Календарно-тематическое планирование 8 класс
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка по учебнику Е.Быстровой 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k-t_planirovanie_rya_8_klass.docx71.16 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение № 4

Русский язык

            8 класс

№ п/п

Раздел, тема урока

Виды деятельности обучающихся

Дата

1*

Урок-беседа

Русский язык в кругу славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка.

Выделяют количественные характеристики объектов. Восстанавливают предметную ситуацию путем пересказа. Составляют сочинение-миниатюру «Что значит любить русский язык?»

Речь 6+1 час

2

Углубление знаний: текст, типы речи. Способы и средства связи предложений

Научиться определять тему и основную мысль текста, производить анализ поэтического текста

3*

Развитие речи. Сочинение «Моё лето»

Создание текста

4

Стили речи. Разговорный язык, его жанры.

Научиться определять разговорную речь по лексическим, грамматическим и синтаксическим признакам.

5

Научный стиль, его жанры: аннотация, рецензия, отзыв.

Овладение практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, тексты художественной

литературы

6.

Срезовый контрольный диктант

Знать основные нормы русского литературного языка (орфографические, пунктуационные).

Уметь применять изученный материал при решении грамматических задач, осуществлять самоконтроль

7

Основные жанры официально-делового стиля: расписка, доверенность, заявление, резюме. Их особенности.

Научиться определять официально-деловой стиль речи по его языковым и синтаксическим особенностям

8*

Урок-репортаж

Публицистический стиль, его жанры: заметка, репортаж, очерк.

Научиться определять публицистический  стиль речи по его языковым и синтаксическим особенностям

9*

Исследовательская работа «Использование выразительных средств языка в различных жанрах публицистического стиля»

Научиться корректировать  и реализовывать маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Повторение изученного 4час

10

Пунктуация

и орфография. Знаки препинания в осложненном предложении.

Знаки препинания в сложном предложении

Уметь составлять вопросный план текста, расставлять пропущенные

знаки препинания и графически обозначать синтаксические конструкции, использование  которых определяет необходимость знаков препинания

Знать типы сложных предложений и средства связи в них; функции знаков препинания в сложном предложении.

11*

Урок-практикум

Орфография. Орфограммы в корнях  и приставках.

Буквы н – нн

в суффиксах прилагательных, причастий и наречий

Знать правила правописания, уметь применять их на практике, развивать орфографическую зоркость

Знать правописание н – нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий, условия выбора орфограммы.

Уметь формулировать правило по схеме, самостоятельно строить схемы предложений, расставлять пропущенные знаки препинания

12*

Урок-викторина

Слитное

и раздельное

написание не

с разными

частями речи Дефисное написание слов

Правописание омонимичных частей речи

Знать условия выбора слитного и раздельного написания не с разными частями речи.дефисного написания слов

Уметь объяснять условия выбора слитного и раздельного написания не с разными частями речи;  графически самостоятельно строить схемы предложений, расставлять пропущенные знаки препинания

Уметь различать части речи, выбирать соответствующее правилу написание

Синтаксис и пунктуация 7+2час

13

Синтаксис как раздел грамматики.

Овладеть основными понятиями синтаксиса. Осознавать (понимать) различие словосочетания и предложения,  словосочетания и сочетания слов, являющихся главными членами предложения,   сложной формой будущего   времени глагола, свободных словосочетаний и фразеологизмов и др.

14

Словосочетание. Виды словосочетаний

Распознавать главное и зависимое  слово   в словосочетании;   определять виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова, нарушения норм сочетания слов в составе словосочетания. Анализировать  и характеризовать    словосочетания по морфологическим свойствам главного слова. Уметь вычленять словосочетание из предложения; самостоятельно строить словосочетания, обозначая в них средства связи; грамотно употреблять в речи

15

Виды связи слов в словосочетании

Знать виды подчинительной связи слов в словосоч.

Уметь определять способ подчинительной связи по вопросу; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности речи; опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа.

16*

Урок-отчет

Синонимичные

словосочетания Синтаксический разбор словосочетания

Знать план синтаксического разбора словосочетания. Анализировать  и характеризовать    словосочетания по морфологическим свойствам главного слова.

Моделировать и употреблять в речи синонимические по значению словосочетания

17-18

Контрольное сжатое изложение.

Способы сжатия текста.

Уметь делить текст на абзацы; находить предложения, в которых раскрывается основная мысль , уметь сокращать предложенный текст вдвое, лаконично раскрывая основную мысль; писать сжатое изложение

19

Предложение, его основные признаки.

Распознавать (выделять) словосочетания в составе предложения. Осуществлять выбор падежной    формы управляемого слова, предложно-падежной формы управляемого существительного.

Определять границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи. Осознавать предложение как основную единицу языка, средство выражения мысли, чувств; работать с художественными текстами изучаемых литературных произведений

20*

Урок-высказывание

Интонация. Логическое ударение

Определять границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи. Корректировать интонацию в соответствии  с коммуникативной целью высказывания.

Уметь с помощью логического ударения и порядка слов выделять наиболее важное слово в предложении; выразительно читать текст; использовать поэтические тексты, работать со стихотворениями

21

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.  Предложения утвердительные и отрицательные.

Распознавать виды предложений по цели высказывания и   эмоциональной окраске; утвердительные и отрицательные предложения. Анализировать и характеризовать интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений; утвердительные и отрицательные предложения; сопоставлять их структурные и смысловые особенности.

Моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные, восклицательные и невосклицательные, утвердительные, отрицательные);  употреблять их в речевой практике

Двусоставные предложения 15+1 час.

22

Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения

Уметь находить грамматическую основу предложения,  предложения простые и сложные, осложненные. Находить  подлежащее в предложении, определять способ его выражения; согласовывать подлежащее, выраженное словосочетанием или сложносокращенным словом,  со сказуемым; работать с текстами изучаемых художественных произведений; выписывать из них предложения с разными способами выражения подл.

23

Сказуемое.

Простое глагольное

сказуемое

Знать основные способы выражения сказуемого, особенности простого глагольного сказуемого..

Уметь различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений; находить простое  сказуемое в тексте; грамотно согласовывать сказуемое с подлежащим

24

Составное глагольное

сказуемое.

Знать особенности составного гл. сказуемого,

Уметь различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического
значений; стилистически различать  простые и составные глагольные сказуемые.

26

Составное именное

сказуемое

Определять способы выражения именной части составного именного сказуемого; определять роль сказуемых различных типов в изучаемом произведении, находить и выписывать предложения с различными типами сказуемых. Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру простого двусоставного предложения. Правильно согласовывать главные члены.

27

Тире между подлежащим

и сказуемым

Знать правило постановки тире между главными членами предложения.

Уметь находить подлежащее и сказуемое; ставить знаки препинания между ними; составлять предложения с грамматическим заданием; писать сочинения-миниатюры с использованием тире (на тему «Наши великие соотечественники»)

28-29

Контрольный

диктант по теме «Словосочетание. Простое предложение. Главные члены»

анализ к/д

Знать основные нормы русского литературного языка (орфографические, пунктуационные).

Уметь применять изученный материал при решении грамматических задач, осуществлять самоконтроль

30-31

Определение. Виды определений.

Знать основные признаки согласованных и несогласованных определений.

Уметь находить в тексте согласованные и несогласованные определения; определять способы их выражения; составлять предложения с определениями, использовать в речи для характеристики предмета, явления

32*

Урок-открытие

Приложение как разновидность определения

Знать понятие приложение.

Уметь распознавать приложения среди других членов предложения; использовать приложение как средство выразительности речи; правильно ставить знаки препинания при приложениях; выполнять выборочную работу с текстами художественных произведений

33

Дополнение. Виды дополнений.

Уметь находить в тексте второстепенные члены предложения, ставить вопросы, определять роль дополнения в предложении; завершать предложения прямыми дополнениями, выраженными словами или сочетаниями слов; находить ошибки в употреблении существительных, которыми выражены дополнения

34-35

Обстоятельство.  Виды обстоятельств по значению. Сравнительный оборот.

Уметь находить в тексте второстепенные члены предложения, ставить вопросы, определять роль обстоятельства в предложении; составлять предложения на заданную тему, используя обстоятельства места, времени, образа действия, выраженные наречиями; определять, в каких второстепенных членах могут совмещаться разные значения (дополнения и обстоятельства, опр. и доп.)

36-37

Порядок слов в предложении. Предложения распространенные и нераспространенные.

Опознавать прямой и обратный порядок слов в предложении, анализировать и характеризовать структурные и смысловые   особенности предложений с обратным порядком слов. Моделировать и употреблять в речи предложения с прямым и обратным порядком слов в соответствии с коммуникативной задачей высказывания. Наблюдать за особенностями употребления предложений с обратным порядком слов в речи

38*

Урок-КВН

Повторение

по теме «Двусоставные предложения»

Разграничивать и сопоставлять распространенные и нераспространенные предложения, моделировать их в собственной речи, видеть их выразительные особенности в художественных текстах.

39

Контрольное сочинение об историческом памятнике родного края

Создание текста

Односоставное  предложение  8+3ч.

40

Односоставные предложения. Определённо-личные предложения.

Знать особенности смысловых значений односоставных предложений в сопоставлении с двусоставными; признаки  определенно-личных предложений

Уметь проводить наблюдение над
стилистическими возможностями односоставных предложений; находить о/л. предложения в текстах художественных произведений; определять роль; моделировать и пользоваться ими в описании для обозначения места и времени, сравнивать синонимичные односоставные и двусоставные предложения.

41

Неопределённо-личные предложения.

Знать различия между односоставными и двусоставными предложениями; признаки неопределённо-личных предложений.

Уметь находить неопределённо-
личные предложения в тексте; использовать их в различных стилях речи; заменять двусоставные предложения аналогичными односоставными определённо-личными и неопределённо-личными.

42

Обобщенно-личные предложения

Распознавать обобщенно-личные предложения, анализировать и характеризовать их структурные и смысловые особенности, моделировать такие предложения и  использовать в речи.

43

Безличные предложения

Знать различие между типами односоставных предложений, признаки безличного предложения.

Уметь находить безличные предложения в тексте по значению и структурным особенностям; употреблять безличные предложения для передачи состояния природы и окружающей среды; использовать синонимическую замену безличных предложений двусоставными; моделировать и использовать  безличные предложения в речи.

44

Назывные

предложения

Знать особенности смысловых значений односоставных предложений в сопоставлении с двусоставными;

признаки назывных предложений.

Уметь проводить наблюдение над
стилистическими возможностями односоставных предложений; находить назывные предложения в текстах художественных произведений; определять роль; моделировать и пользоваться ими в описании для обозначения места и времени

45*

Исследовательская работа «Специфика использования страдательных оборотов в односоставных предложениях в говорах Воронежского края»

Научиться корректировать  и реализовывать маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

46

Неполные

предложения

Знать особенности и функции неполных предложений.

Уметь находить неполные предложения в тексте; заменять неполные предложения синонимичными
полными; различать неполные двусоставные предложения и односоставные назывные.

Уметь проводить наблюдения (стилистические возможности неполных предложений)

47

Изложение с элементами соч. -рассуждения МП

Уметь делить текст на абзацы; находить предложения, в которых раскрывается основная мысль , уметь сокращать предложенный текст вдвое, лаконично раскрывая основную мысль; писать сжатое изложение

48*

Урок-зачет

Повторение

по теме «Односоставные предложения».  Синтаксический  разбор односоставного предложения

Разграничивать двусоставные и односоставные предложения, опознавать односоставные предложения, определять их вид, сопоставлятьих, анализировать структурные и смысловые значения, моделировать и использовать в речи, сравнивать синонимичные односоставные и двусоставные предложения.

49-50

Контрольный

диктант№3  по теме «Односоставные предложения»

Знать основные нормы русского литературного языка (орфографические, пунктуационные).

Уметь применять изученный материал при решении грамматических задач, осуществлять самоконтроль

Предложения с однородными  членами, их интонационные и пунктуационные особенности. 13+2ч.

51*

Урок-лекция

Понятие о предложении осложнённой структуры. Понятие об однородных членах предложения.

Знать об осложнённом предложении, осознавать условия однородности членов предложения,

Уметь находить однородные члены предложения в тексте; правильно расставлять знаки препинания в предложении; правильно интонировать предложения с однор. членами.

52

Однородные

и неоднородные определения

Различать и сопоставлять однор. и неоднор. определения.  Уметь составлять схемы предложений с однородными определениями; моделировать предложения с разными определениями.

53

Однородные

члены предложения, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них

Уметь находить однородные члены предложения в тексте; правильно расставлять знаки препинания в предложении; соблюдать перечислительную интонацию и графически обозначать её, уместно использовать предложения с однородными
членами, видеть стилистические возможности предложений с однор. членами.

54-56

Однородные

члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них

Знать правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами. Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных союзами; определять стилистическую окраску союзов в предложении с однородными членами, осуществлять выбор формы сказуемого при однор. подлежащих в соответствии с грамматическими нормами

57-58

Обобщающие

слова при

однородных

членах предложения  и знаки препинания при них

Знать правила постановки знаков препинания при обобщающих словах с однородными членами.

Уметь правильно ставить знаки препинания; раскрывать содержание обобщающих слов, подобрав к ним однородные члены (составлять предложения); конструировать схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах; различать предложения с обобщающими словами и предложения с именным составным сказуемым.

59

Самостоятельная работа по теме «Однородные члены предложения»

Знать признаки однородности, правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами.

60-61*

Урок-практикум

Повторение

по теме «Предложения
с однородными членами»

Уметь разбирать такие предложения по членам; составлять схемы; находить в тексте, анализировать и характеризовать предл. с однород. членами, моделировать и использовать в речи, наблюдать за особенностями употребления в текстах разных стилей и жанров.

62-63

Контрольный диктант№4  по теме «Однородные члены предложения»

Знать основные нормы русского литературного языка (орфографические, пунктуационные).

Уметь применять изученный материал при решении грамматических задач, осуществлять самоконтроль

64-65

Сочинение в жанре репортажа или очерка. Упр.98

Создание текста

Предложения с обособленными членами, их смысловые, интонационные и пунктуационные особенности. 20+3 ч.

66

Повторим орфографию. Правописание причастий

Знать правила написания суффиксов причастий, уметь применять их на практике, развивать орфографическую зоркость.

67

Понятие

об обособлении. Обособленные определения.

Знать, что такое обособление  (термин). Понимать сущность обособления, общие условия обособления

Уметь правильно выделять запятыми обособленные члены предложения, соблюдать правильную интонацию при обособлении; заменять предложения с обособленными членами синонимичными простыми и сложными предложениями

68-70

Обособленные согласованные распространённые
и нераспространённые определения

Обособление несогласованных определений

Знать правила обособления согласованных распространённых и нераспространённых определений.

Уметь правильно обособлять определения интонационно и на письме; моделировать  и использовать в речи предл. с обос. опред. проводить синонимическую замену обособленных членов; составлять план параграфа; выполнять выборочную работу из текстов художественной литературы (И. С. Тургенев), наблюдать за особенностями употребления обособл. членов предложения в текстах разных стилей и жанров.

71-72

Обособленные приложения.

Знать правила обособления приложений.

Опознавать приложения в тексте, определять условия их обособления; правильно интонировать предложения с обособленными приложениями

73-74

Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему

Создание текста

75-77

Обособленные обстоятельства.

Знать правило обособления обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и деепричастием.

Опознавать и правильно интонировать предл. с обос. обстоят. Уметь выявлять условия обособления обстоятельств; определять границы деепричастных оборотов; правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных обстоятельств. Конструировать предложения с деепр. оборотами, оценивать правильность построения, корректировать.

78-79

Обособленные дополнения.

Опознавать обос. дополнения, правильно интонировать и расставлять знаки препинания, моделировать предложения и использовать в своей речи.

80-81

Уточняющие, поясняющие, присоединительные обособленные члены.

Знать правило обособления уточняющих, поясняющих, присоединительных членов предложения.

Уметь выявлять условия их обособления; выразительно читать предложения с уточняющими членами; находить обособленные уточняющие
члены предложения в тексте;
моделировать предложения

82*-83*

Урок-конференция

Повторение

по теме «Предложения с обособленными членами»

Понимать сущность обособления, знать правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными и уточняющими членами. Уметь применять изученные правила; производить синтаксический разбор; моделировать и использовать разнообразные конструкции в связной речи; наблюдать за особенностями употребления обособл. членов в текстах разных стилей и жанров.

84

Контрольный  диктант

по теме «Обособленные члены предл.»

Знать основные нормы русского литературного языка

Уметь применять изученный материал при решении грамматических задач, осуществлять самоконтроль

85-86*

Исследовательская работа «Особенности употребления обособленных членов предложения в текстах разных стилей и жанров»

Научиться корректировать  и реализовывать маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

87-88

Подготовка к сжатому изложению.

Изложение текста В.Сухомлинского

Уметь делить текст на абзацы; находить предложения, в которых раскрывается основная мысль , уметь сокращать предложенный текст вдвое, лаконично раскрывая основную мысль; писать сжатое изложение

Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями  8час +3час

89

Вводные конструкции и знаки препинания при них.

Понимать функции вводных конструкций в речи. Опознавать и правильно интонировать предложения с ВК, знать группы ВК по значению. Уметь выражать определённое  отношение к высказываниям с помощью вводных слов и предложений; правильно ставить знаки препинания при вводных словах; находить  в художественных произведениях предложения с вводными словами, выписывать их;

90-91

Выделительные знаки препинания при вводных конструкциях

Знать выделительные знаки препинания при вводных конструкциях.

Уметь находить вводные слова, вводные сочетания слов и вводные предложения в текстах художественных и публицистических произведений; правильно ставить выделительные знаки препинания , моделировать и использовать в речи в соответствии с коммуникативной задачей  высказывания или как средство связи предложений и частей текста.

92-93

Вставные слова, словосочетания и предложения.

Уметь отличать вводные слова от вставных конструкций, правильно расставлять знаки препинания, анализировать и характеризовать грамматические и семантические особенности предложения с вводными и вставными конструкциями.

94

Обращение, его функции и способы выражения.

Опознавать обращения в тексте; понимать его основные функции, употреблять их с учётом речевой ситуации; правильно интонировать предложения с обращением; правильно ставить знаки препинания при обращении,

определять роль обращений в худ.текстах.

95*

Урок-диалог

Знаки препинания  при обращениях.

Знать правила постановки знаков при обращении, находить их в предложениях, расставлять знаки, моделировать предложения с обращениями.

96*

Развитие речи

Урок-конференция

Доклад

Повторение
по теме «Обращения. Вводные слова»

Знать основные нормы русского литературного языка, основные правила орфографии Уметь применять изученные орфограммы; осуществлять самоконтроль; находить в работе грамматические ошибки

97*

Урок-практикум

Самостоятельная работа

Уметь применять изученные орфограммы; осуществлять самоконтроль; находить в работе грамматические ошибки

98-99

Контрольное сочинение-рассуждение по тексту упр.153 или 158.

Создание текста

Повторение 4час.

100*

Урок-викторина

Синтаксис

и морфология

Знать, какова первичная и вторичная синтаксическая роль различных частей речи.

Уметь составлять предложения с данными словосочетаниями; определять в них роль инфинитива; выполнять полный и частичный разбор предложения; графически указывать члены предложения

102-103*

Урок-практикум

Синтаксис

и пунктуация

Знать изученные языковые явления; условия постановки знаков препинания. Уметь пользоваться графическим условным обозначением; выделять в тексте абзацы, составлять план текста, анализировать словосочетания и простые предложения; пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с целью и стилем высказывания.

104-105*

Урок-монолог

Синтаксис

и орфография

Знать основные нормы русского
языка (грамматические, орфографические, пунктуационные).

Уметь применять изученные правила и приёмы; пользоваться определёнными способами их применения; делать вывод о связи синтаксиса и орфографии, составлять взаимодиктант по теме

106-107

Итоговая
контрольная работа за 8 класс

Знать основные нормы русского литературного языка (орфографические, пунктуационные).

Уметь применять изученный материал при решении грамматических задач, осуществлять самоконтроль

108-110

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

Повторение орфографии