Русский язык "Чередование корней" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Марина Васильевна Волнухина

Конспект урока русского языка по теме "Буквы О-А в чередовании" 5 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение  4

Урок русского языка в 5 классе

Буквы О-А в корнях с чередованием

( урок – путешествие )

Цели урока:

  1. Распознавать слова с чередованиями корней
  2. Развивать навыки морфемного разбора и грамотного письма
  3. Обогащать лексикон учащихся
  4. Активизировать познавательную деятельность учащихся и прививать интерес к предмету

Ход урока

I. Организационный момент

Сегодня мы с вами, ребята, не будем заниматься скучными правилами, а пойдём в поход. Хотите?  А что такое поход? Что нам пригодится в походе? ( ответы детей) Дорога будет трудная. Нам придётся преодолевать разные препятствия и трудности. Вас не страшит это? Ну тогда в путь!

II. Разминка ( словарный диктант)

Сначала нам нужно хорошо размяться. Ну-ка, физорг класса, помоги нам хорошо размяться. ( физорг пишет на доске словарный диктант, учащиеся отмечают орфограмму, комментируют правописание слов с чередующейся гласной в корне)

Высказать предположение, прилагать все силы, вырастить цветы, приложить старание, южная растительность, хилый росток, юный возраст

III.Завтрак ( выборочный диктант с взаимопроверкой)

        Хорошо мы размялись. Спасибо нашему физоргу! Теперь перед дольней дорогой надо хорошо подкрепиться. Предлагаю покушать грибов. Конечно, с данной пищей надо быть предельно осторожным. Почему? ( съедобные и несъедобные) Правильно. Поэтому из моих предложений мы в качестве съедобных грибов будем выписывать только те слова, которые соответствуют нашей теме урока.

1.В полдень над озером собралась гроза, она росла на глазах. 2. В Ростов мы приехали уже под вечер. 3.На дюнах растет трава, которую называют живучкой. 4.Отряд располагался на берегу озера вокруг костра. 5. Вопреки предположениям Петьки, пруд оказался не так близко.

Проверьте запись у соседа, не ошибся ли он, ведь с ядовитыми грибами не шутят. Вот теперь мы готовы идти. Пошли.

IV. Физкультминутка

V. Бег по кочкам ( подбор синонимов, морфемный разбор)

        Нам надо перебрать через топкое болото по кочкам. Замените подчеркнутое слово синонимом, соответствующим нашей теме. Для полной убедительности сделайте морфемный разбор подобранных вами слов. Знакомые корни не дадут вам провалиться.

Ребята устроились на отдых у реки. ( расположились) Быстро поднялись у реки палатки. ( выросли)

VI. Странное место ( работа с фразеологизмами)

        Посмотрите, какое странное место. Нам нужен опытный проводник, чтобы не заблудиться. В какое место мы попали? ( на доске записаны фразеологизмы, необходимо объяснить их значение)

Сидеть сложа руки - …, сложить оружие-…, сложить голову -…, приложить руки -…,ума не приложу -…

VII. Привал ( устная лексическая работа)

        Странное место нас утомило. Устроим-ка мы привал. А чтобы не скучать, отгадаем загадки. Не забывайте о том, что в отгадках должны быть чередующиеся корни.

Отдельная область науки ( отрасль); человек, дающий в долг под залог ( ростовщик);низшее водяное растение (водоросли); место, занимаемое войском (расположение); масло подсолнечное и кукурузное(растительное); часть речи, обозначающее признак предмета (прилагательное); математический термин со знаком плюс (сложение)

VIII. Футбол ( предупредительный диктант)

        На этой солнечной поляне, на которой мы расположились, можно бы и поиграть в футбол. Внимательнее, не пропустите гол!

Положение серьезное, разрыв в очках растет. Тренер берет минутный перерыв. И вот опять игроки располагаются в зале. Болельщики ликуют. Ростислав подхватил мяч, обвел противника и ловко попал в ворота. Борьба разрастается все сильнее.

IX. Подведение итогов

        Вот и закончился наш поход. Понравился он вам? (рефлексия) Какие знания нам понадобились, чтобы преодолеть все трудности на пути? (обобщение по теме урока) Кто из ребят заслужил оценку? ( комментирование оценки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс под редакцией С.И.Львовой

Данная программа составлена на основе программы по русскому языку под редакцией С.И.Львовой, рекомендована Министерством образования РФ.Традиционно программа 5 класса рассчитана на шестичасовую ...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Конспект урока родного языка (русского) в 9 классе по теме "Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"

Урок №1 "Язык и культура. Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"...

Технологическая карта урока родного языка (русского) в 9 классе "Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"

Технологическая карта к уроку № 1 "Язык и культура. Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс,8 класс,9 класс. Литература 7-9 классы. Элективный курс по русскому языку 7-8 классы

Рабочие программы создана для улучшения качества знаний учащихся 7-9 классов порусскому языку...