Русский язык класс 5 "Синонимы"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Шилова Ольга Ивановна

Раскрытие темы "Синонимы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Все о синонимах25.18 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «СИНОНИМЫ»

 

Аннотация. Урок направлен на совершенствование умения находить синонимы в тексте, правильному употреблению их в речи, развитию интереса учащихся к изучению русского языка.

Ключевые слова: русский язык, школьное образование.

Цели урока:

1. Научить находить синонимы в тексте и правильно использовать их вречи.

2. Содействовать формированию навыков самостоятельной работы учащихся.

3. Развивать интерес учащихся к изучению русского языка, память, логическое мышление, быстроту реакции.

Задачи урока:

Обучающие: Употреблять нужный синоним в зависимости от разных целей, сформировать навыки самостоятельной работы, добиться более глубокого и прочного освоения изучаемой темы.

Развивающие: развитие логического мышления, памяти, внимательности.

Воспитательные: развитие познавательного интереса, логического мышления, усиление познавательной мотивации осознанием ученика своей значимости в образовательном процессе.

Методы работы: словесный, наглядный, практический метод самостоятельной работы, работа в группах, парах.

Формы организации учебной деятельности учащихся: общеклассная, фронтальная, дифференцированная.

Ход урока:

Орг. момент

I.                  Учитель:

Итак, какая же тема нашего сегодняшнего урока?

А что такое синонимы?

Нам будет помогать Медвежонок, который охраняет и не впускает замок. Он нас пропустит, если мы выполним все его задания

II.               Синтаксическая пятиминутка.

В сказке про Вини - Пуха есть такой отрывок: собираясь в экспедицию на Северный полюс, Кристофер Робин хочет захватить с собой еду. Он говорит Вини- Пуху:

- Ты бы лучше сказал всем остальным, чтобы они собирались, пока я  почищу ружьё. И ещё надо не забыть провизию.

- Про что не забыть?

-Не про что, а то, что едят.

- А-а! – сказал Пух радостно.- А мне показалось, что ты говорил про какую-то визию. Тогда я пойду и скажу им всем.

 Вини-Пух не знает слова «провизия». А вы слышали такое слово? Что оно означает?

Как ещё можно назвать еду?

 (Продовольствие, провиант, продукты, снедь) 

Учащиеся выписывают в столбик слова синонимичные слову «провизия»; приводят еще примеры слов с идентичным значением.

III.            Чтение отрывка из стихотворения.

Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.
Бураны, вьюги и метели,
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они! –
Так проворчал мороз угрюмый
И речку в лед сковал без шума.
Дуб дождя и ветра не боится.
Кто сказал, что дубу страшно простудиться.
Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый,
Значит, дуб выносливый, значит, закаленный.
Приятелей много, а друга нет.

Учитель: Почему вы решили, что это синонимы?

Какой частью речи являются синонимы в 1-ой группе?

Во второй?

А в третьей?

Что сильнее – буран или метель?

Чем отличаются метель, пурга, буран, вьюга как явление природы?

 (На доске: Загрустить – затужить, печаль, закручиниться, пригорюниться).

Какое слово здесь лишнее?

Подберите глагол – синоним с корнем «печаль» - запечалиться.

Итак, какими частями речи могут быть синонимами?

https://e.mail.ru/thread/0:15300458660000000274:0/

 

IV.           Формулирование темы и цели урока.

Молодцы! Как вы думаете, какова будет тема нашего урока, и что мы сегодня на уроке будем изучать?

Учитель: Слово «Синонимы» образовалось от греческого слова sinоnimos - «одинаковый, одноимённый»               

По-гречески часть «ним» означает «имя» 

Греческая приставка СИН- (СИМ) встречается во многих словах: симфония, симпатия, синтаксис, синтез и др.  Она очень крепко срослась с корнем и перестала выступать как приставка, но все эти слова несут в себе оттенок её значения – «общность, совместимость»

 Учитель: Русский язык богат синонимами. Например, для обозначения чего-либо небольшого по размеру в речи используются прилагательные: небольшой, маленький, крошечный, микроскопический, карликовый, а большого по размеру -большой, громадный, огромный, гигантский и др.

Все эти слова - синонимы.

- Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет  - что обозначают эти слова? (одно и то же, но по-разному)

- Подберите синонимы к словам    

- Что мы можем сказать о них? Чем они похожи, что обозначают?    

 Вывод: синонимы обозначают один и тот же предмет, одно и то же действие.

И снова появился Медвежонок. Что же он нам говорит? А говорит нам, чтобы мы нашли синонимы в первом и во втором столбиках и соединили их стрелками.

https://e.mail.ru/thread/0:15300458660000000274:0/

А что означает слово «бегемот»? Подберите к нему синоним. Чтобы правильно ответить на этот вопрос, откроем учебник на стр. 137 и прочитаем стихотворение С.Я.Маршака про бегемота.

Уговорились я и мама
Дождаться выходного дня
И посмотреть ги-ги-то-пама…
Нет, ги-попо-тото-попама…
Нет, ги-тото-попо-потама…
Пусть мама скажет за меня!
Вошли в открытые ворота
И побежали мы вдвоем
Взглянуть на ги.. на бегемота.
Мы чаще так его зовем.
Я думаю, гиппопотама
Зовут так трудно для того,
Чтоб сторож из глубокой ямы
Пореже вызывал его.

Учитель:  Прочитайте про себя.

         Прочитай, пожалуйста, вслух.

         А знаете ли вы, почему резинку называют ластиком?

Итак, какой вывод можно сделать из всего сказанного про бегемота и про резинку? Чем они отличаются друг от друга?

V. Игра

Посмотрите, снова появился Медвежонок, что же на этот раз он нам предлагает. А предлагает нам поиграть в игру «Лови - назови». На ваших столах лежат слова, сначала придумайте к ним синонимы, и когда я буду вам подбрасывать мячик ваша задача поймать и назвать к этому слову синоним.

Дорога, мокрый, неправда, свидание, жаркий, автомобиль, аромат, битва, болезнь, холод, горе, медленно, вежливый, дружба, имя.

VI. Игра «Собери яйца в гнездо».

Даны слова в беспорядочном состоянии, которые надо собрать и положить в гнездо.

1 команда

2 команда

3 команда

4 команда

беседа

прекрасный

ободриться

объективно

диалог

живописный

бодрить

беспрестанно

переговоры

прекрасный

ожить

непредубежденно

разговор

миленький

взбодриться

нелицеприятно

собеседование

хорошенький

встряхнуться

справедливо

 

 

VII. Самостоятельная работа с учебником. Упражнение 349

VIII.     Закрепление материала.

Учитель: Что же вы узнали на уроке о синонимах?.

1. В русском языке много слов-синонимов. Они  наши большие друзья и помощники. Синонимы – могучее средство, с помощью которого можно разнообразно и выразительно высказать свои мысли во всех стилях речи. Синонимы используются для преодоления неоправданного повторения одного и того же слова. Употребляются синонимы и для связи частей текста. Синонимы делают нашу речь яркой и эмоциональной.

2. Задание: докажите, пользуясь в нужных случаях материалом для справок и словарем, что данные ниже слова-синонимы.

Метель, пурга, буран;  зной, жара; дорожка, тропинка; алфавит, азбука

Для справок: высокая температура воздуха; снежная буря; перечень букв в определенном порядке; узкая полоска земли.

- По словарю синонимов определите  лексическое значение в первой группе слов.

(Пурга – сильная снежная буря на открытых пространствах)

(Метель – снежная буря, сопровождаемая сильным ветром в одном направлении)

(Буран – метель в степи, на открытых местах)

Вывод делают учащиеся: (все эти слова называют одно и то же явление – снежную бурю, но разными словами).

IX.           Рефлексия.

1)                Что из того что говорили на уроке,вам было уже знакомо?

2)                Какую новую информацию вы получили?

3)                Что вызвало у вас вопросы,было непонятно?

X.              Итоги урока.

Подведение итогов урока, выставление оценок.

XI.           Домашнее задание.

  Упражнение 353;

  найти и выписать из художественного произведения синонимы;

  стихотворение. Незнайка неправильно переписал стихотворение. Помогите ему исправить ошибки;
Очень-очень странный вид:
Речка за окном
Горит,
Чей-то дом
Хвостом виляет,
Песик
Из ружья стреляет,
Мальчик,
Чуть не слопал
Мышку,
Кот в очках
Читает книжку,
Старый дед
Влетел в окно,
Воробей
Схватил зерно
Да как крикнет,
Улетая:
– Вот что
значит
Запятая!
(Б.Заходер)

Благодарю всех за активное участие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края   ...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...