Профессиональное самоопределение пятиклассников на уроках русского языка.
статья по русскому языку (5 класс) на тему

Чос Любовь Николаевна

В статье говорится о некоторых видах работы по профориентации на уроках русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proforientatsiya_v_5_klasse.docx24.88 КБ

Предварительный просмотр:

.Профессиональное самоопределение обучающихся на уроках русского языка.

 Для того, чтобы выбрать профессию правильно, необходимо иметь как можно больше сведений об избираемой деятельности. Источником таких знаний могут быть все виды внеурочной деятельности: посещение спортивных секций, кружков, клубов; воспитательной работы: экскурсии, изучение литературы. Богатый материал в этом направлении содержат уроки русского языка. Пятиклассники имеют возможность ознакомления с миром профессий, выполняя различные виды работ по русскому языку, например, при написании словарного диктанта на тему: «Транспорт» ( метро, такси, шоссе , автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай, машина, теплоход, самолёт , тротуар, пассажир и др. )обращается внимание ребят  на то, что без   людей транспорт нам не может служить. Детям предлагается вспомнить профессии, которые связаны с темой. Например,

    Чтобы я тебя повёз,

Мне не нужен овёс.

 Напои меня бензином,

На копыто дай резину.

Поднимая всюду пыль,

Побежит … (автомобиль) – водитель, шофёр.

 Обращается внимание детей на словосочетание «напои бензином»? Без людей какой профессии не обойтись автомобилю? Автозаправщик выполняет следующие функции: заправка автомобилей, уход за оборудованием и поддержание чистоты на территории автозаправки, общение с посетителями.

 При проведении словарной работы используются следующие слова: директор, врач, агроном, токарь, учитель, воспитатель, полицейский, кондитер, повар, водитель, геолог. Ребята записывают слова, ставят ударения и подчеркивают безударные гласные. 

Иногда предлагаю ребятам словарный диктант в загадках, например:

Знает он про вас немало:

 Как зовут,

Кто ваша мама.

 Знает рост и знает вес, кто как спит,

И кто как ест.

 С вас не сводит строгих глаз:

 Лечит он, ребята, вас. (Врач-педиатр)

 Этот врач не просто доктор,

Лечит людям он глаза,

 Даже если видишь плохо

, Разглядишь ты всё в очках. (Окулист)

 32 веселых друга

 Уцепились друг за друга

, Вверх и вниз несутся в спешке,

Хлеб жуют, грызут орешки! (О зубах)

 Какого врача надо регулярно посещать,

 чтобы наши зубы всегда были красивые и белые? (Стоматолог)

 Если заболело ухо

Если в горле стало сухо,

 Не волнуйся и не плачь

- Ведь тебе поможет…(врач)

 А какой врач? (ЛОР)

 Этот работник может ставить банки,

 Мазать ссадины и ранки.

Она делает уколы

 Всем ребятам нашей школы.

 Она лаской, добрым словом

 Помогает стать здоровым! (Медсестра).

На уроках русского языка выдаю детям карточки с различными названиями профессий, а учащиеся должны написать в своих тетрадях 5-7 предметов труда данного профессионала (например, врач: бинт, таблетки, вата, йод, микстура, зеленка и т.д.)

При повторении фонетики на уроке – соревновании в 5 классе по теме «Алфавит» предлагаю пятиклассникам упражнение в знании не только алфавита, но и профессий на каждую букву: А – архитектор, адвокат, актер, аудитор, автомеханик; Б – бухгалтер, библиотекарь, брокер, банкир; В – врач, водитель, визажист, веб-дизайнер; Г – геолог; Д – дизайнер, диспетчер, диктор, дистрибьютор; Е – егерь; Ж – журналист; З – закройщик, звукорежиссер; И – историк, инженер, инкассатор, имиджмейкер; К – кассир, кондуктор, кондитер, косметолог, каменщик, конструктор; Л – летчик, логопед, логистик, лаборант; М – менеджер, массажист, модельер, машинист, монтажник, маркетолог; Н – наладчик, нотариус; О – официант, оператор ПК, офис-менеджер, орнитолог; П – повар, провизор, программист, психолог, переводчик; Р – риэлтор, режиссер, редактор; С – секретарь, столяр, социолог, супервайзер, сценарист; Т – токарь, ткач, телохранитель, товаровед, тракторист; У – учитель; Ф – фотограф, фрезеровщик; Х – художник, химик; Ч – часовщик; Ш – штукатур, швея, шеф-повар, шахтер; Э – эколог, экономист; Ю – юрист, юрисконсульт. При изучении морфемики использую следующее задание: игра «Он – она» Он – акробат, она – … акробатка. Он – спортсмен, она – … спортсменка. Он – укротитель, она – … укротительница.Он – певец, она – … певица .Он – повар, она – … повариха. Он – художник, она – … художница. Он – учитель, она – … учительница. Он – портной, она – … портниха. Он – проводник, она – … проводница. Он – актер, она – … актриса. Он – пианист, она – … пианистка. Он – тракторист, она – … трактористка. Он – ткач, она – … ткачиха. Он – укротитель, она – … укротительница. Он – писатель, она – … писательница. Он – лаборант, она – … лаборантка. Он – продавец, она – … продавщица.

На уроках русского языка ребята часто пробуют себя в роли корректоров: исправляют орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки в предложениях.

В работе по профессиональному самоопределению пятиклассников использую поговорки и пословицы, связанные с трудовой и профессиональной деятельностью. Потребностно-мотивационная сфера детей выявляется средствами  мини-сочинения “Может ли труд сделать человека счастливым?” Можно предложить пятиклассникам написать, как они понимают смысл известных пословиц о труде:

1. Дело мастера боится.

2. Всякий мастер на свой лад. 

3. На все руки мастер.

4. Каков уход, таков и плод.

5. Больше дела—меньше слов.

6. Всякий человек у дела познается.

7. Заработанный хлеб сладок.

8. Глаза боятся — руки делают.

9. Терпение и труд все перетрут.

10. Где ученье—там уменье.

 11.У плохого мастера и пила плохая.

12. Делано наспех — и сделано на смех плести.

13. Языком спеши, а делом не смеши

14. Не срубишь дуба, не отдув губы.

15. Скучен день до вечера, коли делать нечего.

 На уроках комплексного анализа текста предлагаю пятиклассникам следующий дидактический материал:

Текст №1

 Мастер взял две небольшие дощечки, провернул в них дырочки, потом прикрепил к дощечкам плотную сморщенную бумагу. И гармошка готова! Со временем бумагу заменила плотная материя. Отверстия закрыли клапанами, и … заиграла, запела гармошка. После этого изготовление гармоней стало в Туле повальным увлечением – открылись кустарные мастерские, фабрики. Она и сейчас славится на всю Россию – тульская гармошка. Красивый звук, лёгкость игры, обилие украшений. Вот в чём секрет инструмента!                                              

Тема профориентации: народные промыслы

Тема программная: однородные члены предложения

Вопросы к тексту.

1. Докажите, что перед нами текст.

2. Определите тему и основную мысль текста. Запишите ответ.

3. Выпишите из текста все предложения, которые осложнены такой же конструкцией, как в первом предложении.

4. Подчеркните грамматическую основу в этих предложениях.

5. Замените словосочетание «лёгкость игры» на словосочетание «прилагательное + существительное». Запишите это словосочетание.

6.  Подберите к именам прилагательным из первого предложения синонимы. Запишите эти пары.

7. Тула - тульская гармонь, Саратов -?, Елецк -?, Вятка -?  Продолжи. Узнаешь, какие ещё существуют.

                                           

                                                                 Текст №2                                                                                             (1) Человечество, познавая окружающий мир, накапливало багаж знаний общения с природой. (2) Складывались чёткие представления о видах растений или животных, местах их обитания и условиях произрастания. (3) Это были первые шаги возникновения  и развития экологии как науки.                                                                                              

Тема профориентации: экология.

Тема программная: чередование гласных.

Вопросы к тексту.

1. Докажите, что это текст.

2. Выпишите из первого предложения грамматическую основу. Укажите вид предложения по наличию грамматической основы.

3. Укажите слово, в котором имеется та же конечная морфема, что и в слове отмечается. Напишите это слово и вид морфемы.

4. Выпишите из второго предложения слова с чередующимися гласными в корне. Напишите слова-исключения из этого правила.

5. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово багаж (предложение 1).

     А) вещи

     Б) груз

     В) запас знаний

     Г) транспорт

6. Укажите все части речи предложения №2.

  В пятом классе на уроках русского языка цель учителя - профессиональное просвещение детей и пробуждение у них интереса к различным видам трудовой деятельности. Обучающихся необходимо постепенно вводить в огромный мир профессий, учить их ориентироваться в этом мире и учитывать, что ими пока запоминается только самое яркое, нестандартное. Пятиклассникам во время уроков предлагаются игровые минутки под названием «Угадай профессию». Например, «Эта профессия на букву...», «Кто использует в работе?» (называется профессии, которые используют   рубанок, шприц, микрофон или швейную машинку), «Ассоциация» (угадать задуманную профессию с помощью ассоциативных вопросов типа «Какой запах (цвет) у профессии?», «Связана ли работа с общением с людьми?». Значительным профориентационным потенциалом на уроке обладают ролевые игры, такие как «Магазин», «Библиотека» ( при изучении темы : «Диалог»),на уроке ,помимо образовательной задачи, решается и воспитательная (культура общения ).

  Во время игр ребята учатся быть ответственными, серьезно относиться к поставленным перед ними задачам. Важны групповые игры для школьников по профориентации, ведь дети учатся общаться друг с другом, делятся своими мечтами, любимыми книгами, рассказывают, почему выбрали для себя ту или иную роль в игре, то есть получают коммуникативные навыки (учатся работать в коллективе и слушать других участников игры). Таким образом, работа по профориентации с помощью игр направлена на то, чтобы объяснить ребенку, какими качествами и знаниями нужно обладать, чтобы работать в интересующей профессии. Профориентация школьников - это важнейшая ступенька к будущему правильному выбору профессии, о котором в последствии не будут жалеть.

В этом учебном году предлагаю ребятам физминутку в виде конкурса «Угадай профессию», но отвечать надо при помощи движений.

 1.    Какой водитель смотрит на землю свысока (парит в облаках)?
2.    Кто выносит сор из избы?
3.    Самый сладкий мастер – это… Кто?
4.    Человек, следящий за чистотой в городе.

 5.    Как звали сказочную женщину-пилота?
6.    Звёздный бухгалтер – это… Кто?
7.    Ухажер за деревьями – это… Кто?

8.  Преобразователь ткани в одежду – это
9.   Представители какой профессии всё время задают молодым людям вопросы, на которые сами знают ответы?
10.    «Сумчатый» профессионал – это…

(Пилот, лётчик, космонавт; уборщица, кондитер, дворник Баба-Яга, астроном, садовод, садовник, портной, швея, учителя, почтальон)…

Таким образом, обобщая и развивая представления пятиклассников о труде, ставлю перед собой задачу-продолжать воспитывать у своих учеников любовь к труду, уважение к людям труда; расширять и углублять представления детей о различных профессиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Позиционное самоопределение учащихся на уроках русского языка (Проектирование уроков по развитию речи в 7 классе на примере анализа текстов газетной публицистики).

Проект- это особая философия образования, философия цели и деятельности, далекая от формирования чисто теоретической образованности. Она принята школой, потому что позволяет органично соединять несоед...

Интегрированный урок русского языка и литературы в 11 классе по теме «Входите! Входите, дети!» Роль литературы в будущем самоопределении молодежи (по рассказу М. Гелприна «Свеча горела»)

Тип урока: урок открытия нового знанияФормы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.Используемые технологии:Тренинговые технологии: технология «Дебаты»Технологии на основе эффективн...

Профессиональное самоопределение школьников на уроках информатики

В процессе изучения информатики профориентация и соответственно профессиональное самоопределение учащихся может проходить естественным путем, логично вписываясь в образовательный процесс. Очень важно ...

Формирование личной жизненной концепции как основы социального самоопределения неслышащих обучающихся на уроках русского языка и литературы.

Одной из основ процесса социального самоопределения неслышащих обучающихся является формирование личной жизненной концепции. Для формирования личной жизненной концепции реализуется модель социального ...

статья «ФОРСАЙТ: новые формы профессионального самоопределения обучающихся на уроках технологии и изобразительного искусства»

Статья посвящена новым формам профессионального самоопределения обучающихся на уроках технологии и изобразительного искусства: форсайту  как  инновационному инструменту моделирования  в...