урок русского языка в 9 классе
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Разработка урока русского языка в 9 классе на тему "ССП с соединительными союзами"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 9 классе
Тема: Сложносочиненные предложения с соединительными союзами.
Цели урока:
Образовательные: расширить знания учеников о сложносочиненном предложении; совершенствовать навыки постановки знаков препинания в ССП; совершенствовать знания учащихся о смысловых отношениях между частями СП;
Развивающие: развивать интеллектуальные умения анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения; развивать умения создавать схемы СП; развивать пунктуационную зоркость.
Воспитательные: воспитывать языковое чутьё, бережное отношение к языку; прививать любовь к языку на примере художественных текстов.
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал; учебники;
Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная.
Ход урока
- Организационный момент
Друзья, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда
Сиянье ваших милых глаз.
Я знаю, каждый в классе гений,
Но без труда- талант не впрок,
Скрестите шпаги ваших мнений-
Мы вместе сотворим урок.
- Здравствуйте, дорогие ребята! Ребята, а ну-ка, все дружно улыбнёмся друг другу, чтобы сразу же настроение у нас поднялось.
Итак, начинаем урок с нашей постоянной рубрики «Повторенье-мать ученья»
-Какие предложения называются сложными?
-Назовите виды сложных предложений.
-Какие предложения называются сложносочиненными?
-Как делятся ССП по союзам и значению? Слайд
Лингвистическая разминка. Задание: расставьте ударения в словах слайд
кухонный
каталог
газопровод
оптовый
сливовый
красивее
включить
черпать
вовремя
балуясь
балованный
Самопроверка. Слайд
II. Мотивация к учебной деятельности и определение темы урока. Создание проблемной ситуации.
Задание по карточкам: прочитайте предложения. Выделите в них грамматическую основу. Скажите, в чем разница между этими предложениями. В каких из них союзы соединяют однородные члены предложения.
- Никто еще до Левитана не воспроизводил на холсте чарующую красоту русской природы с таким проникновением, с таким глубоким и тонким пониманием.
2.У Левитана рано открылось дарование художника, и его приняли в Московское художественное училище.
- Ознакомление с темой и целью урока:
Сегодня мы с вами познакомимся с ССП с соединительными союзами.
Откройте тетради, запишите сегодняшнее число.
Объяснение нового материала.
По аналогии с сочинительными союзами ССП делятся на 3 группы (слайд №4 )
Каждая группа предложений отличается значениями, которые может передавать.
- Какой вывод вы можете сделать, посмотрев на экран?
- Какие союзы относятся к соединительным? (и, да (=и), ни…ни, тоже, также)
- Какое значение имеют ССП с соединительными предложениями? (ССП с соединительными союзами выражают одновременность и последовательность, а также причинно-следственные отношения)
Задание:
Внимательно прочитайте и определите значения предложений (слайд №5)
1.Шёл снег, и был мороз по утрам.(одновременность)
2.Занавес поднялся, и начался спектакль. (последовательность)
3.Месяц светил в окно, и луч его играл на земляном полу.(одновременность)
4.Отгремел грозами июль, и лето вдруг сразу перемахнуло на осень.(последовательность)
5.Антон ударил по лошадям, и они выехали со двора. (А.С. Пушкин) (Причинно-следственная связь)
6.Ночью долго бушевала гроза и лил дождь как из ведра. ( (одновременность)
- Сделайте синтаксический анализ этого предложения, определите главные и второстепенные члены предложения.
-Почему между двумя предложениями нет никакого знака препинания?
- Когда бушевала гроза? Когда лил дождь?
-Какой вывод мы можем сделать? ( Если предложения, входящие в ССП с одиночными соединительным или разделительным союзом, имеют общий второстепенный член, запятая между ними не ставится.)
Физкультминутка. Ребята, а сейчас минута отдыха.
Послушаем музыку.
Работа над теоретическим материалом. Стр.38
Вопрос:
-Что нового узнали ? Расскажите друг другу.
Закрепление нового материала.
Работа с учебником. Выполнение упражнений.
Задание: вып. упражнение 63, запишите ССП, подчеркивая грамматические основы и ставя запятую между простыми предложениями в сложном (1-3 предл.)
Взаимопроверка.
Работа с раздаточным материалом.
Из данных простых предложений сделайте сложносочиненные предложения с соединительными союзами.
1. Глядел мальчик очень умно . В голосе у него звучала сила.
2. Раздался легкий свист. Дубровский умолк.
3. Вскоре после восхода набежала туча. Брызнул короткий дождь.
5. Домашнее задание: 1 группа- упражнение 64 (выпишите ССП, подчеркните главные члены предложения, расставьте знаки препинания)
2 группа- выпишите из повести А.С.Пушкина “Капитанская дочка” 5 ССП с соединительными союзами
6. Подведение итогов урока. Рефлексия. Оценки.
- Что нового узнали на уроке?
- Какие союзы встречаются в ССП?
- Какие соединительные союзы вы знаете?
- В каком случае запятая между предложениями в ССП не ставится?
кухонный
каталог
газопровод
оптовый
сливовый
красивее
включить
черпать
вовремя
балуясь
балованный
кухонный
каталог
газопровод
оптовый
сливовый
красивее
включить
черпать
вовремя
балуясь
балованный
кухонный
каталог
газопровод
оптовый
сливовый
красивее
включить
черпать
вовремя
балуясь
балованный
1.Никто еще до Левитана не воспроизводил на холсте чарующую красоту русской природы с таким проникновением, с таким глубоким и тонким пониманием.
2.У Левитана рано открылось дарование художника, и его приняли в Московское художественное училище.
1.Никто еще до Левитана не воспроизводил на холсте чарующую красоту русской природы с таким проникновением, с таким глубоким и тонким пониманием.
2.У Левитана рано открылось дарование художника, и его приняли в Московское художественное училище.
1.Никто еще до Левитана не воспроизводил на холсте чарующую красоту русской природы с таким проникновением, с таким глубоким и тонким пониманием.
2.У Левитана рано открылось дарование художника, и его приняли в Московское художественное училище.
Работа с раздаточным материалом.
Из данных простых предложений сделайте сложносочиненные предложения с соединительными союзами.
1. Глядел мальчик очень умно . В голосе у него звучала сила.
2. Раздался легкий свист. Дубровский умолк.
3. Вскоре после восхода набежала туча. Брызнул короткий дождь.
Работа с раздаточным материалом.
Из данных простых предложений сделайте сложносочиненные предложения с соединительными союзами.
1. Глядел мальчик очень умно . В голосе у него звучала сила.
2. Раздался легкий свист. Дубровский умолк.
3. Вскоре после восхода набежала туча. Брызнул короткий дождь.
Работа с раздаточным материалом.
Из данных простых предложений сделайте сложносочиненные предложения с соединительными союзами.
1. Глядел мальчик очень умно . В голосе у него звучала сила.
2. Раздался легкий свист. Дубровский умолк.
3. Вскоре после восхода набежала туча. Брызнул короткий дождь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...

Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....