урок русского языка в 10 классе
методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему

Назмеева Зульфия Анасовна

План-конспект урока

Ф.И.О. Назмеева З.А

Предмет: русский язык

Класс: 10 класс.

Тип урока:ОНЗ.

Тема

 Выявление, формулирование  разных типов проблем в текстах

Цель

 Знакомство с некоторыми особенностями  выполнения задания открытого типа  с развернутым ответом (задание 25)

Задачи

Образовательные: сформировать представление о структуре сочинения , особенностях определения проблемы, типах проблемы
Развивающие: развивать умение работать с текстами разных стилей, анализировать тексты, используя метод Интеллект-карт
Воспитательные: воспитывать ценностное отношение к слову, интерес и уважение к родному языку.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока

Ф.И.О. Назмеева З.А

Предмет: русский язык

Класс: 10 класс.

Тип урока:ОНЗ.

Тема

 Выявление, формулирование  разных типов проблем в текстах

Цель

 Знакомство с некоторыми особенностями  выполнения задания открытого типа  с развернутым ответом (задание 25)

Задачи

Образовательные: сформировать представление о структуре сочинения , особенностях определения проблемы, типах проблемы
Развивающие: развивать умение работать с текстами разных стилей, анализировать тексты, используя метод Интеллект-карт
Воспитательные: воспитывать ценностное отношение к слову, интерес и уважение к родному языку.

Формирование УУД

ЛичностныеУУД:  

  • положительные нравственные качества;
  • действия нравственно-этического оценивания.

Регулятивные УУД: 

  • выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить;
  • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению ошибок.

 Коммуникативные УУД: 

  • строить монологическое высказывание;
  • вести диалог, слушать собеседника.

Познавательные УУД: 

  • самостоятельно формулировать цель урока, определять задачи;
  • составлять алгоритм действий и пользоваться им;
  • использовать метод Интеллект-карт для извлечения информации и структурирования.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Знать понятие «проблема», «тип проблемы», «комментарий проблемы»
  • Уметь составлять Интеллект-карту текста, применяя  алгоритм выявления проблемы в публицистическом, художественном тексте; определять тип проблемы
  • Личностные: 
  •  Сформированность способности к саморазвитию;
  •  Мотивация  к учению и познанию.

Метапредметные: 

  • Использование метода Интеллект-карт как универсального учебного действия.

Основные понятия

Проблема текста, тип проблемы, комментарий проблемы, Интеллект-карты, типовые конструкции (клише)

Межпредметные связи

 Литература

Педагогические технологии

Критического мышления , сотрудничества,личностно-ориентированные

Оборудование

Мультимедийный проект, раздаточный материал, интеллект-карты

Ход урока

Дорогу осилит идущий

I. Организационный этап. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Слово учителя: Сегодня мы продолжим наш путь к итоговой аттестации по русскому языку в формате ЕГЭ. До экзамена осталось всего 454 дня.

Задание.

  • Запишите сегодняшнее число и предложение: Я думаю о 454 (прописью) днях, которые подарила мне судьба для подготовки к ЕГЭ.
  • Какое числительное вы использовали?
  • Как склоняются количественные числительные?
  • Проверьте правильность написания числительного 454.

  • Как склоняются   порядковые числительные?
  • Просклоняйте  порядковое числительное 454( четвертый)( проверка по цепочке)
  • В чем особенность склонения числительных 40, 90 и 100?
  • 1группа-  40
  • 2группа   90
  • 3группа   100( проверка по группам)

Слово учителя: У вас, ребята, в запасе 454 дней, чтобы подготовиться к экзамену и достойно выдержать его.

II.Актуализация  и фиксирование  индивидуального затруднения в пробном действии

1.Пунктуационная разминка. Работа по карточкам 1 группа (выполнение задания 19)

2. Орфоэпическая разминка: проставьте ударения в словах:

аэропОрты, бАнты, бухгАлтеров, вероисповЕдание, граждАнство, диспансЕр, жалюзИ, мЕстностей, газопровОд, нефтепровОд, водопровОд, красИвее, мозаИчный оптОвый, прозорлИва, ободрИшься, одолжИт, премировАть

Поменяйтесь листочками с соседом по плечу и проверьте простым карандашом: без ошибок – «5», 1-2 ошибки – «4», 3-4 ошибки – «3», больше – «2».

  • Молодцы! Но…

III.  Выход к теме и целеполагание

Слово учителя: Самым сложным заданием в КИМах ЕГЭ является 25-ое задание – написание сочинения на основе прочитанного текста, это задание повышенной сложности, но самое дорогое: максимальный балл за сочинение – 24 балла.  Над методикой выполнения этого задания мы будем работать в течение нескольких уроков.

Тема нашего сегодняшнего занятия звучит следующим образом: 

Выявление, формулирование разных типов проблем в текстах( слайд)

Анализируя формулировку темы, определите, что вы должны узнать на уроке (цель урока), чему научиться (задачи урока) (заполнение ИК1):

C:\Users\user\Desktop\Обобщение опыта работы Горовая Татьяна Петровна\готовая на конкурс\Урок\урок2.bmp

IV.Формирование новых понятий и способов действий

1.Работа с интеллект –картой

Учитель

Работа с текстом – это трудоемкий процесс. Наша задача – за конкретными поступками, событиями, размышлениями увидеть то, на что обращает  автор особое внимание.

Выявление и формулирование проблемы – это один из важных этапов работы над сочинением, по всем пунктам сочинения вы будете работать только с  этой проблемой

C:\Users\user\Desktop\Обобщение опыта работы Горовая Татьяна Петровна\для презентации\часть с.bmp

   2.    Работа с понятием «проблема»

   -  Что же такое проблема текста? 

       Проблема текста – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий исследования, решения.  Вопрос, над которым размышляет автор. (слайд )

.

- Какие виды проблем вы знаете?

  Учитель.   Проблема - вопрос может не иметь однозначного ответа. Он может затрагивать разные стороны жизни:  внутренний мир человека или жизнь природы, общества и многие другие. Поэтому выделяют различные виды проблем   ( слайд )

  - философские проблемы (затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления);

  -  социальные проблемы (касаются устройства и жизни общества);

  -  политические проблемы (связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп);

  -  экологические проблемы (отражают взаимодействие человека и окружающей среды);

  -  нравственные (этические) проблемы (связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определёнными правилами поведения).

        Определяя проблему, нужно задуматься над тем, каким образом содержание текста касается каждого человека, всего человечества в целом.

3. Работа с текстом Владимира Алексеевича Солоухина. Составление алгоритма. 

- что такое текст?(это слова, предложения, абзацы и более крупные части, связанные в целое темой и основной мыслью, образующее высказывание или произведение)

-обращение к словарю Ожегова

-признаки текста? ( единство темы, основной мысли, относительная законченность, последовательность изложения, грамматическая связь предложений)

-назовите типы речи?

- назовите стили речи?

Текст читает ______________________

У человека самая яркая пора - детство. Все, что связано с детством, кажется потом прекрасным. Человека всю жизнь манит эта золотая, но увы, недоступная больше страна - остаются одни воспоминания, но какие сладкие, какие ненасытные, как они будоражат душу. Даже невзгоды, перенесенные в детстве, не представляются потом ужасными, но окрашиваются в смягчающий, примиряющий свет. Например, моя жена в детстве перенесла голод. Они ели тогда какие-то ужасные, черные, как земля, клеклые блины из полусгнившей сырой картошки. И вот теперь, когда за витринами магазинов лежат греческие маслины, копченая рыба, куропатки и даже мясо кальмаров, высшим лакомством для жены остаются эти картофельные оладьи. Они, правда, какие-то немножко не те, несмотря на то, что она готовит их сама. Но это лишь потому, что слишком свежа картошка. Ничего не поделаешь. Воспоминание детства.

Но ведь детство было и у человечества в целом. Ничего нельзя было купить в магазине, не существовало стольких кафе, ресторанов, магазинов с доставкой продуктов на дом. Все, от лесного ореха до мяса мамонта, от рыбины до гриба, приходилось добывать самому. В те времена охота, рыболовство, собирание даров леса, в том числе и грибов, было не забавой, не увлечением, не страстью отдельных чудаков, но бытом, повседневностью, жизнью. Точно так же как детство просто человека это не игра в куклы или в солдатиков, но период жизни довольно суровый и ответственный, ибо именно в детстве формируется характер человека, именно в детстве его постигают всякие неожиданности, способные оборвать, довольно слабенькую в то время, ниточку жизни. То, что страшно яблоневому ростку, не страшно взрослой крепкой яблоне.

Владимир Алексеевич Солоухин - русский советский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы».

Докажите, что это текст по 5 признакам

Алгоритм выявления проблемы в публицистическом  тексте(слайд )

  1. Определить ключевые слова в тексте.
  2. Определить, как характеризует автор это явление, событие, факт, размышление?
  3. Сформулировать проблему, используя выявленные ключевые слова.

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\Рисунок2.png

C:\Users\user\Desktop\Обобщение опыта работы Горовая Татьяна Петровна\готовая на конкурс\Урок\детство.bmp

Слово учителя: К какой проблеме обращается В. Солоухин в данном тексте? В чем, по мнению автора, значимость детства для человека? 

Слово учителя: Проблему можно записать двумя способами:

В виде вопроса

:

  • Какова роль детства в жизни человека?
  • Какова значимость такой поры как детство  для человека?

В виде словосочетания:

Проблема (чего?)

Вопрос (о чем?)

  • Проблема роли детства…
  • Вопрос о роли такой поры как детство для человека….

V.Самоконтроль с самопроверкой

Учитель (2017 год объявлен  в Республике Татарстан Годом экологии и общественных пространств)

- чтение наизусть стихов А.Фета и Ф.Тютчева и определение проблем

1.Задание:

  • У вас на  листочках написаны типы проблем. Подумайте и каждый запишите хотя бы одну конкретную проблему указанного типа. 
  • Кто готов? Кто дополнит?

Запомните определение типов проблем, они важны при написании комментария.

(показ слайда-эталона   по типам проблем)

2. Задание

 - Определить к какому типу относятся указанные проблемы

(показ слайда- эталона )

VI.Включение изученного в систему знаний

Работа в группах

 Задание 1.       Выявление ключевых слов и понятий, связанных с этими словами

1-природа

2-сострадание

3-книги

4-памятники

5-родина

6-искусство

Задание 2.      Постановка проблемы разными способами

-В виде вопроса

-В виде словосочетания:

-Проблема (чего?)

-Вопрос (о чем?)

Задание 3.      Подбор аргументов

Задание 4.

Составление интеллект-карты

Задание 4

Оформление вступления  сочинений. Для этого мы будем использовать клише. Клише – типовые конструкции, помогающие организовать структуру сочинения. Вступление.

  1. Ряд риторических вопросов 

Что такое счастье? Каждый ли человек может быть счастливым? Кроется ли «сердцевина» счастья только в здоровье? Именно на эти вопросы пытается ответить автор текста, предложенного нам для анализа.

  1. С проблемы 

Проблема ……..- из тех, которые актуальны и в наше время. Но в том и заключается особенность нравственных (социальных, философских…) вопросов, что каждый человек ответы на них находит сам.

  1. Несколько слов об авторе 

Величайший русский писатель ФИО автора известен как писатель-гуманист, философ, обращающийся к вечным темам. Так и в тексте, предложенном нам для анализа, он обратился к вопросу о том, что…..

VII.Рефлексия

  • Вернитесь к целям и задачам урока
  • Определите, добились ли вы намеченного
  • Поставьте себе плюсы или минусы

Дом. задание: по предложенным текстам написать в тетради вступление, подобрать аргументы


Орфоэпическая разминка

аэропорты, банты, бухгалтеров, вероисповедание, гражданство, диспансер,

 жалюзи, местностей, газопровод, нефтепровод, водопровод, красивее,

мозаичный оптовый, прозорлива, ободришься, одолжит, премировать 

Орфоэпическая разминка

аэропорты, банты, бухгалтеров, вероисповедание, гражданство, диспансер,

 жалюзи, местностей, газопровод, нефтепровод, водопровод, красивее,

мозаичный оптовый, прозорлива, ободришься, одолжит, премировать 

Орфоэпическая разминка

аэропорты, банты, бухгалтеров, вероисповедание, гражданство, диспансер,

 жалюзи, местностей, газопровод, нефтепровод, водопровод, красивее,

мозаичный оптовый, прозорлива, ободришься, одолжит, премировать 

Орфоэпическая разминка

аэропорты, банты, бухгалтеров, вероисповедание, гражданство, диспансер,

 жалюзи, местностей, газопровод, нефтепровод, водопровод, красивее,

мозаичный оптовый, прозорлива, ободришься, одолжит, премировать 

Орфоэпическая разминка

аэропорты, банты, бухгалтеров, вероисповедание, гражданство, диспансер,

 жалюзи, местностей, газопровод, нефтепровод, водопровод, красивее,

мозаичный оптовый, прозорлива, ободришься, одолжит, премировать 

Орфоэпическая разминка

аэропорты, банты, бухгалтеров, вероисповедание, гражданство, диспансер,

 жалюзи, местностей, газопровод, нефтепровод, водопровод, красивее,

мозаичный оптовый, прозорлива, ободришься, одолжит, премировать 

C:\Users\user\Desktop\Обобщение опыта работы Горовая Татьяна Петровна\готовая на конкурс\Урок\1234.bmp

C:\Users\user\Desktop\Обобщение опыта работы Горовая Татьяна Петровна\готовая на конкурс\Урок\урок2.bmp

Карта урока «Выявление, формулирование, комментирование разных типов проблем в текстах публицистического и художественного стиля

 (часть С)»

C:\Users\user\Desktop\Обобщение опыта работы Горовая Татьяна Петровна\готовая на конкурс\Урок\1234.bmp

Проблема – это вопрос, который задает автор в рамках данного текста. Отправной пункт в работе над сочинением

Структура сочинения

C:\Users\user\Desktop\Обобщение опыта работы Горовая Татьяна Петровна\для презентации\часть с.bmp

Типы проблем (см. приложение № 1)

ЗАДАНИЕ. Определите, к какому типу относятся указанные проблемы. Установите соответствия.

  1. 1.В чем опасность политики национализма?

А.  Философская

  1. 2. Можно ли избежать социальной несправедливости?

Б. Политическая

  1. 3. В чем смысл человеческой жизни?

В. Экологическая

4. Нужно ли заботиться об окружающих людях?

Г. Нравственная

5. Имеет ли право человек вмешиваться в жизнь природы?

Д. Эстетическая

6. Какова роль искусства в жизни человека?

Е. Социальная

1 -

2 -

3 -

4 -

5 -

6 -

текст В. Солоухина

  У человека самая яркая пора - детство. Все, что связано с детством, кажется потом прекрасным. Человека всю жизнь манит эта золотая, но увы, недоступная больше страна - остаются одни воспоминания, но какие сладкие, какие ненасытные, как они будоражат душу. Даже невзгоды, перенесенные в детстве, не представляются потом ужасными, но окрашиваются в смягчающий, примиряющий свет. Например, моя жена в детстве перенесла голод. Они ели тогда какие-то ужасные, черные, как земля, клеклые блины из полусгнившей сырой картошки. И вот теперь, когда за витринами магазинов лежат греческие маслины, копченая рыба, куропатки и даже мясо кальмаров, высшим лакомством для жены остаются эти картофельные оладьи. Они, правда, какие-то немножко не те, несмотря на то, что она готовит их сама. Но это лишь потому, что слишком свежа картошка. Ничего не поделаешь. Воспоминание детства.

    Но ведь детство было и у человечества в целом. Ничего нельзя было купить в магазине, не существовало стольких кафе, ресторанов, магазинов с доставкой продуктов на дом. Все, от лесного ореха до мяса мамонта, от рыбины до гриба, приходилось добывать самому. В те времена охота, рыболовство, собирание даров леса, в том числе и грибов, было не забавой, не увлечением, не страстью отдельных чудаков, но бытом, повседневностью, жизнью. Точно так же как детство просто человека это не игра в куклы или в солдатиков, но период жизни довольно суровый и ответственный, ибо именно в детстве формируется характер человека, именно в детстве его постигают всякие неожиданности, способные оборвать, довольно слабенькую в то время, ниточку жизни. То, что страшно яблоневому ростку, не страшно взрослой крепкой яблоне.

Владимир Алексеевич Солоухин - русский советский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы».

текст В. Солоухина

  У человека самая яркая пора - детство. Все, что связано с детством, кажется потом прекрасным. Человека всю жизнь манит эта золотая, но увы, недоступная больше страна - остаются одни воспоминания, но какие сладкие, какие ненасытные, как они будоражат душу. Даже невзгоды, перенесенные в детстве, не представляются потом ужасными, но окрашиваются в смягчающий, примиряющий свет. Например, моя жена в детстве перенесла голод. Они ели тогда какие-то ужасные, черные, как земля, клеклые блины из полусгнившей сырой картошки. И вот теперь, когда за витринами магазинов лежат греческие маслины, копченая рыба, куропатки и даже мясо кальмаров, высшим лакомством для жены остаются эти картофельные оладьи. Они, правда, какие-то немножко не те, несмотря на то, что она готовит их сама. Но это лишь потому, что слишком свежа картошка. Ничего не поделаешь. Воспоминание детства.

    Но ведь детство было и у человечества в целом. Ничего нельзя было купить в магазине, не существовало стольких кафе, ресторанов, магазинов с доставкой продуктов на дом. Все, от лесного ореха до мяса мамонта, от рыбины до гриба, приходилось добывать самому. В те времена охота, рыболовство, собирание даров леса, в том числе и грибов, было не забавой, не увлечением, не страстью отдельных чудаков, но бытом, повседневностью, жизнью. Точно так же как детство просто человека это не игра в куклы или в солдатиков, но период жизни довольно суровый и ответственный, ибо именно в детстве формируется характер человека, именно в детстве его постигают всякие неожиданности, способные оборвать, довольно слабенькую в то время, ниточку жизни. То, что страшно яблоневому ростку, не страшно взрослой крепкой яблоне.

   Владимир Алексеевич Солоухин - русский советский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы».

Алгоритм выявления проблемы в публицистическом  тексте

  1. Определить ключевые слова в тексте.
  2. Определить, как характеризует автор это явление, событие, факт, размышление?
  3. Сформулировать проблему, используя выявленные ключевые слова.

Алгоритм выявления проблемы в публицистическом  тексте

  1. Определить ключевые слова в тексте.
  2. Определить, как характеризует автор это явление, событие, факт, размышление?
  3. Сформулировать проблему, используя выявленные ключевые слова.

Алгоритм выявления проблемы в публицистическом  тексте

  1. Определить ключевые слова в тексте.
  2. Определить, как характеризует автор это явление, событие, факт, размышление?
  3. Сформулировать проблему, используя выявленные ключевые слова.

Алгоритм выявления проблемы в публицистическом  тексте

  1. Определить ключевые слова в тексте.
  2. Определить, как характеризует автор это явление, событие, факт, размышление?
  3. Сформулировать проблему, используя выявленные ключевые слова.

Алгоритм выявления проблемы в публицистическом  тексте

  1. Определить ключевые слова в тексте.
  2. Определить, как характеризует автор это явление, событие, факт, размышление?
  3. Сформулировать проблему, используя выявленные ключевые слова.

Алгоритм выявления проблемы в публицистическом  тексте

  1. Определить ключевые слова в тексте.
  2. Определить, как характеризует автор это явление, событие, факт, размышление?
  3. Сформулировать проблему, используя выявленные ключевые слова.

Вступление.

  1. Ряд риторических вопросов 

Что такое счастье? Каждый ли человек может быть счастливым? Кроется ли «сердцевина» счастья только в здоровье? Именно на эти вопросы пытается ответить автор текста, предложенного нам для анализа.

  1. С проблемы 

Проблема ……..- из тех, которые актуальны и в наше время. Но в том и заключается особенность нравственных (социальных, философских…) вопросов, что каждый человек ответы на них находит сам.

  1. Несколько слов об авторе 

Величайший русский писатель ФИО автора известен как писатель-гуманист, философ, обращающийся к вечным темам. Так и в тексте, предложенном нам для анализа, он обратился к вопросу о том, что…..

Вступление.

  1. Ряд риторических вопросов 

Что такое счастье? Каждый ли человек может быть счастливым? Кроется ли «сердцевина» счастья только в здоровье? Именно на эти вопросы пытается ответить автор текста, предложенного нам для анализа.

  1. С проблемы 

Проблема ……..- из тех, которые актуальны и в наше время. Но в том и заключается особенность нравственных (социальных, философских…) вопросов, что каждый человек ответы на них находит сам.

  1. Несколько слов об авторе 

Величайший русский писатель ФИО автора известен как писатель-гуманист, философ, обращающийся к вечным темам. Так и в тексте, предложенном нам для анализа, он обратился к вопросу о том, что…..

Вступление.

  1. Ряд риторических вопросов 

Что такое счастье? Каждый ли человек может быть счастливым? Кроется ли «сердцевина» счастья только в здоровье? Именно на эти вопросы пытается ответить автор текста, предложенного нам для анализа.

  1. С проблемы 

Проблема ……..- из тех, которые актуальны и в наше время. Но в том и заключается особенность нравственных (социальных, философских…) вопросов, что каждый человек ответы на них находит сам.

  1. Несколько слов об авторе 

Величайший русский писатель ФИО автора известен как писатель-гуманист, философ, обращающийся к вечным темам. Так и в тексте, предложенном нам для анализа, он обратился к вопросу о том, что…..


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Типы проблем

философские

социальные

политические

нравственные

экологические

эстетические

  • Смысл жизни
  • Познание и самопознание
  • Свобода и ответственность
  • Человек и история
  • Человек и культура

  • Социальная справедливость и несправедливость
  • Соблюдение прав человека
  • Прогресс и общество
  • Наука и общество
  • Демократия
  • Гражданское право
  • Терроризм
  • Национализм
  • Гражданское общество

  • Эгоизм и гуманизм
  • Доброта и жестокость
  • Духовность и бездуховность
  • Честь и бесчестие
  • Интеллигентность и хамство
  • Дружба и предательство
  • Любовь и ревность
  • Конфликт поколений
  • Взаимосвязь человека и природы
  • Экологическая ситуация
  • Потребительское отношение к природе
  • Экология культуры
  • Экология языка
  • Восприятие искусства
  • Воспитание эстетического вкуса
  • Духовность в искусстве
  • Чтение, роль книг в жизни человека
  • Массовая культура. Телевидение.
  • Интернет

ФРАЗЫ-КЛИШЕ

Вступление.

  1. Ряд риторических вопросов 

Что такое счастье? Каждый ли человек может быть счастливым? Кроется ли «сердцевина» счастья только в здоровье? Именно на эти вопросы пытается ответить автор текста, предложенного нам для анализа.

  1. С проблемы 

Проблема ……..- из тех, которые актуальны и в наше время. Но в том и заключается особенность нравственных (социальных, философских…) вопросов, что каждый человек ответы на них находит сам.

  1. Несколько слов об авторе 

Величайший русский писатель ФИО автора известен как писатель-гуманист, философ, обращающийся к вечным темам. Так и в тексте, предложенном нам для анализа, он обратился к вопросу о том, что…..

Комментирование проблемы (публицистический текст)

  • Публицист с восхищением (с негодованием, с огорчением) пишет о
  • Автор отмечает, что
  • Он считает, что
  • Проблема раскрывается публицистом на примере…
  • Он разделяет мнение (кого)…
  • Автор приводит нас к такому выводу:…..

Комментирование проблемы (художественный текст)

  • Писатель размышляет о
  • Автор  хвалит (осуждает, одобряет, симпатизирует)
  • Он раскрывает проблему на примере случае из жизни (взаимоотношений кого с кем)
  • Поступок (слова, действия) героя, по мнению писателя, свидетельствует о том, что…

ЧТО ДЕЛАЕТ АВТОР?

  • Отмечает, подчеркивает, приводит пример того, как… отмечает важность, анализирует, рассматривает, доказывает, убеждает, приходит к выводу, опирается на мнение


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 10 классе. Учитель Назмеева З.А.

Слайд 2

Я думаю о 454 днях, которые мне подарила судьба для подготовки к ЕГЭ.

Слайд 3

Я думаю о четырехстах пятидесяти четырех днях, которые мне подарила судьба для подготовки к ЕГЭ.

Слайд 4

Проведем небольшую орфоэпическую разминку: проставьте ударения в словах : аэропорты, банты , бухгалтеров, вероисповедание, гражданство , диспансер, жалюзи, местностей , газопровод, нефтепровод, водопровод , красивее, мозаичный оптовый , прозорлива, ободришься , одолжит , премировать

Слайд 5

эталон аэроп О рты, б А нты , бухг А лтеров, вероиспов Е дание, гражд А нство , диспанс Е р, жалюз И , м Е стностей , газопров О д, нефтепров О д, водопров О д , крас И вее, моза И чный опт О вый , прозорл И ва, ободр И шься , одолж И т , премиров А ть

Слайд 6

Тема урока: «Выявление, формулирование разных типов проблем в текстах».

Слайд 8

ч то такое текст у меть работать с текстом

Слайд 10

Проблема текста – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий исследования, решения. Вопрос, над которым размышляет автор .

Слайд 11

Типы проблем ФИЛОСОФСКИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ НРАВСТВЕННЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ

Слайд 13

Алгоритм выявления проблемы в публицистическом тексте: Определить ключевые слова в тексте. Определить, как характеризует автор это явление, событие, факт, размышление? Сформулировать проблему, используя выявленные ключевые слова.

Слайд 16

В виде вопроса: Какова роль детства в жизни человека? Какова значимость такой поры как детство для человека? В виде словосочетания: Проблема (чего?) Вопрос (о чем?) Проблема роли детства… Вопрос о роли такой поры как детство для человека…. Проблему можно записать двумя способами:

Слайд 17

Типы проблем Философские Социальные Политические Нравственные Экологические Эстетические Смысл жизни Познание и самопознание Свобода и ответственность Человек и история Человек и культура Социальная справедливость и несправедливость Соблюдение прав человека Прогресс и общество Наука и общество Демократия Гражданское право Терроризм Национализм Гражданское общество Эгоизм и гуманизм Доброта и жестокость Духовность и бездуховность Честь и бесчестие Интеллигентность и хамство Дружба и предательство Любовь и ревность Конфликт поколений Взаимосвязь человека и природы Экологическая ситуация Потребительское отношение к природе Экология культуры Экология языка Восприятие искусства Воспитание эстетического вкуса Духовность в искусстве Чтение, роль книг в жизни человека Массовая культура. Телевидение. Интернет

Слайд 19

Ключевые слова Понятия, связанные с этими словами Проблема в виде вопроса Проблема (чего?) Вопрос (о чём?) Аргумент 1 Аргумент 2

Слайд 21

Рефлексия Сегодня на уроке я узнал … Сегодня на уроке я научился … Особенно мне понравилось … Мне это пригодится …

Слайд 22

Домашнее задание: Используя фразы-клише, написать вступление сочинения и подобрать аргументы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...