конспект урока-обобщения "Сложноподчиненные предложения" 9 класс
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Кудымова Валентина Ивановна

Урок предназначен для повторения и обобщения знаний учащихся по теме: "Сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных"...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx32.65 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-обобщение по теме: «Сложноподчиненное предложение»

Цель урока:
Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения.

Задачи урока:

Обучающие задачи:

-закрепить полученные знания о СПП;

-тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении;

-обучать школьников лингвистическому анализу текста.

Развивающие задачи:

- формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;

-развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;

-развивать навыки исследовательской деятельности.

Воспитательные задачи:

 - воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;

-воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;

-воспитывать такие нравственные качества, как преданность, патриотизм, доброта, человеколюбие.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Определение готовности к уроку, приветствие, отметка отсутствующих в классном журнале (0,5мин.).

II. Постановка темы и целей урока.

На доске написаны предложения:

1). Поляна где мы расположились была прекрасна.

2). Неожиданно Алёша увидел как за окном что-то вспыхнуло.

3). Вася очень хорошо знал его потому что они росли в одном дворе.

4). На улице стало так светло будто её осветили прожекторами.

5). В зелёных лугах течёт тихая речка что так мила моему сердцу.

6). Чтобы не оступиться я придерживался рукой за телегу.

7). Пётр поинтересовался имею ли я разряд по шахматам.

8). Вскоре Надя объявила что уха готова.

9). Алёша искал любимый уголок где он не раз сиживал с удочкой.

10). Нет истины там где нет любви.

11). Я предлагаю чтобы мы повернули обратно.

12). Знания которые не пополняются ежедневно убывают с каждым днём.

- Проанализируйте предложения с точки зрения синтаксиса и скажите, какие предложения преобладают в стихах? О чем же пойдет речь на уроке?

Cформулируйте тему нашего урока. «Повторение по теме « Сложноподчиненное предложение».  Запишите в тетради тему урока  и заполните «Лист учета знаний ,который лежит на парте », поставив в каждую из граф себе оценку, на которую, по твоему мнению, ты знаешь раздел.

Итак, наша    цель - обобщить и систематизировать теоретические знания о  сложном предложении;

совершенствовать практические умения в постановке знаков препинания в СПП.

III. Актуализация опорных знаний.

-  Что такое сложное предложение?

       (Ученики: «СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ – это такое предложение, которое имеет в своём составе не менее двух грамматических основ (не менее двух простых предложений) и представляет собой смысловое и грамматическое единство, оформленное интонационно».)

- Какие виды сложных предложений вы знаете?

      (Ученики: «Сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные».)

-  Какое предложение называется сложноподчинённым?

     (Ученики: «СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫМ называется такое сложное предложение, части которого соединены при помощи подчинительных союзов или союзных слов.  Сложноподчинённое предложение имеет две части, одна из которых является главной, а другая подчинённой – придаточной».)

-  Перечислите основные группы  сложноподчинённых предложений.

      (Ученики: «Выделяются три наиболее широкие по значению группы сложноподчинённых предложений с придаточными изъяснительными, определительными, обстоятельственными».)

-  Какую роль в сложноподчинённом предложении играют указательные слова?

      (Ученики: «Указательные слова в главном предложении в составе сложноподчинённого предложения сигнализируют о том, что ситуация описана не полностью и требует пояснения в придаточном предложении».)

-  Какими частями речи могут быть выражены указательные слова?

     (Ученики: «Местоимениями  и  наречиями».)

IV. Закрепление  материала

  1. Вернемся к нашим предложениям.

Задание: расставить знаки препинания в предложениях, объяснить постановку знаков препинания, назвать сложноподчинённые предложения (СПП).  Сильная ученица выходит к доске и расставляет запятые. Сильные ребята проверяют правильность постановки знаков препинания ученицей, затем дают ответ, что ошибок нет. Слабые ученики сверяют свои работы с записью на доске.

  1.  Наиболее типичной для СПП является форма с одним придаточным. Однако в русском языке, особенно в стилях письменной речи и в языке художественной литературы, часто встречаются и более сложные по своей форме предложения, состоящие из нескольких частей.

Задание: Расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматические основы, определить вид подчинения (последовательное, параллельное, однородное, смешанное), нарисовать схемы.

1. Ася осталась в моей памяти той самой девочкой какой я знал ее в лучшую пору моей жизни какою ее я видел в последний раз.

2. Княжна Мария говорила брату о том как будет несчастлив отец если Андрей уедет.

3. Когда у меня в руках новая книга я чувствую что в мою жизнь вошло что-то чудесное.

4. Когда Вронский смотрел на часы на балконе Карениных он был так растревожен что видел стрелки и не мог понять который идет час.

             3.  Исследовательская работа по группам.

 Класс делится на 5групп.

 Каждая группа анализирует текст на карточке.

Задание:  Нужно определить тип речи, найти СПП, определить их вид, сделать вывод о том, в текстах каких стилей речи чаще всего используются СПП с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными, каких видов СПП больше и почему, составить схемы СПП.

(Даются тексты публицистического, художественного, научного, разговорного, официально-делового стилей).

Разговорный стиль

На лугу кто – то надрывно кричал, будто раздирали на части туго натянутую материю.

-Кто это? – спросил я.

-Коростель, его ещё дергачём зовут, - ответил Пётр Иванович…

-А какой же он с виду? – спросил я.

-Да так, рыженький, бесхвостый. Ноги длинные. На цыпленка похож, когда тот из пуха в перо выходит… (Г.Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»).

Примерный ответ детей:

Официально-деловой стиль

Директору управления

Информационных

технологий Иванову А. И.

программиста Петрова В.В.

докладная записка.

Довожу до Вашего сведения, что отдел программирования нуждается в приобретении современного оборудования для расширения возможностей использования новейших компьютерных программ, позволяющих оформлять документацию в соответствии с последними нормативами.

Прошу разрешить приобретение лазерного принтера, сканера, мультимедийногокомпьютера.

6октября1998 г. Петров.

Научный стиль

Физика– основа естественных наук. Проникновение физики в химию, астрономию, биологию,геологию столь велико, что невозможно установить во многих случаях границу между этими науками и физикой. На стыке этих наук возникли в последние годы новые самостоятельные разделы: физическая химия и химическая физика,астрофизика, биофизика, геофизика. Уже сами эти названия свидетельствуют о том,что физика является основным инструментом многих химических, астрономических,биологических и геологических исследований.

( Б. Б. Буховцев и др. Физика.).

Художественный стиль

Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и жёлтым, и красным, и синим. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его…

(Л. Н.Толстой)

Публицистический стиль

«Нужны ли современному человеку стихи?»

(1)Один раз я стала спорить с человеком, который старше меня на двадцать лет.(2) Спор был такой:нужны человеку стихи или нет? (3) Он говорил, что современному человеку не нужна поэзия, сейчас век техники, а всё остальное сентиментальщина.(4) Я очень стесняюсь читать стихи вслух, хотя знаю много на память.(5) А тут переборола себя.(6)Тем более рядом были подружки и пересмеивались: вот, мол, взялась раздоказывать взрослому человеку. (7) Но я решила, что не отступлюсь.(8) И стала читать стихи, которые люблю.(9) Я стала говорить, что,если бы стихов не было, люди были бы бедней душой.

4. Тест.

I вариант

  1. В каком ряду все перечисленные слова являются подчинительными союзами?
  1. потому что, чтобы, но;
  2. оттого что, сколько, как, что;
  3. с тех пор как, словно, тоже.

  1. Укажите сложноподчиненное предложение:
  1. С приближением к морю все больше исчезали широколиственные древесные породы, зато преобладающим сделались славянская ель, белокорая пихта.
  2. Я давно мой край оставил, где цветут луга и чаши.

  1. Укажите, какая часть сложного предложения является главной:

 Через окно я увидел, (2) как большая серая птица села на ветку клена в саду.

  1. 1;
  2. 2.

  1. В каком сложноподчиненном предложении есть придаточное определительное?
  1. Где некогда было пусто, голо, теперь младая роща разрослась.
  2. Я не знаю, где граница меж товарищем и другом.
  3. Там, где тогда мчались весенние потоки, теперь везде потоки цветов.
  4. Нам эта встреча давала возможность еще раз поговорить о старинных российских городах, где живут прекрасные люди.

  1. В каком сложноподчиненном предложении есть придаточное

изъяснительное?

  1. Гений настоль внутренне богат, что любая тема, любая мысль, случай или предмет вызывают у него неиссякаемый поток ассоциаций.
  2. Было так тихо, что издалека слышались трески ломающейся от мороза земли, шорох зябнущей ветки.
  3. Я надеюсь, что вы не откажетесь отобедать у меня.
  4. Пыль на улице такая едкая, что глазам больно.

  1.  В каком сложноподчиненном предложении есть придаточное

причины?

  1. Солнце светило так ярко, что все кругом сверкало и искрилось.
  2. Я замолчал оттого, что мои глаза остановились внезапно на трех запыленных портретах в черных деревянных рамах.
  3. Было так темно, что она с трудом различала дорогу.
  4. Окрик показался ей настолько громким, что она ничком упала на землю.

7. В каком сложноподчиненном предложении есть придаточное

места?

  1. Было невыносимо видеть, как плачет этот большой, сильный, волевой человек.
  2. Несколько минут он стоял неподвижно и старался определить, откуда доносился этот нарастающий гул.
  3. Решено было идти завтра, если дождь перестанет.
  4. Где светлый луч, спускаясь вниз, по серым камням точит слезы, ползут на черный кипарис гроздьями пурпурные розы.

8.  В каком сложноподчиненном предложении есть придаточное

меры и степени?

  1. И как-то вдруг слышишь, что уже весь лес налился сотнями голосов.
  2. Маша так дружелюбно и крепко стиснула ему руку, что у него сердце забилось от радости.
  3. И смутно понял я тогда, что мне на родину следа не проложить уж никогда.
  4. Милый, я знаю, что удерживает тебя здесь.

9. Какой фрагмент предложения соответствует сложноподчиненному предложению с придаточным цели?

1) …с увлечением читал, чтобы…

2) …пришел туда, чтобы…

3) …очень хотел, чтобы…

4) …долго болел, если…

10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Нам понадобиться проводник (1) в надежности (2) которого (3) не было бы сомнений.

  1. 1;
  2. 2,3;
  3. 3;
  4. 1, 3.

II вариант.

  1. В каком ряду все перечисленные слова являются подчинительными союзами?
  1. который, куда, также;
  1. если, так как, чтобы;
  2. и, однако, откуда.

  1. Укажите сложноподчиненное предложение:

1) Погода была холодная, ветреная, так что сугробы намело выше окон.

  1. То падал как будто туман, то вдруг припускал косой крупный дождь.

  1. Укажите, какая часть сложного предложения является придаточной:

(1) Пока старик растоплял печь,  (2)уже рассвело.

  1. 1
  2. 2.

  1. В каком сложноподчиненном предложении  придаточное  не является определительным?
  1. У самого закоренелого человека бывают минуты, когда загнанная совесть повернется, как острый камень, и вызовет боль.
  2. Из его рассказов он выносил впечатление, что дядя Миша предлагает звать народ на помощь интеллигенции.
  3. Было слышно, что вдали по улице быстро идут люди и тащат что-то тяжелое.
  4. Отдаленный гул вдруг проник в тенистое ущелье, где ехали путники.

  1. В каком сложноподчиненном предложении  придаточное не является

изъяснительным?

  1. На седьмые сутки своего похода Алексей узнал, откуда донеслись до него вьюжной ночью звуки отдаленного боя.
  2. Всматриваясь в эти здания, понимаешь, что хороший вкус – это прежде всего чувство меры.
  3. Настала минута, когда я понял всю цену этих слов.
  4. Я начинаю подозревать, что вы склонны к преувеличению.

  1.  В каком сложноподчиненном предложении есть придаточное

цели?

  1. Молю, чтоб буря не застала, гремя в наряде боевом, в ущелье мрачного Дарьяла меня с измученным конем.
  2. Чтоб чем-нибудь играть от скуки, копьё стальное взял он в руки.
  3. Метели, что ломятся в дверцы, с дороги меня не собьют.
  4. Если за день ничему не научишься, значит, весь день шел назад.

7. В каком сложноподчиненном предложении есть придаточное

времени?

  1. Вся комната вдруг потемнела, точно в ней задернулись занавески.
  2. Как только стало светать, мы двинулись дальше.
  3. Границы, где равнины соприкасаются с горами, обозначены чрезвычайно резко.
  4. Редки и счастливы посещающие нас мгновения, когда мы опять можем почувствовать себя детьми.

8.  В каком сложноподчиненном предложении есть придаточное

образа действия?

  1. В сонном воздухе слышались какие-то звуки, точно кто-то вздыхал, шептался.
  2. Стало мне вдруг хорошо на душе, как будто детство мое вернулось.
  3. Вследствие того, что весна здесь наступает поздно, пашут только в мае.
  4. Я еще в комнате услыхал, что самовар гудит неестественно.

9. Какой фрагмент предложения соответствует сложноподчиненному предложению с придаточным определительным?

1) рассказал, как…

2) рассеянность, с какой он слушал…

3) хотел, чтобы…

4) выглядел так, словно…

10. в каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Я вернулся на уютную полянку (1) около (2) которой (3) недавно собирал грибы.

  1. 1;
  2. 1,3;
  3. 3;
  4. 2, 3.

V. Итог урока.

- В чём же своеобразие СПП?

- Какие трудности испытывали при изучении этой темы?

Домашнее задание: написать сочинение о роли СПП в речи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему " Классы неорганических соединений . Кислоты " 8 класс

Урок знакомит учащихся с кислотами, их составом, классификацией, номенклатурой. Учащиеся выступают с сообщениями о кислотах, индикаторах. На уроке развиваются умения работать с лабораторным обор...

Конспект урока "Дружба. Дружный класс". 6 класс

Урок преследует следующие цели:выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосозидания личност...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План-конспект урока в 9 классе по английскому языку на тему: “British Writers”(«Британские писатели») составлен по основам УМК для 9 класса, автор УМК «English,9» Student\'s Book ,(В.П. Кузовлев, Н.М.Лапа, Э.Ш.Перегудова). Учитель английского языка Луц

Место в учебном плане: Unit 1«Reading…? Why not? » Lesson 3 «Famous British Writers»  Материал может быть использован при изучении Раздела 1 (Unit 1) на уроках разного типа:объясне...

План-конспект урока в 9 классе по английскому языку на тему: “British Writers”(«Британские писатели») составлен по основам УМК для 9 класса, автор УМК «English,9» Student\'s Book ,(В.П. Кузовлев, Н.М.Лапа, Э.Ш.Перегудова).

Пояснительная записка к уроку английского языка в 9 классе на тему «British Writers»Автор: Нестерук Елена ВикторовнаДолжность:учитель английского языкаМесто работы: МБОУ «СОШ» пгт. СиндорПредмет:...

Конспект урока в 7 классе по теме "Класс земноводные, класс пресмыкающиеся"

Урок обобщения и закрепления.  Учащимся предлагаются различные формы и виды работ....