Урок русского языка в 11 классе
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Потеха Галина Ивановна

Конспект урока русского языка в 11 классе. Подготовка к написанию сочинения - рассуждения (часть С)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_11_klasse.docx16.28 КБ
Файл urok_russkogo_yazyka_v_11_klasse.docx16.28 КБ

Предварительный просмотр:

                           Урок русского языка в 11 классе

Тема урока: «Сочинение – рассуждение как вид творческого задания ЕГЭ. Виды аргументов в сочинении -  рассуждении при подготовке к ЕГЭ».

Цель: подготовка учащихся к написанию сочинения – рассуждения (Часть3 С).

Задачи: 1) обучающие: подготовка к написанию сочинения по заданию, сформулированному в демонстрационном варианте по русскому языку; повторить сведения о типах, стилях речи, критериях оценивания сочинения – рассуждения;

раскрыть содержание понятия «аргумент»; показать способы подбора аргументов,  познакомить с видами аргументов;

2) развивающие: стимулирование мыслительной деятельности учащихся; умение адекватно выражать своё отношение к фактам, правильно подбирая аргументы; Развивать умение строить монолог;

3) воспитательная: способствовать духовному становлению учащихся, формированию их эстетического вкуса;

Содержание урока: проанализировать текст, предложенный преподавателем; познакомить с точкой зрения автора текста, выявив предварительно поставленную проблему, сформулировать у учеников собственный взгляд, создать систему аргументов, подтверждающих справедливость выводов автора.

Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ

Оборудование: мультимедийная установка, ПК, раздаточный материал, папки с методическими материалами по написанию части С, контрольные листы, виды аргументов, репродукции картин.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя о теме урока.
  2. Что такое часть С? Это задание открытого типа с развёрнутым ответом, которое проверяет реальное состояние практических речевых умений. Оценивается и ряд коммуникативных умений и навыков:

- зрелость суждений при интерпретации текста;

- умение оформлять собственное высказывание;

- умение использовать средства выразительности;

- соблюдение норм литературного языка, в том числе орфографических и пунктуационных.

В дальнейшей беседе выясняются критерии, по которым будет оцениваться экзаменационное сочинение; а также, что такое тема, идея, тип и стиль речи, жанровое своеобразие текста, что значит работать с текстом.

Вывод: сочинение должно рассматриваться в 4 – аспектах: 1) проблема,2) комментирование проблемы исходного текста; 3) авторская позиция; 4) аргументы.

Учащиеся разбиваются на группы.

Работа в группах по раздаточному материалу:

- 1 группа работает над материалом: «Как определить проблему,  которую поднимает автор в тексте?» (Приёмы выделения проблемы).  (Учитель подчеркнёт, что в тексте может быть несколько проблем, покажет на слайде список  проблем, которые чаще всего встречаются на экзаменах).

- 2 группа расскажет о том, как эту проблему правильно прокомментировать, для чего нужно воспользоваться топосами. Эта группа даёт понятие «топос».

- Учитель поможет учащимся чётко ответить на вопросы: «Что значит прокомментировать проблему?», «Расскажет о видах комментария». Можно воспользоваться речевыми оборотами:

1. Проблема заставила меня задуматься...

2. Заняться её глубоким изучением…

3. С горечью понять…

4. Иронично относиться к …

5. Испытать потребность в чём – либо…

Комментарий учителя:   надо ответить на вопросы: «К какой категории относится выбранная проблема?», «Насколько она злободневна?» «Что делает её злободневной?», «Традиционная или новая это проблема?», «Как удаётся автору привлечь внимание к этой проблеме?»

- 3 группа поделится своими наработками о том, как найти позицию автора, приведёт примеры, подчеркнув, что позиция автора и есть тезис сочинения – рассуждения, который необходимо доказать, приведя свои аргументы.

Вопросы, на которые необходимо ответить: «Что хотел сказать автор своим читателям?», «Как автор оценивает описываемую ситуацию, поступки героев?»

- 4 группа будет работать над темой «Как подобрать аргументы? Виды аргументов». Но сначала необходимо выяснить, что значит написать сочинение в соответствии с требованиями ЕГЭ?

(Это способность понять другого человека и возможность рассказать о себе, о своём видении мира, умение вступить в диалог с автором текста и высказать свою точку зрения).

Комментарий учителя: аргумент – это довод, основание, умение обосновать точку зрения. Главное: «Как правильно построить свою аргументацию?» Существуют определённые виды аргументов (обратите внимание на раздаточный материал).

Виды аргументов: (раздаточный материал).

Рассмотрим возможные обороты речи:

- Я не вполне согласен с позицией автора и считаю, что…

- Уважая мнение автора текста, позволю себе не согласиться с его точкой зрения…

- Главное:  надо помнить важное правило аргументации: аргумент приводить в системе -  по силе возрастания. Следовательно, конечный результат должен быть самым сильным.

Ученик знакомит присутствующих с правилами абзацного членения (это необходимое условие);

  • Предложения, заключающие в себе основные мысли, обычно начинаются вводными словами ( итак, следовательно….); Предложение, заключающее в себе одну информацию.
  • Предложения, начинающиеся местоимениями «он, она, они»
  • Предложения, заключающие в себе новую информацию в сравнении с предшествующими предложением.

Абзацные предложения составляют канву текста. Если абзацное членение сделано правильно, то при прочтении написанного сочинения только по абзацным предложениям получится связный текст. Отсутствие абзацев или, наоборот, чрезмерно мелкое абзацное членение является недостатком сочинения. Абзац позволяет показать его логическое членение, помогающее восприятию текста.

Комментарий учителя: «Как перейти от одной части сочинения к другой?

Например, от тезиса перейти к аргументам?  Можно поставить вопрс: «Почему?» Аргументы отвечают: «Потому что….», то есть  между тезисом и аргументами, также между отдельными аргументами должна быть установлена логическая и грамматическая связь.

Работа с текстом, предложенным учителем. (Текст у каждого ученика на столе).

Задание: Найти проблемы, поднятые автором в тексте; прокомментировать каждую проблему; определить позицию автора; привести свои аргументы.

Домашнее задание: написать сочинение.



Предварительный просмотр:

                           Урок русского языка в 11 классе

Тема урока: «Сочинение – рассуждение как вид творческого задания ЕГЭ. Виды аргументов в сочинении -  рассуждении при подготовке к ЕГЭ».

Цель: подготовка учащихся к написанию сочинения – рассуждения (Часть3 С).

Задачи: 1) обучающие: подготовка к написанию сочинения по заданию, сформулированному в демонстрационном варианте по русскому языку; повторить сведения о типах, стилях речи, критериях оценивания сочинения – рассуждения;

раскрыть содержание понятия «аргумент»; показать способы подбора аргументов,  познакомить с видами аргументов;

2) развивающие: стимулирование мыслительной деятельности учащихся; умение адекватно выражать своё отношение к фактам, правильно подбирая аргументы; Развивать умение строить монолог;

3) воспитательная: способствовать духовному становлению учащихся, формированию их эстетического вкуса;

Содержание урока: проанализировать текст, предложенный преподавателем; познакомить с точкой зрения автора текста, выявив предварительно поставленную проблему, сформулировать у учеников собственный взгляд, создать систему аргументов, подтверждающих справедливость выводов автора.

Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ

Оборудование: мультимедийная установка, ПК, раздаточный материал, папки с методическими материалами по написанию части С, контрольные листы, виды аргументов, репродукции картин.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя о теме урока.
  2. Что такое часть С? Это задание открытого типа с развёрнутым ответом, которое проверяет реальное состояние практических речевых умений. Оценивается и ряд коммуникативных умений и навыков:

- зрелость суждений при интерпретации текста;

- умение оформлять собственное высказывание;

- умение использовать средства выразительности;

- соблюдение норм литературного языка, в том числе орфографических и пунктуационных.

В дальнейшей беседе выясняются критерии, по которым будет оцениваться экзаменационное сочинение; а также, что такое тема, идея, тип и стиль речи, жанровое своеобразие текста, что значит работать с текстом.

Вывод: сочинение должно рассматриваться в 4 – аспектах: 1) проблема,2) комментирование проблемы исходного текста; 3) авторская позиция; 4) аргументы.

Учащиеся разбиваются на группы.

Работа в группах по раздаточному материалу:

- 1 группа работает над материалом: «Как определить проблему,  которую поднимает автор в тексте?» (Приёмы выделения проблемы).  (Учитель подчеркнёт, что в тексте может быть несколько проблем, покажет на слайде список  проблем, которые чаще всего встречаются на экзаменах).

- 2 группа расскажет о том, как эту проблему правильно прокомментировать, для чего нужно воспользоваться топосами. Эта группа даёт понятие «топос».

- Учитель поможет учащимся чётко ответить на вопросы: «Что значит прокомментировать проблему?», «Расскажет о видах комментария». Можно воспользоваться речевыми оборотами:

1. Проблема заставила меня задуматься...

2. Заняться её глубоким изучением…

3. С горечью понять…

4. Иронично относиться к …

5. Испытать потребность в чём – либо…

Комментарий учителя:   надо ответить на вопросы: «К какой категории относится выбранная проблема?», «Насколько она злободневна?» «Что делает её злободневной?», «Традиционная или новая это проблема?», «Как удаётся автору привлечь внимание к этой проблеме?»

- 3 группа поделится своими наработками о том, как найти позицию автора, приведёт примеры, подчеркнув, что позиция автора и есть тезис сочинения – рассуждения, который необходимо доказать, приведя свои аргументы.

Вопросы, на которые необходимо ответить: «Что хотел сказать автор своим читателям?», «Как автор оценивает описываемую ситуацию, поступки героев?»

- 4 группа будет работать над темой «Как подобрать аргументы? Виды аргументов». Но сначала необходимо выяснить, что значит написать сочинение в соответствии с требованиями ЕГЭ?

(Это способность понять другого человека и возможность рассказать о себе, о своём видении мира, умение вступить в диалог с автором текста и высказать свою точку зрения).

Комментарий учителя: аргумент – это довод, основание, умение обосновать точку зрения. Главное: «Как правильно построить свою аргументацию?» Существуют определённые виды аргументов (обратите внимание на раздаточный материал).

Виды аргументов: (раздаточный материал).

Рассмотрим возможные обороты речи:

- Я не вполне согласен с позицией автора и считаю, что…

- Уважая мнение автора текста, позволю себе не согласиться с его точкой зрения…

- Главное:  надо помнить важное правило аргументации: аргумент приводить в системе -  по силе возрастания. Следовательно, конечный результат должен быть самым сильным.

Ученик знакомит присутствующих с правилами абзацного членения (это необходимое условие);

  • Предложения, заключающие в себе основные мысли, обычно начинаются вводными словами ( итак, следовательно….); Предложение, заключающее в себе одну информацию.
  • Предложения, начинающиеся местоимениями «он, она, они»
  • Предложения, заключающие в себе новую информацию в сравнении с предшествующими предложением.

Абзацные предложения составляют канву текста. Если абзацное членение сделано правильно, то при прочтении написанного сочинения только по абзацным предложениям получится связный текст. Отсутствие абзацев или, наоборот, чрезмерно мелкое абзацное членение является недостатком сочинения. Абзац позволяет показать его логическое членение, помогающее восприятию текста.

Комментарий учителя: «Как перейти от одной части сочинения к другой?

Например, от тезиса перейти к аргументам?  Можно поставить вопрс: «Почему?» Аргументы отвечают: «Потому что….», то есть  между тезисом и аргументами, также между отдельными аргументами должна быть установлена логическая и грамматическая связь.

Работа с текстом, предложенным учителем. (Текст у каждого ученика на столе).

Задание: Найти проблемы, поднятые автором в тексте; прокомментировать каждую проблему; определить позицию автора; привести свои аргументы.

Домашнее задание: написать сочинение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...