Сочинение-рассуждение "Берегите природу"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Фролова Ольга Филипповна

Открытый урок был проведен в рамках районного конкурса "Учитель года".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: СОЧИНЕНИЕ- РАССУЖДЕНИЕ «БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ».

I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.

Здравствуйте! Я  рада всех вас видеть!

Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам и нашим гостям, вы улыбнетесь друг другу и нашим гостям. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Садитесь.

В течение урока вы можете рассчитывать на мою помощь, а от вас я жду поддержки.

Сегодня мы будем работать по группам. Вспомним правила работы в группах:

  1. Работают все.
  2. Каждый имеет право высказаться.
  3. Когда один говорит, остальные слушают.
  4. Решение принимается группой.
  5. Для ответа выбирается один представитель группы.
  6. Работа в группе – это не соревнование,  совместный труд, направленный на  достижение цели, когда каждый помогает друг другу.

И еще некоторые правила:

  1. Если группа готова отвечать, возьмитесь за руки и поднимите руки вверх.
  2. Если вы не согласны с мнением отвечающего, поднимите скрещенные руки.
  3. Если хотите дополнить ответ, просто поднимите одну руку.

II.МОТИВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ЭТАП. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.

1)Посмотрите видеоролики, прокомментируйте увиденное.  В чём сходство видеороликов? Чем отличаются видеоролики?  Какова основная мысль каждого из них? Как можно озаглавить первый видеоролик, а второй?

1 видеоролик (коллективная работа):

Тема: природа

Основная мысль: красота, разнообразие и богатство природы.

Заглавие: Как прекрасен этот мир!

        Знакомы ли вам эти картины? Это природа Шарканского района. Не везде вы можете увидеть такую красоту.

2 видеоролик

Тема: природа

Основная мысль: природа находится в опасности, ей нужна помощь.

Заглавие: природа в опасности, планета в беде, гибель природы.

У: От чего погибает природа? Кто виновен в этом? ( Человек захламляет природу, устраивает несанкционированные свалки, вырубает леса, загрязняет водоемы, воздух, почву бытовыми и промышленными отходами. Происходит заболоченность рек, озер и прудов, возникают пожары из-за невнимательности и безответственности человека. Химические удобрения загрязняют почву. Браконьерство. Радиоактивные вещества.)

У: Президент России подписал указ о проведении в 2017 году Года экологии? Почему?

Итак , определите тему урока.

Правильно, тема урока «Берегите природу!»

Сформулируйте проблему урока, используя вопросительное слово ПОЧЕМУ? КАК?(Почему нужно спасать природу? Как ее спасти?)

Слайд 3

У: Наша цель – ответить на проблемные вопросы и подготовиться к написанию домашнего сочинения.

Эти знания и умения для вас очень важны, т. к. они пригодятся на ОГЭ, ЕГЭ. (Слайд  №3  с темой и целью урока)

Оформление тетрадей: число, сочинение, тема.

2)Определите задачи урока, какие действия вы будете выполнять  на уроке для достижения хороших результатов?

Вам помогут слова-подсказки:

  • Вспомнить ….(стили и типы речи, структуру текста-рассуждения,  цели публицистического текста),
  • Узнаем …(новые факты о природе, цели публицистического стиля)
  • Научимся …(писать сочинение - рассуждение)

III.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

1)Вспомним типы и стили речи. я называю вопрос, соответствующий одному типу речи, а вы называете, какой это тип текста.

  • Что? Кто? Какой? (описание)
  • Что произошло? Что случилось? (повествование)
  • Почему? Зачем? Для чего? (рассуждение)

Какой тип речи вы используете при написании сочинения по теме? (рассуждение).

Слайд 4. Вспомните структуру текста – рассуждения. 

  1. Тезис
  2. Доказательства

1)…

2)…

3)…

  1. Вывод.

IV.ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП.

1..Словарно-лексическая работа.   Слайд 5(групповая работа)

По лексическому значению выбрать соответствующее слово. Поднимите ответ на карточках. Записать слова в тетрадь

Слова для справок: экономика, экология, статистика, ономастика, заповедник.

1.Это наука, которая рассматривает взаимоотношения человека и окружающей среды (экология)_

2.Заповедное место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы, культурные ценности (Заповедник).

3.Совокупность числовых показателей, характеризующих общественные явления и процессы (Статистика).

- Как слово «статистика» может быть связана с темой урока? С какой частью речи связано оно? ( с числительными). А какова связь между числительным и проблемой сохранения природы?

Самопроверка задания 

2) Ребята, мы определили, какой тип текста будем использовать при написании сочинения, а какой стиль речи нам необходим? Давайте выполним следующее задание.

Работа с текстами в группах.

Группа 1. Текст научного стиля.

Группа 2. Текст публицистического стиля

Группа3.  Текст художественного стиля

- Итак, какова цель данных текстов?

1 текст – дать точную информацию.

2 текст – воздействовать на читателя, призвать к чему-то. Убедить в чем-то.

3 текст – воздействовать на чувства, эмоции читателя. Показать красоту природы.

        Воздействовать на слушателей, читателей, т.е. общество. В латинском языке слово «общество» произносится так publicus, т. е. общественный, государственный, отсюда название стиля речи – публицистический.

  Цель публицистического стиля -  воздействовать на слушателя, читателя, привлечь его внимание к актуальным  проблемам  общества, убедить в чём-то. 

3.Давайте послушаем нашего статистика, который подготовил рубрику «Это важно знать».  (ученик читает подготовленный материал)

Какова роль числительных, как они помогают раскрыть проблему урока?  

Слайд 6

  1. Расскажите, как ведется работа по защите природы в Шарканском районе?

Сообщение о природном парке «Шаркан»  ()

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

V.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

1)Составить памятки в буклетах.

Игровая ситуация.

Ребята, по-моему, к нам пришли странные гости.

Послушайте стихотворение неизвестного автора

Горе -туристы:

  1. Сегодня мы пришли гулять,

Благо лес – рукой подать!

Закупили всё подряд:

Пищу, спички, лимонад!

  1. Свежий воздух возбудит

Наш здоровый аппетит.

А пакеты, банки, склянки…

Лес большой, он всё вместит!

Лес ведь он – ничей?

-  хором: Ничей!

  1. Расположимся скорей!

Тут уж нам не помешают:

Жги и лей, руби и бей!

  1. Урны нет! Неси в кусты!

Мы с природою на «ты»!

  1. Банки в землю закопаем,

Мусор птицам разбросаем!

В речку скинем все бутылки –

В море пусть плывут посылки!

  1. Мы цари! Молчи, природа!

Всё здесь наше – лес и воды!

У:   Вот от таких отдыхающих устаёт природа, страдает, гибнет.

Давайте попробуем защитить наш окружающий мир. Выполним такое задание:

Представьте себе группу отдыхающих в лесу (1 группа) и на берегу реки (2 группа). Вот они пришли к месту отдыха, а перед ними стенд с правилами «Как вести себя в лесу» ( на берегу). Ребята, составьте эти правила с использованием частицы  НЕ:

Как вести себя в лесу?       Как вести себя на берегу?

НЕ     …                               НЕ  …

- Прочитайте составленные правила для отдыхающих групп.

- Сравните с этими правилами

Как вести себя в лесу?       Как вести себя на берегу?

НЕ                                                   НЕ        

-не ломай ветви деревьев                        - не бросай в воду        

и кустарников!                                      использованную посуду!

- не повреждай кору деревьев!              - не бей стеклянную      

- не рви цветов в лесу и на лугу!             посуду на берегу!

- не вытаптывай траву и почву!           - не пугай водоплаваю-

-не разводи костёр в лесу!                       щих птиц!

-не тревожь лесных обитателей!          - не загрязняй воду!

-не кричи! Не шуми!                              - не оставляй на берегу    

-не разоряй муравейников!                      беспорядок!

-не оставляй мусор!

VI. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА)

1)Выберите тезис к сочинению или напишите свой.

Варианты:

 1) Природа в опасности. Необходимо беречь и охранять родную природу.

2) Природа очень красива! Она богата и разнообразна.

3) Природа – это земля, вода, растения, животные и человек.

        

Взаимопроверка в группе.        

VII.РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП.

Продолжите предложение:

Спасать природу нужно, потому что….

Я вспомнил….

Я узнал…..

Я научился….. 

VIII. ИНФОРМАЦИЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ:

Написать сочинение-рассуждение «Берегите природу!»,

Оформление в буклетах.

Видеоролик 3. Слова В.Владыкина.

- В каких отношениях находятся человек и природа? Какова роль природы в жизни человека? ( Природа дает человеку не только материальные блага, но и духовные. Природа вдохновляет поэтов на сочинение прекрасных стихотворений, художников - на написание картин. Да и люди совершенно разных профессий получают большое удовлетворение от общения с природой.)

3 видеоролик

Тема: природа

Основная мысль: нужно беречь, охранять природу, спасать природу.

Заглавие: берегите природу! Давайте беречь природу! Друзья природы.

как человек пытается сохранить природу? (переработка мусора, посадка деревьев, охрана и очистка водоемов, охрана лесов от браконьеров, Красная Книга, заповедники,


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сочинение-рассуждение Фролова О.Ф., учитель русского языка и литературы, МБОУ Ляльшурская СОШ Берегите природу!

Слайд 2

Цель урока Найти ответ на проблемный вопрос: Почему нужно спасать природу? Как ее спасти? Подготовиться к написанию домашнего сочинения Задачи урока: Вспомним : стили и типы речи, структуру текста-рассуждения Узнаем: цели …………………..стиля пополним знания о природе Научимся: писать сочинение-рассуждение ……………..стиля

Слайд 3

Композиция сочинения-рассуждения I. Тезис (то, что нужно доказать) II. Доказательства …. …. …. III. Вывод

Слайд 4

Лексический диктант. Слова для справок : экономика, экология, статистика, ономастика, заповедник Экология – это наука, которая рассматривает взаимоотношения человека и окружающей среды. Заповедник - заповедное место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы, культурные ценности. Статистика - совокупность числовых показателей, характеризующих общественные явления и процессы.

Слайд 6

Внесение удобрений, обработка ядохимикатами – необходимое условие получения хороших урожаев, но в этом есть и отрицательная сторона . При выпадении атмосферных осадков происходит смыв загрязняющих веществ в водоёмы, что приводит к отравлению обитателей водоёмов и непригодности воды для хозяйственных целей. При этом загрязняется и сама почва, и продукция, выращенная на ней. Всё больше расширяется хозяйственная деятельность человека. Значит и меры по охране почв должны быть более эффективными. Ничто так щедро не одаряет нас своими плодами, как почва ! (По Т.К Ложкиной. Природа Шарканского района) Работа с текстом

Слайд 7

Знай , люби и береги природу . Природа – это земля, вода, растения, животные и человек. Не обижай животных. Жалей их, помогай им. Учи этому маленьких и взрослых. Рыбе нужна вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. Будем охранять наши реки, степи, леса и горы. Человеку нужна Родина. Охранять природу – значит беречь Родину . ( По М.Пришвину) Работа с текстом

Слайд 8

Природа всегда была и остается вдохновительницей поэтов, художников, композиторов. Но когда заходит речь о П.И.Чайковском, мы отмечаем его исключительную, неуемную страстную любовь к природе, имевшую большое влияние на творчество композитора. Любовь эта зародилась у Петра Ильича еще в раннем детстве, когда семья Чайковских жила в Воткинске. Впечатлительный ребенок полюбил природу местного края, сыгравшую большую роль в развитии музыкального таланта будущего композитора. Гувернантка Фанни Дюрбах , вспоминая об этой поре, рассказывала: «Я особенно любила мягкие летние вечера, когда рыбачьи лодки покачивались на пруде, гладком, как зеркало… С балкона мы слушали нежные меланхолические песни … Летом в нашем распоряжении был экипаж, и мы совершали поездки по прелестным окрестностям Воткинска». Во время этих прогулок перед любознательным ребенком раскрывались страницы чудесной книги природы. Мальчик изумлялся богатству красок и многообразию звуков в природе. Он жадно вслушивался в шум леса и нежный шепот полевых цветов, легкое шуршание спелых колосьев, звонкие переливы ручьев и звеневшие птичьи голоса. Все это для него сливалось в неповторимую гармонию звуков. Он возвращался домой счастливый, полный первых музыкальных впечатлений от встречи с природой. Мир для него открывался полным красоты. (Е. Галичанин. П.И.Чайковский и природа. ) Работа с текстом

Слайд 9

Цель публицистического стиля воздействовать на слушателя, читателя, привлечь его внимание к актуальным проблемам общества, убедить в чём-то. Средства публицистического стиля Побудительные, вопросительные, восклицательные предложения Обращения

Слайд 11

Памятка Как вести себя в лесу? Как вести себя на берегу? НЕ НЕ -не ломай ветви деревьев - не бросай в воду и кустарников! использованную посуду! - не повреждай кору деревьев! - не бей стеклянную - не рви цветов в лесу и на лугу! посуду на берегу! - не вытаптывай траву и почву! - не пугай водоплаваю - -не разводи костёр в лесу! щих птиц! -не тревожь лесных обитателей! - не загрязняй воду! -не кричи! Не шуми! - не оставляй на берегу -не разоряй муравейников! беспорядок! -не оставляй мусор!

Слайд 12

. Выберите тезис к сочинению- рассуждению или напишите свой Варианты: 1) Природа в опасности. Необходимо беречь и охранять родную природу. 2) Природа очень красива! 3) Природа – это земля, вода, растения, животные и человек .

Слайд 13

Сочинение-рассуждение «Берегите природу!» Природа – это окружающий нас мир. который мы должны беречь. Это вода, воздух, земля, растения, животные и человек. Оглянись. И ты увидишь, что Земля в беде. Доказательства …. …. …. Охранять природу – значит охранять Родину.

Слайд 14

Рефлексия Спасать природу нужно, потому что….. Я вспомнил… Я узнал... Я научился…

Слайд 15

«О маленький Человек, который стал великим и всемогущим… Теперь уже всё зависит от тебя, и потому заклинаю тебя: сделай так, Чтобы в реках плескалась рыба, в лесах жили звери, Чтобы в небе пели птицы, чтобы трава росла зелёной, Чтобы небо оставалось голубым, а солнце – добрым, Чтобы всегда смеялись дети и улыбались матери,- Сделай так, заклинаю тебя!.. Больше мне нечего тебе сказать, Человек! Оставляю тебя наедине с самим собой, с твоей совестью…!» Владимир Владыкин , удмуртский учёный-этнограф

Слайд 16

Край Удмуртский. Сборник статей, рассказов и стихов. Выпуск пятый. Ижевск, «Удмуртия», 1977. Отчий край. Книга для чтения по удмуртскому краеведению: Учебное пособие для 10-11 классов/ Составитель Д.И.Черешняя . – Ижевск: Удмуртия, 1993.



Предварительный просмотр:

Приложения.

1.Собери пословицы!

  1. Родина – и охранять, мать, её, любить, учись.
  2. Лес – береги, леса, свои, богатство, и краса.
  3. Срубили – птицы, прощай, дерево.
  4. Враг тот, природы, леса, кто, бережёт, не.
  5. Сломать – минута, дерево, года, вырастить.
  6. Дерево, вода, живёт, водой, бережёт, дерево.

2.

2. 2222Прочитайте текст и проанализируйте его. К какому стилю речи относится текст? Докажите.

         Оглянись, человек! Земля в беде! Земля в беде! В беде реки и озёра, моря и океаны – вся земля. Но беды природы – это прежде всего наши беды. Мы, люди, дети природы. Учёные с тревогой говорят о сложных проблемах охраны природы от хозяйственной деятельности человека. Такие проблемы называют экологическими (греч. ойкос – «жилище», логос – «наука, знание»). Экология – наука о взаимоотношениях живого и неживого на нашей планете. Учёные предупреждают об опасности гибели всего живого на планете Земля и призывают к активной борьбе человека против бездумного отношения к природе. Судьба людей в их руках. Для этого нужны знание, добрая воля и целеустремлённый труд. (По Н.Реймерсу) 


В чём заключается тревога учёного?

Что помогает нам понять, что тревога велика и обоснованна?

Каковы языковые средства выражения актуальной мысли?

Отчего происходит беда?

 К кому обращается учёный?

Кто, на его взгляд, может помочь беде? 

    3. 2222Прочитайте текст и проанализируйте его. К какому стилю речи относится текст? Докажите.

         Всякое растение – живое существо, оно выделяет в  воздух кислород, задерживает пыль. Там, где много растений, легко дышится. Что за чудный запах? Ландыш! Какой красивый цветок с белыми  жемчужинками!

    Стой, мой друг! Не рви цветов в лесу! Пусть это чудо радует глаз, омолаживает сердце, душу всех, кто придёт следом за нами. Именно давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению многих видов растений. Помни: ландыш, колокольчик, фиалка  занесены  в Красную книгу.

4. Знай, люби и береги природу.

Природа – это земля, вода, растения, животные и человек.

Ты, я и все люди на земле связаны с природой. Береги растения: не ломай деревья, не рви цветы.

Не обижай животных. Жалей их, помогай им. Учи этому маленьких и взрослых. Рыбе нужна вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. Будем охранять наши реки, степи, леса и горы.

Человеку нужна Родина. Охранять природу – значит беречь Родину.

(По М.Пришвину)

5.

Горе -туристы:

  1. Сегодня мы пришли гулять,

Благо лес – рукой подать!

Закупили всё подряд:

Пищу, спички, лимонад!

  1. Свежий воздух возбудит

Наш здоровый аппетит.

А пакеты, банки, склянки…

Лес большой, он всё вместит!

Лес ведь он – ничей?

-  хором: Ничей!

  1. Расположимся скорей!

Тут уж нам не помешают:

Жги и лей, руби и бей!

  1. Урны нет! Неси в кусты!

Мы с природою на «ты»!

  1. Банки в землю закопаем,

Мусор птицам разбросаем!

В речку скинем все бутылки –

В море пусть плывут посылки!

  1. Мы цари! Молчи, природа!

Всё здесь наше – лес и воды!

У:   Вот от таких отдыхающих устаёт природа, страдает, гибнет.

- Будут ли дышать прохладой прозрачные родники, плескаться рыба в чистой воде озёр, рек? От каждого в отдельности это зависит.

Развитие письменной речи (самостоятельная работа)

- Давайте попробуем защитить наш окружающий мир. Выполним такое задание по группам :

Представьте себе группу отдыхающих в лесу (1 группа) и на берегу реки (2 группа). Вот они пришли к месту отдыха, а перед ними стенд с правилами «Как вести себя в лесу» ( на берегу). Ребята, составьте эти правила с использованием частицы  НЕ:

Как вести себя в лесу?       Как вести себя на берегу?

НЕ     …                               НЕ  …

- Прочитайте составленные правила для отдыхающих групп.

- Сравните с этими правилами (слайд 18)

Как вести себя в лесу?       Как вести себя на берегу?

НЕ                                                   НЕ        

-не ломай ветви деревьев                        - не бросай в воду        

и кустарников!                                      использованную посуду!

- не повреждай кору деревьев!              - не бей стеклянную      

- не рви цветов в лесу и на лугу!             посуду на берегу!

- не вытаптывай траву и почву!           - не пугай водоплаваю-

-не разводи костёр в лесу!                       щих птиц!

-не тревожь лесных обитателей!          - не загрязняй воду!

-не кричи! Не шуми!                              - не оставляй на берегу    

-не разоряй муравейников!                      беспорядок!

-не оставляй мусор!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа "Природа и человек. Место человека в природе"

Бюджетное учреждение среднего профессионального образованияХанты – Мансийского автономного округа – Югрыколледж - интернат «Центр искусств для одарённых детей Севера»...

урок по предмету "Природа и экология Красноярского края" Тема: Взаимоотношения человека и природы. Презентация к уроку.

Урок посвящен празднованию Всемирного Дня Земли. Содержит информацию об истории возникновения праздника. Урок сопровождается презентацией....

Науки о природе. Методы изучения природы

Рассмотрение сущности методов наблюдения, эксперимента и измерения при изучении природы,И  их использования в практической деятельности....

Конспект занятия из блока «Мир природы» На тему: «Дары природы». Веточка рябины. (для детей 5-6 лет)

Данное тематическое занятие «Веточка рябины» - одно из блока «Мир природы». Проводится с детьми 4-5 лет первого года обучения.На занятии  применяются несколько приёмов рисования: примакиван...

Исследование гидрологического состояния памятника природы города Миасса – речки Куштумги, создание информационно – образовательного сайта, посвященного изучению памятников природы Челябинской области.

На основе анализа теоретических основ и осуществления химического анализа  проб воды, показать ее значимость историческую, социальную, экономическую, экологическую, что позволит объективно ...

Методическая разработка экскурсии в природу младших школьников «Природа и эстетические радости человека зимой»

Адресность: данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования эколого – биологической направленности....

Урок "Природа - наш друг.Охрана природы. Правила поведения в природе. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам. их охрана.

Урок знакомит учащихся с возникновением и созданием заповедных зон, способстует формированию экологического сознания, расширяет знания о заповедниках России и заповедниках Тульской области, воспитывае...