Конспект урока "Роль знаков препинания"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Урок нацеливает детей на написание сочинения-рассуждения 15.3

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_rol_znakov_prepinaniya.docx28.54 КБ
Файл zachem_nuzhna_punktuatsiya.docx11.74 КБ
Файл doc2.docx12.02 КБ
Файл doc3.docx10.32 КБ
Файл doc4.docx10.25 КБ
Файл doc5.docx10.38 КБ
Файл kriterii_otsenivaniya_sochineniya.docx14.15 КБ
Файл shablon.docx11.35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Сочинение – рассуждение на         лингвистическую тему.

Цели урока: 

Метапредметные: овладение говорением и письмом при решении задачи: создание устных и письменных текстов разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения. Развитие следующих умений: 1. свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; 2. соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); 3. адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному или увиденному; 4. совершенствовать и редактировать собственные тексты; 5. участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета.

Предметные: овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными, стилистическими), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний.

Оборудование урока: мультимедийный  проектор, экран, компьютер, презентация  

Чаще поворачивай стиль…

                                                                             Древние греки

СЛАЙД

                             Ход     урока

I. Вступительное слово учителя.

  «Чаще поворачивай стиль»,- говорили древние греки. Они, действительно, часто поворачивали свои стили (острые палочки для письма), чтобы стереть написанное на дощечках, покрытых воском, и написать лучше. Это выражение может стать девизом для тех, кто хочет научиться хорошо писать сочинения, потому что для этого надо много работать и не лениться. Я же искренне хочу помочь каждому из вас обрести полную уверенность в своих способностях в написании сочинения, хочу помочь вам достойно сдать выпускные экзамены.

II. Вступительная беседа.

Учитель: 

       Перед   нами непростая задача. На сегодняшний день вами накоплен достаточно большой багаж знаний из курса лингвистики. Однако на экзамене вам предстоит не только продемонстрировать конкретные знания, но и проявить творчество. Посмотрите на слайд. Он поможет вам определить тему нашего урока.

- Что объединяет все, помещенное на слайд?

СЛАЙД

Все это знаки препинания

- Это и есть тема нашего урока. «Роль знаков препинания» Мы вспомним основные сведения о знаках препинания, закрепим знания и умения по выполнению творческой работы.

СЛАЙД

III. Основная часть урока.

    Фронтальный опрос с целью закрепления ранее изученного материала.

  Учитель:      

«Прежде чем написать, я задаю себе три  вопроса: что    хочу  написать,   как написать   и   для   чего написать»,  - говорил  Максим  Горький. Если мы научимся    отвечать на эти вопросы, успех придет. Но   кроме этого, вы должны знать, что сочинение- рассуждение   на   лингвистическую  тему,  как    и любой текст, имеет   свой    стандарт, в основе которого лежат требования жанра и стиля. Давайте проверим наш «багаж» знаний.

- Что такое «лингва»?

  («Лингва» - это язык.)

- Что называется лингвистикой?

       (Лингвистика – это наука о языке.)

- Какой раздел изучает знаки препигания?

Сегодня на занятии мы продолжим подготовку к ГИА, будем учиться писать сочинение – рассуждение на лингвистическую тему: …..

На экзамене всегда присутствует эффект неожиданности – вы не можете знать заранее, какое задание вам предстоит выполнить. Поэтому тему вашего сочинения я пока раскрывать не буду.

А для начала давайте обратимся к истории. Посмотрите в словаре Даля. Как трактует он понятие «препинание»?

ПРЕПИНАТЬ, препясть, препнуть что, кого, остановить, задержать в движении; мешать, ставить препоны, помехи; церк. кому: препинаху им в созидании. Не препинай его, не запинай, не мешай поперек. -ся, страдат. возвр. взаимн. Они препинаются, перекоряются, делают все друг другу вперекор. Препнуться ногой, преткнуться. Препинание, препятие, действ. по глаг. Препинательный, к сему относящ. Препинатель, -ница, препинающий в чем-либо кому, кого. Препона ж. препятствие ср. и препятство, помеха, помха, задержка, помешательство в чем, зацепа, затруднение, преграда, остановка, противные делу обстоятельства. Препятствовать кому или чему в чем, мешать, не давать делать, задерживать, останавливать; -ся, страдат. Препятствование ср. действ. по глаг. Препятствователь, кто препятствует чему-либо.

Препинание – в церковнославянском языке значит буквально задержка – это слово родственно таким словам, как препятствие, пнуть, пинать. Знак остановки, задержки речи, паузы.

Вот тут начинается что- то интересное! Препятствие- то, что мешает, задерживает. Что же это получается – знаки препинания – это знаки помехи?

Да, помехи торопливости, бездумному чтению.

Если мы посмотрим на древние рукописные книги, то привычных знаков препинания не обнаружим.

СЛАЙД

Многие думают, что до XV века знаков препинания вообще не было. Знаков, подчиняющихся пунктуационным правилам (например, запятая при однородных членах), действительно, не было. Но знаки паузы были.  В рукописи древней книги можно рассмотреть точки. Они разные: иногда их четыре (ромб), три (треугольник), две (похоже на двоеточие), одна (не внизу строки, а посередине). Они заставляют остановиться, о чём – то или о ком – то подумать, что- то сделать. Это знаки не препинания - препятствия, а поддержки, помощи в трудном деле – чтении и осмыслении текста.

 В настоящее время знаки препинания – это условные графические обозначения, которые используются как средство интонационно-смыслового и грамматического членения письменной речи.

А насколько важны они, знаки препинания, в тексте?

Именно о значении знаков препинания идёт речь в рассказе К.Г.Паустовского «Случай в магазине Альшванга».

-Вам необходимо было прочитать текст самостоятельно

- О чем прочитанный текст?

- Какое событие в нем описывается?

-Какую проблему поднимает автор?

- В чем заключается основная мысль текста

Основная мысль данного текста заключается в том, что знаки препинания помогают пишущему точно и ясно выразить мысли и чувства, а читающему – понять их.

-Прочитайте ключевые фразы текста, подтверждающие основную мысль.

Сколько всего знаков препинания в русском языке? Какие знаки препинания известны вам? Назовите.

Всего знаков препинания 10: точка, запятая, точка с запятой, двоеточие, многоточие, тире, скобки, кавычки, восклицательный и вопросительный знаки.

СЛАЙД

- Какова роль знаков препинания?

Знаки препинания

 - помогают членить текст на предложения;

 - устанавливать связи и отношения между ними;

 - помогают пишущему точно и ясно выразить мысли и чувства, а читающему – понять их.

СЛАЙД

Знаки препинания дают возможность  сказать в письменной речи гораздо больше, чем можно записать буквами. Они помогают выразить различные смыслы слов и окрашивающие их чувства. Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами.

А иногда мы читаем их …  даже вместо слов!

Известен  факт такой «бессловесной» переписки. Виктор Гюго, закончив роман «Отверженные», послал рукопись издателю. К ней он приложил письмо, в котором не было ни одного слова, а только знак: «?» Издатель также ответил письмом без слов: «!»

СЛАЙД

Эта маленькая эпистолярная шутка оказалась возможной потому, что оба участника переписки умели не только ставить, но и «читать», т.е. хорошо понимать знаки препинания.

Если  знак пропущен или поставлен неправильно, то  это может привести к серьезным искажениям смысла. Один «пунктуационный» анекдот повествует о путешественнике, который в момент опасности пообещал «поставить статую золотую, пику держащую». Но, когда опасность миновала, ему не захотелось раскошеливаться на статую из золота, и он дал распоряжение: Поставьте сами знак  «Поставьте статую, золотую пику держащую».

СЛАЙД

Так он, ни одним словом не нарушив своего обещания, переносом запятой сильно сократил свои расходы.

А вы помните эту историю?

Представьте себе человека, который со страхом ждет судебного приговора. Приговор готов: казнить нельзя помиловать…

Однако подсудимый по-прежнему не знает, казнят его или подарят жизнь. Решите его судьбу. Она будет зависеть от ... знака препинания. От того, в каком месте вы его

- Какие функции выполняют знаки препинания?

Разделительную (точка, запятая, тире, двоеточие, вопросительный и восклицательный знаки) и выделительную (запятые, тире, скобки, кавычки)

СЛАЙД

Давайте потренируемся.

Найдите в тексте предложение. Прочитайте его.

Я забрал рукопись Соболя с собой в магазин Альшванга, чтобы прочесть ещё раз.

Почему в этом предложении стоит запятая?

Эта запятая разделяет простые предложения в составе сложного.

Верно, значит какую функцию она выполняет?

Запятая выполняет разделительную функцию.

Найдите в тексте предложение. Прочитайте.

Ложь,- крикнул Соболь,- брехня, я всё равно узнаю, кто трогал!

Почему в конце предложения стоит восклицательный знак?

Этот знак ставится в конце предложения, обозначая его границу.

Верно, какую функцию он выполняет.

Восклицательный знак выполняет разделительную функцию.

Хорошо, а ещё что помогает передать  этот знак?

Восклицательный знак  помогает герою передать эмоции, это восклицательное предложение.

Почему в 4 предложении слово «безусловно» обособлено с двух сторон запятыми?

Это вводное слово.

Какую функцию выполняют запятые в этом предложении?

В этом предложении запятые – выделяющий знак.

Микроитог Ваши грамотные ответы позволили мне убедиться, что вы достаточно хорошо знаете теоретический материал. Теперь пора приступить к творчеству.

- Что предполагает сочинение на лингвистическую тему?

       (Сочинение на лингвистическую тему предполагает рассуждение по вопросам языкознания.)

 - Как строится сочинение-рассуждение?

В сочинении-рассуждении выделяются три части:

а) тезис – это главная мысль автора текста, которую нужно доказать или опровергнуть;

б) доказательства (или опровержения), т.е. аргументы, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения;

в) вывод, или заключение.)

  - Какие требования предъявляются к каждой части

а) Тезис должен быть доказуемым и четко сформулированным;

б) аргументы должны быть убедительными (чем яснее они изложены, тем неотразимее все рассуждение);

в) вывод должен быть бесспорным.)


   Теперь мы твердо знаем структуру сочинения-рассуждения и требования к каждой его части. Но не менее важно внимательно прочитать задание С.2.1 и научиться извлекать из него полезную информацию. Проанализируйте задание С.2.1., предложенное на странице____ пособия

  - Как писать сочинение?

а) Нужно повторно (после решения тестов) прочитать текст;

б) найти и привести 2 примера из прочитанного текста, доказывающие тезис;

в) приводя примеры, указывать номера нужных предложений или применять цитирование;

г) объем сочинения должен составлять не менее 50 слов;

д) сочинение писать аккуратно, разборчивым почерком.)

Работа в группах

Уважаемые   ученики!   Вашему вниманию  предлагаю   свое сочинение по теме «Зачем нужны знаки препинания?» (Сочинение на экране, текст на партах.) 

 Ребята!    Вам  предстоит оценить предложенную работу.    Помните!    Оценивается            не общее  впечатление,  а работа в соответствии со строгими критериями.  Критерии раздать. Текст на доске

Учитель:   Оцените     работу. По  каждому     критерию поставьте баллы.

Выступления представителей групп

Микроитог

- Вам удалось справиться с непростым заданием. Теперь вам предстоит самостоятельно написать сочинение-рассуждение.

- Что происходит со знаками препинания в Интернет-переписке?

При анализе текстовых сообщений в Интернет-чатах, переписки в ICQ мы убедились, что, действительно, в этих текстах крайне мало знаков препинания. Пишущие стремятся общаться быстро, им некогда задумываться о постановке знаков препинания. В молодежном общении количество знаков препинания сокращается по причине безграмотности, из-за недостатка времени для проверки грамотности или чтобы не выделяться. Другая особенность письменного общения в молодежной среде: переизбыток знаков препинания с целью выражения эмоций пишущего.

В ходе нашего исследования мы заметили интересную особенность: в последнее время знакам препинания возвращается их первоначальное назначение – появляются комбинаций знаков препинания, означающие эмоции.

Разместить знаки на доске

-   )   :

-Что вы можете сказать об этих знаках?  Часто ли в Интернет-переписке употребляются эти знаки?

СЛАЙД

Скотт Фалман, изобретатель смайлика, видимо, склонен часто улыбаться. Именно ему приписывают авторство этих средств передачи эмоций

Это всем знакомые смайлики

:-)      Улыбаюсь, шучу.
;-)      Улыбаюсь и подмигиваю.
:-(      Хмуpое лицо.
:-I      Лицо, которое ничего не выражает.
:->     Насмешливое лицо.
:-О    Удивленное лицо.

СЛАЙД

Я предлагаю вам написать сочинение-рассуждение на тему "Считать ли смайлик знаком препинания?"

Естественно, что речь идет не о СРЛЯ, а об интернет-варианте языка с использованием различных пиктограмм. Смайлики состоят из знаков препинания, совокупность знаков препинания назвали пунктуацией, одно из назначений пунктуации - графическая организация печатного текста... А смайлики же организуют текст? "

-Поможет выполнить работу шаблон сочинения, в котором отражены все ключевые моменты, о которых вы говорили.

СЛАЙД

Всех переплюнула реклама одного из провайдеров сотовой связи, когда из знаков препинания складываются целые картины.

СЛАЙД

Что ждет знаки препинания? То ли еще будет! Мы уверены: За знаками препинания – будущее!

IV. Итог урока.

Учитель:

           Сегодня мы закрепляли наши умения и навыки в написании сочинения на лингвистическую тему. Я думаю, что в ходе обсуждения вы заметили, что формы выражения мысли в устной и письменной речи различны. Требования к письменному тексту диктуют необходимость точного выбора того или иного слова, его формы, нужной синтаксической конструкции, употребления речевого оборота, стиля и способа изложения материала. Это сделать нелегко. Но чем чаще будем писать подобные работы. Тем лучше будет получаться. Поэтому домашнее задание станет продолжением  урока.

V. Домашнее задание: 

Написать сочинение на одну из предложенных тем:

1.    Как пополняется словарный состав русского языка?

2.     Никуда без словаря.

3.     Пульс в слове.

4.     Вежливые слова.

5.     Зачем нужны падежи?

Все мы бываем и в роли пишущих, и в роли читающих, поэтому знаки препинания должны быть едиными для всех людей, пользующихся языком. Знание пунктуации- залог осуществления главной функции языка – успешного общения людей.

Предлагаю вам в качестве поощрения за хорошо проведенный урок смайлики. Желаю, чтобы слова, помещенные на них, стали для каждого из вас реальностью!

Спасибо за работу,  до свидания.

             



Предварительный просмотр:

Зачем нужна пунктуация? Я считаю, что пишущий должен твёрдо знать, какой смысловой оттенок он хочет придать своему высказыванию и отдельным его частям и какими приёмами он должен для этого воспользоваться.

В данном тексте автор употребляет разные знаки препинания. Но больше всего запятых. В предложении ( ) знаки препинания употребляются внутри предложения, запятые выделяют вводное слово. А в предложении ( ) запятые разделяют три простых предложения в составе сложноподчиненного. Есть в тексте и восклицательный знак. Автор с его помощью выражает своё восхищение. Очень экспрессивный восклицательный знак. Если бы его не было, то это предложение потерялось бы в тексте, и мы не обратили бы на него внимания.

Прав был К.Паустовский, сравнивая знаки препинания с нотными знаками: они руководят интонацией, помогают автору оформить мысли и передать чувства, а читателю понять их. Без знаков препинания такое общение было бы затруднительным. А сомневающимся можно предложить эксперимент: уберите из текста все запятые, тире, точки – словом, все знаки, попробуйте прочитать. Думаю, вы поймёте, почему в языке возникла система знаков препинания.

Зачем нужна пунктуация? Я считаю, что пишущий должен твёрдо знать, какой смысловой оттенок он хочет придать своему высказыванию и отдельным его частям и какими приёмами он должен для этого воспользоваться.

В данном тексте автор употребляет разные знаки препинания. Но больше всего запятых. В предложении ( ) знаки препинания употребляются внутри предложения, запятые выделяют вводное слово. А в предложении ( ) запятые разделяют три простых предложения в составе сложноподчиненного. Есть в тексте и восклицательный знак. Автор с его помощью выражает своё восхищение. Очень экспрессивный восклицательный знак. Если бы его не было, то это предложение потерялось бы в тексте, и мы не обратили бы на него внимания.

Прав был К.Паустовский, сравнивая знаки препинания с нотными знаками: они руководят интонацией, помогают автору оформить мысли и передать чувства, а читателю понять их. Без знаков препинания такое общение было бы затруднительным. А сомневающимся можно предложить эксперимент: уберите из текста все запятые, тире, точки – словом, все знаки, попробуйте прочитать. Думаю, вы поймёте, почему в языке возникла система знаков препинания.



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

 

         



Предварительный просмотр:

                               



Предварительный просмотр:

                                 



Предварительный просмотр:

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (С2.1)

Баллы

С1К1

Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос

Экзаменуемый дал обоснованный ответ на поставленный вопрос, указав 2 (или более) разные функции знаков препинания.

2

Экзаменуемый дал обоснованный ответ на вопрос в целом, но указал только 1 функцию знаков препинания.

1

Экзаменуемый не сумел дать обоснованный ответ на поставленный вопрос и не указал ни одной функции знаков препинания.

0

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (С2.1)

Баллы

С1К2

Наличие примеров-аргументов

Экзаменуемый привёл 2 примера из текста, которые иллюстрируют 2 разные функции знаков препинания.

2

Экзаменуемый привёл 2 примера из текста, которые соответствуют обоснованиям и иллюстрируют 1 функцию знаков препинания, или

экзаменуемый привёл 1 пример из текста, соответствующий обоснованиям и иллюстрирующий 1 функцию знаков препинания,

или экзаменуемый привёл 1 или 2 примера не из текста, однако примеры иллюстрируют 1 – 2 функции знаков препинания.

1

Экзаменуемый привёл 1 или 2 примера из текста, однако они не соответствуют обоснованиям, или

экзаменуемый не привёл ни одного примера, иллюстрирующего функции знаков препинания.

0

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (С2.1)

Баллы

С1К3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью,  речевой связностью и последовательностью изложения:

- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

- в работе нет нарушений абзацного членения текста.

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

но допущена 1 логическая ошибка,

и/или  в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

Но  допущено более 1 логической ошибки,

и/или  имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.

0

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (С2.1)

Баллы

С1К4

Композиционная стройность работы

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет.

1

Работа лишена композиционной стройности, продуманности и завершённости.

0



Предварительный просмотр:

Сочинение – рассуждение

 «Можно ли считать смайлики знаком препинания?»

Вступление ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тезис_______________________________________________________________________________________________________________________________

Во-первых, ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Примером может служить ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Во-вторых, ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Об этом свидетельствует ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Таким образом __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знаки препинания. Второе знакомство.(Функции знаков препинания).5 класс.

При изучении темы "Пунктуация" пятиклассники знакомятся с функциями знаков препинания. Это первый шаг в подготовке к написанию сочинения ГИА. Надеюсь, что материал поможет в изучении данной темы....

Урок русского языка в 8 классе на тему: «Выделительные знаки препинания при вводных единицах языка: вводных словах и предложениях, обращении и междометиях. Одиночные и парные знаки препинания"

Урок построен по технологии критического мышления. Форма урока - работа с информационным текстом. Тип урока повторительно – обобщающий...

Постановка знаков препинания.Знаки препинания при обособленных членах предложения

В презентации представлен материал по подготовке учащихся 11-х классов к успешному выполнению ряда заданий ЕГЭ по русскому языку.Деятельность учащихся под руководством педагога направлена на повторени...