Разработки уроков
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Солодовникова Олеся Викторовна

Разработки уроков для средней школы помогут учителю в подготовке к занятиям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass_07.12.docx393.93 КБ
Файл 6_slozhenie_08.12.16.docx26.75 КБ
Файл 7_klass_07.12.16.docx34.77 КБ
Файл urok_8.docx19.53 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Урок по русскому языку в 6 классе

Тема урока: Приставочно-суффиксальный  и бессуффиксный  способ образования существительных.

Цели урока:

образовательная: формировать умение определять способ образования существительных, их морфемный состав, отработать навыки выделения морфем;

развивающая: развивать умение графически показывать, как образованы слова;

воспитательная: воспитать интерес к изучению русского языка, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: ноутбук, презентация, раздаточный материал, учебник.

                                        Ход урока

І. Организационный момент.

Психологический настрой:

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс!

И для меня уже награда

Внимание ваших умных глаз.

Зравствуйте, ребята!

Улыбнемся друг другу,

Пожелаем удач!

«Круг желания» -говорят друг другу дети

II. Мотивация учебной деятельности.

Один искатель счастья увидел большой камень, на котором было написано:

"Переверни и ты узнаешь что-то новое”.

Он долго и с огромным трудом старался перевернуть камень. И когда он все же перевернул его, то увидел надпись на обратной стороне: «Зачем ты ищешь новые знания, если ты не обращаешь внимания на то, что уже знаешь. И зачем тебе знать, если то, что ты знаешь, ты не обращаешь в действие?" И сегодня, ребята, мне хочется, чтобы мы использовали наши знания, полученные ранее, и закрепили их на практике.

ІІI. Актуализация опорных знаний.

1.Проверка домашнего задания

2. Блиц опрос « Существительное»

3. Путешествие в страну « Морфемика» ( угадай морфему)

ІV. Повторение пройденного материала

Работа по карточкам. Работа со смайликами

Опрос: (презентация)

1. Какие вы знаете морфемы или части слова? (притавка, корень, суффикс, окончание)

2. Как называется главная значимая часть слова?(корень)

3. Как называется изменяемая часть слова?(окончание)

4. Что не входит в основу слова? (окончание)

5. Какие морфемы служат для образования новых слов? (приставка, суффикс)

V. Восприятие учебного материала

1.Ребята, вы знаете все части слова. А чему же будем учиться сегодня? Обратите внимание, как называется тема урока?

Наша новая тема «Приставочно-суффиксальный и бессуффиксальный  способ образования слов».

Приставочно-суффиксальный способ – образования новых слов при помощи приставки и суффикса одновременно: с. 132 учебник.

Под окн (ом) → подоконник

На стол (е) → настольн ый

При школ (е) → пришкольн ый

C:\Users\Админ\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\img3.jpg

Физминутка

3. Игра  «В точку» ( составь слова)

На карточкак разного цвета записаны корни слов, учащимся предлогается составить слова.

-3 синего цвета с корнями – ход, - сад, - груз;  (додьба, садик, грузик)

-2 красного цвета с приставками - пере,  (перевод, переход, перепись)

-2 зеленого цвета с суффиксами –чик, ов-;  огурчик, рассказчик, докладчик…)

-1 желтого цвета с окончаниями – ый; (хорошый…)

4. Работа с учебником.

упр. 258.

V.Закрепление темы

1.Работа с учебником

2. «Минутка теории» ( ПОЙМИ САМ И ОБЪЯСНИ ДРУГОМУ)

Образец: мороз → морозить → разморозить (приставочный)

Слова для работы на уроке: лесть, смеяться, ходить, думать, молчать.

3. Схематический диктант.

Задание: не записывая слов, составьте их схемы.

Например: зорька  

  • Грибника  (кор.суф.ник+а)

подорожник (прист +кор.+суф.+оконч. нул)

подоконник, подберезовик, приветливый,пройти.

VI. Рефлексия

  1. Знаете ли вы?

Связь со спортом   (назвать как можно  людей, которые занимаются спортом)

( футболист, альпинист, хоккеист….)

  1. Словарная работа «Подтверди»

Определить часть речи названного слова. Если это существительное – зеленая карточка, если глагол – синяя.

Зеркало, бежать, прилив, компьютер, играть, олимпиада, тренироваться, учиться, кольцо, игра.

VII. Вывод

Его корень в слове вязать,

Приставка в слове помолчать,

Суффикс в слове сказка,

Окончание в слове рыба.

Какое слово здесь скрываетя,

Отгадку разберите по составу.

(повязка)

Каким способом оно образовано?

VIII. Итог урока

Рефлексия

Понравился ли вам урок?

hello_html_m10be39ce.pnghello_html_7feb0def.pnghello_html_m5b3db088.gif

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ.

IX. Домашнее задание.  П.34.стр.132; упр.259.диф. подобрать распред. работу. ( принести тексты разных стилей)

Х. Комментирование отметок.

Выбери смайлик в  подарок по завершению урока

hello_html_m5b3db088.gifhello_html_m5b3db088.gif

hello_html_m5b3db088.gif

hello_html_m5b3db088.gif

hello_html_m5b3db088.gif

hello_html_7feb0def.png

hello_html_m10be39ce.png

hello_html_m5b3db088.gif

hello_html_m10be39ce.pnghello_html_m10be39ce.png

hello_html_m10be39ce.pnghello_html_m5b3db088.gif

hello_html_m10be39ce.pnghello_html_m10be39ce.png

hello_html_m10be39ce.pnghello_html_m10be39ce.pnghello_html_m5b3db088.gifhello_html_m5b3db088.gifhello_html_m5b3db088.gifhello_html_m5b3db088.gif



Предварительный просмотр:

                                    Урок по русскому языку в 6 классе

Тема:  Способы словообразования имён существительных. Способ сложения

Цели:  

  • углубить знания о способе сложения при образовании имён существительных,  дать представление о его разновидностях; познакомить учащихся с понятиями «аббревиация» и «аббревиатура»; формировать навыки правильного употребления аббревиатур в речи; развивать навык определения способа словообразования имени существительного, навык работы со словарями разных типов; обогащать и активизировать словарный запас школьников;
  • развивать речевую и мыслительную деятельность, память, связ-ную речь; способствовать формированию коммуникативных умений;

      • воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: презентация, карточки красного, желтого и зеленого цветов у каждого ученика, учебник, раздаточный материал, оценочные листы, вырезки картинок из журнала.

                                                                      Ход урока

  1. Организационный момент. 

Проверка готовности к уроку. объявление темы урока, его целей.

Сообщение учителя:

II. Мотивация учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем изучать способы словообразования имен существительных и тема нашего урока «Способы словообразования имён существительных. Способ сложения» (Слайд 2). В ходе нашего урока мы будем развивать умения сравнивать, наблюдать, работать самостоятельно. Надеюсь, что вы будете внимательны друг к другу, будете бережно относиться к языковому материалу. Обратите внимание, у вас на партах лежат карточки 3 цветов: красного, желтого и зеленого. В конце урока вы должны будете поднять карточку того цвета, которая соответствует вашей оценке урока. Красный цвет – я доволен уроком, урок был полезен для меня, я много работал на уроке и получил заслуженную оценку; я понимал всё, о чём говорилось на уроке. Жёлтый цвет - урок был интересен, я принимал в нём участие, отвечал с места, сумел выполнить все задания, мне на уроке было достаточно комфортно. Зелёный цвет - пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чём идёт речь; мне это не очень нужно; домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я был не готов.

Лингвистическая сказка

Жили-были части слова, но они почему-то не могли определиться,  кто за кем следует. Приставка вечно спорила с суффиксом и досаждала окончанию. Всегда ей хотелось спрятаться за ним. Самым благоразумным из всех оказался корень. И конечно, если бы ни он, неразбериха и хаос так и царствовали бы среди этих морфем. Он говорил о том, что каждая морфема должна знать свое место и не вводить учащихся в заблуждение.

2. Орфографический тренинг.

Спишите загадки (по вариантам), вставив пропущенные буквы


Над бабушкиной избушкой            Состав слова:
В …сит хлеба кр…юшка,

Собаки лают,                                   избушка                         краюшка

А достать не могу                              изб — корень, 
                                                              ушк — суффикс,             краюш- корень
                                                              а — окончание,                 к -корень
                                                             избушк — основа слова.

 Выпишите из загадок выделенные существительные, поставив их в форму именительного падежа единственного числа, определите, каким способом они образованы, выделите в них суффиксы (избушка - суффиксальный способ, суф. -ушк-; краюшка – суффиксальный способ, суф. -уш- и -к-).

III. Актуализация ранее полученных знаний

- Что изучает словообразование? (раздел языкознания, в котором изучаются способы образования слов языка).

- Итак, суффиксальный способ мы уже с вами повторили, а какие еще способы вы можете назвать? (приставочный, приставочно-суффиксальный).

- Сегодня мы с вами познакомимся с еще одним способом образования имен существительных – способом сложения.

IV. Изучение нового материала

1) Работа учащихся: « Собери свое облако»

- Посмотрите, пожалуйста, на схемы (Слайд 4) подумайте и скажите, какой же способ называется сложением?

                            1. + →   Спортивная + база → спортбаза.

спортзал

                               Специальный корреспондент → спецкор.

спецкор

                                 2. +е(о) + →

                                  Уголь + е + копать → углекоп.

Сталевар

углекоп

                                  Сталь + е + варить → сталевар.

Добрая + о + душа + н(ый) →добродушный,

Первый + о + проходить + ец(□) → первопроходец

(Сложение основ, сложение основ с соединительной гласной, сложение основ с соединительной гласной и присоединением суффикса).

2) Слово учителя:

- Сложение – образование слов соединением двух или более основ или слов. Слова, образованные этим способом, называют сложными. Выделяются следующие разновидности сложения:

1. Сложение слов: диван-кровать, кресло-качалка;

2. Сложение основ с помощью соединительных гласных о, е: носорог, пылесос.

3. Сложение сокращенных основ, в результате чего получается

сложносокращенное слово, или аббревиатура. Способ образования аббревиатур называется аббревиацией.

Аббревиатура имеет то же значение, что и исходное словосочетание. Этот способ в русском языке характерен преимущественно для существи-тельных. Существует несколько основных типов аббревиатур.

3) Составление таблицы (Слайд 5)

Типы аббревиатур

тип аббревиатуры

пример

из названий первых букв каждого слова

ПТУ

из начальных звуков каждого слова

вуз

из начальной части первого слова и целого слова

сберкнижка

из начальных частей слов

заведующий хозяйством завхоз


Ребята, следует учесть, что род аббревиатур определяется по главному слову в словосочетании. При определении рода необходимо аббревиатуру «расшифровать», т.е. привести к исходному сочетанию. Давайте обратимся к учебнику

4) Работа с учебником. Чтение теоретической статьи на стр. 135

V. Закрепление нового материала

1) Работа со словарями:

- Посмотрите на слайд.  Ваша задача правильно произнести данные слова: РФ, МГУ, ГИБДД. Проверьте себя по орфоэпическому словарику (РФ [эр-эф], МГУ [эм-гэ-у], ООН [о-он], ГИБДД [ги-бэ-дэ-дэ]).

 Расшифруйте аббревиатуры и определите их род: ВИЧ, ЧП, РФ, ТВ, АЭС, ЕГЭ

 В случае затруднения воспользуйтесь Словарем сокращений (ВИЧ – вирус иммунодефицита человека (м.р.); ЧП ‒ чрезвычайное положение (ср.р.); РФ ‒ Российская Федерации (ж.р.); ТВ – телевидение (ср.р.); АЭС ‒ атомная электростанция (ж.р.); ЕГЭ ‒ Единый государственный экзамен (м.р.).


VI. Физкультминутка 

- Девочки и мальчика, теперь внимание на меня. Повторяйте за мной:

Вот окошко распахнулось-

(руки развести в стороны)

Вышла кошка на карниз.

( имитировать походку кошки)

Посмотрела кошка наверх,

Посмотрела кошка вниз.

Вот налево повернулась,

Проводила взглядом мух,

Потянулась, улыбнулась

И уселась на карниз.

( сесть на свои места)


VII. Закрепление нового материала

2) Выполнение упражнений:

Упражнение 260 . Составьте предложения со сложносокращенными существительными, правильно согласуя их с прилагательными и глаголами, указанными в скобках. Выделите грамматические основы предложений.

АТС (городской, городская, городское), ГАИ (проверил, проверила, проверило), КВН (открыл, открыла, открыло сезон), ООН (сообщил, сообщила, сообщило), НИИ (разработал, разработала, разработало), ЕГЭ (проверил, проверила, проверило).

Запишите сложносокращенные слова, образованные из выделенных букв следующих сочетаний слов.

Российская Федерация, Дорожно-патрульная служба, Автоматическая телефонная станция

VIII. Подведение итогов

- Продолжите предложения: «Сегодня на уроке я узнал…», «Мне было особенно интересно…», «Я считаю, что было важным….»

IX. Рефлексия

- А теперь я попрошу вас поставить себе оценки. Поднимите карточку того цвета, которая соответствует вашей оценке.


X. Домашнее задание 

Теоретическая статья в учебнике стр. 133 учить правила «Проверь соседа»

1 уровень (необходимый): упр.260

2. уровень (повышенный):. Изучить аббревиатуры ( минимум 10)



Предварительный просмотр:

рок №:  

Дата: 24.11.15

Тема: Деепричастия совершенного и несовершенного вида.  

Цель: научить отличать деепричастия совершенного вида от деепричастий несовершенного вида.  

Задачи:  

Образовательные: 

                                          Урок по русскому языку в 7 классе

Тема. Деепричастие совершенного и несовершенного вида.

Цели:  продолжить знакомить ребят со способами образования деепричастий совершенного и несовершенного видов; формировать умения образовывать деепричастия от глаголов, сохраняя вид; развивать творческую активность учащихся, а также навыки самостоятельной работы с материалами различного уровня; воспитывать   высокие нравственные качеств, в т.ч. совокупность норм поведения; совершенствовать навыки работы со словарём.

Эпиграф урока: «Поступай с другими так, как ты хотел, чтобы поступали

с тобой».    (Золотое правило этики.)

оборудование: раздаточный материал, презентация, репродукции картин, учебник, сигнальные карточки.

Тип урока: закрепление знаний.

                                                       Ход урока.

  1. Орг. момент

(позитивный настрой на работу с помощью сигнальных карточек)

1.- Дорогие, ребята, здравствуйте! Я рада всех приветствовать. Сначала поговорим о том, что такое этикет.

Всё очень просто – это правила поведения. Конечно, совсем забывать о них не стоит. Надо ли дарить бабушке старый футбольный мяч? Можно ли нарисовать чертика кетчупом на скатерти? Признайтесь, вам частенько приходится отвечать на подобны вопросы. Вот как раз для того, чтобы не ошибаться и не выглядеть глупо, существуют правила хорошего тона. В качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку я предлагаю вам золотое правило этики: «Поступай с другими так, как ты хотел, чтобы поступали с тобой».

  1. Мотивация учебной деятельности.

Всё, о чём будем говорить сегодня на уроке, будем опираться на материал об этике. Мы продолжаем изучать тему «Деепричастие».

  1. Объявление темы и цели урока.

 Задача сегодняшнего урока: мы должны  продолжить свою работу по образованию деепричастий совершенного и несовершенного вида, а также  различать деепричастия совершенного и несовершенного вида.

  1. Актуализация опорных знаний.

  1. « Кто сможет лучше». ( работа с карточками)

Сначала мы разделимся. Проведём игру « Кто сможет лучше».

(Учитель вызывает 3 ученика встают и получают индивидуальные задания.)

Индивидуальные задания на карточках.

1-й ученик. Расставить знаки препинания. Сделать полный синтаксический разбор предложения.

Не научившись выразительно говорить не стоит соглашаться на публичные выступления. (В. Маяковский.)

2-й ученик. Списать пословицы, раскрывая скобки, расставляя пропущенные запятые; указать деепричастия и деепричастные обороты.

(Не) зная броду (не) суйся в воду. (Не) убив медведя шкуры (не) продают. (Не) поглядев на пирог (не) говори что сыт. (Не) поклонясь до земли грибка (не) поднимешь. (Не) работая сыт (не) будешь.

3-й ученик. Восстановите пропущенные орфограммы, раскройте скобки.

(Не) привыкайте к чудесам,-

Д.витесь им, д.витесь!

(Не) привыкайте к небесам,

Глазами к ним т.нитесь.

Пр.глядывайтесь к облакам,

Пр.слушивайтесь к птицам,

Пр.клад.вайтесь к родникам,-

(Ни)что (не) повторится!

За мигом миг. за шагом шаг

Впадайте в изумленье.

Всё будет так – и всё не так

Через одно мгновенье!

(В. Шефнер.)

V. Восприятие учебной деятельности

1. Морфологический тренинг.  (напиши и объясни)

А остальная часть класса пишет словарный диктант с комментированием. Не опаздывая в гимназию, не отказываясь от поручений, ненавидя ложь, не подсказывая на уроке, не отставая от товарищей, негодуя на грубость, не откладывая на завтра. не обидев отказом, недомогая от усталости.

- Проведём взаимопроверку по готовым записям и поставим оценку друг другу. (Учитель вывешивает правильный вариант словарного диктанта.)  (Учитель получает карточки с индивидуальными заданиями.)

Несовершенный вид

Совершенный вид

Что делая?

Что сделав?

-а (я), -учи

-в. –вши, -ши, -а (я)

глядят - глядя

выскочить - выскочив

кричат - крича

услышать – услышав

улыбаются - улыбаясь

расцвести – расцветши

быть – будут - будучи

прочитать - прочтя

  1. Работа с таблицей.

(закрепление  знаний с помощью учебника.)

  1. Упражнение « Третий лишний»

( придумать)

  1. Работа с учебником.

Упр. № 54, 55

Творческая работа по вариантам.

1-в. 2 предложения с деепричастием несов. вида.

2-в. 2 предложения с деепричастием. совершенного вида.

диф. « Зима прекрасная пора»

VI. Закрепление материала.

 1. Упражнение « Образуй»

Выполнение упражнения.

Образуйте от глаголов деепричастия совершенного и несовершенного вида. (Упражнение выполняется устно.)

Образец: замирать – замирает –замирая, чувствовать – чувствует – чувствуя, безмолствовать – безмолствует – безмолствуя, наслаждаться – наслаждается – наслаждаясь.

Образуйте деепричастия совершенного вида.  Образец: построить – построив – построивши, услышать - услышав – услышавши, растаять – растаяв – растаявши.

С двумя деепричастиями устно составьте предложения.

2. Работа с текстом  « Осторожно, слово! »

- Обратимся к тексту «Осторожно: слово!» Прочитайте текст и скажите, почему он так называется, Какую задачу поставил перед собой автор?

Осторожно: слово!

Люди почему-то не любят, когда им ни за что ни про что делают выговоры. Или учат жить.  «Не видишь что ли!», «Сколько раз повторять!», «Русского языка не понимаешь!», «Чего стали?» или «Чего сели?», «А тебе чего надо?» и т.д.

А ведь можно сказать: «Доброе утро», «Пожалуйста, входите», «Пожалуйста, садитесь», «Будьте любезны, передайте, пожалуйста», «Спасибо большое», «Благодарю вас»…

Я  думала, какие приятные слова ещё можно придумать, обращаясь к постороннему человеку. Вдруг возле меня остановилась машина. Хозяин, не здороваясь, небрежно поманил меня пальцем и крикнул: «Эй! Как на площадь? Оглох? – осведомился он. - Ну и народ! Язык у тебя отсохнет, что ли ответить?!»

Я бы ответил, но от неожиданного окрика не смог сразу сообразить, как туда ехать. Впрочем, отвечать расхотелось. Я не умею разговаривать на таком языке и не хочу учиться.

( С. Львов)- Подумайте, какие ещё слова и приятные слова можно употреблять, обращаясь к постороннему человеку.Как, по-вашему, правильно ли сделал герой рассказа, не ответив на обращение к нему? Как бы вы поступили в такой ситуации? С какими словами вместо «Эй!» можно обратиться к незнакомому человеку?

 (Ученики отвечают на все вопросы, поставленные к тексту.)

3. Работа по группам

- Сейчас будем выполнять задания по группам.

1-я группа выполняет задание по 1-ой карточке, 2-я – по 2-ой карточке.

1-я карточка.

Спишите, заменяя глаголы в скобках деепричастиями. Вставьте пропущенные буквы. (На каждого по одной карточке.)

1-я группа. (Встречаться ) со взросл…ми или (входить) в помещение, здоровайся первым. (Здороваться) со старш…ми, руки не протягивай, подожди, пока они сами этого не сдела…т. (Снять) при этом фура…ку или ша…ку, не надевай пока не пожмёш… руку.

2-я группа. (Подавать) руку, сними с неё перчатку, немного накл…нись вперё… . (Кланяться), нагни только голову, а не сг…байся пополам и не размахивай рукам… . (Садиться) в трамвай или автобус, пр…пусти первой в двери свою спутницу.

(Проверяется выполненное упражнение сначала первой, потом – второй группы. Подводятся итоги.)

VII. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

- Ребята, вы работаете очень хорошо. Молодцы! Сейчас немного отдохнём, проведём физкультминутку.

- Как живёшь?

- Вот так! (Поднимают большой палец, произносят слова задорно, весело.)

- Как идёшь?

- Вот так! (По ладони два пальца.)

- Как бежишь?

- Вот так! ( Локти, прижатые к бокам, задвигались, изображая бег, быстро, чуть задыхаясь.)

- Ночью спишь?

- Вот так! (Две ладони укладываются под щеку, голос сладок, чуть растянут, медлителен.)

- Как даёшь?

- Вот так! (Широкий жест рук от себя, гордость.)

- Как берёшь?

- Вот так! (Широкий жест рук к себе, голос чуть игрив, шаловлив.)

- Как шалишь?

- Вот так! (Молча надуть щеки и похлопать.)

- Как грозишь?

- Вот так! (Грозят указательным пальцем, сопровождая жест словами с дразнящей интонацией.)

 4. Игра с фразеологизмами.

Укажите, в каком примере деепричастие входит в состав фразеологического оборота: (поднимают карточки)

  1. положив документы в стол;
  2. положив руку на пульт управления;
  3. положив руку на сердце;
  4. положив вещи в чемодан.

- Ребята, мы сегодня много говорим о том, как необходимо вести себя, о морали, о поведении. Запишите значения этих слов в словари (Они на экране).

- Умеем ли мы говорить?

- Как мы говорим?

- Перед вами заповеди речевого поведения, прочитаем их.(Один ученик выразительно читает заповеди, представленные на экране)

Заповеди речевого поведения.

  1. Всегда знай, с какой целью и для чего ты говоришь.
  2. Умей находить общий язык с любым собеседником.
  3. Помни, что вежливость – основа любого поведения.
  4. Избегай многословия.
  5. Говори просто, понятно, чётко.
  6. Избегай речевого однообразия.
  7. Владей культурой языка.
  8. Следуй высоким образцам. Ищи свой идеал образца.
  9. Умей не только говорить, но и слушать.

VIII.Рефлексия

1. Творческий диктант.

Проведём творческий диктант. Вы должны дополнить заповедь, сначала заменив глагол-сказуемое деепричастием.

Образец: Всегда знай, с какой целью и для чего ты говоришь. Всегда зная, с какой целью и для чего ты говоришь, добьёшься уважения окружающих. (Это упражнение выполняется устно.

2. Упражнение «Данетки»

IX. Подведение итогов

1.Заключительная беседа.

- Итак, ребята, подведём итоги.

- Как образуются деепричастия несовершенного вида?

- Как образуются деепричастия совершенного вида?

     2.         Оценивание.

( Учитель подводит итоги урока: оценивает ответы учеников.)

  1. Составление синквейна к уроку.  (Например, Мест. + глагол+ глагол = Мы +закрепляли + изучали)

X.Домашнее задание.

диф.- Напишите сочинение-миниатюру по теме нашего эпиграфа: «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой», используя деепричастия несовершенного и совершенного вида.

- Наш урок подошёл к концу. Всем спасибо. Молодцы!



Предварительный просмотр:

                                      Русский язык в 8 классе

Тема: Словосочетание, его структура и виды.

Цель: 

  • научить распознавать словосочетание в составе предложения,
  • определять главное и зависимое слово в словосочетании;
  • развить умение правильно строить и употреблять словосочетания в речи, умение по главному слову определять вид словосочетания;
  • развивать умение самостоятельно работать с учебником; воспитывать у учащихся интерес к языку;  
  •  воспитание ответственности за качество своих знаний; воспитание любви к родному русскому языку ;
  • формировать у учащихся духовно богатой, нравственной, эстетически развитой личности через художественные произведения и произведения искусства.

 Оборудование: учебник, раздаточный материал, карточки, презентация, мультимедийная доска, словари.

Тип урока: комбинированный.

                                                          Ход урока

I.Орг. Момент.

  1. Психологический настрой. Пожелаем друг другу удачи.

Ребята, добрый день!

 Прочь с дороги, злая лень!

Не мешай учиться,

 Не мешай трудиться!

 Громко прозвенел звонок –

Начинается урок!

  1. Смайлики настроения (в зависимости от настроения ребята демонстрируют соответствующий смайлик)

II.Мотивация учебной деятельности.

- Сравните записи в двух столбцах. В каком из них мысль выражена точнее, полнее:

мальчик                   вежливый мальчик

корзина                    старая корзина

спустился                 спустился на парашюте

луч                            солнечный луч

экскурсия                  экскурсия в музей

- Как называются сочетания слов во втором столбике?

-Попробуйте сами определить тему нашего урока и сформулировать основную цель.

- Сегодня на уроке русского языка мы проверим ваши умения в определении вида связи в словосочетании, выделять словосочетания из предложения и самим составлять их. Откройте тетради, запишите число, тему.

III. Объявление темы и цели урока

IV.Актуализация знаний

1.Коллективная работа по маршрутному листу

Каждая пара по очереди заполняет по одному пропуску в схеме-кластере и объясняет свой выбор.

Ученики:

1. Синтаксис – раздел науки о язык, изучающий словосочетание предложение.  

2. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.

3. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.

4. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.

5. Связь в словосочетании – подчинительная, различают три вида подчинительной связи в словосочетании: управление, согласование, примыкание

(Материалы-карточки для заполнения кластера лежат на парте у каждого ученика: главное слово, зависимое слово, согласование, управление, примыкание, именное, глагольное, наречное.

2.Распределительный диктант.

Задание: распределить перечисленные словосочетания в три колонки – именные, глагольные и наречные; обозначить главное слово (один учащийся выполняет работу на доске, остальные – в тетрадях; другой учащийся проверяет написанное на доске; оба получают отметки за работу).

Примчаться к тебе, прибыть неожиданно, крыша над головой, по первому снегу, собственное жилище, снял пальто, спал сидя, говорил улыбаясь, бегущий человек, больной в палате, на деревянном столе, мамино платье, фамильные драгоценности, лист бумаги,

3.Синтаксическая инсценировка

Выходят 2 ученика в образе главного и зависимого слов.

1сценка: Главное слово: Люблю я быть главным и важным. Чтобы все соглашались со мной Но мне мало этого – я ценю подражание. Я говорю другому слову : «Смотри на меня и делай, как я!»

Зависимое слово: Не все так стремятся к власти. Я, например, мягкое. Мне нравится принимать такую форму, какую выбрало другое слово. Так и живём – как нитка с иголкой.

4. Самостоятельная работа

Спишите, найдите главные слова в словосочетаниях и определите, тип словосочетания

Гений века

Становятся главным

Определили вид

Не находим ответа

В современном мире

Останется в памяти

Отстояв права

В этой пьесе

4.Работа по учебнику.

Упр. №   86

Синтаксический разбор словосочетаний по вариантам

(вычленить словосочетание из текста и выполнить синтаксический разбор)

1-в На улице пахло зимой

2-в  Морозный воздух касался его лица.

V. Закрепление  материала.

1.Упражнение « Верю-не верю»

2.Составление синквейна  по схеме

Местоимение, глагол, глагол, глагол

Глагол, наречие, наречие

Существительное, прилагательное, прилагательное.

VI. Рефлексия.

  1. Упражнение «Умные ладошки» (В конце ребята записывают ассоциации согласно пройденному материалу, полученный результат нужнс приклеить на доску)

VII. Инструктаж домашнего задания

  1. Упражнение № 90
  2. Дифференц. Сочинение на лингвистическую тему «Роль словосочетаний в русском языке»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...