Методическая разработка урока
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Мирсаева Альбина Айратовна

Урок по теме: «Буквы з и с на конце приставок»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мирсаева Альбина Айратовна, учитель русского языка и литературы,

МБОУ «Аксаринской ООШ», Заинского района,

Республики Татарстан

Тема: «Буквы з и с на конце приставок»

Цель урока: изучить правописание приставок на -з-с.

Задачи урока:

  • расширить представления учащихся о способах действия при выборе з- и с- на конце приставок;
  • способствовать выработке  у учащихся практических навыков правильного письма приставок на з- и с-;
  • активизировать деятельность учащихся в применении знаний ранее изученных тем;
  • стараться создать оптимальные психолого-педагогические условия для самореализации индивидуальных способностей учащихся на уроке;
  • воспитывать чувство ответственности за окружающую среду, прививать любовь к природе; вызвать интерес к урокам русского языка.  

Планируемые результаты:

  • Личностные:  формирование системы ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания.
  • Метапредметные: определять тему урока,  цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.
  • Предметные: знать правило написания з-с на конце приставок, знать о единообразном написании приставки с, правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний, уметь работать со словарями различных типов.
  • Тип урока – урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал.

Ход урока:

1) Организационный этап.

Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости, я рада приветствовать вас на уроке русского языка.   Запишите сегодняшнее число, классная работа.
Девизом нашего урока я  предлагаю взять следующие слова, прочитайте их

( сначала про себя, затем вслух выразительно)

Сколько правил!
Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь.
Будь старательным и только!
Будь внимательным и только!
Все запомнишь, все поймешь!

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

  1. Создание проблемной ситуации.

1. Учащимся предлагается выписать все слова с изученными приставками, приставку выделить (слайд).

о…дать           ра…смотреть,

в..давать          ра…жигать

з…править     бе…конечно

на..строить     и…пугаться

…делать        и…бирать

2. Оставшиеся  слова с приставками, правописание которых не соответствует изученному правилу, разделите в два столбика, выполняя ряд мыслительных операций:

- выделите приставки

- укажите, что изменяется в приставках

3. Формулируем проблему: есть приставки,  правило написания которых нам пока неизвестно.

Поэтому наша задача на сегодняшнем уроке выяснить: как же пишутся слова с приставками, оканчивающимися на –з (-с). Запишем тему урока.

«Правописание приставок на –з и –с»

II. Актуализация имеющихся знаний  (открытие нового знания)

Исследовательский этап. (Работа в группах)

Для решения выявленной проблемы ребятам предлагается стать исследователями и самим постараться определить условия выбора согласных з – с на конце приставок.

1.СЛАЙД, где записаны слова, на данное правило, с пропуском орфограмм

Бе…шумный

В…дохнуть

Бе…численный

Во…делать

…дание

Ра…жимать

В…карабкаться

Ра…щелина

Бе…вкусный

Из…гонять

Ра…чертить

Ра…писать

Ра…горячиться

…бежа

2. Беседа

- Почему допустили ошибки в этих словах?

- Чтобы писать без ошибок эти и другие слова, нужно знать, какие звуки являются гласными, а какие – согласными, какие из гласных звонкие, а какие – глухие.

- Для чего же нам, изучая приставки на –з и –с, нужно знать фонетику?            ( учащиеся дают осознанные ответы, подтверждая примерами)

- А в какой последовательности мы будем рассуждать, используя эти знания?           (учащиеся высказывают свои мысли и, исходя из их высказываний, коллективно составляют алгоритм)

  1. Выдели в слове приставку.

  1. Оканчивается ли приставка на –з (-с)

                       

                                                                                                       

                   ДА                                                              НЕТ                                  

Посмотри на букву согласного                     Согласный в приставке

 звука после приставки                                               пишется всегда одинаково

Если это глухой                     если это звонкий

согласный, пишу                  согласный, пишу

с                                                 з

- Какой вывод можно сделать?

(Приставки на З пишутся перед звонкими согласными, приставки на С перед глухими согласными.

Нужно отличать от слов с приставкой С (Сбить, сдать, сгиб и т. д.) и слов, начинающихся с З : ЗДАНИЕ, ЗДЕСЬ, ЗДОРОВЬЕ)

3. А теперь давайте проверим, правильно ли мы сделали выводы. Работа с правилом учебника.

4) Первичное усвоение новых знаний.

-Что показалось вам сегодня трудным?

-Что в изученном для вас самое главное?

-Назовите несколько способов применения знаний по этой теме в жизни?

- Закончи предложение «Буква З пишется на конце приставок, если…»

«Буква С пишется на конце приставок, если …»

 Физкультминутка.

Встаньте, дети, по порядку,

Мыслям сделаем зарядку.

Прыгнешь с без-, 

Присядешь с бес-.

Не запутайся, малец.

5) Первичная проверка понимания

Найдите, какие ошибки допустил ученик в словарном диктанте. Запишите  в исправленном виде. Выделите приставки.

Вспыхнуть, изловить, расгружать, зделать, беспечный, избежать, исмолоченный,  растирание,  восоединить, збить, безаконный, воздвигать, черезчур, вскипяченный, изходить, безвкусный, разцветка, расжужжжаться, расвет, бесшовный, истолковать, расказать.

6) Первичное закрепление.

Замените  словосочетания словом с тем же значением и приставками –без, -бес-.

Ребёнок без забот (беззаботный), небо без звёзд (беззвёздное), жидкость без цвета (бесцветная), дорога без конца (бесконечная), плач без звука (беззвучный), движение без шума (бесшумный).

Работа с перфокартой ( для самооценки)

1. в…дыхать

во…награжде

2. бе…болезненный

в…крикнуть

3. ра…дарить

бе…граничный

4. бе…цельный

ра…валиться

5. ра…писание

во…вышенность

6. бе…жалостный

ра…жимать

(Если все выполнить верно, то при соединении по порядку всех букв з, получится цифра 5).

7) Этап закрепления знаний и способов действия.

 Разноуровневые задания:

«3»

Прочитайте ряды слов. Спишите,  исключив лишнее слово из каждого ряда. Объясните свой выбор.

1) Бе…жизненный, бе…правный, , бе…численный, бе…платный.

2) …бегать, …дравствуй,…дать, …делать;

3) …десь, …доровье, ра…бить, …дание;

4) бе…предельный, бе…граничный, бе…брежный, бе…радостный.

Правильный ответ (в 1р. Безжизненный, во 2 ряду здравствуй в нём нет приставки, З – часть корня; в 3 ряду разбить, а в остальных словах З-часть корня; в 4ряду беспредельный)

«4»

  К каждой пословице подберите другую, подходящую по смыслу. Напишите пословицы попарно, раскрывая скобки,  вставляя пропущенные буквы.

1. Ра…говором сыт (не) будешь.

2. (Не) вырастишь овощей, (не) …варишь и щей.

3. Ра…суждениями каши (не) …варишь.

4. (Не) ра…грызешь ореха, так (не)…ъешь и ядра.

Правильный ответ (к 1 подходит 3, в ней идёт речь о том, что нельзя накормить словами, ко 2 подходит 4, т.к. в них идёт речь о том, что нельзя получить результата, не работая. В каждой пословице есть слова по теме урока)

«5»

  Прочитайте текст. Разделите его на 2 части.  Спишите ту часть, которая соответствует теме урока, выделите орфограмму.

        Заклинатель присел около корзины и раскрыл её. В корзине лежала свернувшаяся колечками очковая змея. Заклинатель, легко сжимая дудочку, стал наигрывать печальную мелодию. Змея встрепенулась, расширила свой щит, испуганно и злобно зашипела. Змеи почти не слышат звуков. Музыка на них влиять не может. Кобра всё равно может укусить. Поэтому заклинатели не делают резких движений и отучают змею кусаться. Для этого её заставляют кусать очень горячие предметы.

Правильный ответ (Из этого текста мы узнаем об очень редком виде труда (дрессировка змей). Мы разделили текст на 2 части, списываем первую часть)

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

а) Орфограмма, изученная на уроке.

б) подобрать к каждому «отрезку» слова подходящие для него приставки на з и с.

..лететь, …цветающий,  ...мерить,  ..ложение, …дельник,  ..править, ..пытывать, …порядок,  ..кипятить, …петь,  ..бираться, ..трепенуться, …пахать,  ..вестия, … шумный, …жигать,.

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Педагог просит дать самооценку своей работе

Список литературы

1. Историческая экология и историческая демография: сб. научст. / Рос. акад. наук, Науч. совет по ист. демографии и ист. географии; [редкол.: Ю. А. Поляков (отв. ред.) и др.]. – М.: РОССПЭН, 2003. – 382 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...