Урок по теме "Деепричастие" (русский язык, 7 класс)
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Иваненко Владимир Евгениевич

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: выяснить с учащимися особенности деепричастия как особой формы глагола, формировать у школьников умений распознавать его в тексте, называть грамматические признаки и определять синтаксическую роль, отличать от причастия; развивать орфографическую и пунктуационную зоркость; навыки анализа языковых явлений и умение систематизировать материал; воспитывать лучшие человеческие качества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_7_klasse._deeprichastie.docx29.09 КБ
Файл deeprichastie.pptx84.55 КБ

Предварительный просмотр:

Деепричастие  как  особая  форма  глагола:

общее  значение,  морфологические  признаки,  синтаксическая  роль

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: выяснить с учащимися особенности деепричастия как особой формы глагола, формировать у школьников умений распознавать его в тексте, называть грамматические признаки и определять синтаксическую роль, отличать от причастия; развивать орфографическую и пунктуационную зоркость; навыки анализа языковых явлений и умение систематизировать материал; воспитывать лучшие человеческие качества.

ХОД  УРОКА

  1. «Ассоциативный куст».

Что вы больше всего цените в людях ? Доброта – это …

  1. Анализ предложения (повторение изученного про причастие).

Работа над развитием орфографической зоркости.

Исправить ошибки. Выполнить синтаксический разбор первого предложения, морфологический разбор причастия, подписать части речи. Создание проблемной ситуации: какой частью речи является слово «став» ?

Мать Тереза ни когда непытавшаяся стать популярной просто делала людям Добро став символом Любви и Милосердия. Кагда её нестала планета осиротела. Но она оставела нам свои заповеди.

  1. Переход к новой теме. Формулирование учащимися целей и задач урока.

  1. Рассказ о деятельности матери Терезы  - лауреата Нобелевской премии мира с использованием презентации. (… её считали святой ещё при жизни, потому что она в 20 столетии, столетии двух мировых войн, революций и кровавых конфликтов была каплей Добра, ставшей океаном милосердия и Любви…). Причислена к лику блаженных – первая ступенька к признанию святой.

Учащимся можно задать вопрос : «Как вы думаете, за что мать Тереза причислена к лику блаженных ?»

  1. Анализ предложений (наблюдение над  языковыми явлениями, формирование теоретической базы о деепричастии).

ЗАПОВЕДИ ДОБРОТЫ

  1. Ты помогай людям, не думая по благодарность.
  2. Отдав, ты получишь утешение.
  3. Говори с каждым на языке Любви и Добра, не повышая голос.
  1. Найдите подлежащее и сказуемое в первом и втором предложениях.
  2. Сколько действий спрятано в предложениях ?
  3. Какое из них является главным ? Вывод: в предложении 1 и 2 «спрятано»по два действия: глвное (сказуемое) и второстепенное.
  4. Поставьте вопросы к словам, обозначающим дополнительное действие (что делая ?, что сделав ?). Можно ли поставить вопрос «когда» ?  Какая часть речи отвечает на этот же вопрос ? Каким членом предложения является ?
  5. Определите у слов, обозначающих дополнительное действие, род, число, падеж. Вывод: не изменяется (устанавливаем связь с наречием).
  6. Кто не должен думать про благодарность ?... Кто получит утешение ? (подлежащее ТЫ). Вывод: значит, дополнительное действие выполняет подлежащее.
  7. Указывает ли слово «думая» на законченное действие ? А слово « отдав» ? Вывод про совершённый и несовершённый виды (устанавливаем связь с глаголом и причастием).
  1. Разберите по составу слова, обозначающие дополнительное действие. Обратите внимание на суффиксы. Есть ли окончание ? От какой части речи образованы эти слова
  2. Найдите деепричастие в 3 предложении. Имеет ли оно зависимое слово ? Как мы будем называть деепричастие с зависимым словом ? Обратите внимание на написание НЕ с деепричастием.
  3. Какой же частью речи является слово «став» ?

Делаем выводы из практической работы. Формулируем определение деепричастия.

6.Работа с учебником. Найти в параграфе новую информацию о деепричастии, то, о чём на уроке мы ещё не говорили.

7.Заполнение контрольного листа.

8.Физминутка.

9.Применение полученных знаний на практике.

ОБРАЗОВАТЬ ДЕЕПРИЧАСТИЯ (устно):

плавать, петь, говорить, читать, лизать, бегать,  печь,     пить.

ОТ ВСЕХ ЛИ ГЛАГОЛОВ МОЖНО ОБРАЗОВАТЬ ДЕЕПРИЧАСТИЯ ?                    На следующих уроках мы рассмотрим с вами особенности образования деепричастий.

КОНСТРУИРОВАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. ПЕРЕДЕЛАТЬ, ИСПРАВЛЯЯ ОШИБКИ, НА ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ДЕЕПРИЧАСТИЯМИ.

4.   Успокаивай других но и сам небуть причиной чьих то слёз.

5.  Прощай людям не достатки, и помни что, слабость людская сильнее злости а мы не лутше других: в их ситуацыях мы возможно были – бы ещё хуже.

6.  Человек самосовершенствуется когда совершает добрые дела.

7.  Если зделал доброе дело недумай про благодарность.

ТЕСТ. СОПОСТАВИТЬ.

  1. Предложение, в котором нет деепричастия.
  2. Предложение с грамматической ошибкой. Записать правильный ответ.
  3. Предложение с деепричастиями несовершённого вида прошедшего времени.
  4. Предложение с деепричастиями несовершённого вида настоящего времени.
  5. Предложение, в котором есть инфинитив.

А.  Все люди, бывая неразумными и эгоистичными, всё же нуждаются в Любви. Люби их !

Б.  Сделав Добро, люди обвинят тебя в стяжательстве. И всё же – твори Добро !

В.  Доброе дело, сделанное тобой, завтра же забудется. И всё же – твори Добро!        

Г.  Открывая миру своё сердце, ты становишься уязвимым. И всё же – будь искренним и открытым !

Д.  Отдав сердце лучшее, ты можешь ничего не получить взамен. И всё же – отдай миру лучшее, что у тебя есть !

КОДОВЫЙ ДИКТАНТ «Морской бой». Если слово является деепричастием, ставим точку.

А

Б

В

1

молодея

молодеть

помолодев

2

умытый

умыв

умыл

3

рассказанный

рассказывая

рассказывать

4

подумав

продуманная

думая

5

чувствует

почувствовав

чувствовать

Соединяем Б – 2 и Б – 3; затем А – 4, Б – 6 и В – 4. (если задание выполнено правильно, должен получиться смайлик).

10.Дифференцированное домашнее задание, инструктаж.

11.Рефлексия. «Микрофон». Самооценивание.

- о чём мы сегодня говорили на уроке ?

- что получилось на уроке?

- что было сложным ?

- какие задания были лёгкими ?

12.Итоги урока.

13.Последняя минута урока. Сказка «Добро в ладонях».

- Что это у тебя в руках ?

- Добро.

- А почему оно такое маленькое ?

- Оно только моё. Зато какое лучистое и красивое !

- Да… Прекрасно …

- Хочешь чуть – чуть ?

- Наверное…

- Давай ладонь. Я поделюсь.

- Ой… оно такое тёплое…

- Нравится ?

- Очень ! Спасибо ! А если и я с кем – нибудь поделюсь ?

- Оно увеличится.

- Как так ?

- Не знаю… Только потом оно становится ещё теплее.

- А обжечься об него можно ?

- Нет. Обжечься можно об зависть, ненависть, агрессию…

- Знаешь… Я хочу поделиться этим чудом с другим.

- И это прекрасно ! Поделись добром. Ведь многим его так не хватает…

        … Поэтому я желаю вам тоже нести добро людям. Меняйте наш мир в лучшую сторону !..

ДОСТИЖЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ЦЕЛИ УРОКА:

- Возможные эпиграфы : «Доброта – это то, что может услышать глухой и увидеть слепой» (Марк Твен). «Доброта рождается в душе, а выражается в поступках», «Лучшее в добрых делах – это желание их скрыть» (Блез Паскаль). В конце урока – вернуться к эпиграфу.

- Можно упомянуть фильм «Заплати другому» - о мальчике, который придумал систему «распространения» добра среди людей.

- 17 февраля – Международный день спонтанного проявления добра.

Деепричастие  как  особая  форма  глагола:

общее  значение,  морфологические  признаки,  синтаксическая  роль (контрольный лист)

  1. Деепричастие – это ____________________________________________________________________, которая обозначает ____________________________________________________________________.

  1. Деепричастие   ______  изменяется.

  1. Деепричастие отвечает на вопросы: __________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________.

  1. Деепричастие в предложении выступает ___________________________________________ (синтаксическая роль).

  1. Действие деепричастия выполняет _____________________________________________ (предупреждение грамматических ошибок).

Вид деепричастия

Суффиксы

Время

Примеры

  1. Деепричастный оборот – это ______________________________________________________

(________________________________________________________________________________).

  1. Сравнение причастия и деепричастия:

Причастие

Общее

Деепричастие


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

  1. Исправить ошибки. Выполнить синтаксический разбор первого предложения, морфологический разбор причастия, подписать части речи. Какой частью речи является слово «став» ?

Мать Тереза ни когда непытавшаяся стать популярной просто делала людям Добро став символом Любви и Милосердия. Кагда её нестала планета осиротела. Но она оставела нам свои заповеди.

  1. Заповеди Доброты.
  1. Ты помогай людям, не думая по благодарность.
  2. Отдав, ты получишь утешение.
  3. Говори с каждым на языке Любви и Добра, не повышая голос.
  1. Переделать, исправляя ошибки, на предложения с деепричастиями.
  1. Успокаивай других но и сам небуть причиной чьих то слёз.
  2. Прощай людям не достатки, и помни что, слабость людская сильнее злости а мы не лутше других: в их ситуацыях мы возможно были – бы ещё хуже.
  3. Человек самосовершенствуется когда совершает добрые дела.
  4. Если зделал доброе дело недумай про благодарность.
  1. Тест. Сопоставить.

8.Предложение, в котором нет деепричастия.

9.Предложение с грамматической ошибкой. Записать правильный ответ.

10.Предложение с деепричастиями несовершённого вида прошедшего времени.

11.Предложение с деепричастиями несовершённого вида настоящего времени.

12.Предложение, в котором есть инфинитив.

А.  Все люди, бывая нерозумными и эгоистичными, всё же нуждаются в Любви. Люби их !

Б.  Сделав Добро, люди обвинят тебя в стяжательстве. И всё же – твори Добро !

В.  Доброе дело, сделанное тобой, завтра же забудется. И всё же – твори Добро !

Г.  Открывая миру своё сердце, ты становишься уязвимым. И всё же – будь искренним и открытым !

Д.  Отдав сердце лучшее, ты можешь ничего не получить взамен. И всё же – отдай миру лучшее, что у тебя есть !

V.       Кодовый диктант «Морской бой». Если слово является деепричастием, ставим точку.

А

Б

В

1

2

3

4

5

Соединяем Б – 2 и Б – 3; затем А – 4, Б – 6 и В – 4. Что получилось ?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация по теме «Деепричастие» (7 класс) Создана Иваненко В. Е., учителем МБОУ г. Керчи РК «Школа № 17 имени Веры Белик »

Слайд 2

ДЕЕпричастие (ДПЧ) – особая форма глагола Обозначает дополнительное действие Зависит от главного действия (сказуемого) Сравните: Солнце выглянуло из – за тучи и осветило землю. Солнце, выглянув из – за тучи, осветило землю.

Слайд 3

Вопросы ДПЧ Что делая ? (волнуясь) Что сделав ? (переписав) Вспомогательные вопросы : как ? почему ? когда ?

Слайд 4

Виды ДПЧ Совершённый Действие закончено (занимаясь, читая) Вопрос ЧТО ДЕЛАЯ ? Несовершённый Действие не закончено (позанимавшись, прочитав) Вопрос ЧТО СДЕЛАВ ? Есть приставка

Слайд 5

Суффиксы ДПЧ - а, - я В конце слова могут быть буквосочетания - уя , - ая (+ сь ): играя, танцуя, умываясь - в, - ши В конце слова могут быть буквосочетания - ав , - ши (+ сь ): поиграв, наигравшись

Слайд 6

Внимание ! Предупреждение грамматических ошибок Действие ДПЧ выполняет подлежащее НЕЛЬЗЯ : Получив хорошую оценку , меня похвалили родители . (не родители получили оценку -> в предложении грамматическая ошибка)

Слайд 7

Особенности ДПЧ Не изменяется (нет окончания, нет рода, числа и т. д.). НЕ + ДПЧ = раздельно ( не играя, не сыграв ; но негодуя ). В предложении – обстоятельство.

Слайд 8

Выделение одиночного ДПЧ … , одиночное ДПЧ , … ( 1 ДПЧ = 1 или 2 запятые). Он , подумав , пошёл дальше. (пошёл – это главное действие - что сделав ?- подумав)

Слайд 9

Выделение ДПЧО Деепричастный оборот = ДПЧ + зависим. С л. = 1 или 2 запятые (если НЕ фразеологизм ). Ребята , играя на перемене в футбол , не услышали звонок . (не услышали – что делая ? - играя (ДПЧ); играя (ДПЧ) –где?-, -во что?- на перемене, в футбол – это зависимые слова) ДПЧО = фразеологизм = нет запятых: … нёсся СЛОМЯ ГОЛОВУ … …пошёл НА НОЧЬ ГЛЯДЯ на озеро… …согласился СКРЕПЯ СЕРДЦЕ на предложение… …сидеть СЛОЖА РУКИ ....


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (ОБЖ, литература, русский язык) по русскому языку в 8 классе по теме: "Обобщающий урок по односоставным предложениям"

Данная разработка представляет собой материал для проведения обобщающего урока по видам односоставных предложений. Основная цель урока - повторение видов односоставных предложений, определение  и...

Интегрированный урок английского и японского языков в 7 классе План интегрированного урока английского и японского языков в 7 классе

Материалы к уроку созданы КОЛЕСОВОЙ МАРГАРИТОЙ РУДОЛЬФОВНОЙ и РЫЖКОВОЙ НАТАЛЬЕЙ НИКОЛАЕВНОЙ, МАОУ гимназия восточных языков №4 г.Хабаровск: How do you treat the Earth?Are you in charge of the planet?あ...

Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка

Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...

Урок русского языка в 9 классе. Тема урока "Изобразительно-выразительные средства языка".

Тип урока – урок-практикум по выработке навыка лингвистического анализа текста с элементами интеграции.Методы и приёмы работы на уроке: урок разработан с использованием технологии личностно-ориентиров...

Интегрированный урок французского языка и урока географии по французскому языку в 10 классе

Интегрированный урок по французскому языку и географии в 10 классе.Класс: 10Учитель: Ильичева А.Н.Предмет: французский и географияТема: Экономика ФранцииТип урока: интегрированныйМесто урока: Школа № ...