Конспект урока
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Мартьянова Ирина Васильевна

Однородные и неоднородные определения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_itogovyy.docx24.34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:         Однородные и  неоднородные определения

Тип урока:         Открытие новых знаний

Цель: 1) познакомить учащихся с понятием об однородных и неоднородных определениях, сформировать умение находить однородные и неоднородные определения, выяснять их роль в предложении; правильно расставлять знаки препинания и интонировать предложения с однородными и неоднородными определениями, использовать их в устной и письменной речи.

2) Развивать устную и письменную речь, орфографическую и пунктуационную зоркость.

3) Воспитывать любовь к русскому языку, к окружающей природе.

  1. Оргмомент        

- Здравствуйте, дорогие ребята! Здравствуйте, уважаемые гости!  Я очень рада всех вас видеть! Садитесь. Давайте  подарим друг другу хорошее настроение. Мне хочется вам пожелать, чтобы этот урок обогатил вас  новыми знаниями, умениями, чтобы вы получили удовольствие от работы друг с другом.

II.  Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

- В течение нескольких уроков вы изучали тему «Однородные члены предложения и знаки препинания при них». Давайте повторим, обобщим ваши знания о признаках  однородных членов предложения и знаках препинания при них. 

Слайд Блиц-опрос

  • Однородные члены – это члены предложения, которые

     отвечают на вопрос одной и той же части речи (хотя могут быть разными частями речи).

  • Синтаксически однородные члены являются

    одним членом предложения.

  • Однородные члены предложения относятся

    к одному и тому же члену предложения.

  • Однородные члены предложения образуют

       сочинительные     словосочетания.

  • В предложении однородных членов может быть

     сколько угодно.

  • Однородные члены предложения соединяются

     интонацией и сочинительными союзами.

II. Объяснение нового материала

1.Прочитайте текст. Определите, как характеризуют предмет выделенные определения. Можно ли их назвать однородными?

Странный, резкий, болезненный крик раздался вдруг два раза сряду над рекой и, спустя несколько мгновений, повторился уже далее... (И.С. Тургенев)

Над маленькими корявыми ёлочками и берёзками серой мглой висело ночное одеяло и глушило все чудесные звуки Звонкой борины. (М.М. Пришвин)

БОРИНА Звонкая борина-бор это сосновый лес. В котором звонко звучит эхо.

– Скажите, у вас не возникли какие– то вопросы?  Чем похожи и чем отличаются эти предложения? Постановка перед учащимися учебной проблемы - решить, почему в первом предложении поставлена запятая между определениями, а во втором - нет:

(Дети сразу видят, что в первом предложении стоит запятая, а во втором ее нет.) У них возникают следующие вопросы:

Ученики: Почему в предложениях № 2 между словами нет запятой?

Учитель: А каким членом предложения являются эти слова?  А однородные ли эти определения?

– Итак, ребята, мы пришли к двум вопросам, на которые мы и должны сегодня ответить.

А чтобы ответить на эти вопросы, необходимо вспомнить признаки, по которым мы определяли однородность членов предложения. (слайд)

Проверьте по всем признакам, являются ли определения в данных предложениях однородными.

(анализируя примеры, дети приходят к выводу о том, что во втором предложении определения не соответствуют признакам однородности.)

-   Как бы вы их назвали?     (Дети придумывают свои названия, одним из которых может быть и “неоднородные определения”).

-  Как эти предложения могут быть связаны с темой сегодняшнего урока? Сформулируйте тему урока. Запишите в тетради тему урока.  Поставьте перед собой цели.

  •  научиться отличать однородные определения от неоднородных определений;
  • научиться расставлять знаки препинания в предложениях с однородными и неоднородными определениями;

 

  1. Восприятие и усвоение учебного материала

Обработка таблиц «Однородные и неоднородные определения», «Разделение запятыми однородных и неоднородных определений».

2. Проблемное задание.

Сравните представленные предложения. Выясните, почему определение, отвечающие на один и тот же вопрос и относятся к тому же члену предложения, не всегда произносятся с перечислительной интонацией и на письме разделяются запятыми.

1)Великолепное, ласковое солнце улыбалось в ясном небе.

2) Весеннее ласковое солнце  улыбалось в ясном небе.

  1. За рекой росли дубовые, пихтовые леса.
    2) За рекой росли густые пихтовые леса.

 (слайд с таблицей)

  1. Работа с учебником

(упр.     218           устно ,упр. 214         письменно)

  1. Работа с доской (дети записывают предложения и находят в них определения, указывают однородные или неоднородные)

  1. Кругом всей поляны стояли густые высокие ели (М. Пришвин).

2) Веет легкий, чистый ветер с поля     (И. Бунин).

Физкультминутка

  1. Работа с карточками

1. Работа с карточками по вариантам

Вставьте пропущенные знаки препинания.

Вариант 1

Мой приятель живет в большом___ кирпичном доме.

Он укрылся теплым___ клетчатым пледом и опять заснул.

Под потолком висела большая___ хрустальная люстра.

Вставьте пропущенные знаки препинания.

Вариант 2

Этой маленькой___ пушистой собачке исполнилось уже пять лет.

Дети собирали красные___ узорные листья клена.

Мы вышли на маленькую___ глухую улочку

  1.  Сочинение-миниатюра

Вы побывали в лесу весной. Опишите природу лесного уголка, употребляя однородные и неоднородные определения.

  1. Составьте синквейн на тему « экология»

экология
биологическая географическая
изучает, исследует, рассматривает
наука об окружающей среде
взаимосвязь в природе

чтение и анализ стихотворений о природе

  1. Обобщение

Подведение итогов, выставление оценок

Домашнее задание (выписать из учебника литературы 4 предложения с однородными и неоднородными определениями)


X.  Рефлексия.

- А теперь, ребята, мне бы хотелось, чтобы вы оценили наш сегодняшний урок, свою работу на уроке.  

Спасибо всем вам за урок. Вы просто молодцы! Вы были внимательны к русскому языку, старались проникнуть в тайны русского слова. Радует то, что вы хорошо усвоили материал, с интересом читали свои творческие работы. Хочется верить, что ваша дружба с русским словом продолжится.

 До свидания.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...