -ие; вырабатывать навык правильного написания гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

Применение изученного правила при выполнении упражнений: составляют словосочетания с зависимыми и главными именами существительными, склоняют имена существительные по падежам.

РТ: с. 63 — 64, упр.121 — 122

117-118. (2ч.)

Р. Р. Подробное изложение с изменением лица.
Подробное изложение с изменением лица.

Формировать умение излагать содержание исходного текста с изменением лица, умение устранять неоправданные повторы одних и тех же слов, для более точного выражения мысли.

Написание изложения.

Упр. 547.

119. (1ч.)

Множественное число имен существительных.

Познакомить учащихся с особенностями употребления имен существительных во множественном числе; формировать умение правильно склонять существительные во множественном числе.

Склонение имён существительных во множественном числе по падежам. Работа с рисунками. Работа с орфограммой «Ь на конце существительных после шипящих на конце слова» Анализ текста.

РТ: с. 63 — 64, упр.123

120. (1ч.)

Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

Познакомить учащихся с правилом правописания О– Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных; формировать умение применять данное правило на практике.

Применение усвоенного правила при выполнении упражнений.

РТ: с.65, упр.126 — 127

121. (1ч.)

Морфологический разбор имени существительного.

Познакомить учащихся с порядком морфологического разбора имени существительного; формирование умения производить данный разбор.

Выполнение устного и письменного морфологического разбора имени существительного.

Тест22: с.56-57

122. (1ч.)

Повторение изученного по теме «Имя существительное».

Обобщить и систематизировать полученные учащимися знания при изучении темы «Имя существительное»; формировать умения применять полученные знания на практике.

Контрольный опрос и выполнений заданий по темам раздела.

РТ: с.66, упр.128
Тест23: с.58-61

123. (1ч.)

Р. Р. Устное сочинение по картине Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье»

Дать понятие об элементах рассуждения в описании; формировать умение устно описывать изображенное на картине, умение составлять отзыв на устное сочинение одного из учеников.

Составление устного описания картины. Отзыв.

Упр.564

124-125. (2ч.)

Диктант с грамматическим заданием.
Анализ диктанта

Проверка степени усвоения учащимися пройденного материала. Проверка орфографических и пунктуационных навыков.
Выявить наиболее часто встречающиеся в диктанте ошибки и отработать их.

Написание диктанта и выполнение грамматического задания.
Выполнение работы над ошибками.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (8 +3*)

126. (1ч.)

Имя прилагательное как часть речи.

Повторение изученного в начальных классах об имени прилагательном; расширение сведений о синтаксической функции прилагательного в предложении; формировать умение употреблять прилагательное в речи, определять его морфологические признаки.

Анализ словосочетаний, предложений и текстов с именами прилагательными. Составление предложений с именами прилагательными. Устный рассказ об имени прилагательном как о части речи.

РТ: с.66, упр.129

127-128. (2ч.)

Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных.

Повторить правило правописания гласных в падежных окончаниях прилагательных; познакомить учащихся с условиями выбора о – е в окончаниях прилагательных формировать навык орфографически верного написания гласных в падежных окончаниях прилагательных.

Применение усвоенного правила при выполнении упражнений Диктант, выделить окончания имён прилагательных.

РТ: с. 67 — 68, упр.130 – 131
Тест24: с.62-63

129. (1ч.)

Р. Р. Описание животного.
Описание животного.

Проверка пунктуационных и орфографических умений и навыков; проверка умения сохранять в подробном пересказе художественного текста его типологическую структуру.

Написание изложения.

130-131. (2ч.)

Прилагательные полные и краткие.

Познакомить учащихся с грамматическими особенностями полных и кратких прилагательных, с нормами их образования и употребления; формировать умение различать полные и краткие прилагательные, определять синтаксическую роль кратких прилагательных в предложении, умение правильно писать краткие прилагательные с основой на шипящую.

Образование кратких форм прилагательного; в предложениях выделение сказуемых, выраженных краткими прилагательными; составление словосочетаний и предложений с краткими прилагательными. Устное повествование с элементами описания по картине.

РТ: с. 68 — 69, упр.132

132. (1ч.)

Морфологический разбор имени прилагательного.

Познакомить учащихся с порядком морфологического разбора имени прилагательного; формирование умения выполнять разбор полных и кратких прилагательных.

Устный и письменный морфологически разбор имени прилагательного.

133-134. (2ч.)

Р. Р. Контрольное изложение. Описание животного (отрывок из повести И. С. Тургенева «Муму»)

Проверка пунктуационных и орфографических умений и навыков; проверка умения сохранять в подробном пересказе художественного текста его типологическую структуру.

Написание изложения.

См. Никитина Е.И. с. 217.

135. (1ч.)

Повторение изученного по теме «Имя прилагательное».

Обобщить и систематизировать полученные учащимися знания при изучении темы «Имя прилагательное»; формировать умения применять полученные знания на практике.

Контрольный опрос и выполнений заданий по темам раздела.

РТ: с.69, упр.133 – 134
Тест25: с.64-65

136. (2ч.)

Контрольный диктант с грамматическим заданием.
Анализ диктанта.

Проверка степени усвоения учащимися пройденного материала. Проверка орфографических и пунктуационных навыков.
Выявить наиболее часто встречающиеся в диктанте ошибки и отработать их

Написание диктанта и выполнение грамматического задания.
Выполнение работы над ошибками.

ГЛАГОЛ (22 +6*)

137. (1ч.)

Глагол как часть речи.

Повторение и углубление знаний о глаголе; формирование умения употреблять глаголы в речи с целью ее обогащения.

Определить глаголы-сказуемые в предложении, охарактеризовать их по времени, лицу, числу. Указать, как согласуются сказуемые с подлежащим.

138. (1ч.)

Не с глаголами.

Повторить правописание не с глаголами; формировать орфографическую и пунктуационную грамотность.

Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенным правилом.

РТ: с. 73 — 74, упр.142

139. (1ч.)

Неопределенная форма глагола. Контрольный словарный диктант.

Дать понятие о неопределенной форме глагола; формировать умение правильно употреблять и писать глаголы в неопределенной форме.

Образовать глаголы в неопределенной форме. Составление памятки, устное сообщение о неопределённой форме глагола.

140. (1ч.)

Правописание -ться и –тся в глаголах.

Повторить условия выбора написания –тся и –ться в глаголах; отрабатывать умение находить слово, к которому относится глагол, ставить от него вопрос к глаголу, умение правильно произносить и писать глаголы на –тся и –ться.

Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенным правилом.

РТ: с. 71 — 72, упр.139 — 140

141-142. (2ч.)

Виды глагола.

Дать понятие о видах глагола, способах образования видовых пар.

Образование от данных глаголов другого вида.

143. (1ч)

Видовые пары глаголов.

Формировать умение распознавать виды глагола по вопросам и по значению.

Работа с иллюстрациями (составление рассказа).

144-145. (2ч.)

Правописание букв е – и в корнях с чередованием.

Познакомить учащихся с перечнем корней с чередованием, с условиями выбора букв е – и в корнях; формировать умение правильно писать слова с чередованием е – и в корнях, умение разграничивать слова с чередованием гласных в корне и с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением.

Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенным правилом.

РТ: с. 74 — 75,

упр.143 – 145
Тест26: с.66-67

146. (1ч.)

Р. Р. Невыдуманный рассказ (о себе).

Повторить все известные сведения о рассказе как одном из видов повествования; формировать умение составлять устный рассказ на основе жизненного опыта и рассказывать его.

Самостоятельное составление устного рассказа о себе.

147. (1ч.)

Время глагола.

Повторить сведения о трех временах глагола, полученных учащимися в начальной школе; отработка навыка определять временные формы глагола.

Описать происходящее в классе в прошедшем, настоящем и будущем времени. Определить вид и время глаголов.

148-149. (2ч.)

Прошедшее время глагола.

Повторить способ образования и изменения прошедшего времени; отработка умения распознавать глаголы прошедшего времени, выбирать орфограмму перед суффиксом –л-, употреблять в речи.

Образовать глаголы прошедшего времени от неопределенной формы, составить с ними словосочетания. Выделить суффиксы в глаголах прошедшего времени.

150. (1ч.)

Настоящее время глагола.

Дать понятие, что форму настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида; формирование умение определять грамматическое значение глаголов настоящего времени, употреблять их в речи.

Составить связный текст «Сегодня на улице…» или «Новости дня». Составить словосочетания с глаголами настоящего времени. Орфоэпическая работа.

151. (1ч.)

Будущее время глаголов.

Дать понятие о способах образования форм будущего времени; формировать умение образовывать простую и сложную формы будущего времени, употреблять глаголы будущего времени в речи.

Устный рассказ «Кто рано встал, тот не потерял». Сочинение о том, как измениться мир в будущем. Подобрать слова на тему «Спорт».

152. (1ч.)

Спряжение глаголов.

Закрепить и систематизировать знания учащихся о спряжении глаголов, полученные в начальной школе; отработка умения определять спряжение глагола, изменять глаголы по лицам и числам.

Определение типов спряжения. Спряжение глаголов с ударными окончаниями, составление с ними словосочетаний и предложений.

РТ: с.70, упр.135
Тест27: с.68-69

153. (1ч.)

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Повторить способ определения верного написания безударного личного окончания глагола; формировать умение применять данный способ на практике, умение различать глаголы 1 и 2 спряжения; отработка орфографических и пунктуационных навыков.

Усвоение правила определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенным правилом.

РТ: с. 70 — 71, упр.136 — 138

154. (1ч.)

Морфологический разбор глагола.

Познакомить учащихся с порядком морфологического разбора глагола; формировать умение производить морфологический разбор глагола.

Устный и письменный морфологически разбор имени прилагательного.

155-156(2ч.)

Р. Р. Сжатое изложение с изменением формы лица А. Ф. Савчука «Шоколадный торт»

Формирование умения производить исключение и обобщение; сжато излагать главную мысль каждой части исходного текста с изменением формы лица.

Написание изложения.

Упр. 688.

157-158. (2ч.)

Мягкий знак после шипящих в глаголах второго лица единственного числа.

Повторить правило употребления мягкого знака после шипящих в глаголах второго лица единственного числа; отработка орфографической и пунктуационной грамотности.

Усвоение правила написания Ь после шипящих в глаголах 2 лица единственного числа. Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенным правилом.

РТ: с.72, упр.141

159. (1ч.)

Употребление времен.

Дать понятие о том, что одно из важнейших стилистических средств — употребление форм настоящего и будущего времени глагола при изображении прошлого; формировать умение употреблять глаголы в настоящем и будущем времени в рассказе о прошлом.

Составление рассказа, используя глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени. Устное продолжение рассказа, употребляя глаголы в настоящем и будущем времени. Написать по рисункам продолжение спортивного репортажа.

160. (1ч.)

Р. Р. Употребление «живописного настоящего» в повествовании.

Формировать умение составлять рассказ по данному началу с использованием сюжетных рисунков; умение употреблять глаголы в форме настоящего для оживления повествования.

Составление устного рассказа по сюжетным картинкам (коллективно и самостоятельно).

Упр.697.

161. (1ч.)

Повторение изученного по теме «Глагол».

Обобщить и систематизировать полученные знания при изучении темы «Глагол»; формировать умения применять полученные знания на практике.

Контрольный опрос и выполнений заданий по темам раздела.

РТ: с. 75 — 77, упр.146
тест28: с.70-73

162-163. (2ч.)

Контрольный диктант с грамматическим заданием.
Анализ диктанта.

Проверка степени усвоения учащимися пройденного материала. Проверка орфографических и пунктуационных навыков.
Выявить наиболее часто встречающиеся в диктанте ошибки и отработать их.

Написание диктанта и выполнение грамматического задания.
Выполнение работы над ошибками.

164-165. (2ч.)

Р. Р. Сочинение-рассказ по рисунку (О. Попович.«Не взяли на рыбалку»)

Повторить сведения о рассказе на основе изображенного (по воображению); формировать умение составлять рассказ на основе изображенного.

Написание сочинения.

Упр. 701.
См. также Никитина Е.И. с. 256.

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО (5)

166. (1ч.)

Разделы науки о языке.

Повторить разделы науки о языке и изучаемые в них единицы языка; формировать умение определять признаки, по которым группируются слова в части речи, умение классифицировать члены предложения.

Составление и анализ обобщающей таблицы. Сообщение «Изучайте русский язык» по составленному плану.

167. (1ч.)

Орфограммы в приставках и корнях слов.

Повторить условия выбора орфограмм и их графического обозначения; отработка умения группировать слова с изученными орфограммами по месту их нахождения (в приставке, в корне) и по основному условию выбора.

Составление и анализ обобщающей таблицы.

Работа с текстами упражнений.

168. (1ч.)

Употребление букв Ъ и Ь. Раздельные написания.

Повторить функции буквы ь, условия выбора разделительных ъ и ь; обобщить сведения о раздельном написании предлогов, частицы не с глаголами; формировать умение применять полученные знания на практике.

Составление и анализ обобщающей таблицы. Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенными правилами.

РТ: с. 77 — 78,

упр.147 – 148
Тест30: с.78-83

169. (1ч.)

Знаки препинания в простом и сложном предложении.

Повторение изученных пунктуационных правил на синтаксической основе; отработка умения правильно ставить знаки препинания в простом и сложном предложении.

Составление и анализ обобщающей таблицы. Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенными правилами.

РТ: с. 78 — 80,

упр.149 — 150

170. (1ч.)

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Проверка степени усвоения учащимися пройденного материала. Проверка орфографических и пунктуационных навыков.
Выявить наиболее часто встречающиеся в диктанте ошибки и отработать их.

Написание диктанта и выполнение грамматического задания.


[1]* Часы на развитие связной речи


[2]Е. А. Ефремова. Русский язык. Рабочая тетрадь:5 класс. Пособие для уч. общеобразоват. учрежд. – М.: Прсвещение, 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)

Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования   составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...