Методическая разработка
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Магомедова Раисат Амрулаевна

Работа с текстом на уроках русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка.

                                                                                 Автор: Магомедова Р.А.

                                                                                 Заседание МО учителей

                                                                                гуманитарного цикла.

Работа с текстом на уроках русского языка.

      Модернизация образования, внедряемая в Российской Федерации, не дань моде реформирования, а необходимость оптимизации технологий организации образовательного процесса и переосмысления целей и результатов образования. Перед современным учеником ставятся новые цели: свободное владение языком, умение связно излагать мысли устно и письменно. Формирование коммуникативной компетентности- одно из самых важных направлений в развитии речемыслительной деятельности учащихся. Именно коммуникативная компетентность начинает играть главную роль в динамически развивающемся российском обществе. Нынешняя реальность такова, что особенно ярко ощущает потребность в грамотных конкурентоспособных  личностях, свободно владеющих навыками устной и письменной речи.

    Для формирования личности, обладающей коммуникативными навыками, необходимо уделять как можно больше внимания работе с текстом на уроках русского языка. Именно через текст реализуются коммуникативная,образовательная,развивающая и воспитательная цели.

   Работе с текстом на уроках русского языка посвящены труды ряда ученых, методистов. Л.П. Федоренко одна из первых высказала мысль об использовании текста как основы создания на уроках речевой среды. Во многих дидактических теориях говорится о формировании коммуникативной компетентности. Интересный подход к данной проблеме прослеживается в работах методистов Д.И.Иванова,О.В.Соколовой,А.Д.Дейкиной, Т.М.Пахновой. Общее во всех этих трудах ,что развитие коммуникативных навыков возможно на уроках русского языка.Деятельностный подход к обучению рассматривается в работах ученого-лингвиста Л.С. Выготского . В.А. Болотов и Г.В.Селевко занимались разработкой проблемы формирования и развития ключевых компетенций.М.М.Разумовская, С.И.Львова, А.Д,Шмелев ,Т.А. Ладыженская участвовали в составлении учебников с учетом текстоцентрическог о подхода к изучению русского языка в соответствии с основополагающими  положениями ФГОС. Их разработки и рекомендации легли в основу форм и методов организации работы с текстом на уроках русского языка. Вот лишь некоторые из них:

  • Комплексный анализ текста;
  • Сжатое изложение;
  • Пересказ текста по опорным словам;
  • Работа с притчами;
  • Сравнительный анализ текстов;
  • Сочинение-рассуждение;
  • Эссе;
  • Редактирование текста;
  • Лингвистические упражнения и задания;
  • Проекты;
  • Воображаемые речевые ситуации.

    Самой результативной формой работы с текстом, исходя из опыта преподавания русского языка, является комплексный анализ текста. Учебники по русскому языку под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта, С.И.Львовой и В.В.Львова имеют богатейший дидактический материал по данному виду работы. Комплексный анализ текста способствует совершенствованию языковой, лингвистической и культурологической компетенций и проводится по следующему плану:

  • Выразительное чтение;
  • Указание темы и основной мысли текста;
  • Определение стиля и типа текста;
  • Установление способа связи предложений в тексте с составлением схемы текста;
  • Определение средств связи предложений;
  • Орфографический и пунктуационный анализ текста.

     В процессе работы было замечено, что письменное воспроизведение текста, сжатое изложение, бывает для учащихся проблематичным, во избежание трудностей предлагается облегчить им эту работу. При первом прослушивании обращаем их внимание на глаголы, при повторном – на слова, связанные с глаголами по смыслу и грамматически. Подобного рода работа способствует тому, что ребята с легкостью воспроизводят и сжимают исходный текст. Но работу над изложением предваряет устный пересказ текста по опорным словам, когда акцент при пересказе делается на грамматическую основу предложений, в которых изложена основная мысль микротем текста.

    Хорошо стимулируют коммуникативно-познавательную деятельность учащихся притчи, взятые для последующего разъяснения  сути поучительного рассказа письменно либо устно. Применение притч развивает образное мышление и учит детей помимо нравственности, так же и мыслительной переработке и речевому воспроизведению исходного материала.

    Сравнительный анализ двух текстов развивает  навыки восприятия текста, умение сопоставлять, анализировать и воспроизводить, способность создавать собственное высказывание на основе сравниваемых текстов.

    И как результат вышеизложенной работы можно смело предложить учащимся написание сочинения-рассуждения или эссе.

    Редактирование текста как одно из ключевых средств формирования лингвистической  компетенции формирует критическое мышление и умение анализировать. Для данного вида работы подбираются тексты из произведений классиков отечественной и мировой литературы с духовно-нравственной направленностью.

    Развитию речевой и интеллектуальной культуры детей способствуют лингвистические  упражнения и задания.

Проекты ,предлагаемые как составителями учебников так и учителями ,помогают сформировать знания, умения и навыки во время речемыслительной деятельности в тот момент ,когда учащиеся собирают материал для исследования ,анализируют, сравнивают, а затем используют различные виды речи при их защите. Эффективно развивают творческие способности учеников инновационные педагогические технологии,например,составление синквейнов,которые дают учащимся возможность по-новому взглянуть на уроки русского языка, у них появляется мотивация к занятиям. Создавая на уроке воображаемую речевую ситуацию и предлагая ребятам решить ту или иную проблему, учитель дает им возможность развить эффективное речевое  общение, к примеру, дав задание ученикам рассказать гостям республики о своей Родине, или выступить в защиту исчезающих редких диких животных нашей республики. Развитию творческих способностей помогают игры на уроке. Например, ролевая игра «Суд»,где рассматривается конфликтная ситуация, взятая из художественного произведения, изученного на уроке литературы. Ученики выступают с позиций «судьи», «ответчика», «обвинителя», «свидетеля», «адвоката».

    Совершенствование средств обучения учащихся, использование педагогических инноваций, переосмысление традиционных методов обучения с учетом возрастных особенностей и психологии позволяют достичь высокого уровня сформированности коммуникативной компетенции. На этой основе можно смело прогнозировать последующее умение учащимися выполнять исследовательскую и проектную работы, создавать тексты различных стилей.

    Всё вышеперечисленное в комплексе повышает интерес к изучению русского языка и литературы, и как результат позволяет достичь качественно новых результатов обучения.

***************************


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...