Система работы по переработке текста
методическая разработка по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Палёная Елена Валерьевна

Данный материал представляет собой мастер-класс для педагогического сообщества района, проводимого с целью повысить качество подготовки учащихся к ГИА. в содержании представлено описание методических приёмов, примеры из педагогического опыта, обоснование актуальности данной темы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СИСТЕМА  РАБОТЫ  УЧИТЕЛЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ГИА

(учитель русского языка и литературы Палёная Е.В.)

Начать своё выступление я хотела бы словами древнего мыслителя Конфуция: «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое,  достоин быть учителем».

И это действительно так. Посмотрим, насколько это применительно к теме нашего семинара.

Задача моего выступления – познакомить вас с системой работы по составлению научного рассуждения, помогающего учащимся успешно проходить ГИА.

Развитие умений работать с текстом – важное условие успешности ребёнка в школе, в том числе, в рамках подготовки к ГИА.  В программе русского языка есть раздел «Речь». Он есть во всех курсах предмета, с 5 по 9 классы. На этих уроках школьники обучаются основополагающим шагам по разбору и анализу текста. Но этого недостаточно для подготовки школьника к ГИА.  Необходимо научить ребят погружаться в текст, причём в текст любого стиля. И если с художественными текстами мы много работаем на уроках литературы, то с научными текстами работа представлена слабо: только на уровне изучения параграфа. Как заставить ученика погрузиться в научный текст? Как научить понимать его? Выделять главную информацию?

Свою систему работы по обучению аналитическому прочтению текста я строю на основе технологии критического мышления, технологии продуктивного чтения, а также на основе метапредмета «Задача».

У этих технологий есть общее «золотое» ядро. Они представляют собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Они направлены на освоение базовых навыков открытого информационного пространства и  решение большого спектра проблем в образовательной сфере, в том числе и аналитической работе с текстом. А именно:

  • выделять причинно-следственные связи;
  • рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
  • понимать, как различные части информации связаны между собой;
  • выделять ошибки, нелогичность в рассуждениях;
  • делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек

Работе с научными текстами надо учить. Почему это важно? Потому что при сдаче ГИА почти  по каждому предмету ребёнок должен уметь составлять научное рассуждение. Приведу примеры:

Русский язык: Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

История: Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

1) 1019–1054 гг.;

2) март 1801 г. – май 1812 г.;

3) октябрь 1917 г. – октябрь 1922 г.

В сочинении необходимо:

– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);

Физика: Известно, что сжиженные газы с низкими температурами кипения при нормальном давлении (например, метан, азот, кислород, водород, гелий) нельзя хранить в герметично закрытых сосудах, даже если они имеют хорошую теплоизоляцию. При хранении в открытых теплоизолированных сосудах, сообщающихся с атмосферой, потери таких газов на испарение, отнесённые к единице объёма жидкости, тем меньше, чем больше объём сосуда.

Объясните причины вышеизложенного, основываясь на известных физических законах и закономерностях.

Обществознание: Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

 

С9.1 Философия: «Прогресс цивилизации нельзя отрицать: в каждой новой войне нас убивают поновому» (Уилл Роджерс).

С9.2 Экономика: «Конкуренция: жизнь торговли и смерть торговцев» (Элберт Хаббард).

С9.3 Социология, социальная психология: «Намёки да попрёки − семейные пороки» (русская пословица).

С9.4 Политология: «Безмолвные граждане — это идеальные подданные для авторитарного правителя и несчастье для демократии» (Роальд Даль).

С9.5 Правоведение: «Пусть наказание соответствует преступлению» (латинское изречение).

Как видим, задания при всей разности учебных дисциплин имеют важное общее начало: открыть новое на основе известной информации. Главное – найти известную информацию и понять, на какой вопрос требуется ответ. Здесь поможет умение работать по метапредмету «Задача».  В любом задании по построению текста-рассуждения  нужно выделять, что «дано», что «нужно узнать», «какими путями пойти». Я отталкиваюсь именно от этого.

Есть разные пути этого обучения. Я выбрала путь переработки научной информации.

Научную информацию можно перерабатывать разными формами:

  1. Составление разных типов плана.
  2. Построение НР по заданной таблице, опорным вопросам  или схеме.
  3. Составление схемы или таблицы по научному тексту.
  4. Составление кластера.
  5. Написание научного рассуждения.

Обязательной составляющей каждого вида переработки является научное рассуждение.

На первом этапе (5 класс) я обучаю ребят простейшей переработке текста: составлению назывного и вопросно-ответного плана. Назывной план школьники учатся составлять в начальной школе. Сложнее формулировать  вопросы к прочитанному. Ответом на вопросы к тексту станет тезисный план. На начальном этапе я указываю количество вопросов к тексту. Важный элемент работы  - представление перед аудиторией. В результате такой вопросно-ответной формы ребята обучаются не только  структурировать текст, но и составлять научное лингвистическое рассуждение. Ребята задают вопросы друг другу, обращаясь по имени. Отвечая, они тоже обращаются по имени. Здесь, кроме задачи составления научного высказывания, решается задача воспитания культуры речи.

ПРОБУЕМ!!!

Научно-деловая речь включает в себя речь двух стилей – научного и официально-делового. Это два стиля книжной речи. У них много общего, но различаются они задачами общения и предметом речи.

Задача научного стиля состоит в том, чтобы сообщить обобщённые сведения о мире, которые помогут его узнать и понять (сообщение+объяснение).

Задача речи делового стиля состоит в том, чтобы сообщить конкретные сведения из практической жизни, которые помогут человеку что-то сделать (сообщение+инструкция).

К данному тексту составьте 4 вопроса и задайте их однокласснику.

  1. Речь каких двух стилей включает в себя научно-деловая речь?
  2. Чем различаются научный и деловой стили?
  3. Какова задача научного стиля?
  4. Какова задача делового стиля?

Следующий этап (5-6 классы) – составление НР по заданной схеме или таблице. Сразу ребятам сложно выполнять данную работу. Чтобы помочь им, я использую фразы-подсказки.

ПРОБУЕМ!!!

Дана схема:

Научно-деловая речь

Речь научного стиля                                                                    Речь делового стиля

Задача: сообщение + объяснение                                          Задача: сообщение + инструкция

Фразы-подсказки: Научно-деловая речь включает…………… У этих стилей разные………Задача научного стиля…………….. Задача делового стиля…………………………….. .

Проговаривая данный научный текст, ребята овладевают навыком научного, в данном случае, лингвистического высказывания.

Третьим этапом работы (6-7 классы) является переработка научного текста в форму таблицы или схемы с обязательным составлением научного рассуждения.

Тема: «Буквы И – Ы в корне после приставок».

Если корень начинается с И (играть, история), то после приставок пишется как буква И, и так буква Ы: поиграть, сыграть. Буква И сохраняется после приставок на гласные: поИграть. Если же приставка оканчивается на согласный, то вместо И пишется буква Ы: безЫнтересный. Исключение составляют слова с приставками СВЕРХ-, МЕЖ-, иноязычными приставками ДЕЗ-, КОНТР-.

Задание: переработать информацию в форму схемы (таблицы). Составить ЛР.

Фраза-помощник: в корне после приставок могут писаться буквы…. и ……. .

ПРОБУЕМ!!!

На четвёртом этапе (8-9 классы) мы переходим к более сложной, но  и более интересной форме переработке текста: составлению кластеров с обязательным высказыванием по нему.

Построить кластер по новой теме. Тема: «Определённо-личные предложения»

Определённо-личные предложения – это предложения без подлежащего, в которых форма глагола-сказуемого и смысл предложения подсказывают, что действие совершается определённым лицом, 1-м или 2-м в единственном или множественном числе изъявительного и повелительного наклонения. В определённо-личных предложениях легко восстанавливается подлежащее путём введения, подстановки личных местоимений: я, ты, мы, вы, а сами предложения нетрудно преобразовать в двусоставные. Например: Читаю книгу. – Я читаю книгу.

Задаю вопрос: что нам дано? Какой перед нами стоит вопрос? Что нужно для ответа?

(Дана информация об определённо-личном предложении; вопрос: как построить кластер?; нужно вспомнить схему построения кластера).

ПРОБУЕМ!!! – НР – ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Пятый этап – написание сочинения типа научного рассуждения. В основе работы – составление кластера. Составление кластера по прочитанному тексту облегчит написание рассуждения.

Прочитайте текст. Составьте кластер. Напишите сочинение-рассуждение по данному тексту.

Проснувшись и взглянув в окно,  я был поражен светом и ослепительной белизной. Ясный,  морозный денек!  Снегопад. День, как гнездышко, весь пуховый, мягкий, свежий.  Серо - белое небо.  Падал пушистый, непримятый снег. Крупные снежные  хлопья. Снега намело почти до крыш. Тихо. Мягко. Бело. Великолепный пейзаж!  

  • Снежный морозный денёк
  • Описание состояния окружающей среды
  • Автор восхищается пейзажем
  • Много односоставных предложений
  • Есть изобразительно-выразительные средства: сравнение (пример), эпитеты (пример), восклицательное предложение (пример).
  • Очень красивый текст.

Устное сочинение типа научного рассуждения.

ПРОБУЕМ!!!

Как это происходит, вы увидели на уроке в 8 классе.

В 9-м классе планируется введение устного экзамена по русскому языку. Вероятнее всего, экзамен будет проходить в форме монолога или диалога на лингвистическую тему.

В 11-м классе 25-е задание предполагает написание сочинения по прочитанному тексту.

Считаю, что моя система работы помогает учащимся оптимально готовиться и качественно сдавать ГИА. Надеюсь, поможет и вам.

Закончить выступление мне хотелось бы словами стихотворения поэта Я.Хелемского «Узелок на память»

Никогда не допускай уступок,

Даже в малом будь самим собой,

Побеждает именно поступок,

Зорко управляющий судьбой.

Целеустремлен и беспокоен

Каждый продолжающийся день.

Разные слова, единый корень –

Поступь. Наступление. Ступень.

Принимая всякое решенье,

С вечным риском сочетая труд,

Помни: настоящее движенье

Люди поступательным зовут.

Желаю, чтобы каждое ваше профессиональное движение было поступательным!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с аутентичным текстом. Поисковое чтение как форма управления самостоятельной работой учащихся.

Известно, что необходимо стимулировать и создавать условия для поисковой деятельности обучающихся. Чтобы пробудить мыслительную активность, мы представляем учащимся текст...

Методическая разработка урока по русскому языку с профессиональной направленностью по теме "Текст и его строение. Основные виды переработки текста."

Урок для обучающихся по профессии "Машинист на открытых горных работах", "Автомеханик". Тема урока: Текст и его строение. Основные виды переработки текста....

Урок русского языка. 9 класс. Тема "Текст. Сжатие как вид информационной переработки текста".

Урок русского языка.Развитие речи. 9 класс. Тема "Текст. Сжатие как вид информационной переработки текста"....

Развитие речи. Текст. Сжатие как вид информационной переработки текста (2 часа).

Цель: систематизировать и обобщить сведения учащихся о тексте; ознакомить со способами сжатия текста; развивать и совершенствовать умения передавать содержание текста сжато; выражать своё мнение по по...

Виды переработки текста. Критерии оценки проектной и исследовательской работы

Учебный проект — это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения зна...

Презентация по русскому языку. Информационная переработка текста: простой и сложный план текста. 5 класс

Презентация по русскому языку. Информационная переработка текста: простой и сложный план текста. 5 класс...

Система работы с аутентичным текстом Elvis Presley в 7 классе

В УМК «Спотлайт» для 7 класса в мод. 7 есть урок «    «. Я разработала урок , посвящённый американскому певцу Элвису Пресли. Для урока я использовала текст из жу...