Конспект урока по русскому языку в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Конспект урока в 5 классе на тему "Простые и сложные предложения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Простые и сложные предложения» (5 класс)
Тип урока: ОНЗ.
Цели:
-формирование навыка распознавания простых и сложных предложений;
- развитие пунктуационной зоркости; мыслительных операций: наблюдения, анализа, обобщения;
- совершенствование орфографических и пунктуационных умений обучающихся.
Планируемые результаты:
Личностные:
- Создание ценностных ориентиров и смысловой учебной деятельности.
- Создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.
Метапредметные:
Регулятивные
- Формировать умение формулировать тему урока, цели урока.
- Формировать умение принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные
- Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.
- Сохранять и развивать умение сотрудничать с одноклассниками и учителем. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.
- Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Познавательные
- Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач.
- Извлекать нужную информацию.
Предметные
Образовательные
- Распознавать простые и сложные предложения, умение разграничивать сложные предложения и предложения, осложнённые однородными членами .
- Самостоятельно конструировать сложные предложения.
Развивающие
- развитие навыков монологической и диалогической речи;
- развитие навыков индивидуальной и групповой работы;
- развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);
- формирование умений анализировать полученную информацию;
- формирование умения слушать и вступать в диалог;
Воспитательные
- воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе;
-формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Средства обучения: раздаточный материал, диагностическая карта, учебник, презентация на интерактивной доске.
Демонстративный материал: алгоритм определения простого и сложного предложения; эталоны для самопроверки.
На экране:
1)Кружатся в воздухе снежинки 2)Кружатся в воздухе снежинки, и падают
и падают на землю. на землю снежные цветки с лепестками
и звёздочки с лучиками.
Ход урока:
- Мотивация к учебной деятельности.
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть внимательных и сосредоточенных. Улыбнитесь, пожалуйста, друг другу, улыбнитесь, пожалуйста, мне.
- Какой раздел русского языка мы с вами изучаем? (Синтаксис)
- Что изучает синтаксис? (словосочетание и предложение)
-Какую тему мы изучали на предыдущих уроках? (однородные члены предложения).
- Как называется простое предложение с однородными членами? (простое осложненное предложение)
- Вы хотите расширить свои знания о предложении (Да.)
- Зачем нам нужны новые знания? (Чтобы грамотно писать)
- Какие шаги необходимо выполнить при познании нового знания? (Обязательно два шага: выяснить, что мы знаем и не знаем).
-И все? (Нет).
-Первоначально выясним путем повторения то, что знаем.
- Затем постараемся выполнить задание на новое знание.
- Анализируя его выполнение, выясним, что не знаем.
- Выясним причину затруднения: что не знаем для выполнения задания.
- Постараемся самостоятельно выйти из затруднения, т. е. получить новое знание.
II.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
- В течение урока вам необходимо оценивать свою познавательную деятельность:
- задание выполнено правильно, ставьте + (плюс);
- Задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса (?).
- С чего начнем наше познание нового? ( С повторения, что знаем по теме: «Синтаксис»).
-Предлагаю для разбора следующие 2 предложения на экране. Найдите грамматическую основу в предложениях)
(По одному работают у интерактивной доски).
- Какой можно сделать вывод о ваших знаниях и умениях по теме «Синтаксис»? (материал усвоен на достаточном уровне)
- Не забудьте оценить свою познавательную деятельность на данном этапе урока.
- Чем отличаются эти предложения? Как вы думаете, мы можем дать определение второму предложению? Почему? ( Нет. Мы не знакомы с такими предложениями).
III. Выявление места и причины затруднения.
- Как называются предложения с двумя грамматическим основами ? (сложные).
-Какова же проблема? Давайте вернемся к нашим предложениям. Докажите, пожалуйста, постановку знаков препинания в этих предложениях (первое предложение осложнено однородными членами, второе имеет две грамматические основы)
IV. Составление проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).
- Какова же цель нашей дальнейшей работы? (Определить причину деления предложений на простые и сложные)
- Как сформулируем тему нашего урока? (Простые и сложные предложения). Запись на доске и в тетрадях.
-Формулируем шаги определения вида предложения и запишем в тетрадях:
Алгоритм:
- шаг. Находим грамматическую основу предложения
- шаг. Если одна грамматическая основа, смотрим, не осложнено ли оно?
- Шаг. Если две или несколько основ, то это сложное предложение
- Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы? Вспомните, какой метод мы использовали в случаях, когда мы не могли объяснить какое-либо правописание? (Обычно мы использовали метод наблюдения).
- Что мы выбирали в качестве объектов наблюдения? (Упражнения учебника с условным обозначением «звездочка»).
V. Реализация построения проекта.
- Откройте, пожалуйста, страницу 136.Отвечаем на вопросы.
Что вы можете сказать? Какие наблюдения провели? (Сложное предложение состоит из двух или нескольких предложений, но эти предложения должны быть связано по смыслу и интонации).
-Попробуйте сформулировать правило, какие предложения называются сложными. Сравним с учебником.
- Что нового узнали? О чем мы не говорили? (о союзных и бессоюзных сложных предложениях)
- Теперь мы можем объяснить, как называется наше второе предложение и какое оно? Союзное или бессоюзное?
(Воспользуемся эталоном- орфограмма № 4).
- Какой вывод можно сделать? (Мы выполнили поставленную задачу, можем определить простое или сложное это предложение). Не забудьте оценить себя
VI. Первичное закрепление во внешней речи.
Учитель задаёт вопрос:
-Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности? (Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике).
-Полностью с вами согласна.
1. Выполним упражнение № 171 учебника в парах, поочередно комментируя условия выбора сложных предложений друг другу. Начнем с 1-го предложения (объясняет первая пара).
2 предложение объясняет 2 пара.
- Продолжаем работать самостоятельно.
Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения? (Нет, мы с ним легко справились).
2. Выборочный диктант. На экране появляется текст, каждый самостоятельно выбирает сложные предложения и записывает их в тетрадь.
Взаимопроверка.
3.Самостоятельная работа. Составить 3 сложных предложения на тему: «День Победы».
VII. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
- Вы уверены в своих умениях? (Да).
-Как проверить? ( Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону).
- Задание для всех:
Самостоятельная работа
Вопросы:
- Докажите, что это сложное предложение.
- Расставьте знаки препинания.
- Составьте схемы предложений ( на доске даются 3 предложения)
Ваши следующие действия? (Проведем самопроверку по эталону).
Эталон: (- =), (- =).
- Кто допустил ошибки? Как поступить? ( Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном).
- Молодцы. Поставьте на полях знак «+», у кого нет ошибок
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
- Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку» знаний? (мы научились различать простые и сложные предложения).
- Достаточно ли мы закрепили новое правило? (Нет).
- Почему? ( Мал объем практического применения нового знания).
- Тогда предлагаю вам выполнить проверочную работу.
1 вариант
Выписать номера простых предложений.
2 вариант
Выписать номера сложных предложений. Знаки препинания не расставлены.
Предлагает выполнить взаимопроверку выполненной работы (работа в парах) по ответам на экране. И выставить оценки.
IX. Рефлексия учебной деятельности.
- Чему был посвящен урок? (Простым и сложным предложениям)).
- В чем отличие простых и сложных предложений?
-Какие затруднения мы испытали? (Не всегда правильно можем определить сложное предложение).
- Что помогло нам их преодолеть? (Новое правило на стр.138).
-Оцените свою деятельность на уроке и закончите фразы:
1. Я понял, что…
2.Было интересно…
3.Вызвало затруднение…
- Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:
1. Кто сомневается в усвоении темы, выполняет упр.176 и составляет предложения с союзами из рамок.
2. Кто научился различать простые и сложные предложения, придумайте 5-6 предложений на тему « Волшебница зима стучится в двери к нам».
3. Задания для умников и умниц!
Подобрать пословицы и поговорки о доброте, представляющие собой сложные предложения.
-Оцените учебную деятельность класса.
- Спасибо.
Приложения
Диагностическая карта
Виды работ | Моя оценка Задание выполнено правильно + Задание выполнено не точно ? |
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. | |
Закончите фразы: | |
Я понял, что | |
Было интересно | |
Вызвало затруднение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/11/picture-903332-1489204342.jpg)
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/10/picture-956645-1507632192.jpg)
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/10/picture-956645-1507632192.jpg)
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
План-конспект урока по русскому языку 1 класс, Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В
Учебник (УМК): Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Тема урока по русскому языку: Понятие звук. Выделение звука А....
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/23/picture-209075-1369291227.jpg)
Конспект урока по русскому языку 5 класс . Тема урока : "Морфемика и орфография"
Данный материал позволит учащимся закрепить определения морфем, морфемики, орфографии...
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской « Русский язык в семье славянских языков».
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской...
Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...