Разработка урока "Имя числительное как часть речи" 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Бугаёва Светлана Ивановна

Сценарий урока по русскому языку в 6 классе "Имя числительное как часть речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_chislitelnoe.docx29.04 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Имя числительное как часть речи            6 класс

Цели урока:

сформировать у учащихся понятие об имени числительном как части речи, общем грамматическом значении, разрядах и синтаксической роли имени      числительного; вырабатывать умение находить имена числительные в тексте, различать порядковые   и количественные числительные, отграничивать числительные от слов с количественным значением; способствовать развитию познавательного интереса к предмету, совершенствовать навыки монологической речи учащихся; воспитывать любовь к русскому языку, бережное отношение к нему.

Ход урока:

Орг. момент

Слово учителя:  Здравствуйте ,ребята! Я очень рада вас видеть! А чтобы начать урок, нам надо зарядиться позитивом. И я вам   дарю вот такие улыбки. Примерьте их ,пожалуйста, и улыбнитесь друг другу. Вот так … Как я вам.  Человек без улыбки — это струны без скрипки, это море без чайки, это дом без хозяйки, это кот без хвоста, это хвост без кота. Улыбайтесь всегда! И удачного дня!

 Учитель: Что изучает раздел «Морфология»? (раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи)

Слайд 1

Перед вами карта этой огромной страны под названием «Морфология»  

На карте еще остались белые пятна, которые нам предстоит заполнить. Вы готовы к новым свершениям?

Слайд № 2

Эпиграфом к нашему уроку станет русская пословица: «Один личный опыт важнее семи поучений»

Распределите слова пословицы по группам: 1 группа- имена существительные, 2 группа – имена прилагательные, и  3 группа -?

Учащиеся выполняют задание. Проверка

Слайд № 3

Имена сущ.

Имена прил.

      ?

Опыт

поучение

Личный

важнее

Один

семи

Что такое опыт и поучение? Объясните лексическое значение, используя словарь Ожегова. Учащиеся объясняют.

 Слайд 4

Как вы понимаете смысл пословицы?

Слайд 5

Учащиеся: То, что сделал самостоятельно усваивается лучше и надолго.

Слайд 5

Учитель: Ну, что же, опытным путем, Т. Е. путем самостоятельных исследований определим, что же за слова у нас в 3 группе

Учащиеся: Один и семь- это числа, значит, часть речи, которую мы будем изучать, это имя числительное.

Учитель: Итак, озвучьте, пожалуйста, тему сегодняшнего урока.

Учащиеся: Имя числительное как часть речи.    

Слайд 6

Учитель:  Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число, классная работа и  тему урока: «Числительное как часть речи». (Учитель записывает тему на доске)

Слайд 7

Учитель: Сформулируйте цели урока. Что необходимо узнать  и чему научиться?

Учащиеся:

Узнать: Что такое имя числительное? Что оно обозначает? На какие вопросы отвечает? Какие бывают числительные? Чем имена числительные являются в предложении? Их синтаксическая роль.

Научусь : находить в тексте имя числительное и отличать имя числительное от других частей речи

Учитель: А нужны ли нам числительные в речи?

Мотивация. Инсценировка. Один ученик (заранее подготовленный) у доски

Кому они нужны эти числительные? Ведь если бы их не было, то не придумали бы математику, была бы у ученика! Одна физкультура!

  Или возьмем время. Зачем нужно его точно обозначать?  Чтобы не дать ребенку лишние полчаса поспать?

  Нет, на свою голову придумали считать все: время, деньги, страницы. И только скажи, что я не прав? Язык не повернется.

Учитель: Как вам такое мнение? Согласны? Кто готов оспорить? Можем ли мы в речи обойтись без числительного?

Учащиеся отвечают.

Слово учителя: Не сразу человек научился считать и создал имя числительное. Из всех имен эта часть речи самая молодая. По частоте употребления занимает восьмое место. Всех слов, из которых состоят числительные всего около 60. В любом толковом словаре числительные приведены полностью.   И новые вряд ли появятся. И хотя числительное так молодо, у него много своих тайн, которые оно раскроет нам в процессе изучения. Например.

 Слайд 8

 1) почему в слове одиннадцать две н. а двенадцать- одна

2)почему слова тысяча, миллион, миллиард одни ученые относят к числительным, а другие нет;

3) почему древнерусское «пяток сорок» лучше современного,

4) сколько это «семи пядей во лбу», почему дикторы нашего современного телевидения опасаются произносить числительные (например, восемьсот восемьдесят пять страниц) во всех других падежах, кроме именительного? Много предстоит узнать, но вначале надо познакомиться.

Задание. Определите, на какие вопросы отвечают числительные и что они обозначают?

Слайд 9-10

А)Один, два, три, четыре, пять…

Начинаем вычислять

Б)Знает как свои пять пальцев

В)Не бойся первой ошибки- избегай второй

Поставьте вопросы, определите значения

Сколько?

Какой?

Число

Количество предметов

Порядок предметов при счете

                                                                               Отсюда

Количественные

Порядковые

Семь

Седьмой

Физкультминутка

Сейчас у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо, влево, раз и два.

Думай, думай, голова!

Хоть зарядка коротка, отдохнули мы слегка.

Учитель: Проведем эксперимент. Выходят к доске 7 человек

-Сколько ребят вышли в кружок? (7)

-Станьте в шеренгу. Сколько учеников в шеренге? Изменилось количество?

- Рассчитайтесь по порядку. Скажите, каким в шеренге стоит Макар? А Кристина?,

- Теперь поменяйтесь местами. Изменился порядок?

Вывод: Мы определяли, какой по счету, по порядку

Не случайно именно такое количество учеников я пригласила для эксперимента

Слайд 11 Текст

     Число семь, так же как и у других некоторых народов, на Руси издавна считалось магическим. Оно вошло во многие пословицы и поговорки.

    О непостоянном человеке говорят: «У него семь пятниц на неделе». Провинившийся человек оправдывается: «Семь бед- один ответ». Когда же не хотят допустить ошибку советуют: «Семь раз отмерь, один раз отрежь». Если несколько человек. Ответственных за дело, надеются друг на друга и относятся к своим обязанностям недобросовестно говорят: «У семи нянек дитя без глазу»

   Число семь втречается и в пословицах других народов. Например, бельгийская пословица иронизирует: «Семью ударами комара убивает». Вьетнамская замечает: «По одному поступку можно судить о семи других». Турецкая пословица утверждает: «Каков в семь лет, таков и в семьдесят»

Учитель: Что записано на слайде. Докажите

(Текст - это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Предложения между собой соединены по смыслу и грамматически.)

Учащиеся доказывают. Определяют главную мысль текста (число семь вошло во многие поговорки и пословицы)

Учитель: Какие числительные встречаются в тексте? Их разряд?

Вспомните еще одну поговорку с числительным порядковым со значением «очень дальние родственники»

Учащиеся: Седьмая вода на киселе

Учитель:  Так сейчас вы проведёте исследовательскую работу. На примере числительных семь и седьмая понаблюдайте, как изменяются эти числительные. Выполняйте задание по инструкции, а потом запишите выводы в карточку. Работаем в парах.

Вывод:

1. Количественные числительные изменяются по падежам, не имеют формы числа и рода. (слайд 12)

2. Порядковые изменяются по числам, падежам, родам.(Слайд13)

Слайд 14

Учитель: Найдите в тексте числительное, образованное от числительного семь. Разберите его по составу.

Ребята, сравните числительные семь и семьдесят, какой можно сделать вывод?

Учащиеся делают вывод, что в числительном семь один корень, а семьдесят – два корня

Учитель: Самостоятельно прочитайте в учебнике на стр 34, какими членами предложения могут быть имена числительные и выполните задания в паре:

Слайд 15

Спишите и  подчеркните имена числительные как члены предложения:

Одна зима на родине лучше ста весен на чужбине

Первый блин комом

Учащиеся отвечают и делают выводы (числительные могут быть любым членом предложения.

Слайд  16

Запомните, что сочетание количественного числительного с существительным является одним членом предложения )

Учитель: Молодцы! Пятерка!

А является ли слово пятерка именем числительным? Как вы думаете?

Учащиеся отвечают.

Учитель: Верно числовое значение могут иметь, кроме числительного, и другие части речи.  Но числительное можно записать словами и цифрами, а другие части речи только словами

Учитель: Итак, сделайте вывод, что же такое имя числительное?

Учащиеся отвечают

Слайд 17

Итоговый тест

Выбрать буквы, которыми обозначены числительные

А) тройка

Б)трехместный

В) три

Г)четырежды

Е) тридцать

Р)тридцатый

М) столетний

Н) двадцать два

О) триста

Слайд 18. Самопроверка: Верно

 Слайд 19 Итак,  в стране Морфология появился новый город под названием Имя Числительное

Рефлексия. Слайд №20

Я исследовал…

Я пришел к выводу…

Я оцениваю свою работу..

 

Слайд 21. Итак, вы на собственном опыте убедились, что  личный опыт важнее любых поучений. Ребята, урок мы начинали с улыбки. Если ваше настроение не испортилось подарите ещё друг другу улыбку, а если оно немножко испортилось, то сделайте вот так…

Слайд 22.Домашнее задание: изучить  параграф 51, выполнить упр., придумать лингвистическую сказку об имени числительном

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Имя числительное как часть речи. Количественные и порядковые числительные"

Конспект открытого урока в 6 классе. Цели урока:1. Введение понятия «количественные» и «порядковые» числительные.2. Формирование, развитие умения находить в тексте и в устной речи имена числительныеНа...

Разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме: "Имя числительное как часть речи. Повторение".

Данный урок апробирован, представлен в качестве конкурсного материала на муниципальном этапе конкурса "Педагог года-2017". Задания включают в себя разнообразные формы и методы повторения материала по ...

Разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Имя числительное как часть речи".

урок русского языка в 6 классе по теме "Имя числительное как часть речи" направлен на формирование представлений об общем грамматическом значении, морфологических признаках, синтаксической роли и испо...

Имя числительное как часть речи. Числительные количественные и порядковые

Имя числительное как часть речи. Числительные количественные и порядковые...

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе для детей с ЗПР по теме "Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные числительные"

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе для детей с ЗПР по теме "Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные  числительные" представляет собой разработку перв...

Числительное как часть речи. Разряды числительных. Орфограммы числительных.

Памятка о числительном как части речи. В ней представлены разряды числительных, особенности употребления и написания числительных....