Обстоятельство и его основные виды
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Шерстюк Нина Гавриловна
   Урок подготовлен с применением технологии развития критического мышления.
   Рассчитан на возрастную группу учащихся 14 – 15 лет, соответствует их познавательным возможностям.
 
  Цель: создать условия для расширения представлений учащихся об обстоятельстве, для знакомства с основными видами обстоятельств и способами их определения, для развития речи учащихся, умения наблюдать языковой материал, обобщать, делать выводы.
 
   Элементы  ТРКМ  повышают активность школьников на уроке и улучшают качество образования.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obstoyatelstvo_i_ego_osnovnye_vidy.doc70 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_no_1.doc33 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_no_2.doc26 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «ГОРОДЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИИ АЛЕКСАНДРА ПРОХОРЕНКО»

Методическая разработка урока  русского языка

 для учащихся 8 – го класса

Обстоятельство и его основные виды

Автор разработки:

  Шерстюк Нина Гавриловна,

учитель русского языка и литературы

первой  квалификационной категории

МБОУ «Городецкая средняя общеобразовательная школа

 имени Героя России Александра Прохоренко»

2017

Урок подготовлен с применением технологии развития критического мышления. 

Рассчитан на возрастную группу учащихся 14 – 15 лет, соответствует их познавательным возможностям.

Цель: создать условия для расширения представлений учащихся об обстоятельстве, для знакомства с основными видами обстоятельств и способами их определения, для развития речи учащихся, умения наблюдать языковой материал, обобщать, делать выводы.

Элементы  ТРКМ  повышают активность школьников на уроке и улучшают качество образования.  

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО И ЕГО ОСНОВНЫЕ ВИДЫ

       Цели урока

  1. Учебно-познавательная: изучить  теоретический материал об обстоятельстве и его видах, применять в практической работе умение определять виды обстоятельств.
  2. Интеллектуально-развивающая: развивать умение классифицировать, наблюдать лингвистический материал, работать самостоятельно, тренировать внимательность при чтении теоретического материала, развивать творческий подход к овладению средствами выразительной речи.
  3. Социально-воспитательная: содействовать воспитанию любви к природе родного края, учить адекватно оценивать себя и других, воспитывать умение работать в паре,  по вариантам, в коллективе.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Реализация домашнего задания

Упражнение

  1. Актуализация опорных знаний

     Учитель

Ребята, мы изучаем второстепенные члены предложения. Вы уже знаете, что такое дополнение, определение, познакомились с разновидностью определения – приложением.

      Как подчёркивается приложение, почему? (волнистой линией, потому что это разновидность определения)

     Какой второстепенный член может быть прямым и косвенным? (дополнение)

     Может ли определение быть выражено существительным? (может, например: тетрадь в линейку)

     А причастным оборотом? (может)

        Пока класс отвечает на вопросы, у доски один ученик выполняет синтаксический разбор предложения:

Над  домом  размеренно качался серебристо-зелёный шатёр тополя. (Повествовательное,  невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое)

  Учитель                                                             

 Проверьте разбор.  Какие у вас замечания? У кого не так? Какими членами предложения являются слова: над домом, размеренно? (обстоятельствами)

  1. Усвоение нового материала

Учитель

Тема сегодняшнего урока: «Обстоятельство и его виды».

Давайте вспомним, что мы знаем об обстоятельстве

(Составляется кластер)

«Верите ли вы, что…» (Предлагается заполнить  таблицу)

Верите ли вы, что…

да

нет

Обстоятельство обозначает признак действия или другого признака

+

Обстоятельство зависит от сказуемого

+

Обстоятельство может быть согласовано с подлежащим

+

Существует 5 видов обстоятельств

+

Обстоятельство может отвечать на вопрос  какой?

+

Обстоятельство может обозначать причину

+

Обстоятельство может быть выражено глаголом

+

Обстоятельство может отвечать на вопросы несмотря на что? вопреки чему?

+

Обстоятельство может быть выражено причастным оборотом

+

Деепричастный оборот может быть обстоятельством

+

В качестве обстоятельства может быть сравнительный оборот

+

Учитель

Какие неверные утверждения вы обнаружили? (Учащиеся называют, учитель записывает на доске все номера неверных, по мнению ребят, утверждений, затем предлагает проверить их предположения по учебнику).

     

Чтение параграфа  учебника

Учитель

       Прочитать параграф, свериться с таблицей «Верю – не верю». Сколько у вас получилось несовпадений? (Обсудить)

Ещё раз прочитайте параграф, попытайтесь  рассказать об обстоятельстве как можно больше.

 Вернёмся к нашему кластеру. Что нового мы узнали? Что можно добавить в кластер? Новые сведения записываются в прямоугольники.

  1. Закрепление материала

Учитель

Упражнение на определение вида обстоятельства.

         Сделать вывод, составить синквейн.            

Структура синквейна:

1 строка – одно слово или словосочетание – тема;

2 строка – два прилагательных-определения;

3 строка – три глагола;

4 – предложение из четырёх слов, отражающее суть темы;

5 строка – одно слово или словосочетание - вывод.

Обстоятельство

Разное, распространённое

Обозначает, зависит, выражается

Обстоятельство зависит от сказуемого

Второстепенный член

Творческое задание

Напишите мини – сочинение,  используя разные виды обстоятельств, на тему «Родная природа».

Чтение сочинений. Какие обстоятельства использованы в ваших текстах?         VI. Подведение итогов. Рефлексия

На какие виды делятся обстоятельства?

Как их определить?

Какой вывод о роли обстоятельств в речи мы можем сделать?

Что было легко?

Что вам помогало в работе?

Как оцениваете свои действия?

VII  Домашнее задание

Тест  и параграф учебника

ТЕСТ

I вариант

  1. По своему грамматическому значению обстоятельства обозначают:

а) предмет, на который переходит действие

б) признак предмета

в) признак действия или другого признака

  1. Каким членом предложения является выделенное слово?

В октябре за туманами затерялось лето.

а) дополнение

б) обстоятельство

в) определение

  1. Найдите предложение, в котором есть обстоятельство цели.

а) Мы вышли из душной комнаты освежиться.

б) Из-за шума дождя ничего не было слышно.

в) На ночлег мы расположились у озера.

  1. Обстоятельством какого вида является выделенное слово?

Он изменился до неузнаваемости.

а) цели

б) степени

в) причины

г) времени

  1. Какое предложение соответствует схеме

[   опред.    _____ ====== _._._._.]?

а) С тихим шорохом пробежал по саду ветерок.

б)  Золотые листья спускаются на землю.

в) Ночные звезды ярко горят на небе.

г) Медный ствол сосны на солнце порозовел.

II вариант

  1. По своему грамматическому значению обстоятельства обозначают:

а) предмет, на который переходит действие

б) признак действия или другого признака

в) признак предмета

  1. Каким членом предложения является выделенное слово?

В полях за туманами затерялось лето.

а) дополнение

б) обстоятельство

в) определение

  1. Найдите предложение, в котором есть обстоятельство причины.

а) Мы вышли из душной комнаты освежиться.

б) Из-за шума дождя ничего не было слышно.

в) На ночлег мы расположились у озера.

  1. Обстоятельством какого вида является выделенное слово?

Она приехала на отдых.

а) цели

б) степени

в) причины

г) времени

  1. Какое предложение соответствует схеме

[  опред.  _____  _._._._. ====== _._._._.]?

а) С тихим шорохом пробежал по саду ветерок.

б)  Золотые листья спускаются на землю.

в) Ночные звезды ярко горят на небе.

г) Медный ствол сосны на солнце порозовел.



Предварительный просмотр:

Приложение № 1

Таблица  «Верите ли вы, что…»

       

Верите ли вы, что…

да

нет

1

Обстоятельство обозначает признак действия или другого признака

2

Обстоятельство зависит от сказуемого

3

Обстоятельство может быть согласовано с подлежащим

4

Существует 5 видов обстоятельств

5

Обстоятельство может отвечать на вопрос  какой?

6

Обстоятельство может обозначать причину

7

Обстоятельство может быть выражено глаголом

8

Обстоятельство может отвечать на вопросы несмотря на что? вопреки чему?

9

Обстоятельство может быть выражено причастным оборотом

1

Деепричастный оборот может быть обстоятельством

1

В качестве обстоятельства может быть сравнительный оборот



Предварительный просмотр:

Приложение № 1

I вариант

1. По своему грамматическому значению обстоятельства обозначают:

а) предмет, на который переходит действие

б) признак предмета

в) признак действия или другого признака

Каким членом предложения является выделенное слово?

2. В октябре за туманами затерялось лето.

а) дополнение

б) обстоятельство

в) определение

3. Найдите предложение, в котором есть обстоятельство цели.

а) Мы вышли из душной комнаты освежиться.

б) Из-за шума дождя ничего не было слышно.

в) На ночлег мы расположились у озера.

4. Обстоятельством какого вида является выделенное слово?

Он изменился до неузнаваемости.

а) цели

б) степени

в) причины

г) времени

5. Какое предложение соответствует схеме

[   опред.    _____ ====== _._._._.]?

а) С тихим шорохом пробежал по саду ветерок.

б)  Золотые листья спускаются на землю.

в) Ночные звезды ярко горят на небе.

г) Медный ствол сосны на солнце порозовел.

II вариант

1. По своему грамматическому значению обстоятельства обозначают:

а) предмет, на который переходит действие

б) признак действия или другого признака

в) признак предмета

2. Каким членом предложения является выделенное слово?

В полях за туманами затерялось лето.

а) дополнение

б) обстоятельство

в) определение

3. Найдите предложение, в котором есть обстоятельство причины.

а) Мы вышли из душной комнаты освежиться.

б) Из-за шума дождя ничего не было слышно.

в) На ночлег мы расположились у озера.

4. Обстоятельством какого вида является выделенное слово?

Она приехала на отдых.

а) цели

б) степени

в) причины

г) времени

5. Какое предложение соответствует схеме

[  опред.  _____  _._._._. ====== _._._._.]?

а) С тихим шорохом пробежал по саду ветерок.

б)  Золотые листья спускаются на землю.

в) Ночные звезды ярко горят на небе.

г) Медный ствол сосны на солнце порозовел.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные виды обстоятельств, или как посторить дом

Урок, завершающий изучении темы "Обстоятельство"...

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО И ЕГО ОСНОВНЫЕ ВИДЫ

ТЕМА УРОКА: ОБСТОЯТЕЛЬСТВО И ЕГО ОСНОВНЫЕ ВИДЫ. (8 кл.) Тип урока: урок обобщение Цель урока: продолжить формирование знаний об обстоятельствах как второстепенных членах предложения. Формировать ...

Содержание, виды, методы и формы контроля. Универсальные учебные действия учащихся (УУД). Основные виды учебной деятельности учащихся (информационно-справочный материал для работы по разработке рабочих программ и технологических карт урока)

Учитель химии Якимчик Е.Е.ГКСУВУ СОШ № 1 (закрытого типа)  Настоящая статья является продолжением ранее опубликованной статьи автора «Классификация методов и форм обучения, типы и структура ...

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ВИДОВ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОСНОВА ЕДИНОГО РЕЧЕВОГО РЕЖИМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются основные виды речевой деятельности и их роль в процессе формирования единого речевого режима в образовательных организациях, реализующих образовательные программы о...

Урок по теме : "Основные виды обстоятельств"

Урок- закрепление материала....

Технологическая карта урока русского языка в 8 классе "Основные виды обстоятельств"

Урок разработан с использованием различных видов УУД в условиях реализации ФГОС...

Презентация к уроку русского языка в 8 классе по теме "Основные виды обстоятельств".

Презентация к уроку русского языка в 8 классе по теме "Основные виды обстоятельств" с использованием музыкальной физминутки....