Синонимы
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Коробова Людмила Петровна

Урок русского языка в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinonimy_urok_russkogo_yazyka_v_5_kl.docx31.36 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе  (ФГОС ООО) по теме «Синонимы».

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.

Цель урока: формирование предметных,  метапредметных и личностных УУД, развитие мыслительной деятельности, развитие умения  работать в ситуации решения проблемы.

Оборудование к уроку: проектор, экран, компьютер, электронная презентация к уроку, раздаточный материал.

Задачи:

  • развивать умение работать с информационными источниками (учебником, словарем);
  • расширять и обогащать словарный запас учащихся;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • развивать творческую и познавательную активность;
  • развивать навык связного устного высказывания;
  • воспитывать интерес и бережное отношение к языку.

Ожидаемые результаты.

Предметные: продолжить знакомство с синонимом, учиться находить и видеть их различия, употреблять в речи, определить значение слов, закрепить умение работать с учебником и словарём.

Метапредметные (УУД, реализуемые на уроке):

Познавательные:

  • учатся пользоваться различными способами  получения информации;
  • использовать словари;
  • анализировать материал;
  • воспроизводить по памяти информацию;
  • выделять общее и частное;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • приводить примеры.

Коммуникативные:

  • составлять устные монологические высказывания;
  • развивать диалоговую деятельность;
  • работать в паре;
  • учитывать, координировать различные мнения.

Регулятивные:

  • ставить и удерживать цели и задачи учебной деятельности;
  • планировать работу, ставя цели;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения задания;
  • анализировать собственную работу;
  • осуществлять рефлексию;
  • Оценивать уровень владения материалом.

Личностные:

  • проявлять интерес к изучаемому материалу;
  • выражать свое отношение к изучаемой теме;
  • мотивировать себя на деятельность;
  • выражать собственные мысли и чувства;
  • проявлять толерантное отношение друг к другу.

ХОД УРОКА

Этап I. Организационный. (2 мин)

Приветствие учителя и организация рабочего места обучающимися.  Психологический настрой, создание атмосферы сотрудничества.

Этап II. Мобилизующий. (Фронтальная форма) (6 мин)

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению ожидаемых результатов.

Ребята, проведем орфографическую разминку. Посмотрите на слайд.

Задание первое. Прочитайте словосочетания, объедините  их в группы по орфограммам.

Рукав пиджака, зеленый лук, золотое кольцо, тугой лук, золотые волосы, рукав реки (Слайд № 1)

Ответы учеников: в первую группу входят слова с проверяемой безударной гласной.  

В слове зелёный безударная гласная е, проверочное слово зелень (1 ученик).

В слове золотой безударная гласная о после з, проверочное слово золото( 2 ученик).

В словах: кольцо, большой, (рукав) реки, проверяема я безударная гласная, проверочные слова: кольца, больше, реки (3 ученик).

Аналогичным способом осуществляется работа с другими орфограммами(проверяемая согласная в корне слова, непроверяемая согласная в корне слова)

Задание второе.

А теперь, ребята, объедините словосочетания по лексическим группам.  Поясните свои действия. (слайд 3)

Ответы учеников: Можно объединить словосочетания: золотое кольцо-золотые волосы; рукав пиджака – рукав реки; зеленый лук – тугой лук.

В словосочетаниях золотое кольцо – золотые волосы, в первом случае  золотое употреблено в прямом значении: кольцо сделано из золота; во втором случае – в переносном: волосы цвета золота.

 В словосочетаниях рукав пиджака – рукав реки – рукав – многозначное слово, оно называет сходные между собой предметы.

В словосочетаниях зеленый лук – тугой лук  есть слова – омонимы (лук).

Это слова одной части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению. (Зеленый) лук – растение; (тугой) лук – вид оружия. (4-5 слайды – ответы)

Ученики  делают вывод: повторили омонимы, многозначные, однозначные, слова с переносным и прямым  значением.

Этап III. Постановка учебной задачи (формулирование темы и цели урока). (7 мин)

Учитель: Ребята, посмотрите на экран и скажите, что вам нужно сделать.

Задание третье.

Шифр:10=4+6

Слова: героизм, кричать, мириться, отвага, шептать, нападать, мужество, браниться, доблесть, защищать.

Ответ учеников :Здесь задание зашифровано с помощью цифр. Всего 10 слов, их надо разбить на 2 группы. В первой группе – 4 слова, а во второй – шесть слов.

1 группа: героизм, отвага, мужество, доблесть. Это имена существительные. (1 ученик)

2 группа: кричать, браниться, шептать, нападать, мириться, защищать. Это глаголы. ( 2 ученик)

Учитель: Ребята, запишите слова первой группы в тетради и скажите, как называется тема сегодняшнего урока.  

Учащиеся самостоятельно формулируют  тему урока.

Тема урока: « Синонимы». (Слайд 8)

Учитель: Запишите тему сегодняшнего урока.

А теперь, ребята, определим и  сформулируем цель нашего урока, опираясь на его тему.  

Используйте опорные слова: расширить и углубить…, учиться находить…, видеть… (Слайд 9)

Ребята выводят цель урока.

Цель: расширить и углубить знания о синонимах, учиться находить синонимы и различать их, учиться употреблять их в речи. (Слайд 10)

 

Этап IV. Усвоение новых знаний. (9 мин)

Задание четвертое(работа  в парах): Ребята, на слайде даны слова.  Прочитайте и найдите среди них синонимы и запишите их парами. (Слайд 11)

Зеленый, бояться, рука, изумрудный, страшиться, лапа.

Ответы учеников: Зеленый – изумрудный. Бояться – страшиться. Рука – лапа. (Слайд 12)

Учитель: Какой частью речи являются слова каждой пары? Что обозначают слова первой, второй и третьей пар?

 Ответы учеников: Существительные, глаголы и прилагательные. Слова каждой пары являются одной и той же частью речи. Обозначают признак, действие и предмет.

Ученики делают из своих рассуждений вывод, что такое синонимы?

Ответ учеников: Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же. (Ученики приводят примеры). (Слайд 13)

Учитель: Несмотря на то, что  синонимы обозначают одно и то же, они имеют различия.

Задание пятое.

Найдите в этих парах различия и поясните свой ответ. (Слайд 14)

Ответы учеников: Слово зеленый обозначает цвет. А изумрудный - тоже цвет, но ярко-зеленый. Значит, эти слова отличаются оттенками цвета.

Слово бояться обозначает чувство страха. А страшиться – сильно бояться.Значит, эти слова отличаются оттенками лексического значения.

Слово рука употребляется в обозначении конечности человека, а слово лапа в обозначении конечности животного.(Слайд 15)

Учитель: А если имеется в виду человек…. Учащиеся рассуждают и приходят к выводу. Рука употребляется в литературной речи, а лапа – в разговорной. А теперь, ребята, дайте полное определение синонимам.

Ответ ученика: Синонимы  - это слова одной и той же части речи, обозначают одно и то же, но отличаются оттенками лексического значения и употреблением  в речи.(Слайд 16)

Учитель:  Давайте вернемся к записанным ранее словам(Отвага, героизм, мужество, доблесть).  Чем они отличаются друг от друга?

Ответ учеников.

Учитель: Откройте учебник на странице 82. Прочитайте материал о синонимах. Сравните его с нашими рассуждениями и выводом. (Ответы учеников с привидением примеров)

Этап V. Физкультминутка – релаксация.( 2 мин)

Этап VI Закрепление изученного материала.( 8 мин)

Ребята, на экране дана таблица. Прочитайте ряды слов, сформулируйте задание(Слайд 17).

Задание: распределить слова в таблицу в указанном порядке.

  • Сказать, промолвить, буркнуть, проговорить.
  • Снедь, пища, питание, еда.
  • Семенить, шествовать, идти, шагать
  • Рыдать, плакать, хныкать, стенать
  • Разговорчивый, празднословный, говорливый, речистый.

Задание выполняется сначала коллективно, затем индивидуально, осуществляется проверка.

Ответы (Слайд 18).

Этап VII. Словарно – орфографическая работа в игровой форме. (5 мин)

 «Кто быстрее?» (Слайд 19)

Задание шестое: отгадать ребус и подобрать к нему синонимы.

Ответ: большой – громадный, огромный.

Учитель: Поясните, что означают эти слова?

Ответы учеников: огромный – очень большой, громадный – больше чем огромный.

Назовите орфограмму (непроверяемая безударная гласная в корне).

Задание седьмое:(Слайд 20)

Заменить выделенные слова синонимами.

Сторож спрятался от ливня под кровлей здания.

Доктор прописал пациенту инъекции.

Ответ учеников: Охранник спрятался от дождя под крышей дома.

Врач прописал больному уколы.(Слайд 21)

Задание восьмое (Слайд 22)

Найдите и исправьте ошибку в предложении:

Большие корабли бороздят большие моря и большие океаны.

Ответ учеников

Большие корабли бороздят огромные моря и громадные океаны.(Слайд 22)

Вывод учеников: слова-синонимы огромный-громадный позволили избежать повторения, и наш словарный запас становится богаче.

Этап VIII. Рефлексия. Подведение итогов урока. (4 мин)

Подведение итогов урока с самооценкой. Ученики подводят итог, называют задачи, которые были выполнены на занятии, называют трудные задания, участвуют в диалоге. Высказывают мнение о своей работе на уроке, используя слова:

  • Я узнал…
  • Мне понравилось…
  • Показалось особенно интересным/неинтересным…
  • Показалось особенно трудным/легким…
  • Что я не понял и почему?

Этап IX. Домашнее задание.( 2 мин)

Д/з: сделать сообщение на тему: «Зачем нужно знать синонимы?» ИЛИ составить мини-кроссворд на тему «Синонимы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности антонимии и синонимии у дошкольников с общим недоразвитием речи

Одним из направлений в работе по формированию лексики у детей с ОНР является развитие антонимии и синонимии.Выполнение заданий на подбор антонимов и синонимов требует достаточного объема словаря...

Синонимы

              Закрепить знания учащихся о синонимах;           продолжить формировать умение определять общее лексическое значение синонимов;            определять смысловые и стилистические отличия с...

Синонимы – «жемчужное ожерелье» русского языка. Использование синонимов в художественной литературе

Тема: Синонимы – «жемчужное ожерелье» русского языка. Использование синонимов в художественной литературе Форма проведения: урок русского языка. Технологии: методы творческой групповой раб...

Урок русского языка в 5 классе " Синонимы"

Урок русского языка в 5 классе " Синонимы" с использованием слайдовой презентации....

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ. СИНОНИМЫ. УРОК-ИГА.

КОНСПЕКТ УРОКА  РУССКОГО ЯЗЫКА.  УРОК-ИГРА. ТЕМА УРОКА: СИНОНИМЫ. РЕКОМЕНДОВАН ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ В КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛАХ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ....

Конспект логопедического занятия. Синонимы.3 класс

Конспект группового логопедичесго занятия для 3 класса по теме "Синонимы" с использованием ЭОР...

Стилистика. Синонимы

Задания полезны как для расширения словарного запаса учащихся, так и для развития "языкового вкуса"....