Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка
статья по русскому языку на тему

Сидорова  Светлана Васильевна

Сегодня школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем  же тогда заключается задача школы? Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться.

Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.

           Изменение цели образования совершенно не означает, что мы должны категорически отказаться от традиционных принципов, целей, методов, форм, средств образования. Изменить подход к обучению, дать возможность учащимся проявлять больше самостоятельности в освоении научной информации, в выборе способа получения и усвоения знаний  - вот, что мы можем сделать в настоящее время.

          Я расскажу, какие универсальные учебные действия  можно формировать на уроках русского языка  на материале традиционных заданий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_udd.doc45.5 КБ
Файл udd_na_urokah_russ_yaz.pptx830.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Еласовская  средняя общеобразовательная школа»

Горномарийского района Республики Марий Эл

 

Формирование

 универсальных  учебных действий

на уроках  русского языка

                                 Выполнила Сидорова Светлана Васильевна,

                                    учитель русского языка и литературы

2016 г

Сегодня школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем  же тогда заключается задача школы? Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться.

Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.

           Изменение цели образования совершенно не означает, что мы должны категорически отказаться от традиционных принципов, целей, методов, форм, средств образования. Изменить подход к обучению, дать возможность учащимся проявлять больше самостоятельности в освоении научной информации, в выборе способа получения и усвоения знаний  - вот, что мы можем сделать в настоящее время.

          Я расскажу, какие универсальные учебные действия  можно формировать на уроках русского языка  на материале традиционных заданий.

Изучение темы: «Слитное и раздельное написание НЕ с существительными, прилагательными, наречиями»

Задание: Составить таблицу «Слитное и раздельное написание НЕ с существительными, прилагательными, наречиями», включив в нее примеры. Вы понимаете, что эта таблица должна содержать обобщение знаний, полученных в 6 и 7 классах. После составления такой  таблицы ребята понимают, что оказывается, можно не учить 3 самостоятельных правила и стараться держать их в голове до 11 класса или всю жизнь, а нужно обобщить имеющуюся информацию, придать ей более удобный и запоминающийся вид. В результате устраняется еще и негативное отношение к русскому языку, как к предмету, предполагающему изучение огромного количества правил. А если при этом еще использовать интерактивную  доску, то она  позволяет ускорить темп урока, сэкономить время и усилия.

При выполнении этого задания формируются личностные универсальные учебные действия:

Смыслообразование, т.е. учащиеся начинают понимать, что выполнение такого задания облегчит им учение, улучшит качество знаний и, как  результат, оценку.

 Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний – это одно из  регулятивных универсальных учебных действий – прогнозирование.

Познавательные универсальные учебные действия:  

  1. Общеучебные универсальные действия:

- поиск и выделение необходимого материала,

- моделирование – составление таблицы,

- умение структурировать знания,

                2.  Универсальные логические действия:

                     - синтез, как составление целого из частей,

                     - выбор оснований для объединения разных объектов.

Поскольку задание выполняется на уроке совместно с учителем, оно дает нам возможность формировать и коммуникативные универсальные учебные действия:

- учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли с целью быть понятым другими.

Изучение темы: «Мягкий знак на конце слов после шипящих.»

 Задание: распределить слова в два столбика: с Ь на конце и без него.

В этом задании тоже содержится обобщение нескольких учебных тем. Ученики, выполняя это задание, должны применить ранее систематизированные знания,  распределить слова в два столбика: с Ь на конце и без него. Далее мы имеем возможность выбрать форму проверки задания: можно предложить ребятам, сидящим за одной партой,  поменяться тетрадями и проверить работы друг у друга, а можно открыть вторую часть доски и устроить самопроверку.

Личностные универсальные учебные действия:

Нравственно-этическая ориентация:

-знание моральных норм (честность, ответственность) – как при выполнении взаимопроверки, так и самопроверки,

- развитие доброжелательности, доверия к людям, готовности к сотрудничеству -  при выполнении взаимопроверки,

Познавательные универсальные учебные действия:  

Логические универсальные учебные действия:  

- построение логической цепи рассуждения на основе имеющихся

  систематизированных знаний (нужно определить часть речи, если это существительное, определить род, если женский род, определить склонение и т.д., т.е. ученик должен для выполнения задания составить алгоритм определения написания слова).

Изучение темы «Деепричастие»

Задание: подумайте, оцените, чему вы научились в ходе изучения темы, что умеете делать, в чем испытываете трудности, а что еще не очень хорошо усвоено и требует дополнительных тренировок. Свои ответы обозначьте значками.

Вы знаете, что тема «Деепричастие» - совершенно новая для учащихся, ребята впервые сталкиваются с такими понятиями, как деепричастие, деепричастный оборот, пунктуация при деепричастии и деепричастном обороте. Часов на эту тему отводится мало (8). На уроке, предшествующем уроку повторения по теме,  учащимся предлагается это задание. Учащиеся ставят в рабочих тетрадях три цифры, а рядом – значки.

  1. Находить деепричастие в предложении
  2. Находить деепричастный оборот в предложении
  3. Расставлять знаки препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте

Условные обозначения:

+ - умею

? – не всегда

! – моя цель

Первоначально последний значок выглядел как минус и обозначал «не умею». Я подумала, что формировать в ребенке негативную оценку к самому себе, к своим достижениям в учебе не стоит. Минус – знак, поставить который в подобном задании не у всякого поднимется рука.  Формулировка «моя цель» звучит более позитивно, а восклицательный знак – жизнеутверждающе.

Естественно, это задание не оценивается. Благодаря ему, образуется обратная связь. Я получаю информацию, о том, что усвоено учащимися в рамках темы, а что – нет, имею возможность на уроке повторения особое внимание уделить плохо сформированным навыкам, подобрать дифференцированные упражнения.

Выполнение этого задания формирует личностные универсальные учебные действия:

        Смыслообразование 

– формируется рефлексивное отношение к учению, оценивание знаний с учетом новых достижений..

Регулятивные универсальные учебные действия:

- саморегуляция – способность к волевому усилию, к преодолению препятствий (ученик признается, что не умеет чего-то, значит, ему предстоит работа)

         Коммуникативные универсальные учебные действия:

        - планирование сотрудничества с учителем.

Вот то, что я хотела рассказать вам о формировании универсальных учебных действий на уроках русского языка с использованием традиционных средств обучения.

Безусловно, необходимость формирования УУД очевидна, потому что этого требует современное общество. А современному обществу нужны люди обучаемые, способные самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни. И в этом учитель русского языка играет важную роль.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка Сидорова Светлана В асильевна, учитель русского языка МБОУ « Еласовская СОШ»

Слайд 2

Тема « Слитное и раздельное написание НЕ с существительными, прилагательными, наречиями » Задание: Составить таблицу « Слитное и раздельное написание НЕ с существительными, прилагательными, наречиями» , включив в нее примеры.

Слайд 3

Л ичностные универсальные учебные действия: Смыслообразование ,т.е . учащиеся начинают понимать, что выполнение такого задания облегчит им учение, улучшит качество знаний и, как результат, оценку.

Слайд 4

Регулятивные универсальные учебные действия Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний- прогнозирование

Слайд 5

Познавательные универсальные учебные действия: 1.Общеучебные универсальные действия: - поиск и выделение необходимого материала, - моделирование – составление таблицы, - умение структурировать знания, 2 . Универсальные логические действия: - синтез, как составление целого из частей, - выбор оснований для объединения разных объектов.

Слайд 6

К оммуникативные универсальные учебные действия: - учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли с целью быть понятым другими .

Слайд 7

Тема: « Мягкий знак на конце слов после шипящих .» Ученики, выполняя это задание, должны применить ранее систематизированные знания, далее мы имеем возможность выбрать форму проверки задания: можно предложить ребятам, сидящим за одной партой, поменяться тетрадями и проверить работы друг у друга, а можно открыть вторую часть доски и устроить самопроверку. Задание: Распределить слова в два столбика с Ь на конце и без него.

Слайд 8

Личностные универсальные учебные действия: Нравственно-этическая ориентация: -знание моральных норм (честность, ответственность) – как при выполнении взаимопроверки, так и самопроверки, - развитие доброжелательности, доверия к людям, готовности к сотрудничеству - при выполнении взаимопроверки,

Слайд 9

Познавательные универсальные учебные действия: Логические универсальные учебные действия: - построение логической цепи рассуждения на основе имеющихся -систематизированных знаний (нужно определить часть речи, если это существительное, определить род, если женский род, определить склонение и т.д., т.е. ученик должен для выполнения задания составить алгоритм определения написания слова).

Слайд 10

Т ема «Деепричастие» З адание : подумайте, оцените, чему вы научились в ходе изучения темы, что умеете делать , в чем испытываете трудности, а что еще не очень хорошо усвоено и требует дополнительных тренировок . Свои ответы обозначьте значками. Учащиеся ставят в рабочих тетрадях три цифры, а рядом – значки .

Слайд 11

1.Находить деепричастие в предложении 2.Находить деепричастный оборот в предложении 2.Расставлять знаки препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте Условные обозначения: + - умею ? – не всегда ! – моя цель

Слайд 12

Личностные универсальные учебные действия: ф ормирует с мыслообразование . Рефлексивное отношение к учению, оценивание знаний с учетом новых достижений.

Слайд 13

Регулятивные универсальные учебные действия: - саморегуляция – способность к волевому усилию, к преодолению препятствий (ученик признается, что не умеет чего-то, значит, ему предстоит работа)

Слайд 14

Коммуникативные универсальные учебные действия: планирование сотрудничества с учителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Урок в 5 классе по теме "Язык и человек. Язык и речь. Язык и его единицы"

Ассоциативные приёмы для запоминания учебного материала по теме урока....

Открытый бинарный урок по дисциплине «Русский язык и культура речи» и «Иностранный язык» (английский язык; немецкий язык; французский язык)

Цели  урока: показать своеобразие культур ,особую ментальность;  найти точки соприкосновения для лучшего понимания народов посредством малых фольклорных жанров; раскрыть мудрость, поучающий ...