КТП по русскому языку
календарно-тематическое планирование по русскому языку на тему

Балюк Ирина Николаевна

КТП по русскому языку 5-9 класс УМК Рыбченкова Л.М.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_17-18_1balyuk.docx67.58 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 Русский язык

Выпускник научится:

  • владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
  • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
  • владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
  • адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
  • участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
  • создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
  • анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
  • использовать знание алфавита при поиске информации;
  • различать значимые и незначимые единицы языка;
  • проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
  • классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
  • членить слова на слоги и правильно их переносить;
  • определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
  • опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
  • проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
  • проводить лексический анализ слова;
  • опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
  • опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
  • проводить морфологический анализ слова;
  • применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
  • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
  • анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
  • находить грамматическую основу предложения;
  • распознавать главные и второстепенные члены предложения;
  • опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
  • проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
  • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
  • опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;
  • опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
  • использовать орфографические словари.

Выпускник получит возможность научиться:

  • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
  • опознавать различные выразительные средства языка;
  • писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
  • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
  • использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Русский язык

Русский язык – национальный язык русского народа и государственный язык Российской Федерации, являющийся также средством межнационального общения. Изучение предмета «Русский язык» на уровне основного общего образования нацелено на личностное развитие обучающихся, так как формирует представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа.

Русский язык является основой развития мышления и средством обучения в школе, поэтому его изучение неразрывно связано со всем процессом обучения на уровне основного общего образования.

Изучение русского языка направлено на развитие и совершенствование коммуникативной компетенции (включая языковой, речевой и социолингвистический ее компоненты), лингвистической (языковедческой), а также культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция – владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся основной школы.

Лингвистическая (языковедческая) компетенция – способность получать и использовать знания о языке как знаковой системе и общественном явлении, о его устройстве, развитии и функционировании; общие сведения о лингвистике как науке и ученых-русистах; об основных нормах русского литературного языка; способность обогащать свой словарный запас; формировать навыки анализа и оценки языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения обучающихся практически во всех областях жизни, способствуют их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова, закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков.

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения обучающихся практически во всех областях жизни, способствуют их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова, закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков.

Целью реализации основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Русский язык» (далее – Программы) является усвоение содержания  предмета «Русский язык» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Главными задачами реализации Программы являются:

  • формирование у учащихся ценностного отношения к языку как хранителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, как языку межнационального общения;
  • усвоение знаний о русском языке как развивающейся системе, их углубление и систематизация; освоение базовых лингвистических понятий и их использование при анализе и оценке языковых фактов;
  • овладение функциональной грамотностью и принципами нормативного использования языковых средств;
  • овладение основными видами речевой деятельности, использование возможностей языка как средства коммуникации и средства познания.

В процессе изучения предмета «Русский язык» создаются условия

  • для развития личности, ее духовно-нравственного и эмоционального совершенствования;
  • для развития способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности;
  • для формирования социальных ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций;
  • для включения обучающихся в процессы преобразования социальной среды, формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности, реализации социальных проектов и программ;
  • для знакомства обучающихся с методами научного познания;
  • для формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследовательской и художественной деятельности;
  • для овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.

Речь. Речевая деятельность

Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и письменная). Формы речи (монолог, диалог, полилог). Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор); научного стиля и устной научной речи (отзыв, выступление, тезисы, доклад, дискуссия, реферат, статья, рецензия); публицистического стиля и устной публичной речи (выступление, обсуждение, статья, интервью, очерк); официально-делового стиля (расписка, доверенность, заявление, резюме).

Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и избыточная информация. Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение). Тексты смешанного типа.

Специфика художественного текста.

Анализ текста.

Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение).

Речевая ситуация и ее компоненты (место, время, тема, цель, условия общения, собеседники). Речевой акт и его разновидности (сообщения, побуждения, вопросы, объявления, выражения эмоций, выражения речевого этикета и т. д.). Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями, диалог смешанного типа). Полилог: беседа, обсуждение, дискуссия.

Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности  в зависимости от сферы и ситуации общения.

Информационная переработка текста (план, конспект, аннотация).

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).

Написание сочинений, писем, текстов иных жанров.

Культура речи

Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные критерии культуры речи.

Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Вариативность  нормы. Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка.

Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи.

Речевой этикет. Овладение лингвокультурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения. Невербальные средства общения. Межкультурная коммуникация.

Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке

Общие сведения о языке

Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский язык как развивающееся явление.

Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Историческое развитие русского языка.

Формы функционирования современного русского языка (литературный язык, понятие о русском литературном языке и его нормах, территориальные диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон).

Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России. Выявление лексических и фразеологических единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова.

Русский язык – язык русской художественной литературы. Языковые особенности художественного текста. Основные изобразительно-выразительные средства русского языка и речи, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие).

Основные лингвистические словари. Работа со словарной статьей.

Выдающиеся отечественные лингвисты.

Фонетика, орфоэпия и графика

Звуки речи. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Фонетическая транскрипция.  Слог. Ударение, его разноместность, подвижность при формо- и словообразовании. Смыслоразличительная роль ударения.  Фонетический анализ слова.

Соотношение звука и буквы. Состав русского алфавита, названия букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’] на письме.

Интонация, ее функции. Основные элементы интонации.

Связь фонетики с графикой и орфографией.

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков; ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.

Применение знаний по фонетике в практике правописания.

Морфемика и словообразование

Состав слова. Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Нулевая морфема. Словообразующие и формообразующие морфемы. Чередование звуков в морфемах. Морфемный анализ слова.

Способы образования слов (морфологические и неморфологические). Производящая и производная основы, Словообразующая морфема. Словообразовательная пара. Словообразовательный анализ слова.

Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо.

Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Лексикология и фразеология

Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Лексическая сочетаемость. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Сферы употребления русской лексики. Стилистическая окраска слова. Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный). Стилистическая помета в словаре. Исконно русские и заимствованные слова. Фразеологизмы и их признаки. Фразеологизмы как средства выразительности речи. Основные лексические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления слова в соответствии с его точным лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов, многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.). Лексический анализ слова.

Понятие об этимологии.

Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Морфология

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Традиционная классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. Различные точки зрения на место причастия и деепричастия в системе частей речи. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова.

Морфологический анализ слова.

Омонимия слов разных частей речи.

Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм имен существительных, имен прилагательных, имен числительных, местоимений, глаголов, причастий и деепричастий и др.).

Применение знаний по морфологии в практике правописания.

Синтаксис

Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая единица, его типы. Виды связи в словосочетании. Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены, способы их выражения. Типы сказуемого. Предложения простые и сложные. Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные – нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные). Типы односоставных предложений. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции. Сложные предложения. Типы сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения с различными видами связи.

Способы передачи чужой речи.

Синтаксический анализ простого и сложного предложения.

Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность, завершенность). Внутритекстовые средства связи.

Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления однородных членов в составе простого предложения, нормы построения сложносочиненного предложения; нормы построения сложноподчиненного предложения; место придаточного определительного в сложноподчиненном предложении; построение сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным, присоединенным к главной части союзом «чтобы», союзными словами «какой», «который»; нормы построения бессоюзного предложения; нормы построения предложений с прямой и косвенной речью (цитирование в предложении с косвенной речью и др.).

Применение знаний по синтаксису в практике правописания.

Правописание: орфография и пунктуация

Орфография. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. Правописание Ъ и Ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Прописная и строчная буквы. Перенос слов. Соблюдение основных орфографических норм.

Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания. Соблюдение основных пунктуационных норм.

Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения.

III. Календарно-тематическое планирование по русскому языку

5 класс

№ п/п

Дата

план

Дата

факт

Тема урока

Примечания

1

Введение. «Язык и языкознание»

2

Введение. «Язык и языкознание»

3

Введение. «Язык и общение»

4

Р/р Введение. Текст.

5

Р/р Введение. Текст.

6

Буква и звук. Алфавит.

7

Буква и звук. Алфавит.

8

Стартовый контрольный диктант

9

Согласные звуки и буквы. Глухие и звонкие согласные.

10

Согласные звуки и буквы. Глухие и звонкие согласные.

11

Согласные звуки и буквы. Глухие и звонкие согласные.

12

Согласные звуки и буквы. Непроизносимые согласные.

13

Согласные звуки и буквы. Непроизносимые согласные.  

14

Гласные звуки и обозначающие их буквы.

15

Гласные звуки и обозначающие их буквы.

16

Слог и ударение.

17

Р/р Устный рассказ по картине Б. Кустодиева «Масленица».

18

Правописание безударных гласных в корне слова.

19

Повторение по теме «Фонетика, графика, орфография».

20

Повторение по теме «Фонетика, графика, орфография».

21

Контрольная работа№1 по теме “Фонетика. Графика. Орфография”.

22

Работа над ошибками.

23

Корень слова. Родственные слова.

24

Окончание и основа слова.

25

Р/р Сочинение-рассуждение по данному началу.

26

Р/р Сочинение-рассуждение по данному началу.

27

Приставки.

28-29

Суффиксы.

30

Р/р Заголовок текста. Опорные тематические слова текста.

31

Сложные слова.

32

Повторение по теме: «Морфемика, словообразование, орфография»

33

Повторение по теме: «Морфемика, словообразование, орфография»

34

Контрольная работа №2 по теме «Морфемика, словообразование, орфография»

35

Работа над ошибками.

36

Р/р Изложение с продолжением.

37

Р/р Изложение с продолжением.

38

Лексическое значение слова.

39

Р/р  Устная и письменная речь.

40

Р/р  Разговорная, книжная и нейтральная лексика.

41

Толковые словари.

42

Буквы О и Ё после шипящих в корне слова.

43

Буквы О и Ё после шипящих в корне слова.

43

Однозначные и многозначные слова.

44

Р/р Лексическая сочетаемость.

45

Тематическая группа.

46

Синонимы.

47

Антонимы.

48

Омонимы. Паронимы.

49

Омонимы. Паронимы.

50

Р/р Продолжение текста с сохранением заданного стиля и типа речи.

51

Контрольная работа №3 по теме «Лексика».

52

Понятие о чередовании.

53

Буквы Е//И в корнях с чередованием.

54

Буквы Е//И в корнях с чередованием.

55

Буквы А//О в корнях с чередованием.

56

Буквы А//О в корнях с чередованием.

57

Буквы А//О в корнях с чередованием

58

Р/р Изложение с продолжением.

59

Р/р Изложение с продолжением.

60

Суффиксы -чик-//-щик-.

61

Суффиксы -чик-//-щик-.

62

Буквы И//Ы после приставок на согласные.

63

Р/р Обучающее сочинение «Как я первый раз...»

64

Р/р Обучающее сочинение «Как я первый раз...»

65

Особенности написания приставок на З//С.

66

Особенности написания приставок на З//С.

67

Особенности написания приставок на З//С.

68

Фразеологизмы.

69

Фразеологизмы.

70

Крылатые слова.

71

Р/р Изложение прочитанного текста

72

Повторение по теме «Лексикология».

73

Повторение по теме «Лексикология».

74

Контрольная работа №4  с грамматическим заданием по теме “Лексикология”

75

Работа над ошибками.

76

Части речи.

77

Имя существительное как часть речи.

78

Род имён существительных .

79-80

Р/р Выборочное изложение.

81

Склонение имён существительных. Падеж. Число

82-83

Склонение имён существительных. Падеж. Число .

84

Р/р Контрольная работа №5 по аудированию.

85

Р/р Контрольная работа №5 по аудированию.

86

Буквы Е//И в падежных окончаниях имён существительных.

87

Буквы Е//И в падежных окончаниях имён существительных.

88

Буквы О//Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных.

89

Буквы О//Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных.

90

НЕ с именами существительными.

91

НЕ с именами существительными.

92

Контрольная работа №6 по теме “Имя существительное”

93

Работа над ошибками.

94

Имя прилагательное как часть речи.

95

Р/р Повествование с элементами описания.

96

Р/р Повествование с элементами описания.

97-98

Правописание окончаний имён прилагательных.

99

Краткие прилагательные.

100

НЕ с именами прилагательными.

101-102

НЕ с именами прилагательными.

103

Р/р Изложение прочитанного текста.

104

Р/р Изложение прочитанного текста.

105

Контрольная работа №7 по теме «Имя прилагательное»

106

Работа над ошибками

103

Имя числительное как часть речи.

104-105

Имя числительное как часть речи.

105

Местоимение как часть речи.

106-107

Местоимение как часть речи.

108

Контрольная работа №8 по теме «Части речи. Местоимение».

109

Работа над ошибками.

110-111

Глагол.

112

Инфинитив.  

113

Инфинитив.  

114

Р/р Средства связи предложений в тексте.

115

Р/р Средства связи предложений в тексте.

116-118

Время глагола.

119

Р/р Тип текста. Способы выражения картины времени в предложении и тексте.

120-121

Р/р Сочинение - описание.

122-124

Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение.

125

Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение.

126

Правописание окончаний глаголов.

127

Правописание окончаний глаголов.

128

Правописание окончаний глаголов.

129

Наречие.

130

Наречие.

131

Наречие.

132

Служебные части речи.

133

Служебные части речи.

134

Р/р Сочинение по картине.

135

Р/р Сочинение по картине.

136

Повторение материала по теме «Морфология».

137-138

Повторение материала по теме «Морфология».

139

Контрольная работа №9 по теме “Морфология”

140

Работа над ошибками.

141

Что изучает синтаксис?

142-143

Словосочетание.

144

Предложение – основная единица речевого общения.

145

Главные и второстепенные члены предложения.

146

Р/р Сообщение, вопрос, побуждение к действию. Как они выражаются в предложении?

147

Р/р Сообщение, вопрос, побуждение к действию. Как они выражаются в предложении?

148-149

Проверочная работа по теме «Словосочетание. Предложение»

150

Р/р Продолжение текста с сохранением заданного стиля и типа речи.

151

Р/р Эмоции и их отражение в предложении.

152

Р/р Эмоции и их отражение в предложении.

153

Контрольная работа №10 по теме “Синтаксис и пунктуация”

154

Работа над ошибками.

155

Р/р Как писать отзыв.

156

Грамматическая основа предложения.

157-158

Грамматическая основа предложения.

159

Подлежащее и сказуемое. Средства их выражения.

160

Подлежащее и сказуемое. Средства их выражения.

161

Второстепенные члены предложения, их роль в предложении.

162-163

Определение.

164-165

Дополнение.

166-167

Обстоятельство.

168-169

Р/р Изложение прочитанного текста

170-171

Однородные члены предложения.

172

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

173-174

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

175

Р/р Вопросный план текста.

176-178

Обращение.

179

Обращение.

180-181

Прямая речь.

182

Р/р План текста. Изложение с элементами сочинения.

183-184

Р/р  Изложение с элементами сочинения.

185

Контрольная работа №11 по теме «Синтаксис. Пунктуация»

186

Работа над ошибками

187-188

Сложное предложение.

189

Сложное предложение.

190-192

Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация».

193

Итоговая контрольная работа

194

Работа над ошибками.

195-196

Повторение по теме «Фонетика .Графика. Орфография».

197-199

Повторение по теме «Лексикология. Орфоэпия».

200-204

Повторение по теме «Морфология. Орфография».

6 КЛАСС

№ п/п

Дата план

Дата факт

Тема

Примечания

1

Русский язык — язык РФ и язык межнационального общения

2

Понятие о функциональных разновидностях языка

3

-4

Текст и его признаки

5-6

Орфоэпические нормы

7-8

Состав слова

9

Стартовый контрольный диктант

10-12

Основные способы образования слов в русском языке

13-14

Сложные и сложносокращённые слова

15-16

Понятие об этимологии

17-18

Морфемный и словообразовательный разбор слова

19-20

Сочинение на лингвистическую тему

21-23

Буквы О//А в корнях с чередованием (-гор-//-гар-, -зор-//-зар-, -раст-//-рос-)

24-25

Правописание приставок ПРЕ-//ПРИ-

26

Повторение темы «Морфемика, словообразование, орфография»

27-28

Контрольная работа// диктант с грамматическим заданием. Работа над ошибками

29

Повторение темы «Морфемика, словообразование, орфография»

30-31

Повторение и обобщение изученного по теме в 5-м классе «Лексикология. Орфография. Культура речи».

32-33

Р/р Сочинение-рассказ о народном промысле

34-35

Понятие об общеязыковых и художественных метафорах

36-37

Лексические выразительные средства

38

Подготовка материалов для домашнего сочинения-описания

39-41

Чередование гласных в корнях -скак-//-скоч-, -равн-//-ровн-, -твар-//-твор-

42

Лексика русского языка с точки зрения её происхождения. Исконно русские слова

43

Заимствованные слова

44

Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями

45

Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного употребления

46

Архаизмы, историзмы, неологизмы

47

Общеупотребительные слова. Диалектизмы

48-49

Профессионализмы. Жаргонизмы

50-52

Стилистически нейтральная и книжная лексика. Стилистические пласты лексики. Разговорная лексика

53

 Р/р Сочинение-рассуждение

54-55

Фразеологизмы. Источники фразеологизмов

56

Фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные

57-58

Р/р Сжатое изложение (по книге «Школа вежливости»)

59

Повторение темы «Лексика, орфография. Культура речи»

60-61

Контрольный диктант с грамматическим заданием// контрольная работа по теме «Лексикология».

Работа над ошибками

62

Повторение темы «Лексика, орфография. Культура речи»

63

Части речи в русском языке

64-65

Имя существительное как часть речи

66-67

Несклоняемые и разносклоняемые имена существительные

68

Имена существительные общего рода

69

Морфологический разбор имени существительного

70

 Р/р Стиль текста

71-74

Словообразование имён существительных

75-76

Сложносокращённые имена существительные

77-78

Правописание О//Е в суффиксах имён существительных после шипящих

79

Повторение темы «Имя существительное»

80-81

Контрольная работа (диктант с грамматическим заданием).

Работа над ошибками

82

Повторение темы «Имя существительное»

83-84

Имя прилагательное как часть речи

85-86

Р/р Особенности строения текста-описания. Сочинение-описание

87-88

Степени сравнения имён прилагательных. Сравнительная степень

89-90

Степени сравнения имён прилагательных. Превосходная степень

91-92

Р/р Сжатое изложение

93-94

Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные

95-96

Разряды имён прилагательных по значению. Относительные прилагательные

97-98

Разряды имён прилагательных по значению. Притяжательные прилагательные

99-100

Морфологический разбор имени прилагательного

101-102

Словообразование имён прилагательных. Буквы О//Ё после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных

103-105

Н//НН в суффиксах имён прилагательных

106

Правописание -К-//-СК- в суффиксах имён прилагательных

107-108

Словообразование имён прилагательных. Сложные имена прилагательные

109-110

Р/р Сочинение-описание признаков предметов  и явлений окружающего мира.

111

Повторение темы «Имя прилагательное»

112-113

Контрольный диктант с грамматическими заданиями. Работа над ошибками

114

Повторение темы «Имя прилагательное»

115-116

Имя числительное как части речи

117-118

Простые, сложные и составные числительные

119

Количественные и порядковые числительные

120

Р/р Сочинение. Роль числительных в тексте

121-123

Склонение числительных

124-125

Разряды количественных числительных

126

Р/р Сочинение на лингвистическую тему

127

Синтаксическая роль числительных в предложении

128

Лексические способы сокращения текста

129

Морфологический разбор числительного

130

Повторение темы «Имя числительное»

131-132

Контрольный диктант с грамматическим заданием. Работа над ошибками

133

Повторение темы «Имя числительное»

134-135

Местоимение как часть речи

136-137

Личные местоимения

138

Р/р Приемы сжатия текста

139

Возвратное местоимение СЕБЯ

140-141

Притяжательные местоимения

142-143

Р/р Сочинение-описание картины

144

Указательные местоимения

145-146

Определительные местоимения

147

Р/р Текст. Логика текста

148-149

Вопросительно-относительные местоимения

150-151

Неопределённые местоимения

152-153

Отрицательные местоимения

154

Морфологический разбор местоимения

155-156

Р/р Сочинение-описание картины

157

Повторение темы «Местоимение»

158-159

Контрольная работа. Работа над ошибками

160

Повторение темы «Местоимение»

161-162

Глагол

163-164

Совершенный и несовершенный виды глагола

165

Разноспрягаемые глаголы

166-167

Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы

168-170

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение

171

Условное наклонение

172-173

Р/р Сочинение-рассуждение

174-177

Повелительное наклонение

178-179

Р/р Создание текста-инструкции

180

Употребление наклонений

18-183

Безличные глаголы

184

Морфологический разбор глагола

185-187

Правописание гласных в суффиксах глагола

188-189

Р/р Изложение с продолжением (рассказ о событии)

190

Повторение темы «Глагол»

191-192

Контрольный диктант. Работа над ошибками

193

Повторение темы «Глагол»

194

Основные единицы синтаксиса

195-196

Простое предложение

197-198

Р/р Сочинение-описание картины

199

Порядок слов в предложении

200-201

Простое осложнённое предложение. Сложное предложение.

202

Повторение темы «Синтаксис и пунктуация»

203-204

Итоговая контрольная работа. Анализ работ.

7 КЛАСС

№ урока

Дата план

Дата факт

           Содержание программного материала

1

Русский язык в современном мире.

2-3

Речь. Речевое общение.

4

Речевой этикет.

5

Р/р Сочинение-рассуждение

6-7

Функциональные разновидности языка.

8-9

Текст, его основная и дополнительная информация. Тезисы.

10

 Стартовый контрольный диктант с грамматическим заданием.

11

Система частей речи в русском языке.

12-13

Понятие о причастии.

14-15

Признаки глагола и прилагательного у причастия.

16

Причастный оборот.

17

Действительные и страдательные причастия.

18

Р/р Сжатое изложение по упр. 72

19-20

Полные и краткие формы причастий.

21

Причастия настоящего и прошедшего времени.

22-23

Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени.

24-25

Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.

26

Р/р  Комплексная работа с текстом.

27-28

Правописание гласных перед Н и НН в полных и кратких страдательных причастиях.

29-30

Правописание Н и НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных.

31

Правописание Н и НН в кратких страдательных причастиях и кратких прилагательных.

32

Морфологический разбор причастий.

33-34

Правописание НЕ с причастиями.

35

Р/р Изложение по упр.139

36

Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

37-38

Повторение по теме «Причастие».

39

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

40

Работа над ошибками.

41

Понятие о деепричастии.

42-43

Деепричастный оборот.

44

Р/р Тезисный план текста. (Упр.165)

45-46

Правописание Не с деепричастиями.

47-48

Деепричастия совершенного и несовершенного вида.

49

Р/р Сочинение-описание картины Б. Кустодиева «Сирень» ( упр. 181, 182)

50-51

Р/р Рассуждение и его виды.

52-53

Р/р Сочинение-рассуждение (упр.193)

54

Морфологический разбор деепричастия.

55

Повторение темы «Деепричастие».

56

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

57

Работа над ошибками.

58

Наречие как часть речи.

59-60

Разряды наречий по значению.

61-62

Р/р Комплексная работа над текстом.

63-64

Степени сравнения наречий.

64-65

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о (е). 

66

Морфологический разбор наречия.

67

 Контрольный диктант с грамматическим заданием.

68-69

Одна и две буквы Н в наречиях на –о(е) .

70

Буквы о и е после шипящих на конце наречий.

71-72

Буквы о и а на конце наречий.

73-74

Дефис между частями слова в наречиях.

75

Р/р Подробное изложение по упр. 241

76-77

Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных.

78

Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

79

Р/р Речевая характеристика героя (на материале упр. 252)

80-81

Повторение темы «Наречие».

82

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Наречие».

83

Работа над ошибками.

84

Предлог как часть речи.

85-86

Предлоги производные и непроизводные.

87-88

Р/р Сочинение.

89

Предлоги простые и составные.

90-92

Правописание предлогов.

93-94

Употребление предлогов в речи.

95

Морфологический разбор предлога.

96-97

Повторение темы «Предлог»

98

Контрольная работа по теме «Предлог».

99

Союз как часть речи.

100

Разряды союзов.

101

Сочинительные союзы.

102-103

Подчинительные союзы.

104-106

Правописание союзов.

107

Р/р Сочинение-рассуждение.(упр.316)

108-110

Союзы и союзные слова.

112-113

Союзы в простых и сложных предложениях.

114

Морфологический разбор союза.

115

Повторение темы «Союз».

116

Контрольный диктант (или контрольная работа) по теме «Союз».

117

Работа над ошибками.

118

Частица как часть речи.

119-120

Разряды частиц.

121

Правописание частиц.

122-123

Правописание частицы не.

124-125

Разграничение частиц не и ни.

126-127

Р/р Сочинение-рассуждение по упр. 368

128

Повторение темы «Частицы».

129-130

Контрольная работа по теме «Служебные части речи».

131-132

Междометие.

133

Итоговая контрольная работа.

134

Анализ итоговой работы

135-136

Итоговые уроки

8 КЛАСС

№ п/п

Дата

Тема урока

Примечания

план

факт

1

2

Что такое культура речи?

3

4

Р/р. Сочинение-рассуждение

5

Текст и его структура

6-8

Средства и способы связи предложений в тексте

9-10

Функциональные разновидности современного русского языка. Публицистический стиль

11

Стартовый контрольный диктант

12

Научный стиль

13-14

Р/р. Урок-практикум по теме «Текст. Функциональные стили речи»

15-16

Синтаксис как раздел грамматики. Виды и средства синтаксической связи.

17-18

Р/р. Подробное изложение по упр. 48

19

Словосочетание, его структура и виды

20-21

Типы связи слов в словосочетании

22

Понятие о предложении

23

Главные члены двусоставного предложения. Подлежащее и способы его выражения

24-25

Р/р. Сочинение-рассуждение по упр.72

26

Сказуемое и способы его выражения. Простое глагольное сказуемое

27

Составное глагольное сказуемое

28

Составное именное сказуемое

29-30

Тире между подлежащим и сказуемым

31

Второстепенные члены и их роль в предложении

32-33

Определение и его виды

34-35

Дополнение и его виды

36-37

Обстоятельство и его виды

38-39

Р/р. Сочинение-описание картины С. Кожина «Церковь Покрова на Нерли»

40

Повторение темы «Двусоставные предложения»

41

Контрольный диктант по теме «Двусоставные предложения»

42

Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения

43-44

Основные группы односоставных предложений и их особенности

45-46

Определенно-личные предложения

47-48

Неопределенно-личные предложения

49

Обобщенно-личные предложения

50-51

Безличные предложения

52

Назывные предложения

53

Повторение темы «Односоставные предложения»

54

Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения»

55

Понятие о простом осложненном предложении

56

Понятие об однородных членах предложения

57-58

Способы связи однородных членов предложения и знаки препинания между ними

59-60

Р/р. Сочинение-рассуждение по упр.220

61-62

Однородные и неоднородные определения

63-64

Обобщающие слова при однородных членах предложения

65-66

Синтаксический разбор предложения с однородными членами

67-68

Повторение темы «Предложения с однородными членами»

69-70

Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения». Работа над ошибками

71-72

Обособление определений

73-74

Обособление приложений

75-76

Обособление обстоятельств

77-78

Обособление дополнений

79-80

Р/р. Сочинение-рассуждение по упр.269

81-82

Обособление уточняющих членов предложения

83-84

Р/р. Презентация результатов проектных работ по теме «Односоставные предложения»; «ОЧП»

85-86

Повторение темы «Предложения с обособленными членами»

87-88

Контрольный диктант по теме «Предложения с обособленными членами». Работа над ошибками

89-90

Предложения с обращениями

91-92

Р/р. Сочинение-описание по картине А.П. Горского «Без вести пропавший.1946 год»

93-94

Предложения с вводными конструкциями

95-96

Предложения со вставными конструкциями

97-98

Р/р. Конференция «Другому как понять тебя, или Языковая картина мира»

99-101

Повторение темы «Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями»

102-103

Контрольный диктант по теме «Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями». Работа над ошибками

104-105

Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи

106-107

Диалог

108-109

Р/р. Сочинение-рассуждение по упр.319

110-111

Косвенная речь

112-113

Цитаты . Знаки препинания при цитировании

114-115

Повторение темы «Способы передачи чужой речи»

116-117

Повторение темы « Стили речи»

118-121

Повторение темы « Синтаксис, Пунктуация»

122-123

Повторение темы « Двусоставные предложения»

124-126

 Повторение темы « Односоставные предложения»

127-129

Повторение темы « Однородные члены предложения»

130-132

Повторение темы « Предложения с обособленными членами»

133-134

Повторение темы « Прямая и косвенная речь»

135

Контрольный диктант за курс 8 класса

136

Итоговый урок

9 КЛАСС

Дата

Тема

Примечания

план

факт

1-2

Русский язык как развивающееся явление (§1)

3-4

Р/р Аудирование и чтение

5

Официально-деловой стиль (§2)

6-7

Русский язык – язык художественной литературы (§3)

8-9

Стартовый диктант

(Контрольная работа на начало года).

10-11

Р/р Аудирование и чтение

12-13

Чтение и его виды (§4)

14-15

Р/р Сочинение-рассуждение

16-17

Контрольный диктант. Работа над ошибками

18-19

Понятие о сложном предложении. Классификация типов сложных предложений (§5)

20-21

Р/р Сочинение-рассуждение

22-23

Понятие о сложносочиненном предложении, его строении (§6)

24-25

Р/р Сжатое изложение

26-27

Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения. Виды сложносочиненных предложений (§7)

28-29

Р/р Подробное изложение

30-32

Знаки препинания в сложносочиненном предложении (§8)

33-34

Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения (§9)

35

Повторение темы «Сложносочиненное предложение» (§10)

36-37

Контрольная работа по теме «Сложносочиненное предложение»

38

Понятие о сложноподчиненном предложении (§11)

39-42

Союзы и союзные слова. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении (§12)

43-44

Р/р Сочинение-рассуждение

45-46

Классификация сложноподчиненных предложений (§13)

47-48

Сложно-подчиненные предложения с придаточными определительными (§14)

49-50

Р/р Сочинение в жанре экскурсионного сообщения

51-52

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными (§15)

53-54

Сложноподчиненные предложения с придаточными времени (§16)

55

Сложноподчиненные предложения с придаточными места (§17)

56-57

Р/р Составление плана текста

58-60

Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, цели и следствия (§18)

61-63

Сложноподчиненные предложения с придаточными условия, уступки (§19)

64-65

Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнительными (§20)

66-67

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными (§21)

68

Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения (§22)

69

Повторение темы «Сложноподчиненное предложение» (§23)

70

Контрольный диктант по теме «Сложноподчинённое предложение»

71-72

Понятие о бессоюзном сложном предложении (§24)

73-74

Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Виды бессоюзных сложных предложений (§25)

75-76

Р/р Сочинение-рассуждение

77-78

Бессоюзные предложения со значением перечисления (§26)

79-80

Бессоюзные предложения со значением причины, пояснения, дополнения (§27)

81-82

Пробное тестирование в формате ОГЭ

83-84

Бессоюзные предложения со значением противопоставления,  времени, условия и следствия, сравнения (§28)

85

Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения (§29)

86

Повторение темы «Бессоюзное сложное предложение» (§30)

87

Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной  связи (§31)

88-89

Р/р Сочинение-рассуждение

90-91

Синтаксический и пунктуационный разбор  сложного предложения с различными видами связи (§32)

92-93

Р/р Презентация проектных работ

94-95

Контрольная работа по теме «Сложное предложение»

96-99

Повторение и систематизация изученного. Сочинение-рассуждение

100-102

Итоговые контрольные работы в формате ОГЭ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края   ...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...