Конспекты уроков
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему

Башарова Рамзия Минлегалиевна

Обобщается и систематизируется изученное по теме "Имя прилагательное"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Игримская средняя общеобразовательная школа №1

 

Разработка урока по русскому языку для 6 класса

                                                     

Игрим 2016 г.

Цель урока: повторить теоретический материал; закрепить знания по теме; активизировать творческие способности учащихся.

Задачи урока:

образовательные:

- повторить степени сравнения и разряды имен прилагательных;

- повторить правописание Н и НН в прилагательных;

-правописание букв о –е после шипящих в суффиксах прилагательных;

- слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными;

развивающие:

- развивать навыки синтаксического, морфологического видов разбора ;

- развивать навыки устной и письменной речи:

воспитывающие:

-воспитывать любовь к малой родине, родной земле.

Тип урока: применение и совершенствование знаний; урок-практикум.

1.Ребята! Мы сегодня с вами должны  обобщить и систематизировать изученное об имени прилагательном.

- А какими знаниями и умениями мы должны овладеть?

- Дайте определение имени прилагательного?

- Приведите примеры качественных, относительных и притяжательных прилагательных?

- У каких прилагательных есть краткая форма?

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\мои фотографии 2 047.jpg

2. Одна и две буквы н в суффиксах имён прилагательных. Заполняем таблицу.

                   Две  буквы н

                       Одна буква н

Одна буква н в корне, другая в суф

Енн (онн)

ин

ан (ян)

Каменный

Туманный

лимонный

Станционный

Утренний

Безветренный

Ветреный (искл.)

Утиный

Пчелиный

Комариный

Песчаный

Нефтяной

Земляной

Оловянный (искл.)

Деревянный (искл.)

Стеклянный (искл.)

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\мои фотографии 2 001.jpg

3. На доске записан текст, но здесь каких-то  слов не хватает. Присмотритесь, пожалуйста.

Я пушистый, умный, красивый зверь. Но пёс более пушистый, …, …зверь. Или  пушистее, …, …. И вдруг найдётся  среди нас, Котов, кто-нибудь, кто будет самым умным, …, …, иначе говоря, умнейшим, …, …, ….

1 вариант записывает предложения, 2 вариант  заполняет таблицу.

4. Синтаксический разбор предложений и морфологический разбор прилагательного.

1)  Весёлая песня слышалась вдали.

2)  Подарила яблонька людям крупные плоды.

3) Засвищут скоро соловьи, и лес оденется листвою.

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\мои фотографии 2 002.jpg

5. Загадочная пауза.

    Часто прилагательные встречаются  в загадках. Ведь они не называют предмет, а указывают только его свойства.

1)Бежит свинка,

Железная спинка,

Льняной хвостик. (Иголка)

2)Чёрный Ивашка,

Деревянная рубашка

Где носом поведёт,

Там заметку кладёт. (Карандаш)

3)Тонкий, высокий

Упал в осоку,

Сам не вышел,

А детей вывел.  (Дождь и грибы)

4) Сама длинная,

Нос длинный,

А ручки маленькие. (Коса)

5) Сам алый,

Сахарный.

Кафтан зелёный

Бархатный. (Арбуз)

6) Земля беленькая,

А птички на ней

Чёрненькие. (Книга)

                          Физкультминутка

Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте)

Поглядеть, который час (повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами)

Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладони)

Мышки дёрнули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук – «дёрнули за гири»)

Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой)

Убежали мышки вон. (Бег на месте)

                       D:\ПРЕДЫДУЩИЕ  Мои документы\Фотки с цифровика\Мамины школьные\DSC00878.jpg

6. Не с прилагательными. Заполнить таблицу примерами.

Не приставка

Не в составе корня

Не частица

Невесёлый (грустный)

Небольшой (маленький)

Недобрый (злой)

Нелепый

Небрежный

Неряшливый

Не добрый, а злой

Не совсем интересный

Ничуть не интересный

7. Разряды имён прилагательных.

     Заячий хвост, голубое небо, деревянный карниз, каменная стена, великолепная игра, вчерашняя газета, медвежья берлога, грустный взгляд, гусиная кормушка, золотое кольцо, золотые руки, прекрасный вечер, любимый герой, зимнее утро, мамино платье, волчий зуб, гусиная походка.

8. Словарная диктовка.  Графически обозначить орфограмму.

     Ежовый, лицевой, вещевой, ключевой, песцовый, резкий, январский, жёлто-красный, англо-русский, железнодорожный, большого, хорошего, могуч, горяч, скрипуч.

9. Домашнее задание

    Предлагаю поработать с парами словосочетаний:

Золотое кольцо – золотые руки; малахитовая шкатулка – малахитовые глаза; алебастровая кожа – алебастровая паста.

На основании сравнения словосочетаний самостоятельно разработайте правило различения прилагательных разных разрядов.

9. Рефлексия. Выставление оценок.

    При изучении  имени прилагательного учащиеся сталкиваются с рядом новых и трудных для них понятий: прилагательное качественное, относительное, притяжательное; степени сравнения прилагательных. В связи с этим в процессе обучения в основном находит преимущественное применение дифференцированный способ объяснения. Широко используется приём сопоставления, в значительной мере облегчающий усвоение нового материала и способствующий наилучшему его осознанию. Так сопоставляются  признаки, обозначаемые прилагательными и существительными; качественные, относительные и притяжательные прилагательные; прилагательные полные и краткие, степени сравнения; способы образования существительных и прилагательных; правописание о и е после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных…

     Повторение правописания родовых и падежных окончаний прилагательных проводится  на более сложном словарном материале.

    Особое внимание уделяется правописанию суффиксов и не с прилагательными, как наиболее трудным для усвоения орфограммам.

    Изучение темы «Имя прилагательное дает широкие возможности для работы по развитию речи. В процессе изучения способов образования прилагательных совершенствуется  навыки анализа  слова, развивается  интерес к жизни языка, обогащается словарный запас учащихся. Уделяется  внимание также правильности  произношения  прилагательных в формах родительного падежа на -ого, -его, в сравнительной  и превосходной степени; правильному ударению в краткой форме; особой выразительности в произнесении прилагательных, употребляющихся в художественной  речи в качестве эпитетов.

    В применении прилагательному по-новому осознается  изученное  учащимися по лексике: более глубоко  проводится работа  над лексическим значением прилагательных, сочетаемостью различными  существительными и стилевым использованием, подбором синонимов, антонимов, устойчивых словосочетаний.



Предварительный просмотр:

   

   Засп..рили деревья промежду себя:кто из них  луч..ше? Вот дуб говорит Я всем деревам царь! Корень мой глубоко в землю уш..л, ствол в три о..хвата, верхушка в небо смотрит..ся; листья у меня вырезные, а сучья будто из ж..леза вылиты. Я (не) кланяюсь бурям (не) гнусь перед гр..зою.

      Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила  Не хвастай много, дубище, что ты велик и толст; зато растут на тебе одни ж..луди, свиньям на потеху, а моё-то румяное яблочко и на царском столе бывает.

     Слушает сосенка, иглистой в..рхушкой качает и говорит Погодите похвалят..ся:вот придет  зима и будете  вы оба стоять голешеньки, а на мне  все же останут..ся мои зеленые колючки; без меня в х..лодной ст..роне житья бы людям (не) было; я им и печки топлю и избы строю.

        (К.Д.Ушинский)

Самостоятельная работа с текстом.

1. Озаглавьте текст.

2. Определите тему текста.

3. Определите основную мысль.

4. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

5. В каком слове все звуки мягкие?

   Качает, грозою, сосенка, деревья

6. Найдите слова, соответствующие схеме:

   А)                        глагол

   Б)                         прилагательное

   В)                         существительное

7. Объясните лексическое значение слова: молвила

8. Найдите предложения с прямой речью.

9. Найдите в тексте и выпишите:

                         Сравнения

                         Эпитеты

10. Произведите фонетический разбор слова листья.

11.  Произведите синтаксический разбор предложения:

     Я им и печки топлю и избы строю.

Домашнее задание.

Продолжить текст. Чем закончился спор деревьев?



Предварительный просмотр:

Путешествие в страну Синтаксис.

Обобщающий урок по разделу «Синтаксис».

Цель: повторить, обобщить, и систематизировать знания по данному разделу. Контроль за усвоением знаний и умений.

Сегодня мы отправляемся в путешествие по стране Синтаксис. Его вы не найдёте на географической карте. Путешествуют по этой стране на корабле  по морям и океанам. А ваши знания о синтаксисе помогут преодолеть препятствия, которые встретятся во время плавания.

А в путешествие отправятся команды: «Запятая», Точка», «Тире»

Перед посадкой на корабль нужно купить билеты. Билет считается купленным, если команда справиться с заданием.

1.Найти словосочетания.

1 команда

2 команда

3 команда

урок начался

летит солнце

иду домой

читать книгу

старая сосна

пел и плясал

папа и мама

пели песню

решил задачу

быстро бежал

открыл и взял

старый дом

наступило лето

белый снег

лает собака

сказал всем

солнце светит

взял мяч

Корабль отплывает. Билеты куплены. Следующая остановка неблизко, и пассажиры будут коротать время за выполнением заданий.

2. Выпишите словосочетания из предложения.

1 команда. Тёплый ветер шелестит над головой зеленой листвою. ( Как устанавливается смысловая связь в словосочетании?)

2 команда.  Над вершинами берёз по голубому небу плывут облака. (Как устанавливается грамматическая связь?)

3 команда. Светлые солнечные зайчики играют  на белых стволах берёз. (Что называется словосочетанием?)

Нам нужен пропуск в океан Предложений. Какие предложения называются повествовательными, побудительными,  вопросительными?

Друзья! Наше судно налетело на подводные камни, получило пробоины и дало течь, От скорости вашей работы зависит жизнь корабля. На судне имеется все необходимое для починки. ( На месте пробоины – карточки с вопросительным знаком.  

Карточки с заданиями.

Составьте предложения по схемам.

Пробоины залатали, корабль движется дальше. Подплываем к острову Членов предложения. Но, чтобы высадиться на остров, нужно   ответить на вопросы:

- Какие члены предложения являются главными?

-Что составляют они в предложении?

- Как называются остальные члены предложения?

На острове Членов предложения находится дворец Простого предложения. Но дорогу к дворцу найти нелегко. И всё-таки давайте попробуем…

1 команда

Задание. Угадай подлежащее.

А) Дует холодный  _______ .

Б) Белые ______ падают на землю.

В) В лесу прыгает с ветки на ветку _______ .

Г) Под сосной спрятался в сугробе трусливый _________ .

Д) Его ищет по всему лесу хитрая ________ .

- Что называется подлежащим? Чем оно выражается?

2 команда

Задание. Угадай сказуемое.

А) Весной =======  душистая черёмуха.

Б) Осенью деревья ======= свой наряд.

В) Ночью ======== весёлый дождик.

Г) Крупные капли ======= по железной крыше.

Д) Водосточной трубой ========= говорливый ручеёк.

- Что называется сказуемым? Чем оно обычно выражается?

3 команда

Задание. Найти грамматическую основу.

А) Москва – столица России.

Б) Глагол -  часть речи.

В) Книга _ лучший друг.

Г) Грач – весенняя птица.

Д) Собака – верный друг человека.

- Когда ставится тире между подлежащим и сказуемым?

А вот и дворец простого предложения. Жили в простом нераспространённом предложении подлежащее и сказуемое. Жили дружно, составляли грамматическую основу предложения. Однажды к ним постучались слова:

- Тук-тук, кто в предложении живёт?

- Главные члены: подлежащее и сказуемое. А вы кто?

- А мы можем служить второстепенными членами предложения.

Живут теперь слова в простом предложении, которое стало называться распространённым. Какие же члены предложения могут жить в простом предложении? Это мы узнаем, побывав во дворце простого предложения. Каждая команда посетит  непохожие друг на друга залы: определение, дополнение, обстоятельство.

Определение.

А)                 ласточка свила              гнездо.

Б) На дне                   оврага течёт                  ручей.

В) На                   поляне пестрели                    цветы.

Г) На землю упали                      листья.

Д)                       дождик умывает                  листочки деревьев.

- Что называется определением? Чем оно выражается?

Дополнение.

А) Мы собирали в лесу ----- .

Б) Свежий ветерок играет ------- .

В) Листочек оторвался -------- .

Г) Тонкая паутинка зацепилась --------.

Д) Дикие гуси готовились --------- .

- Что называется дополнением? Чем оно выражается?

Обстоятельство.

А) По поляне -.- .-.-. пробежала белка.

Б)Она держала гриб -.-.-.-. .

В) Белка взбежала -.-.-.-. .

Г) Зверёк -.-.-.-. скрылся -.-.-.-. .  

- Что называется обстоятельством? Чем оно выражается?

Мы подплываем к бухте Неизвестности. Здесь Вас  ждут неразгаданные тайны.

Какие слова спрятались в этих предложениях?

1)

2)

3)

4)

5)

6)

Мы с вами нашли все слова, которые спрятались в этих схемах. И впереди на пути к дому полуостров однородных членов предложения. Полуостров однородных членов предложения, где нас ждут задания.

1)Расставьте знаки препинания.

А) Скворец повернулся к востоку растопырил крылышки.

Б) Птичка перебегает из камня на камень прыгает в воду ныряет на дно.

В) Дождь стучал по крыше трепал листья.

2) Составьте предложения по схеме и расскажите правило.

Справившись со всеми заданиями, мы берём курс домой.

Но осталось последнее препятствие. Нужно сделать полный синтаксический разбор предложения.

Блестят крупные капельки росы на листьях цветов.

Путешествие подошло к концу, и мы опять дома. Итоги нашего плавания подведёт жюри.

Домашнее задание. Напишите рассказ «Путешествие по стране синтаксис.



Предварительный просмотр:

        Систематизация и обобщение знаний по теме « Морфемика и орфография»

Цель урока: повторить изученный материал по  разделу « Морфемика», закрепить навык выбора орфограмм.

        Урок-конкурс.

   Класс делится на группы по 4 человека. Состав групп разный. Парты расставляем попарно по периметру класса, в центре – стол, на котором разложены конверты  с заданиями. От каждой группы к столу подходит представитель, и конверты разыгрываются.

   После того как конверты вскрыты, начинается подготовка к ответу (на подготовку по теоретическому  вопросу дается две-три минуты, практическому – пять минут).

                                                  Теоретические задания.

1.Что изучается в морфемике?

2.В чем основное различие между изменением и образованием слов? Покажите это на примерах.

3.Что такое форма слова? Назовите формы слов дом, зеленый, строить. Придумайте с этими словами словосочетания. Какие слова в этих словосочетаниях главные, какие зависимые?

4.Какие слова называются однокоренными? Подберите однокоренные к словам дом, зеленый, строить.

5.Как образуются формы слова и однокоренные слова?

6.Назовите морфемы, из которых может состоять основа слова? Определите значение приставки и окончания в словах принесешь, улечу; суффикса и окончания в словах тракторист, глиняный.

7.Каковы общие и отличительные признаки у приставки и суффикса?

8.Разберите по составу слова парашютистка, синеватый, выносим. Определите звуковой состав данных слов?

9.Привидите примеры слов с беглыми гласными в корне, суффиксе и приставке.

10.Как различить, когда надо писать на конце приставки з, а когда с?

11.Как мы определяем, какую гласную надо писать в корнях – лаг -, - лож; - раст, - рос?

12.Какая буква – о или е – пишется, как правило, в корне слова после шипящих?

13.Ы или и пишется после ц в корне у большинства слов?

                                 Задания для письменной проверки  знаний.

1.Выпишите в один столбик разные формы одного и того же слова, а в другой- однокоренные слова.

Вода, водный, к воде,  подводный, водица, за водой, по водному (пути).

Объясните, что объединяет выписанные вами однокоренные слова в одну группу и в чем их отличие друг от друга?

2.Выделите нужные морфемы и определите и определите значение:

а) приставок в словах перелетает, подводный;

б) суффиксов в словах кожаный, учитель.

3.Напишите слова, графически обозначая орфограммы.

Во..будить, и..давать, сл..жить, обл..жили,  прил..гать, дор..сти, выр..щенный, ш..пот, ч..лка, ж..лудь, ц..трусовый, сестриц..н,  ц..ганка, овц.., ра..писать, р..стение.

4.Напишите слова, графически обозначая орфограммы.

..жечь, во..становить, сл..гать, возл..жить, сл..гать, разл..жить, р..сток, р..стение, капюш..н, ш..лк, ш..рох, ц..фра, синиц..н, ц..ган, с улиц.., р..стение.

    Теоретические вопросы чередуются  с практическими, которые помогают закрепить изученное. После того как все учащиеся ответили на теоретический вопрос, выполнили практическое задание, проверили друг друга, пришли к единому мнению, один из них идет к доске. Ответив на теоретический вопрос, он предлагает классу выполнить то практическое задание, которое было дано их группе. Отвечающий контролирует выполнение задания, он может попросить объяснить написанное и т. д. Но балл дается группе в том случае, если ученик у доски не допустит ошибок в ответах, сумеет объяснить просчеты отвечающих и т. д. Таким образом, в течение урока систематизируются знания учащихся по всей теме. Несколько минут в конце урока учитель оставляет для подведения итогов.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...