Конспект урока по русскому языку в 5 классе "Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Данный материал представляет разработку урока в 5 классе по теме "Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я"  Урок разработан с учетом метапредметных компетенций. Цель урока - актуализировать и восстановить знания о двойной роли букв е,ё,ю,я. В материале выделены этапы урока, представлены практические задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект49.5 КБ
Office presentation icon презентация к уроку1.2 МБ

Предварительный просмотр:

            Тебенькова Елена Николаевна,

учитель русского языка и литературы

КОГОБУ СШ с УИОП пгт Афанасьево

2018г                              

   Конспект урока

Тема урока: Двойная роль  букв е, ё, ю, я.

Цель деятельности учителя: актуализировать и восстановить знания о двойной роли букв е, ё, ю, я; развить навыки определения фонетических позиций, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука.

Тип урока: комбинированный

Планируемые образовательные результаты:

  • предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать звуковое значение букв е, ё, ю, я в разных фонетических позициях; уметь различать звуковое значение букв е, ё, ю, я в разных фонетических позициях, объяснять, почему в русском языке 6 гласных звуков и 10 букв, их обозначающих;
  • метапредметные (компоненты культурно- компетентностного опыта): способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять их; умение поставить цель и организовать ее достижение, рефлексивное мышление.
  • личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком, исследовательский метод, создание проблемной ситуации, индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока

Реализуемая программа:  по русскому языку для  5-9 классов .Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский и др./ Москва.:Просвещение 2013

УМК:    Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразовательных  учреждений. В 2ч. Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба, Н.В.Ладыженская.

1.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Эмоциональная психологическая и мотивационная подготовка уч-ся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово.

-Здравствуйте, ребята! Встали все прямо, улыбнулись мне, друг другу, садитесь.

Я хотела начать урок с пословицы, но она рассыпалась.(везде применение умение найдет) 1 слайд

Помогите мне её собрать (Умение везде найдет применение.) 2 слайд

-Произведите синтаксический разбор предложения. (У доски работает ученик)

2. Актуализация и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.

- Много на свете разных стран. Но ту страну, в которую мы сегодня отправимся, вы не найдете на карте, хотя с ее жителями мы встречаемся на каждом уроке. Она называется Фонетика

- Ребята, а как зовут жителей этой страны? (звуки, буквы)

-Чем отличается звук от буквы? ( звук произносим, а букву пишем)

-Сколько букв в алфавите? (33 буквы)

Сколько гласных букв? (10)  

-Почему гласных букв 10, а звуков гласных 6 ?

Учащиеся испытывают затруднения при ответе.3 Слайд 

3. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднений

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Проверка заданий. Беседа по вопросам

- Сегодня мы будем работать с необычными буквами в русском языке: е, ё, ю, я

-А в чем их необычность? (могут обозначать 2 звука и 1 звук, указывают на мягкость)

-Какова тема нашего урока?

Формулируем вместе тему. Записываем на доске и в тетрадях. Двойная роль букв е,ё,ю,я.

4 слайд

-А чему мы должны научиться? (узнать ,в каких позициях буквы е,ё,ю,я обозначают 2 звука, а когда 1 звук)

4.Практическая деятельность по реализации построения проекта

-Ребята, давайте решим небольшую исследовательскую задачу. Обратимся к словам и определим, от каких условий будет зависеть двойная роль букв е,ё,ю.я.  5 слайд

Прочитайте все слова.

Мера

Полёт

Клюв

сяду

Ем

Ёлка

Юг

яблоко

Боец

Прём

Каюта

стоят

Отъезд

Вьюга

Обезьяна

льёт

-Назовите слова, в которых е,ё,ю,я стоят:

1) в начале слова( 2 столбик)

2) после гласной (3 столбик)

3) после разделительного ь и ъ (4 столбик)

-Что обозначают буквы е,ё,ю,я в этих случаях?Произнесём медленно,протяжно. Что слышим?е- [й’э], ё-[й’о ], ю- [ й’у ], я-[ й’а]

Вывод: буквы обозначают 2 звука. Запишите их.

-В каких словах названные буквы стоят после согласной? (1 столбик)

-Что обозначают в этих случаях? ( [э ]  [о ] [ у] [ а] ) Запишите, проверьте записи со сладом. 6 слайд

-А теперь, ребята, поработайте в парах и сформулируйте правило, когда эти буквы обозначают 2 звука, а когда 1 звук. (Формулируют правило)

-Обратимся к учебнику стр 142 , читаем правило.

-Совпали наши выводы с правилом?

-Найдите в предложении, которое мы записали, слова, в которых звуков больше , чем букв.( умение, применение)

-Обратимся к слову везде. Какую роль играет здесь буква е? ( обозначает звук [э ]), а ещё? (смягчает согласный звук)

5.Первичное закрепление

- Подведем итог наших исследований, попробуем составить таблицу

 Работают над составление таблицы.(слайд 7) Формулируют собственные мысли, делают вывод

Индивидуальная и  групповая работа.

-Сверим нашу таблицу с обобщающей таблицей «Двойная роль букв е, ё, ю, я» (слайд8)

6.Физкультминутка

- Устали? Немного поиграем. Я называю слова. Если гласные обозначают два звука, приседают девочки, если один звук, то приседают мальчики.

Юнга, хлеб, барьер, люстра, пень, клюква, память, ружье, озеро, памятник, вьюга, свекла, каюта, пень, баян,бельё.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Самостоятельное выполнение разных по сложности упражнений, подобранных учителем

1.Распределительный диктант (работа в парах)

Задание. Распределите слова в 2 столбика:

1) буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 звук,

2) буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука.

Мёд, еда, якорь, каюта, лес, тепло, ёлка, тень, люди, вьюга, льёт, летит, лямка, яма, баян, река, баня.(слайд9)

(Слайд 10) меняемся тетрадями , проверяем.

2.Упражнение – загадки.

Задание: отгадайте слово, запишите его, определите, сколько букв и звуков в словах.

  • Что больше всего на свете любит медведь? (мёд)
  • Какая рыба начинается на Ё? (ёрш)
  • Куда улетают птицы? (юг)
  • Самый младший матрос на судне?(юнга)

(Слайд 11) ( мёд- [ м’от  ], ёрш- [ й’о`рш ], юг -[ йу’к ] , юнга- [ й’у`нга ]

-Молодцы, ребята! И с этим заданием вы справились прекрасно.

8.Рефлексия учебной деятельности (подведение итогов урока)

Заключительная беседа по вопросам

-Что нового узнали на уроке?

- Какие трудности у вас появились в процессе работы?

- Понравилось ли вам на уроке? Выберите полоску и покажите мне.

-Давайте оценим работу одноклассников.

9.Задание на дом.

1) Кто узнал, что буквы е,ё,ю,я обозначают 1 или 2 звука,какие звуки могут обозначать, но не до конца научился различать позиции, в которых эти буквы обозначают 1или 2 звука,выполните упр.311.

2)Кто научился различать позиции, в которых е,ё,ю.я обозначают 1 или 2 звука, то скажите себе: « Я работал хорошо» и выполните упр.312

3) Кто научился различать позиции, в которых е,ё,ю.я обозначают 1 или 2 звука, и может объяснить товарищу,выполните упр.314.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Везде, применение, умение, найдет

Слайд 3

Умение везде найдет применение.

Слайд 4

звуки: а, о, у, и, ы, э буквы : а, о, у, и, ы, э, . е, ё, ю, я Гласные

Слайд 6

Мера ем боец отъезд Полёт ёлка приём вьюга Клюв юг каюта обезьяна Сяду яблоко стоят ружьё

Слайд 7

Ё- [ й ’ о ] Е- [ й ’ э ] Ю- [ й ’ у ] Я- [ й ’ а ] Ё- [ о ] Е- [ э ] Ю- [ у ] Я- [ а ]

Слайд 8

Двойная роль букв е, ё, ю, я

Слайд 9

Обозначает 2 звука Обозначает 1 звук Смягчает согласный [ й ’ о ] [ й ’ э ] [ й ’ у ] [ й ’ а ] [ о ] [ э ] [ у ] [ а ] В начале слова (яма) После гласных (баян) После ъ и ь (съел, въюга) После согласных (люк) Двойная роль букв е, ё, ю, я

Слайд 10

Самостоятельная работа. Распределите слова в 2 столбика: Мёд, еда, каюта, якорь, лес, тепло, ёлка, тень, люди, вьюга, льёт, летит, лямка, яма, баян, река, баня

Слайд 11

Мёд еда Лес якорь Тепло каюта Тень ёлка Люди вьюга Летит льёт Лямка яма Баня баян река

Слайд 12

Мёд- [ м ’ от ] Ёрш- [ й ’ орш ] Юг- [ й ’ ук ] Юнга- [ й ’ унга ]

Слайд 13

Спасибо за активную работу на уроке! Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе "Буквы ч и щ в суффиксе - чик (-щик)".

Урок усвоения нового знания с элементами деятельностного метода. Новые знания не давались в готовом виде. Учащиеся "открывали" их сами в поцессе самостоятельной исследовательской деятельности....

Конспект урока по русскому языку «Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных»

Данный конспект урока предназначен для 6 класса, используется учебник "Русский язык"  М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская,  Л.А. Тростенцова и др. Урок сопровождается компьютерной презентацией, п...

План-конспект урока по русскому языку Тема урока: «Правописание букв н – нн в именах прилагательных, образованных от существительных»

Цель урока: изучить правила правописания н и нн в суффиксах имен прилагательных, актуализировать знания учащихся по теме. Предметная:- формирование умения правильного написания  Н и Н...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе _Буквы О-А в корнях -раст-, -ращ-, -рос-_.

Конспект урока по русскому языку в 5 классе _Буквы О-А в корнях -раст-, -ращ-, -рос-_....