Конспект урока русского языка в 6 классе "Употребление безличных глаголов"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Посыпкина Елена Юрьевна

Тема "Употребление безличных глаголов" является довольно сложной для изучения. Данный материал поможет учителю тщательно подготовиться к уроку, выбрав для детей оптимальные по трудности задания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 Челсменская основная общеобразовательная школа

Галичского муниципального района

Конспект урока

русского языка в 6 классе

на тему:

 «Употребление безличных глаголов».

                                                                      Разработала

                                                                                         учитель русского языка

                                                                         и литературы

                                                                                Посыпкина Елена

                                                                  Юрьевна

2017 год


Цель урока: познакомиться с употреблением в речи безличных глаголов и личных глаголов в значении безличных.

Задачи урока:

  1. Образовательные: прививать умение употреблять безличные глаголы; проанализировать синтаксические конструкции, в которых личные глаголы употребляются в значении безличных; прививать умения отличать безличные глаголы от личных; совершенствовать умение строить высказывания с безличными глаголами; повторить орфограммы (НЕ с глаголами; -тся и -ться в глаголах).
  2. Воспитательные: воспитывать интерес к самостоятельному исследованию языковых явлений, понятий, воспитывать культуру речи, чувство прекрасного.

3. Развивающие: развивать логическое и творческое мышление, память, воображение; развивать речь, умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы на основе наблюдений, овладевать научным стилем речи.

Оборудование:

  1. Учебник «Русский язык. Практика. 6 класс» под ред. Г. К. Лидман-Орловой (М., «Дрофа», 2010 г.);
  2. В. В. Бабайцева, М. И. Сергиенко «Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс» к учебнику В. В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5 – 9 классы» (М., «Дрофа», 2009 г.);
  3. Индивидуальные карточки с заданиями.
  4. Карточки с заданиями для организации работы учащихся в парах: «Разгадай кроссворд», «Подготовь связный рассказ о безличных глаголах по вопросам», «Заполни таблицу».
  5. Картины (иллюстрации) для написания сочинения-миниатюры.
  6. Музыкальное сопровождение для творческого задания - Kenny G – Moment.
  7. Листы самооценки для каждого учащегося.

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Начинаем урок русского языка. Проверьте, все ли готово к началу занятия.

- Каждому из вас я выдаю листы самооценки, куда вы будете вносить оценки, заработанные вами в ходе урока за выполнение отдельных заданий. В конце урока вы должны выставить себе средний балл.

II. Постановка темы и цели урока

- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и «классная работа». Сегодня мы с вами продолжим изучение безличных глаголов. Тема урока звучит так: «Употребление безличных глаголов». Запишите в тетради.

- Попробуйте сформулировать основные цели нашего урока.

(ответы учащихся).

 Дополнение учителя к ответам детей: потренироваться в употреблении безличных глаголов; научиться отличать безличные глаголы от личных; совершенствовать умение строить высказывания с безличными глаголами.

III. Проверка домашнего задания. Актуализация полученных на предыдущем уроке знаний.

- Для того чтобы узнать, насколько хорошо вы поняли изученный на предыдущем уроке материал, организуем работу в парах, каждая из которых получает свое задание теоретического или практического характера (учитель выдает каждой паре отпечатанное задание). Через 2 минуты заслушаем ответы каждой пары.

1 пара  - Подготовить связный рассказ о безличных глаголах по данным вопросам.

1. Что обозначают безличные глаголы?

2. На какие лексические группы делятся безличные глаголы?

3. Как изменяются безличные глаголы?

4. В каких глагольных формах могут употребляться безличные глаголы?

5. С помощью каких суффиксов могут быть образованы безличные глаголы от личных?

6. Каким членом предложения всегда являются безличные глаголы?

2 пара – Разгадать кроссворд. Вставить в клеточки безличные глаголы согласно данным определениям.

1. Ощущается болезненный озноб.

2. День клонится к вечеру.

3. Удается в делах.

4. Виделось во сне о чем-либо.

5. Хочется спать.

6. Есть желание.

7. Антоним глагола светает.

8. Появилась ноющая, тупая боль.

9. Создается впечатление, представляется.

1

Б

2

Е

3

З

4

Л

5

И

6

Ч

7

Н

8

Ы

9

Е

Ответы: знобит, вечереет, везёт, снилось, спится, хочется, темнеет, заныло, кажется.

3 пара – Выполнить упражнение № 117 в «Рабочей тетради»: вписать НЕ (слитно или раздельно), подчеркнуть безличные глаголы. К какой лексической группе относятся эти глаголы? Объясните написание НЕ с глаголами.

Индивидуальное задание (слабому ученику) – выписать на доску безличные глаголы из домашнего упражнения № 307 (дышится, веет, не сидится, хочется, тянет), объяснить орфограммы в глаголах и  выполнить синтаксический разбор указанного предложения:

(Легко дышится после грозы! Повеств., воскл., простое, распр., односоставное. [        ])

- Итак, прошло 2 минуты. Настало время проверить качество выполненной вами работы (каждая пара выступает по очереди, остальные учащиеся исправляют допущенные ошибки).

-  А теперь оцените свое первое задание: если вы ни разу не ошиблись - «5», если допустили 1 – 2 ошибки – «4», если допустили 3 – 5 ошибок – «3».

IV. Освоение нового материала

- Как же отличать безличные глаголы от личных, употребленных в безличном значении?

- Сравним два предложения (учитель записывает на доске, дети – в тетрадях).

1) Приятно пахнет сосна.

2) Приятно пахнет сосной.

- Чем отличается первое предложение от второго? Подчеркните грамматические основы в каждом предложении.

(в первом предложении есть и подлежащее, и сказуемое)

- Вы правы, первое предложение двусоставное, т. к. в нем присутствуют оба главных члена, а второе – односоставное, т. к. в нем есть только один главный член - сказуемое.

- Является ли глагол пахнет безличным? (Нет. В первом предложении при нем есть действующее лицо – сосна)

- Верно. Однако для второго предложения подобрать действующее лицо не удается. Значит, во втором предложении личный глагол употребляется в безличном значении, при котором нет и не может быть подлежащего.

V. Первичное закрепление

- А сейчас мы с вами потренируемся в различении личных и безличных глаголов, а также личных глаголов в безличном значении. Работаем в парах. Я выдаю вам список глаголов и таблицу, которую нужно заполнить. Первая пара выписывает в первый столбик таблицы глаголы, которые могут быть сказуемыми только в двусоставных предложениях (т. е. всегда имеют при себе подлежащее). Вторая пара выписывает во второй столбик глаголы, которые могут быть только безличными, т. е. при них нет и не может быть подлежащего. Третья группа  (3 чел.) выписывает в третий столбик глаголы, которые могут быть как личными, так и безличными.

- С одним из выписанных глаголов составьте и запишите в тетради предложение.

1

2

3

Глаголы: не хочется, понесло, смеется, ударило, бежит, светает, играет, засыпало, думается, смотрит, знобит, веет.

- На выполнение данного задания я даю вам 3 – 4 минуты.

(самостоятельная работа учащихся в парах)

- Итак, проверяем. Если задание выполнено правильно, то в каждом столбике таблицы должно быть одинаковое количество глаголов (каждая пара выступает по очереди).

1 графа: смеется, бежит, играет, смотрит.

2 графа: не хочется, светает, думается, знобит.

3 графа: понесло, ударило, засыпало, веет.

Предложения (примерные):

  1. Звонко бежит речной ручеек.
  2. Летом на улице очень рано светает.
  3.  На рассвете в долине теплом веет. – Ветер веет свежей прохладой.

(Учащиеся не только зачитывают свои глаголы, но и заполняют другие графы после обсуждения. В итоге у каждого ученика должна быть заполнена таблица целиком).

- Оцените качество выполнения этого задания (учащиеся выставляют оценки в «Листы самооценки»).

 - А сейчас выполните упражнение № 112 в «Рабочей тетради»: перестройте предложения с двумя главными членами (т. е. двусоставные) в предложения с одним главным членом (односоставные) – сказуемым, выраженным безличным глаголом. Один ученик (слабый)  выполняет это задание у доски, остальные – в тетрадях.

Затем – взаимопроверка (пары меняются тетрадями и проверяют правильность выполнения работы).

(Учащиеся выставляют по итогам проверки себе оценки).

VI. Самопроверка. Творческое задание.

- Настало время проверить себя и понять, умеете ли вы составлять связный текст, используя и личные, и безличные глаголы. Я подготовила несколько вариантов для выполнения творческого задания – написать сочинение-миниатюру по выбранной  картине (5 – 7 распространенных предложений). Подчеркните в своем тексте безличные глаголы.

- Если есть необходимость, вы можете воспользоваться набором безличных глаголов, который напечатан на отдельном листе.

(каждая пара выбирает картину, не видя, что на ней изображено, и по необходимости - список глаголов для сочинения).

Итак, темы для сочинения-миниатюры таковы:

  1. «Вечер у реки»
  2. «В зимнем парке»
  3. «В осеннем лесу»
  4. «В летнем лесу»

- Работаем самостоятельно, советуясь только с соседом по парте. А для создания хорошего настроения будет звучать легкая музыка - Kenny G – Moment. Когда музыка закончится, мы проверим ваши творческие работы (примерно 5 минут).

Список глаголов (на выбор в соответствии с темой) для написания сочинения-миниатюры:

Вечереет, пахнет, морозит, холодает, замело, покрыло, посветлело, побелело, смеркается, темнеет, засыпало, дышится, хочется, думается, не сидится, тянет.

- А теперь заслушаем каждую пару.

- Выскажите свое мнение об услышанном. Удалось ли раскрыть тему сочинения? Употреблены ли безличные глаголы?

- Оцените сами выполненное вами задание и внесите результаты в «Листы самооценки».

VII. Подведение итогов урока

- Наш урок подходит к концу. Попробуйте ответить на главный вопрос: как же отличать безличные глаголы от личных и от личных глаголов, употребленных в безличном значении? Какова роль безличных глаголов в речи?

- Скажите, что у вас хорошо получилось? Над чем еще нужно поработать? Как вы оценили свою работу на уроке? Назовите средний балл. (ответы учащихся)

- Оценки за урок…

VIII. Домашнее задание

(Домашнее задание отпечатано для каждого ученика, взято упражнение из электронного сборника дидактических и раздаточных материалов, изд-во «Учитель»)

- Итак, посмотрите, какую работу вы должны выполнить дома (идет комментарий):

Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки, подчеркните все глаголы. Определите, какие глаголы являются личными, безличными, личными в безличном значении. Укажите. Выполните указанные разборы.

Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. (А. П. Чехов.) Толстый хотел было возразить2 что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительности, что тайного  советника2 стошнило. (А. П. Чехов.) Посветлело3 в небе. Утро скоро. С ямщиком беседуют ш…феры. (М. Светлов.) Эскадронный пол…жил2 рядом винтовку и долго вертел в руках новенький половник. Свежий хворост был медвяно пахуч и липок, в нос ширяло зап…хом цветущего краснотала, землей попахивало. (М. Шолохов.) С механиком ему (не) везло: то попадет…ся лодырь, то ничего (не) понимает в моторе.

- Что непонятно в домашней работе?

- Урок окончен.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Посыпкина Елена Юрьевна

Класс: 6-й.    Дата: 17 ноября Предмет: русский язык.

Тема урока: «Употребление безличных глаголов».

Место урока в системе уроков по изучаемой теме: второй урок по изучению безличных глаголов (34-й урок в разделе «Глагол»).

Цель урока: познакомиться с употреблением в речи безличных глаголов и личных глаголов в значении безличных.

Задачи урока: 

  1. Образовательные: потренироваться в употреблении безличных глаголов; проанализировать синтаксические конструкции, в которых личные глаголы употребляются в значении безличных; прививать умения отличать безличные глаголы от личных; совершенствовать умение строить высказывание с безличными глаголами.
  2.  Воспитательные: воспитывать интерес к самостоятельному исследованию языковых явлений, понятий, воспитывать культуру речи.

3. Развивающие: развивать логическое и творческое мышление, память, воображение; развивать речь, умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы на основе наблюдений, овладевать научным стилем речи.

Этап урока

Время, мин.

Цель

Методы и приемы работы

ФОУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

Организацион

ный

1

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

---

---

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Готовность класса к уроку

Постановка темы и цели урока

2

Подведение детей к постановке задач урока.

Наблюдение, беседа

Ф

Озвучивает тему урока. Подводит детей к самостоятельному формулированию целей урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдает листы самооценки.

Записывают тему урока в тетрадь.

Подписывают листы самооценки.

Понимание учащимися поставленных целей урока.

Проверка домашнего задания, актуализация полученных знаний

8

Выявление степени понимания учащимися изученной темы

Рассказ по плану, разгадывание кроссворда, работа с текстом

П

И

Формулирует задание. Предлагает индивидуальные задания и задания для работы в парах. Обеспечивает мотивацию выполнения.

Выполняют задания по карточкам попарно и индивидуально. По очереди отвечают и комментируют. Объясняют орфограммы. Один делает разбор предложения.

Понимание учащимися теоретических основ изучаемой темы.

Освоение нового материала

4

Развитие умения различать безличные глаголы от личных, употребленных в безличном значении.

Наблюдение, работа с предложениями (сравнение)

Ф

Указывает объект наблюдения. Побуждает к высказыванию своего мнения

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения, объясняют свой выбор

Сформулирована проблема, которую должны решить в ходе урока

Первичное закрепление нового материала

5

5

Освоение способа различения глаголов

Самостоятель

ная работа (сравнение, классифика

ция), взаимопрове

рка

П

И

Проводит инструктаж учащихся. Организует выступление групп, обмен мнениями

Читают глаголы, сравнивают, выбирают и объясняют свой выбор

Осмысление учащимися изучаемого материала

Самопроверка

(творческое задание)

9

Осознание каждым учащимся степени овладения изученным материалом

Сочинение –миниатюра, самооценка

П

Организует творческую работу. Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.

Выполняют творческое задание.

Осуществляют самооценку. Высказывают свое мнение.

Понимание учащимися цели задания. Качественная оценка работы класса и отдельных учеников

Подведение итогов урока

3

Соотнесение поставленных задач урока с достигнутым результатом, фиксация нового знания постановка дальнейших целей

Рефлексия, контроль

Ф

Задает вопросы о целях урока. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке.

Дает качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

Оценка результативной и процессуальной сторон работы класса и отдельных учащихся.

Домашнее задание

3

Закрепление изученного на уроке материала

Наблюдение, беседа

Ф

Мотивирует учащихся к выполнению домашнего задания, дает комментарий к его выполнению.

Записывают домашнее задание в дневниках. Слушают комментарии учителя.

Понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

* ФОУД – форма организации учебной деятельности (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).



Предварительный просмотр:

1 пара  - Подготовить связный рассказ о безличных глаголах по данным вопросам.

1. Что обозначают безличные глаголы?

2. На какие лексические группы делятся безличные глаголы?

3. Как изменяются безличные глаголы?

4. В каких глагольных формах могут употребляться безличные глаголы?

5. С помощью каких суффиксов могут быть образованы безличные глаголы от личных?

6. Каким членом предложения всегда являются безличные глаголы?

2 пара – Разгадать кроссворд. Вставить в клеточки безличные глаголы согласно данным определениям.

1. Ощущается болезненный озноб.

2. День клонится к вечеру.

3. Удается в делах.

4. Виделось во сне о чем-либо.

5. Хочется спать.

6. Есть желание.

7. Антоним глагола светает.

8. Появилась ноющая, тупая боль.

9. Создается впечатление, представляется.

1

Б

2

Е

3

З

4

Л

5

И

6

Ч

7

Н

8

Ы

9

Е


3 пара – Выполнить упражнение № 117 в «Рабочей тетради»: 

вписать НЕ (слитно или раздельно), подчеркнуть безличные глаголы.

Подготовить ответ на вопрос: к какой лексической группе относятся эти глаголы? Объясните написание НЕ с глаголами.

Индивидуальное задание  – выписать на доску безличные глаголы из домашнего упражнения № 307, объяснить орфограммы в глаголах (устно) и  выполнить полный синтаксический разбор указанного предложения.

        


Задание: вписать в таблицу данные ниже глаголы. С одним из них составить и записать предложение.

1

глаголы, которые могут быть сказуемыми только в двусоставных предложениях

2

глаголы, которые могут быть только безличными,

 т. е. при них нет и не может быть подлежащего

3

глаголы, которые могут быть как личными, так и безличными.

Глаголы: не хочется, понесло, смеется, ударило, бежит, светает, играет, засыпало, думается, смотрит, знобит, веет.

Задание: вписать в таблицу данные ниже глаголы. С одним из них составить и записать предложение.

1

глаголы, которые могут быть сказуемыми только в двусоставных предложениях

2

глаголы, которые могут быть только безличными,

 т. е. при них нет и не может быть подлежащего

3

глаголы, которые могут быть как личными, так и безличными.

Глаголы: не хочется, понесло, смеется, ударило, бежит, светает, играет, засыпало, думается, смотрит, знобит, веет.

Задание: вписать в таблицу данные ниже глаголы. С одним из них составить и записать предложение.

1

глаголы, которые могут быть сказуемыми только в двусоставных предложениях

2

глаголы, которые могут быть только безличными,

 т. е. при них нет и не может быть подлежащего

3

глаголы, которые могут быть как личными, так и безличными.

Глаголы: не хочется, понесло, смеется, ударило, бежит, светает, играет, засыпало, думается, смотрит, знобит, веет.


Список глаголов (на выбор в соответствии с темой)

 для написания сочинения-миниатюры:

Вечереет, пахнет, морозит, холодает, замело, покрыло, посветлело, побелело, смеркается, темнеет, засыпало, дышится, хочется, думается, не сидится, тянет.

Список глаголов (на выбор в соответствии с темой)

 для написания сочинения-миниатюры:

Вечереет, пахнет, морозит, холодает, замело, покрыло, посветлело, побелело, смеркается, темнеет, засыпало, дышится, хочется, думается, не сидится, тянет.

Список глаголов (на выбор в соответствии с темой)

 для написания сочинения-миниатюры:

Вечереет, пахнет, морозит, холодает, замело, покрыло, посветлело, побелело, смеркается, темнеет, засыпало, дышится, хочется, думается, не сидится, тянет.

Список глаголов (на выбор в соответствии с темой)

 для написания сочинения-миниатюры:

Вечереет, пахнет, морозит, холодает, замело, покрыло, посветлело, побелело, смеркается, темнеет, засыпало, дышится, хочется, думается, не сидится, тянет.

Список глаголов (на выбор в соответствии с темой)

 для написания сочинения-миниатюры:

Вечереет, пахнет, морозит, холодает, замело, покрыло, посветлело, побелело, смеркается, темнеет, засыпало, дышится, хочется, думается, не сидится, тянет.

Список глаголов (на выбор в соответствии с темой)

 для написания сочинения-миниатюры:

Вечереет, пахнет, морозит, холодает, замело, покрыло, посветлело, побелело, смеркается, темнеет, засыпало, дышится, хочется, думается, не сидится, тянет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка по теме "Виды глагола"

ПЛАН-КОНСПЕКТ  МАСТЕР-КЛАССА  В  5 «А» КЛАССЕПО ТЕМЕ «ВИДЫ ГЛАГОЛА»Учитель русского языка Л.Н.Нагаева 2011/2012 уч.год ТЕМА УРОКА: Виды глагола.ЦЕЛИ: 1) Ознакомить с новой гр...

Урок русского языка по теме "Безличные глаголы" (6 класс)

Материал содержит конспект урока и презентацию....

Урок русского языка по теме "Безличные глаголы"

Урок изучения нового материала...

Конспект урока русского языка в 5 классе. Глагол

Форма проведения урока: дидактическая игра.Цели: подготовка к орфографическому диктанту, усвоение норм правописания.Задачи:Обучающие: закрепить полученные орфографические и морфологические знания о гл...

Конспект урока русского языка по теме "Вид глагола". 5кл.

Представлен подробный конспект урока русского языка по теме: "Вид глагола", 5кл. по образовательной программе "Школа 2100"....

Конспект урока русского языка по теме "Безличные предложения" с презентацией

Конспект урока по теме "Безличное предложение", изучение нового материала....

Урок русского языка по теме "Безличные глаголы" (5 класс, ОС "Школа 2100).

Урок русского языка с использованием развивающих технологий....