Конкурсный урок по русскому языку в 5 классе по теме:"Правописание приставок на з и с"
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) на тему

ТК урока (ФГОС)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_rya_5.doc131 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – Себякинская основная общеобразовательная школа Урицкого района Орловской области

Конкурсный урок в 5 классе  по русскому языку (ФГОС ООО)

Тема урока: «Буквы з и с на конце приставок».

                                                                  Учитель: Сулина Вера Вениаминовна

2014-2015  учебный год

Технологическая карта урока по русскому языку

Тема урока: «Буквы з и с на конце приставок».

Класс: 5

Тип урока: объяснение нового материала

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знакомство  с новой орфограммой и со способом действия при выборе букв з-с на конце приставок; умение правильно писать приставки на з- и с-.

Метапредметные: умение формулировать цели своей учебной деятельности и оценивать ее результативность, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль,  коррекцию своих учебных действий (регулятивные универсальные действия); умение вести учебный диалог с учителем и со сверстниками (коммуникативные учебные действия); смы словое чтение, осуществление операций анализа, классификации, построение умозаключения и логического рассуждения (познавательные универсальные учебные действия).

Личностные: поддерживание устойчивого познавательного интереса к предмету, осознание эстетической ценности русского языка (личностные УУД)

Основные понятия: повторение-  звонкие и глухие согласные

Ресурсы: «Русский язык 5 класс» авт. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, и др.; раздаточные дидактические материалы (рабочий лист, мультимедийная презентация, карточки с заданиями, карточка для взаимопроверки,

№ п/п

Этапы урока. Основное содержание этапа. Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

1.

Организационный момент. Приветствие.

Я рада вас видеть здоровыми, счастливыми, готовыми к уроку. И прежде чем мы начнем наше с вами общение, я предлагаю послушать замечательную притчу.

(Звучит притча «Всё в твоих руках»).

Эта бабочка будет нашим сегодняшним талисманом.  

Я хочу, чтобы вы помнили, что каждый из вас сможет добиться хороших результатов, если сам этого захочет. Удачи всем!

Проверка готовности к уроку. Мобилизация внимания.

2.

Повторение изученного материала, необходимого для усвоения новых знаний.  Актуализация знаний.

Составить слова по морфемам. Какой способ образования у этого слова?

  1. У слова поговорить взять приставку
  2. Корень слова думали
  3. Суффикс неопределенной формы от глагола писать
  4. Суффикс прошедшего времени от глагола читал
  5. Окончание множественного числа у глагола пели

Изменяется ли данная приставка на письме? Как пишутся такие приставки?

Составляют слово с помощью морфем.

Вспоминают нужную информацию, делают обобщение.

Вступают в диалог с учителем. Повторяют пройденный материал о правописании приставок.

3.

Мотивация.

А вы знаете, что есть приставки, которые не хотят подчиняться этим правилам? Хотите с ними познакомиться? Тогда послушайте сказку. Попытайтесь записать эти приставки по ходу моего чтения.

Учитель читает сказку о приставках.

Прослушивают сказку, работают с рабочими листами (записывают приставки из сказки).

4.

Целеполагание.

Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня с вами?

Как бы вы сформулировали цели нашего урока?

Посмотрите, какие цели я ставила. Совпадают ваши цели с моими?

(- познакомить с новой орфограммой, - отработать умение пользоваться способом действий при выборе букв з/с на конце приставок; - научить правильно писать приставку на з/с.)

Формулирование целей своей учебной деятельности.

5.

«Открытие» нового знания.

Проблемный вопрос.

А теперь возникает проблема: как же мы будем различать эти приставки, ведь они похожи, только отличаются конечной буквой.  Что вы можете сказать об этих согласных? (з- звонкий, а с – глухой). Какой мы можем сделать вывод? Помните, при каком условии в сказке приставки на з легко поменялись с с? Как же мы будем их различать?

 

Появляется схема

БЕ        

РА

И

ВО

ЧРЕ

В

БЕ

РА

И

ВО

ЧРЕ

В

Живут на свете, людям помогая,

Приставки воз-, из-, через-, раз- и без-.

Но звук глухой согласный их встречает,

И мы их пишем только с буквой с.

Глухие звуки - это непоседы,

Они спокойно не желают жить,

 Они мечтают звонкого соседа

Во что бы то ни стало оглушить.

Анализ языкового материала, построение логического рассуждения.

Отвечают на вопрос учителя.

Орфографический анализ схемы. Формирование умения владеть и правильно писать приставки на з- и с-.

6.

Первичное закрепление материала.

Давайте наши предположения сравним с правилом. Откройте учебник на с. 30 и проверьте, правы ли мы. Как нужно обозначать эту орфограмму?

Прочитайте алгоритм работы с орфограммой, который есть в ваших рабочих листах.

Развесить пословицы с новой орфограммой. По одному подходят и берут, записывая на доске, графически обозначая свой выбор.
Работают самостоятельно, сравнивая своё выполнение с записью на доске.

На полях отметьте знаком, насколько трудно, легко было вам делать это задание.

Работают с учебником, сверяя свои предположения с теоретическим материалом.

Индивидуальная работа над решением учебной задачей. Работают по алгоритму (схеме).

 Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов.

+  (легко)

? – (испытывал(а) затруднение)

- (не справился)

7.

Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.

Буквенный диктант.

1. бе…шумный,      2. ра…жимать,   3. и…кусать,  

4. в…крикнуть,   5. бе…лунный,  6. чре…мерный,    7. и…вестие,      8. в…ходы,   9. ни…вергать,  

10. ра…чётливый.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Обменяться тетрадями, взять цветной карандаш, проверить работу товарища, оценить ее по шкале.

Выполняют задание самостоятельно.

0 – 5

1-2 – 4

  1. – 3

> 5 – 2

8.

Работа в группе.

Задание для 1 группы: выбрать  слова с приставкой з-; объяснить графически орфограмму. Наклеить  их на листы.

Задание для 1 группы: выбрать  слова с приставкой с-.; объяснить графически орфограмму. Наклеить  их на листы.

Если возникают какие-то трудности, поднимите сигнальный знак.

Где вы можете использовать свою работу?

Предлагают своё обобщение, презентация работ групп по учебной проблеме.

Отвечают на вопрос.

9.

ВКЛЮЧЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ. (закрепление).

РАБОТА С ТЕКСТОМ (в парах)

Найдите в тексте и объясните графически новую орфограмму.

Витька обожает опасности! Если препятствий нет, он создает их сам. Недавно он вздумал отправиться ночью в бесстрашный поход к дальнему болоту. Сбор был объявлен в полночь.

Мы бесшумно сбежали из дома и вошли в лес. Через час мы поняли, что сбились с пути. Бессмысленно бродили мы по старому лесу, и встревоженные птицы пугали нас чуть не до смерти. На рассвете мы вышли к неизвестной деревушке. Ею оказалось ... наше родное село.

Фронтальный опрос.

Ребята, а почему слова сбежали и сбились не будут входить в группу приставок, с которыми мы сегодня познакомились?

Что же вы будете делать, если встретите такие слова? Какую приставку надо написать в них? Почему?

Читают текст и находят слова с изученной орфограммой. Тренируют навыки использования нового знания. Осуществляют парную форму учебного сотрудничетва.

Отвечают на вопрос.

(Приставки з- не бывает в русском языке).

10.

Итоги урока.

Посмотрите, как можно расшифровать слово итог:

И - интересно

Т - творчески

   О - оперативно

                                 Г- грамотно

Над каком темой мы сегодня работали?

Какие цели мы ставили на уроке? Достигли их? Посмотрите на запись сегодняшнего урока в ваших рабочих листах и поставьте на полях знак вопроса рядом с теми заданиями, которые вызвали у вас затруднения.

С какими трудностями вы столкнулись в процессе работы над темой урока?

От чего зависит написание З, С в конце приставок?

Вывод.

Чтоб было меньше случаев неясных,

Чтобы отметок не было плохих,

Прислушайтесь к звучанию согласных,

Чтобы не путать звонких и глухих.

Чему вы научились сегодня на уроке?

Определяют степень соответствия и поставленной цели и результатов деятельности.

Анализ собственной учебной деятельности.

11.

«Светофор»:  На ваших листах есть светофор. Закрасьте выбранный «глаз» светофора цветным карандашом в соответствии с инструкцией:

Всё понятно. (зеленый)

                Были затруднения. (желтый)

Плохо разобрался в теме.(красный)

Закрашивают «Светофор»

цветным карандашом.

12.

Рефлексия.

Какой вид деятельности вам показался более интересным? Было ли вам скучно сегодня?

У вас на столах есть цветы.  Продолжите предложение: Я сегодня на уроке ….

А сейчас каждый из вас свои цветочки посадит на мою клумбу.  Я буду рада всё, что вы написали -  

прочитать.

Оценивание работы одноклассников:

У вас на столах есть ремешки доверия. Отдайте его в своей группе тому, кто, по-вашему, работал лучше всех сегодня. Вы имеете право оставить его и у себя, если считаете, что ваша работа была достойной сегодня.

Отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока.

Самооценка: определяют степень своего продвижения к цели.

Отмечают работу своих одноклассников. (взаимооценка)

13.

Домашнее задание. с. 30,  орф. 11   упр. 440 или 441

Подобрать примеры с морфемами:    воз-        -воз-,  

       низ-       -низ-

подобрать пословицы на изученную  орфограмму.

14.

Помните о символе сегодняшнего урока. Будьте уверены в своих силах, и вы добьетесь много. Всего вам доброго. Спасибо за урок.

                     Рабочий лист                   _________________________

Дата ________________________________________________

Тема урока: ______________________________________________________________

№ п/п

Этапы работы

Рабочее поле

Приме

чание

1.

Составить слова по морфемам.

Какой способ образования у этого слова?

2.

Запишите  приставки по ходу чтения сказки.

3.

Работа с книгой.

Алгоритм.

З или с

1. смотри на следующий после приставки согласный

2. если звонкий    -         если    глухой

                 пиши З                    пиши С  

БЕЗ                                    БЕС

ВОЗ                                   ВОС

ИЗ                                     ИС

РАЗ                                   РАС

НИЗ                                  НИС

Пример орфограммы:

4.

Обозначь орфограмму (карточки)

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

+  легко

? испытывал

затрудне-ние

-     не спра-вился)

5.

Буквенный диктант.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1. бе…шумный,     2. ра…жимать,   3. и…кусать,  4. в…крикнуть,  

5 бе…лунный,   6. чре…мерный,    7. и…вестие,      8. в…ходы,  

 9. ни…вергать,  10. ра…чётливый.

6.

Домашнее задание. с. 30,  орф. 11   упр. 440 или 441

Подобрать примеры с морфемами:    воз-        -воз-,         низ-       -низ-

Подобрать  пословицы на изученную  орфограмму

7.

Всё понятно (зеленый)

Были затруднения  (желтый)

Плохо разобрался теме (красный)

8.

Чтоб было меньше случаев неясных,

Чтобы отметок не было плохих,

Прислушайтесь к звучанию согласных,

Чтобы не путать звонких и глухих.

ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ!!

Пословицы

  1. Исправиться никогда не поздно.
  2. Кручина иссушит в лучину.
  3. Кто деньгам не знает цены, тому не избежать нужды.
  4. Краденое богатство исчезает, как лёд тает.
  5. Кто платит, тот и распоряжается.
  6. На безлюдье и Фома дворянин.
  7. На безрыбье и рак рыба.
  8. Не разбивши яиц, не сделаешь яичницы.
  9. По приходу держи и расход.
  10. Развеешь ворохами, не соберешь крохами.
  11. Разговорами сыт не будешь.
  12. Рыбак рыбака видит издалека.
  13. Сам заварил кашу, сам и расхлебывай.
  14. Смерть не разбирает чина.
  15. С одного удара дуба не свалишь.
  16. Старого дурака ничем не исправить.
  17.  У сильного всегда бессильный виноват.
  18. Человек предполагает – бог располагает.
  19. Чужим добром не разживешься.
  1. Сбережешь – что найдешь.
  2. Сделанного не воротишь.
  3. Сказано – не доказано, надо сделать.
  4. Чистота – залог здоровья.
  5. Что сделано, то сделано.
  1. Кто рано ложится и рано встает, здоровье, богатство и ум наживет.

На безрыбье и рак рыба.

У сильного всегда бессильный виноват.

Человек предполагает – бог располагает.

Разговорами сыт не будешь.

                        Алгоритм  для самостоятельной работы

  1. Отберите слова только с приставкой  на з-.
  2. Обозначьте изученную орфограмму.
  3.  Наклейте карточки с этими словами на картон.
  4. Объясните, почему вы выбрали именно эти слова.

                         Алгоритм  для самостоятельной работы

  1. Отберите слова только с приставкой  на с-.
  2. Обозначьте изученную орфограмму.
  3.  Наклейте карточки с этими словами на картон.
  4. Объясните, почему вы выбрали именно эти слова.

Алгоритм  для самостоятельной работы

  1. Отберите слова, которые вы считаете, что при их написании нельзя пользоваться орф. 11.
  2. Обозначьте  выбранную вами приставку в этих словах.
  3.  Наклейте карточки с этими словами на картон.
  4. Объясните, почему вы выбрали именно эти слова.

(с/з)бегать

 

(с/з)писать

(с/з)говориться

(с/з)гореть

Найдите в тексте и объясните графически новую орфограмму.

Витька обожает опасности! Если препятствий нет, он создает их сам. Недавно он вздумал отправиться ночью в бесстрашный поход к дальнему болоту. Сбор был объявлен в полночь.

Мы бесшумно сбежали из дома и вошли в лес. Через час мы поняли, что сбились с пути. Бессмысленно бродили мы по старому лесу, и встревоженные птицы пугали нас чуть не до смерти. На рассвете мы вышли к неизвестной деревушке. Ею оказалось ... наше родное село.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка 6 класс по теме "Правописание приставок пре-при"

Тема: Обобщающий урок по теме «Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-» 6 классТип урока: повторение и обобщение изученного материала.Цели урока:Обучаюшая: обобщить и систематизировать знания о правописании...

Конспект бинарного урока по русскому языку и производственному обучению Тема " Правописание глаголов». Приготовление щей»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ       НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Правописание частицы не с глаголами, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Правописание частицы не с глаголамиЦели деятельности учителя: актуализация знаний о единственном и множественном числе глаголов; ознакомление с правилом написания ча...

Конспект конкурсного урока по русскому языку 5 класс

Учитель: Штенская НатальяСергеевна Предмет: русский язык Тема учебного занятия: «Работа с текстом». Цель:систематизировать понятия о тексте как тематическом единст...