Конспект урока по русскому языку в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Конспект урока в 5 классе на тему "Простые и сложные предложения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_v_5_klasse.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока  «Простые и сложные предложения» (5 класс)

Тип урока: ОНЗ.

Цели:

-формирование навыка распознавания  простых  и  сложных предложений;

- развитие пунктуационной зоркости; мыслительных операций: наблюдения, анализа, обобщения;

- совершенствование орфографических и пунктуационных умений  обучающихся.

                       

  Планируемые результаты:

Личностные:

- Создание ценностных ориентиров и смысловой учебной деятельности.

- Создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.

Метапредметные:

Регулятивные

- Формировать умение формулировать тему урока, цели урока.

- Формировать умение принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные

- Развивать умение работать с информацией  на уроке, связно излагать мысли.

- Сохранять и развивать умение сотрудничать с одноклассниками и учителем. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.

- Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные

- Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач.

- Извлекать нужную информацию.

Предметные

Образовательные

- Распознавать простые и сложные предложения, умение разграничивать сложные предложения и предложения, осложнённые однородными членами .

- Самостоятельно конструировать сложные предложения.

Развивающие

- развитие навыков монологической  и диалогической речи;

- развитие навыков индивидуальной и групповой работы;

- развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);

- формирование умений анализировать полученную информацию;

- формирование умения слушать и вступать в диалог;

Воспитательные

- воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе;

-формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Средства обучения: раздаточный материал, диагностическая карта, учебник, презентация на интерактивной доске.

Демонстративный материал: алгоритм определения простого и сложного предложения; эталоны для самопроверки.

На экране:

 1)Кружатся в воздухе снежинки             2)Кружатся в воздухе снежинки, и падают

      и падают на землю.                                  на землю снежные цветки с лепестками

                                                                            и звёздочки с лучиками.

                          Ход урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть внимательных и сосредоточенных. Улыбнитесь, пожалуйста, друг другу, улыбнитесь, пожалуйста, мне.

- Какой раздел русского языка мы с вами изучаем? (Синтаксис)

- Что изучает синтаксис? (словосочетание и предложение)

-Какую тему мы изучали на предыдущих уроках? (однородные члены предложения).

- Как называется простое предложение с однородными членами? (простое осложненное предложение)

- Вы хотите расширить свои знания о предложении (Да.)

- Зачем нам нужны новые знания? (Чтобы грамотно писать)

- Какие шаги необходимо выполнить при познании нового знания? (Обязательно два шага: выяснить, что мы знаем и не знаем).

-И все? (Нет).

-Первоначально выясним путем повторения  то, что знаем.

- Затем постараемся выполнить задание на новое знание.

- Анализируя его выполнение,  выясним, что  не знаем.

- Выясним причину затруднения: что не знаем для выполнения задания.

- Постараемся самостоятельно выйти из затруднения, т. е. получить новое знание.

II.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

- В  течение урока вам необходимо оценивать свою  познавательную деятельность:

- задание выполнено правильно, ставьте  + (плюс);

- Задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса (?).

- С чего начнем наше познание нового? ( С повторения, что знаем по теме: «Синтаксис»).

 

-Предлагаю для   разбора следующие 2 предложения на экране. Найдите грамматическую основу в  предложениях)

(По одному работают у интерактивной доски).

- Какой можно сделать вывод о ваших знаниях и умениях по теме  «Синтаксис»? (материал усвоен на достаточном уровне)

- Не забудьте оценить свою познавательную деятельность на данном этапе урока.

- Чем отличаются эти предложения? Как вы думаете, мы можем дать определение второму предложению? Почему? ( Нет. Мы не знакомы с такими предложениями).

III. Выявление места и причины затруднения.

- Как называются  предложения с двумя грамматическим основами ? (сложные).

-Какова же проблема? Давайте вернемся к нашим предложениям. Докажите, пожалуйста, постановку знаков препинания в этих предложениях (первое предложение осложнено однородными членами, второе имеет две грамматические основы)

IV. Составление проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).

      - Какова же цель нашей дальнейшей работы? (Определить причину деления предложений на простые и сложные)

 - Как сформулируем тему нашего урока? (Простые и сложные предложения). Запись на доске и в тетрадях.

-Формулируем шаги определения вида предложения и запишем в тетрадях:

Алгоритм:

  1. шаг. Находим грамматическую основу предложения
  2. шаг. Если одна грамматическая основа, смотрим, не  осложнено ли оно?
  3. Шаг. Если две или несколько основ, то это сложное предложение

- Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы? Вспомните, какой метод мы использовали в случаях, когда мы не могли объяснить какое-либо правописание? (Обычно мы использовали метод наблюдения).

- Что мы выбирали в качестве объектов наблюдения? (Упражнения учебника с условным обозначением «звездочка»).

V. Реализация построения проекта.

- Откройте, пожалуйста, страницу 136.Отвечаем на вопросы.

Что вы можете сказать? Какие наблюдения провели? (Сложное предложение состоит из двух или нескольких предложений, но эти предложения должны быть связано по смыслу и интонации).

-Попробуйте сформулировать правило, какие предложения называются сложными. Сравним с учебником.

- Что нового узнали? О чем мы не говорили? (о союзных и бессоюзных сложных предложениях)

- Теперь мы можем объяснить, как называется наше второе предложение и какое оно? Союзное или бессоюзное?

(Воспользуемся эталоном- орфограмма № 4).

- Какой вывод можно сделать? (Мы выполнили поставленную задачу, можем определить простое или сложное это предложение). Не забудьте оценить себя

 

VI. Первичное закрепление во внешней речи.     

Учитель задаёт вопрос:

-Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности? (Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике).

-Полностью с вами согласна.

1.  Выполним упражнение № 171 учебника в парах, поочередно комментируя условия выбора сложных предложений друг другу. Начнем с 1-го предложения (объясняет первая пара).

     2 предложение объясняет 2 пара.

- Продолжаем работать самостоятельно.

Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения? (Нет, мы с ним легко справились).

2. Выборочный диктант. На экране появляется текст, каждый самостоятельно выбирает сложные предложения и записывает их в тетрадь.

Взаимопроверка.

3.Самостоятельная работа. Составить 3 сложных предложения на тему: «День Победы».

  VII. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

- Вы уверены в своих умениях? (Да).

-Как проверить? ( Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону).

- Задание для всех:

Самостоятельная работа

Вопросы:

  1. Докажите, что это сложное предложение.
  2. Расставьте знаки препинания.
  3. Составьте схемы предложений  ( на доске даются 3 предложения)

Ваши следующие действия? (Проведем самопроверку по эталону).

Эталон:  (- =), (- =).

- Кто допустил ошибки? Как поступить? ( Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном).

- Молодцы. Поставьте на полях знак  «+», у кого нет ошибок

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

- Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку» знаний? (мы научились различать простые и сложные предложения).

- Достаточно ли  мы закрепили новое правило? (Нет).

- Почему? ( Мал объем практического применения нового знания).

- Тогда  предлагаю вам выполнить проверочную работу.

1 вариант

Выписать номера простых предложений.

2 вариант

Выписать номера сложных предложений. Знаки препинания не расставлены.

  Предлагает выполнить взаимопроверку выполненной работы (работа в парах) по ответам на экране. И выставить оценки.

IX. Рефлексия учебной деятельности.

- Чему был посвящен урок?  (Простым и сложным предложениям)).

- В чем отличие простых и сложных предложений?

-Какие затруднения мы испытали? (Не всегда правильно можем определить сложное предложение).

- Что помогло нам их преодолеть? (Новое правило на стр.138).

-Оцените свою деятельность на уроке и закончите фразы:

1. Я понял, что…

2.Было интересно…

3.Вызвало затруднение…

- Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:

1. Кто сомневается в усвоении темы, выполняет упр.176  и составляет предложения с союзами из рамок.

2. Кто научился различать простые и сложные предложения, придумайте 5-6 предложений на тему « Волшебница зима стучится в двери к нам».

3. Задания для умников и умниц!

Подобрать пословицы и поговорки о доброте, представляющие собой сложные предложения.

-Оцените учебную деятельность класса.

- Спасибо.

Приложения

                                     Диагностическая карта

                     

                       Виды работ

Моя оценка

Задание выполнено правильно +

Задание выполнено не точно    ?

1.

2.

3.

4.

5.

Закончите фразы:

Я понял, что

Было интересно

Вызвало затруднение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

План-конспект урока по русскому языку 1 класс, Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В

Учебник (УМК): Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Тема урока по русскому языку: Понятие звук. Выделение звука А....

Конспект урока по русскому языку 5 класс . Тема урока : "Морфемика и орфография"

                     Данный материал позволит учащимся закрепить определения морфем, морфемики, орфографии...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...